Принцип независимости сути и подчинения их только закону
Рассматриваемый принцип закреплен в ст.ст. 110 и 112 Конституции, в иных правовых источниках. Его содержание включает два относительно самостоятельные положения*:
- при рассмотрении дел судьи должны быть ограждены от постороннего воздействия или навязывания им тех или иных решений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан, судей и вышестоящих судов;
- судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с Конституцией и иными нормативными правовыми актами (это положение нередко в учебной литературе рассматривают в качестве самостоятельного конституционного принципа судебной власти).
Статья 85 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей устанавливает систему гарантий рассматриваемого принципа. Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов. Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами. Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.
Одной из гарантий является предписание статьи 111 Конституции о недопустимости осуществления судьями предпринимательской деятельности и выполнения иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской и научно-исследовательской. Данное конституционное предписание отдельные ученые-юристы также относят к числу самостоятельных конституционных принципов судебной власти.
ЗЛ. Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах
Статья 113 Конституции устанавливает, что дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях единолично. Текущее законодательство детализирует конституционное предписание.
В соответствии со ст. 32 УПК уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично (один судья) или коллегиально (судья и два народных заседателя). Коллегиально рассматриваются две категории дел: 1) о преступлениях, за которые уголовным законом предусматривается наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь; 2) о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела рассматриваются единолично судьей. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, в составе не менее трех судей.
Гражданские дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично судьей. Исключением является лишь судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда, рассматривающая дела в составе 3 судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, в составе не менее 3 судей (ст. 10 ГПК).
Дела в хозяйственных судах первой инстанции рассматриваются, как правило, единолично судьей. В вышестоящих инстанциях – коллегиально, в составе не менее 3 судей (ст.ст. 11, 29 ХПК).
Конституционный Суд рассматривает все дела в коллегиальном составе (ст. 19 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей).
3.5. Принцип гласности сушёного разбирательства
Данный принцип закреплен в ст. 113 Конституции, указывающей, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16-летнего возраста, и представителям средств массовой информации присутствовать на судебных заседаниях. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов.
Слушание же дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 17 ГПК, ст. 23 УПК, ст. 21 ХПК). Как правило, закрытое судебное заседание проводится в целях неразглашения охраняемых законом сведений; для обеспечения безопасности участников судебного процесса; по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и т.д.
Разбирательство дел в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судебного производства.