Органы принудительного исполнения. Роль суда в исполнительном производстве. Субъекты исполнительного производства, их процессуальные права и обязанности.

Субъекты исполнительного производства занимают различное правовое положение, наделены неодинаковым кругом прав и обязан­ностей. Поэтому по своей процессуальной роли, возможностям воз­действия на ход исполнительного производства, по характеру своей заинтересованности они делятся на следующие большие группы:

1) органы принудительного исполнения;

2) суды общей юрисдикции и арбитражные суды;

3) стороны исполнительного производства;

4) органы, исполняющие требования исполнительных документов;

5) лица, содействующие процессу исполнения.

Правила о субъектах исполнительного производства схожи с ана­логичными положениями гражданского и арбитражного судопроиз­водства, нотариального и административного производства. Взаимо­связь проявляется в том, что лицо, наделенное, например, процессу­альной правосубъектностью в арбитражном судопроизводстве, должно одновременно признаваться и субъектом исполнительного производ­ства для того, чтобы выступать в качестве взыскателя либо должника. В этом смысле правосубъектность субъектов исполнительного произ­водства носит производный характер от процессуальной и гражданс­кой правосубъектности, компетенции в сфере публично-правовых отношений, одним словом - от оснований участия в соответствую­щих процессуальных и материальных правоотношениях, в рамках ко­торых было разрешено юридическое дело и выдан исполнительный документ. числу органов принудительного исполнения относится в соот­ветствии со ст. 3 Федерального закона «Об исполнительном произ­водстве» Служба судебных приставов Российской Федерации и Службы судебных приставов субъектов Российской Федерации. При этом не­посредственное осуществление функций по принудительному испол­нению возлагается на судебного пристава-исполнителя. Поэтому юри­дически более правильно в качестве органа принудительного исполнения рассматривать судебного пристава-исполнителя. В пользу изложенного вывода говорят те положения законодательства об исполнительном производстве, согласно которым:

  • судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятель­ным и относительно независимым лицом, действующим непосред­ственно на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  • судебный пристав-исполнитель принимает от своего имени реше­ния, облекаемые в форму постановлений, и иные акты, непосред­ственно влияющие на динамику исполнительного производства;
  • юридические действия судебного пристава-исполнителя являются са­мостоятельным объектом обжалования вышестоящим должностным лицам Службы судебных приставов либо в судебном порядке.

Следует иметь в виду, что Служба судебных приставов в настоя­щее время является не единственным органом среди федеральных ор­ганов исполнительной власти, а судебный пристав-исполнитель - неединственное должностное лицо, исполняющее требования испол­нительных документов. К их числу временно относятся и федераль­ные органы налоговой полиции, которым согласно п. 12 ст. 11 Феде­рального закона «О федеральных органах налоговой полиции» предо­ставлено право, налагать административный арест на имущество юридических лиц с последующей реализацией этого имущества в слу­чае невыполнения обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей. В соответствии с Указом Президента Россий­ской Федерации от 29 мая 1998 г. № 604 «О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам» впредь до форми­рования службы судебных при ставов в соответствии с Федеральным законом «О судебных при ставах» федеральные органы налоговой по­лиции осуществляют предусмотренные Федеральным законом «О федеральных органах налоговой полицию) меры, направленные на обеспечение взыскания задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, на основании решений судов, постановле­ний Правительства Российской Федерации, а также решений иных органов, имеющих право принимать такие решения в соответствии с федеральными законами (органов, взимающих платежи в государствен­ные обязательные внебюджетные фонды). Таким образом, в отличие от судебного пристава-исполнителя должностные лица органов нало­говой полиции исполняют исполнительные документы, которые они выносят сами, и взыскание по которым осуществляется в интересах бюджета Российской Федерации. Компетенция судебного пристава­ исполнителя более широкая, поскольку судебный пристав-исполни­тель занимается реализацией практически всех исполнительных доку­ментов, перечисленных в ст. 7 Федерального закона «Об исполни­тельном производстве».





Согласно ч. 2 п. 1 ст. 47 НК взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организа­ции производится по решению руководителя (его заместителя) нало­гового органа путем направления в течение трех дней с момента вы­несения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном

Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. Таким образом, и решения налоговых органов о взыскании налогов за счет имущества будут про изводиться в рамках исполнительного производства и под контролем судебного пристава-исполнителя, что обеспечивает боль­шую процедурную урегулированность и соблюдение законодательства. Согласно ст. 3 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации абз. 2 п. 1 ст. 47 НК вводится в действие с 1 января 2000 г.

Участие органов судебной власти в исполнительном производ­стве сводится к следующему. Суды в основном осуществляют функ­ции предварительного либо последующего судебного контроля за де­ятельностью судебного пристава-исполнителя, санкционируя совер­шение соответствующих действий судебного пристава-исполнителя либо разрешая возникающие споры

Во-первых, в компетенции суда (или судьи) общей юрисдикции либо арбитражного суда осталось решение ряда существенных вопро­сов исполнительного производства, например выдача исполнитель­ного листа, решение вопросов восстановления пропущенного срока предъявления исполнительного документа к взысканию, о разъясне­нии судебного акта для целей его исполнения, отсрочке или рассроч­ке исполнения, изменении способа и порядка исполнения и целого ряда других вопросов в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», ГПК и АПК. В таких случаях суды осуществляют функции либо предварительного судебного контроля (например, разрешая приостановление исполнительного производ­ства), либо решения вопросов, связанных с правовым действием ис­полнительного документа и судебного акта, на основании которого документ был выдан (разъясняя решение суда).

Во-вторых, суд осуществляет последующий контроль за действи­ями судебного пристава-исполнителя в тех случаях, когда жалобы заинтересованных лиц на его действия и постановления подаются в суд или арбитражный суд в зависимости от вида исполнительного документа.

Наши рекомендации