Судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону

Судебная система Республики Беларусь

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:

· личные права и свободы;

· социально-экономические и политические права граждан;

· конституционный строй Республики Беларусь;

· государственные и общественные интересы;

· права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

1. Конституционного Суда;

2. системы общих судов;

3. системы хозяйственных судов.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется:

· законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь»;

· «Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей ».

Общие суды

К общим судам относятся:

1. Верховный Суд Республики Беларусь;

2. областные суды;

3. Минский городской суд;

4. районные (городские) суды;

5. Белорусский военный суд;

6. межгарнизонные военные суды.

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.

Он состоит из:

· Председателя суда;

· первого заместителя Председателя;

· заместителей Председателя;

· судей Верховного Суда Республики Беларусь

и действует в составе:

· судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;

· судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;

· военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь;

· судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь;

· Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

· Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь:

1. Рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.

2. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

3. Вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов.

4. Оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь.

5. Осуществляет иные полномочия.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

1. Рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел.

2. Рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь.

3. Рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства.

4. Осуществляет иные полномочия.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:

· Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;

· первого заместителя Председателя;

· заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;

· судей Верховного Суда Республики Беларусь.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:

1. Рассматривает:

o судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

o материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики;

o вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь.

2. Оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов.

3. Заслушивает о судебной практике по применению законодательства председателей:

o областных судов;

o Минского городского суда;

o Белорусского военного суда Республики Беларусь;

o районных (городских) судов;

o межгарнизонных военных судов.

4. Осуществляет иные полномочия.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.

Общим судам подведомственны уголовные дела и гражданские дела.

К числу гражданских дел относятся:

· дела по спорам, возникающим из отношений:

o гражданских;

o семейных;

o трудовых;

o жилищных;

o земельных;

o отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды,
если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин;

· дела, возникающие из административно-правовых отношений;

· дела особого производства;

· иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Межгарнизонные военные суды, Белорусский военный суд рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего.

Хозяйственные суды

К хозяйственным судам относятся:

1. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

2. хозяйственные суды областей;

3. хозяйственный суд города Минска.

Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений.

К подведомственности хозяйственных судов относятся:

1. дела по спорам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

2. между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь;

3. между административно-территориальными единицами Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:

1. рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности;

2. рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;

3. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4. обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

5. изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

6. разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

7. осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы;

8. ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах;

9. осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами;

10. решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств;

11. осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из:

· судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда;

· первого заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда;

· заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда

и действует в составе:

1. Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

2. Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

3. коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов;

4. судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.

Важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

1. рассматривает вопросы координации деятельности хозяйственных судов;

2. рассматривает материалы изучения и обобщения практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования хозяйственным судам разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории Республики Беларусь;

3. рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

4. рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, по вновь открывшимся обстоятельствам;

5. решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

6. рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, и другим законодательным актам;

7. рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

8. осуществляет иные полномочия.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются соответственно из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь соответственно и исполняют свои обязанности бессрочно.

Председатели районных (городских), областных, Минского городского судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет.

Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственного суда города Минска назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности также бессрочно, кроме назначенных на должность судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.

Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.

Судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону.

Судьи не могут:

1. быть членами политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели;

2. осуществлять предпринимательскую деятельность;

3. выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Деятельность судов основывается на принципах:

· законности;

· состязательности и равенства сторон в процессе;

· открытости и гласности судебного разбирательства;

· свободного доступа к правосудию;

· обязательности судебных актов для всех организаций и граждан.

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями.

Наши рекомендации