Понятие, структура и функции теории государства и права
Теория государства и права - юридическая наука - система всесторонних знаний о государстве и праве, организованных с помощью системы понятий и категорий, научных теорий, отражающих закономерности их возникновения, функционирования и развития. В системе правовых наук теория государства и права занимает особое место, поскольку фиксирует общее, устойчивое в таких самостоятельных социальных явлениях, как государство и право.
Теория государства и права - фундаментальная юридическая наука, представляющая собой систему знаний об общих закономерностях, устойчивом, повторяющемся в их возникновении, функционировании и развитии. Основываясь на разносторонней научной информации, теория государства и права закрепляет свои знания с помощью соответствующих понятий и категорий, дефиниций, научных моделей и теорий.
Структура теории государства и права как науки. Строение любой науки есть композиция полученных знаний, зависящих от предмета и метода (методов) исследования. Специфика предмета изучения теории государства и права - в изучении общих закономерностей происхождения, развития и функционирования государства и права. Например, при исследовании происхождения государства устойчивое, повторяющееся в образовании государственного механизма ученые назвали формами происхождения государства и связывали их с теми народами и странами, где эти закономерности проявлялись наиболее отчетливо (древнеримская, древнегерманская, древнеафинская). Другие примеры. Общими признаками, схожими структурными элементами обладают юридические нормы; общее имеется в источниках права, их видах; устойчивое, повторяющееся наблюдается в правоприменительной деятельности, ее стадиях и др. Обобщенные знания образуют частные теории (теория норм права, теория источников права, теория правоприменения), которые являются теоретической базой для других юридических наук и освобождают другие науки от исследования общего, закономерного. С учетом этого и складывается структура науки в качестве ее внутреннего строения, как процесс размещения обособленных знаний, одновременно характеризующих направления исследований.
Достаточно рельефно обособляются такие емкие части рассматриваемый правовой науки, как теория государства и теория права.
Теорию права в зависимости от содержания знаний, направлений исследования нередко подразделяют на:
философию права. По поводу этой составляющей теории права высказываются различные суждения. Представим некоторые из них. Так, С.С. Алексеев полагает, что это "установление глубинных закономерностей права... и непосредственное воплощение идей, принципов и категорий философии в содержании правовых понятий и конструкций"*(1). В.С. Нерсесянц утверждал, что философия права занимается "исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности..."*(2). Д.А. Керимов сводит предмет философии права к проблемам гносеологии и диалектики*(3). Как видно, данные ученые видят предмет философии права в поиске сущности права, его смысла, ценности и наполнении философских категорий правовым содержанием.
По поводу самостоятельности философии права существует противоположная точка зрения. Так, В.М. Сырых вслед за Н.М. Коркуновым и Т.В. Шершеневичем полагает, что формы и условия человеческого мышления всегда одни и едва ли мышление о предмете отдельной науки дает право утверждать о ее самостоятельности*(4). Полагаем, что это наиболее верная точка зрения. Наполняемость философских категорий и понятий правовым содержанием вряд ли позволяет говорить о самостоятельности философии права, ее обособляемости. Сведение предмета философии права к установлению закономерностей, поиску смысла права и другим общим ("непредметным") вещам, также не убеждает в правомерности позиции;
социологию права. Она исследует право, правовое регулирование в реальном бытии на основе конкретно-социологической обработки, жизненных обстоятельств. Важнейшими направлениями социологических исследований, утвердившихся в науке, являются эффективность действия правовых норм, эффективность государственно-правовых институтов, в том числе судебной власти, изучение причины правонарушений и др.;
"догму права" (позитивную теорию права; теорию специально-юридических проблем) на основе формально-юридического метода изучает действие нормы права и практику правового регулирования (законотворческий процесс; применение и толкование права; юридическая техника и т.д.).
Все теоретические направления изучения права, правового регулирования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Выделение и рассмотрение их в составе теории права как самостоятельных явлений во многом условны. Будущее теории права, как представляется, - в единстве философского, социологического и формально-юридического подходов.
Функции теории государства и права. Роль теории государства и права для общества, государства и в конечном итоге для человека раскрывается в ее функциях.
Под функциями науки понимают назначение и реализацию в практической жизни накопленной системы знаний. В юридической литературе выделяют разное количество функций теории государства и права как науки. В большинстве случаев это следствие разделения отдельных направлений научной деятельности.
Представляется, что теория государства и права как наука выполняет следующие функции.
Познавательная (гносеологическая) - основная функция науки; сводится к производству, приращиванию аргументированных и обоснованных научных знаний. Познание государственно-правовой действительности представляет собой достаточно сложный процесс, основанный на определенных приемах. Первым, начальным является описание - констатация и интерпретация предмета исследования.
Описание как первоначальный этап изучения реальности - явление закономерное, неизбежное. Однако уже на этом уровне вполне возможно теоретическое обобщение и соответствующие выводы.
Объяснение - следующий достаточно важный прием, свойственный юридической науке, в том числе теории государства и права в познании государства и права. Задача объяснения - раскрытие главного, сущностного в явлении или предмете. Для этого необходимо видеть связь и отношения (структурные, функциональные и т.д.) познавательного объекта с другими.
Результат познавательной (гносеологической) функции, как отмечалось, есть приращивание новых, объективных, достоверных знаний. По своему характеру эта функция внутренняя; здесь проявляется основное социальное предназначение науки - изучение объективного мира. Остальные функции, как бы ни были важны с точки зрения специальной практики, имеют факультативный, дополнительный характер.
Прогностическая функция. Задача любой науки - предвидеть развитие, судьбу явлений и вещей, выступающих объектом исследования. Это общее требование распространяется и на юридические науки. Предвидение, прогноз судьбы, явления или события основываются на целеполагании, планировании и программировании его развития. Немаловажное значение может иметь и имеет такой прием в изучении государственно-правовых реалий, как моделирование.
Прогноз в развитии государственно-правовых явлений должен опираться на данные специально-экономических наук. Дело в том, что теория государства и права, как и другие юридические науки, не в состоянии заниматься прогнозом развития иных явлений, это не является ее задачей. Основой предвидения выступает установление перспективы развития и тенденции движения в государственной правовой сфере, что позволяет получить знания о причинно-следственных связях детерминированными от соответствующих объектов во времени и пространстве.
Прогнозирование в сфере государственно-правовых явлений имеет практическое значение. Научное прогнозирование выступает необходимым условием обоснованной политики государства, его структур, гарантией эффективного управления общественными процессами.
Нормативная (нормативно-прикладная) функция. Присуща любой науке, и в том числе и юридической. Проявляется в формулировании правил и рекомендаций с целью совершенствования практической деятельности человека. Правила и рекомендации могут формулироваться, вырабатываться как на эмпирическом, так и теоретическом уровне науки. Представляют собой предложения законодателю, правоприменителю, а также лучшим работникам в деле изучения таких явлений, как государство и право. По большому счету дело не столько в рекомендациях, сколько в развитии способов научной и практической деятельности. В правотворчестве на основе эмпирических исследований существуют правила подготовки концепции законопроекта, правила его структурирования, правила написания нормативных текстов и др. Аналогичное можно сказать относительно толкования юридических норм, подготовки проектов правоприменительных актов и др.
Особо следует сказать о предложении de lege ferenda (инициатива по принятию конкретного закона либо изменению действующего). Наука может предложить принять нормативный правовой акт по конкретному вопросу (либо пакет актов); законодательное предложение может быть представлено в виде концепции нормативного правового акта либо полностью подготовленного текста будущего закона, включая сопроводительные документы. Здесь можно видеть связь юридических наук с другими науками (экономическими, медицинскими, педагогическими и др.).
Методологическая функция. Теория государства и права, в совокупности с другими юридическими науками, изучает государство и право как сложнейшие явления реального мира. Предметом исследования теории государства и права, как указывалось, является общее в сфере функционирования и развития государства и права. Таким образом, теория государства и права по характеру наука общая, базовая. Ее роль как науки методологической проявляется в выработанной ею системе категорий и понятий, применяемых другими юридическими науками в качестве базовых, исходных в изучении собственных объектов. Кроме того, теория государства и права - единственная юридическая наука, разрабатывающая метод правовой науки. Методологическая функция тесно связана с познавательной. Между тем познание государственно-правовых реальностей, приумножение теоретических знаний - лишь одна из задач теории государства и права. Другая - не менее важная - систематизация этих знаний, создание условий для их эффективной реализации отраслевыми юридическими науками.