Организационное и материально- техническое обеспечение деятельности судов
8.1. Понятие организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов.
8.2. Роль Министерства юстиции и его органов по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции.
8.3. Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь.
Понятие организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов - одна из функций (направлении) правоохранительной деятельности. Суть ее заключается в создании судам условий (материальных, кадровых, информационно-правовых), необходимых для осуществления судебной власти.
Рассматриваемая деятельность осуществляется различными органами (ст.l83 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей):
- Секретариатом Конституционного Суда Республики Беларусь - в отношении Конституционного Суда Республики Беларусь;
- аппаратом Верховного Суда Республики Беларусь - в отношении Верховного Суда Республики Беларусь;
- аппаратом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь - в отношении Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов;
- Министерством юстиции Республики Беларусь - в отношении областных (Минского городского), районных (городских) и специализированных судов;
- управлениями юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов - в отношении районных (городских) и специализированных судов.
- организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь, материально-техническое обеспечение деятельности Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь и военных судов осуществляется Министерством обороны Республики Беларусь за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделяемых на эти цели Министерству обороны Республики Беларусь.
Указанные органы в соответствии со своей компетенцией:
- разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации работы судов Республики Беларусь и ее совершенствованию;
- осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов;
- организуют работу по материально-техническому обеспечению судов и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных постановлений;
- разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей;
- осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с законодательством.
Финансирование судов Республики Беларусь осуществляется за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность эффективного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законодательными актами. Расходы на содержание судов предусматриваются в бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год отдельными строками.
Финансирование деятельности Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь и военных судов осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделяемых на эти цели Министерству обороны Республики Беларусь.
Соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют судам необходимые помещения, обеспечивая их постоянное техническое обслуживание.
Роль Министерства юстиции и его органов по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие его функции
Компетенция Министерства юстиции и его органов на местах в области организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов помимо Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей отражена в Положении о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1605, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2009 г. № 183.
В целях выполнения данной задачи Министерство юстиции:
- разрабатывает и осуществляет меры, направленные на совершенствование организации работы судов и укрепление независимости судей;
- осуществляет в установленном порядке материально-техническое, финансовое обеспечение соответствующих судов;
- организует проектирование и утверждает проектно-сметную документацию строительства (капитального ремонта) зданий судов;
- участвует в формировании судейского корпуса (представители органов юстиции в составе квалификационных коллегий судей принимают участие в отборе кандидатов на должность судьи, в аттестации судей и т.д.);
- осуществляет повышение квалификации работников суда; возбуждает дисциплинарное производство в отношении судей;
- осуществляет меры по внедрению научно-методических рекомендаций в практику судов; осуществляет ведение статистической отчетности в судах;
- организует разработку и обеспечение судов программно-техническими средствами и технологиями сбора, обработки и анализа право вой информации;
- осуществляет иную деятельность.
Помимо организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов на Министерство юстиции возложен ряд других функций, а именно:
- реализация государственной политики в сфере юстиции;
- участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, Парламента и Правительства;
- проведение экспертизы правовых актов;
- государственная регистрация политических партий, профессиональных союзов и иных институтов, а также осуществление контроля за соблюдением ими своих уставов;
- ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- организация научно-исследовательской работы в области криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, а также проведение соответствующих экспертиз;
- организация и развитие системы юридических услуг (выдача лицензий; общее и методическое руководство адвокатурой и др.);
- представление в пределах своей компетенции интересов Республики Беларусь на международном уровне.
Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь
Министерство юстиции Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Правительству Республики Беларусь (по отдельным вопросам деятельности - непосредственно Президенту Республики Беларусь).
Министерство юстиции возглавляет Министр юстиции, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом. Министр юстиции имеет заместителей.
Систему Министерства юстиции составляют:
- центральный аппарат Министерства юстиции;
- главные управления юстиции областных и Минского городского исполкомов;
- государственные нотариальные конторы;
- Республиканский трудовой арбитраж;
- ведомственные нотариальные архивы;
- государственные организации, подчиненные Министерству юстиций (Научно-исследовательский институт криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь и др.);
- отделы записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах; Дома (Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов.
В структурном плане центральный аппарат Министерства юстиции состоит из главных управлений, управлений и отделов (Главное управление судебных органов; Управление правового обеспечения внешних связей; отдел контроля и правовой экспертизы правовых актов; отдел делопроизводства и спецработы и др.), а также департаментов с правами юридического лица (Департамент по архивам и делопроизводству).
В качестве совещательного органа в Министерстве юстиции образуется коллегия в количестве 12 человек. В ее состав входят Министр юстиции, его заместители, другие работники системы Министерства юстиции. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Министерства юстиции, судов и организаций системы Министерства юстиции.
Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования деятельности организаций системы Министерства юстиции при Министерстве юстиции создается Научно-консультативный совет из ученых и высококвалифицированных специалистов.
Тема 9
ПРОКУРАТУРА
9.1. Понятие прокуратуры и история ее развития в Республике Беларусь.
9.2. Задачи и направления деятельности прокуратуры.
9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
9.4. Система и структура органов прокуратуры.
9.5. Кадры органов прокуратуры.
9.6. Классные чины (воинские звания) прокурорских работников.
9.7. Меры поощрения и дисциплинарной ответственности
прокурорских работников.