Органы принудительного исполнения

В соответствии со ст. 3 Закона «Об исполнительном производст­ве» принудительное исполнение судебных актов арбитражного суда возлагается на службу судебных приставов. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом «О судебных при­ставах» в зависимости от исполняемых обязанностей приставы под­разделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебные приставы по обеспечению ус­тановленного порядка деятельности судей), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих акты судов и других органов.

Судебным приставом может быть гражданин России, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, способный по своим деловым и лич­ным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложен­ные на него обязанности. Старший судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование. Приставом не может быть лицо, имеющее судимость.

Служба судебных приставов по своей организации и соподчиненности носит вертикальный характер. Ее возглавляет Главный судеб­ный пристав России, являющийся одновременно заместителем ми­нистра юстиции РФ. На региональном уровне действуют службы су­дебных приставов органов юстиции субъектов РФ, а на местах — рай­онные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения су­дебных приставов. Эти подразделения на местах и будут заниматься непосредственной работой по обеспечению деятельности судов и ис­полнению исполнительных документов, а возглавлять их будут стар­шие судебные приставы.

Введение института судебных приставов-исполнителей представ­ляет собой в какой-то мере возрождение известного института судеб­ных приставов, существовавшего в России до 1917 г. Согласно Уч­реждению судебных установлений на судебных приставов возлага­лись обязанности по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнению иных по­ручений судов, в том числе исполнение распоряжений председатель­ствующего в судебном заседании.

Как характеризовал институт судебных приставов видный рус­ский юрист той эпохи Е.В. Васьковский, судебные приставы являлись органами судебной полиции*. Кандидат на должность судебного при­става вначале исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, ут­верждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые им могли быть причинены.

* См.: Васьковский Е.В. Указ. соч. С. 266.

Судебные приставы имели право избирать из своего состава со­вет в составе старшины и нескольких членов, без определения сро­ков их полномочий. Судебные приставы могли ходатайствовать через свои советы о разрешении образовать товарищества с круговой по­рукой друг за друга. Тем самым приставы принимали на себя ответ­ственность за все убытки, которые могли быть причинены их дей­ствиями.

В соответствии с новым законодательством полномочия судебных приставов-исполнителей расширены по сравнению с судебными исполнителями. Если судебные исполнители значительное число во­просов не могли решать самостоятельно, а на соответствующие дей­ствия им требовалась санкция судьи или суда, то судебные приста­вы-исполнители вправе самостоятельно решать большее число вопро­сов исполнительного производства. Лишь на отдельные действия су­дебного пристава-исполнителя необходима санкция старшего судеб­ного пристава-исполнителя или арбитражного суда в зависимости от характера исполнительного документа.

Судебному приставу-исполнителю может быть заявлен отвод, ос­нования и порядок разрешения которого определены в ст. 43 Феде­рального закона «Об исполнительном производстве».

Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению актов судов и других органов обязательны для всех органов, органи­заций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. На основании ст. 12 Закона «О судебных приставах» су­дебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевремен­ному, полному и правильному исполнению исполнительных докумен­тов. В соответствии с исполнительным документом, предъявленным к исполнению, судебный пристав-исполнитель должен предпринять все меры к его полной реализации.

Обязанности и права судебных приставов-исполнителей в про­цессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов определены следующим образом. В частности, судебный при­став-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставля­ет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производ­ства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает за­явления сторон по поводу исполнительного производства и их хода­тайства; выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинте­ресован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав-исполнитель имеет право при совершении ис­полнительных действий получать необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ве­дения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнитель­ном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их; на основании определения соответствующего суда совершать указан­ные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых дру­гими лицами или принадлежащих им.

Судебные приставы-исполнители вправе: арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с зако­ном; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном до­кументе; использовать нежилые помещения, находящиеся в муници­пальной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъ­ятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанностьпоего хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов на счет должника; в слу­чае неясности требований, содержащихся в исполнительном докумен­те, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В Законе «Об исполнительном производстве» предусмотрено и вознаграждение судебному приставу-исполнителю за успешные ис­полнительные действия. Судебный пристав-исполнитель, обеспечив­ший реальное и своевременное исполнение исполнительного доку­мента, получает вознаграждение в размере 5% взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10 минимальных размеров оп­латы труда, а по исполнительному документу неимущественного ха­рактера — пяти минимальных размеров оплаты труда.

В случае частичного исполнения исполнительного документа по. независящим от судебного пристава-исполнителя причинам возна­граждение выплачивается пропорционально взысканной сумме. Дан­ная сумма вознаграждения выплачивается судебному приставу-ис­полнителю из внебюджетного фонда развития исполнительного про­изводства.

Исполнительное законодательство определяет не только круг пол­номочий судебного пристава-исполнителя, но и порядок оспаривания его действий и постановлений. В соответствии со ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного листа, выдан­ного арбитражным судом, или на отказ в совершении действий, в том числе отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия). Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте со­вершения исполнительного действия (отказа в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно.

Кроме того, вред, причиненный судебным приставом-исполните­лем, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, а конкретно — Российской Федерацией, посколь­ку система принудительного исполнения входит в систему федераль­ных органов исполнительной власти.

Наши рекомендации