Декрет о земле: проблема собственности на землю, право на землепользование, вопрос об индивидуальном и коллективном пользовании.
Крестьянский вопрос стоял перед Россией достаточно долго. Император не мог его разрешить в интересах крестьян, поскольку был связан волей дворянства, которое стало господствующим сословием в Российской империи. Советская власть не могла в полной мере разрешить вопрос о земле до созыва Учредительного собрания.
Декрет и включенный в него крестьянский наказ объявляли землю всенародным достоянием и упраздняли частную собственность на нее. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с усадебными постройками и всем живым и мертвым инвентарем передались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Фактически это означало национализацию земли.
Крестьяне получали более 150 млн. га земли, освобождались от обременительной арендной платы, от расходов на покупку новых земель, от долгов Крестьянскому поземельному банку, составлявших около 3 млрд. Стоимость помещичьего инвентаря исчислялась в 300 млн.
Устанавливались различные формы собственности: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках (7)
Существовало особое имущество – все недра земли, леса и воды, имеющие гос. значение, а также земельные участки с высококультурными хозяйствами большого размера и значения, конские заводы, казенные и частных племенные скотоводства и птицеводства большой величины и значения – передаются в исключительное пользование государства (2,3,4)
Все мелкие реки, озера, леса и проч.(2), земельные участки с высококультурными хозяйствами небольшого размера и значения, конские заводы , казенные и частных племенные скотоводства и птицеводства небольшого размера и значения – передаются в пользование общин (3,4)
Принципы наделения землей:
- всеобщность (6)
- личный труд (6) земледельцы, в случае временной нетрудоспособности в течение 2 лет получают помощь сельского общества в обработке земли, в случае старости или инвалидность получают пенсию, но отдают землю
- уравнительное землепользование (7)
- свободные формы пользования
- периодические переделы земли в зависимости от прироста населения (8)
- неприкосновенность ядра надела при переделе границ (8)
- вложенные в землю коренные неотделимые улучшения должны быть оплачены (8)
- при недостаточности земельного фонда избыток населения подлежит переселению за счет государства.
Декрет о земле революционным путем разрешил много вековой спор крестьян с помещиками. Трудовое крестьянство страдало от безземелья – и власть Советов ликвидировала помещичье землевладение, передав землю крестьянам, что решительно привлекало деревню на ее сторону.
1.4 Декрет об образовании Рабочего и крестьянского правительства: создание Совнаркома, его правовой статус и взаимоотношения с другими органами власти и управления, персональный перечень наркомов, комиссии (наркоматы)
Для управления страной было образовано Советское правительство – Совет Народных Комиссаров. Оно должно было управлять страной вплоть до созыва Учредительного собрания. К СНК разделяется на комиссии. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, то есть СНК.
Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИК.
Против Декрета о создании СНК выступили оставшиеся на съезде меньшевики-интернационалисты, представитель Всероссийского исполнительного комитета железнодорожного профессионального союза (Викжель) и левые эсеры. Последние отказались от предложения большевиков вступить в правительство и поддержали требование об организации власти, основанной на «союзе всех сил революционной демократии». Подавляющим большинством голосов съезд принял проект постановления большевистской фракции об образовании Временного рабоче-крестьянского правительства во главе с В.И. Лениным. Был избран новых ЦИК, образованный на основе пропорционального представительства от каждой партийной фракции, состоял в основном из большевиков и левых эсеров, поскольку по словам участников съезда на избрании был зачитан лишь список членов ВЦИК от большевистской партии и левых эсеров.
1.5Декларация прав народов России: содержание, политическое и правовое значение, история создания.
2 ноября 1917 года была подписана Декларация прав народов России, провозгласившая наряду с другими принцип полного равенства граждан, ничем не ограниченного.
Принципы:
- раскрепощения.
- отсутствие политики натравливания
- проведения открытой и честной политики, ведущей к взаимному доверию народов России.
- право народа на самоопределение.
- равенство и суверенность народов
- отмена всех и всяких национальных и религиозных привилегий и ограничений
- свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп
Форма правления – республика.
Политическое значения декларации прав народов России состоит в том, что в ней определены основные течения, в рамках которых будет проводиться политика взаимоотношения советской власти и народов, проживающих на территории бывшей многонациональной Российской Империи.
№7.Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года.
1. Создание Конституции
В начале 1918 года создание Конституции было преждевременным, т.к. не были завершены:
- изменение общественного строя (национализация земли, формирование органов власти)
- установление Советской власти на местах (подавление контрреволюции, упразднение земств)
- разработка новой формы государственного единства
- война с Германией
- образование правовой системы
Поэтому был принят временный конституционный акт - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа:
× 3 января - разработанный Лениным проект декларации принят ВЦИК
× текст отредактирован комиссией ВЦИК перед внесением на обсуждение УС
× правое большинство УС отказалось обсуждать проект Декларации
× текст снова отредактирован перед вынесением на обсуждение III съезда Советов рабочих и солдатских депутатов (например, удалены все упоминания об УС)
× 12 января - декларация принята на съезде после споров по вопросу о власти (о правомерности и демократичности установления диктатуры пролетариата без УС)
× 18 января - декларация принята на съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов
15 января - Сталин в докладе по национальному вопросу отмечает, что принятая съездом резолюция "О федеральных учреждениях Российской Республики" только намечает основы Конституции, которые должны быть разработаны ВЦИК и рассмотрены IV съездом Советов. Это положение было включено в резолюцию в качестве п. 7 по настоянию эсеров (которые имели большинство в местных советах и стремились к увеличению их полномочий, закрепленному в п. 6 резолюции). На самом деле в п. 7 речь идет о разработке основных положений Конституции, а не ее проекта. На заседаниях ни ВЦИК, ни IV съезда Советов вопрос о реализации п. 7 не поднимался
Необходимость принятия Конституции стала очевидна после конфликта СНК Московской области и РСФСР; ЦК РКП(б) поручил Свердлову провести через ВЦИК создание комиссии для разработки проекта Конституции
1 апреля - выступление Свердлова на заседании ВЦИК; принято решение о создании комиссии
5 апреля - первое заседание комиссии (в нее вошли пять представителей от ВЦИК, шесть от наркоматов юстиции, ВД, финансов, по национальным делам, по военным делам, ВСНХ, позже добавилось еще несколько членов; всего в комиссии было 10-12 большевиков и 3 эсера); Сталину и Рейснеру поручено подготовить проект основных положений Конституции
10 апреля - доклад Рейснера
12 апреля - доклад Сталина, построенный в форме критики проекта Рейснера (в отличие от Рейснера, представлял РСФСР не как территориальную, а как федерацию, построенную по национально-территориальному признаку)
19 апреля - принят проект Сталина (ст.9-11); созданы подкомиссии для разработки отдельных разделов
20 апреля - конец июня - принимаются проекты глав Конституции; утверждена в качестве первой части "Декларация"; отвергнут проект левых эсеров об устройстве местных советов
июнь - Наркомюст по указанию Ленина создает собственный проект Конституции
26 июня - заседание ЦК РКП(б), где обсуждалось, не нужно ли снять вопрос о Конституции с повестки дня съезда, т.к. завершить проект к его открытию не успевали. Последнее заседание комиссии; позже проект дорабатывали председатель Казанского Совета Шейнкман, лично Свердлов и Ленин
3 июля - заседание созданной конституционной комиссии ЦК; утвержден проект комиссии ВЦИК
4 июля - открылся V съезд Советов; образована комиссия съезда для рассмотрения проекта Конституции
10 июля - проект принят съездом единогласно
18 июля - текст Конституции опубликован в "Известиях ВЦИК" и вступил в силу
№8.Принципы демократии по Конституции РСФСР 1918 года
КИРПСГ
· Классовость:
· Интернационализм:
· Равноправие мужчин и женщин.
· Последовательность советской демократии (Множество прав)
· Гарантированность.
· Сочетание прав и обязанностей
· Классовость:
Ленин отмечал, что в обществе, разделенном на антагонистические классы, не может быть «чистой», бесклассовой демократии. Это является основным сходством всех демократий в любой государственной формации. На этом сходства и заканчивается, так как социалистическая демократия является властью, которая принадлежит
· Трудящимся, а не эксплуататорам. Она существует не для меньшей части населения, а для большинства народа.
Это нашло свое отражение в Конституции в провозглашении РСФСР обществом трудящихся, а также в утверждении принадлежности власти «всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах»
· Также Ленин считал, что нужно учитывать не только для кого демократия существует, но и против кого.
Статьи Конституции дают это понять, утверждая идею диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства, в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком.
Меры борьбы с вражескими классами:
1) Конституция предусматривала возможность лишения любых групп лиц и отдельных лиц любых прав, если они используются в ущерб интересам революции. Естественно, что такие меры могли быть направлены в том числе, и против класса эксплуататоров.
2)К. предусматривала и отдельные случаи лишения именно нетрудящихся их прав:
Лишение избирательных прав предусматривалось для следующих лиц:
а) прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) живущих на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частных торговцев, торговых и коммерческих посредников;
Не допускается вооружение имущих классов.
- Развивается эта идея в ст.19 в виде ограничения для нетрудящихся права воинской службы:
«Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей.»
Для них «должны были формироваться тыловые нестроевые части, служительские и рабочие команды».