Особенности составления производственных
(ПО ПРОФЕССИИ) ИНСТРУКЦИЙ
Если труд служащих регламентируется должностными инструкциями, то труд рабочих, - в основном специальными тарифно-квалификационными характеристиками, утвержденными в составе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).
Тарифно-квалификационные характеристики содержат описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих. Конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются утвержденными в организации технологическими картами, рабочими инструкциями или другими документами.
Что собой представляет рабочая инструкция? Данное название применимо к двум видам документов:
1) аналогу должностной инструкции, содержащему описание работ, квалификации и ответственности рабочего;
2) документу, устанавливающему порядок эксплуатации, обслуживания конкретного оборудования, механизмов или требования к выполнению определенных процедур.
Инструкция первого типа разрабатывается по образцу должностной инструкции. У нее есть и другое название - "производственная инструкция". Законодательство неоднозначно в применении терминологии: производственными инструкциями называют как инструкции по профессии, так и технологические инструкции, т.е. инструкции, устанавливающие требования к эксплуатации и обслуживанию оборудования, к выполнению отдельных технологических процессов.
Итак, если для служащих разрабатываются должностные инструкции, то для рабочих - производственные (по профессии). Различия между этими документами заключаются в том, что по общему правилу в производственной инструкции указывается перечень работ, а в должностной - перечень обязанностей. Если для выполнения должностных обязанностей служащий наделяется функциональными правами и полномочиями, которые детально описываются в должностной инструкции, то рабочий в основном пользуется трудовыми правами, которые предусматриваются в трудовом договоре.
Производственные инструкции нельзя назвать обязательными. Дело в том, что тарифно-квалификационные характеристики, утвержденные на федеральном уровне, могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия. Для чего в таком случае нужны инструкции? Необходимость объясняется тем, что в них можно указать, кому подчиняется рабочий, расписать схемы взаимоотношений (например, у кого получает сырье, кому передает полуфабрикаты и готовую продукцию и т.д.) и определить его ответственность. Именно с этими вопросами связано большинство трудовых споров. Поэтому если в трудовом договоре положения о подчинении рабочего, о его ответственности определены, то инструкцию разрабатывать не обязательно, а можно ограничиться квалификационной характеристикой.
К рабочим предприятий общественного питания относятся:
Наименование профессии | Код по ОКПДТР | Тарифный разряд | Код по ОКЗ |
Официант | 3 - 5 | ||
Бармен | 4 - 5 | ||
Буфетчик | 3 - 5 | ||
Кассир зала | 2 - 3 | ||
Швейцар | |||
Гардеробщик | |||
Кладовщик | 1 - 2 | ||
Повар | 2 - 6 | ||
Кондитер | 1 - 6 | ||
Пекарь | 2 - 5 | ||
Изготовитель пищевых полуфабрикатов | 1 - 5 | ||
Приготовитель молочных коктейлей | |||
Приготовитель напитков | 3 - 4 | ||
Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию | 3 - 6 | ||
Мойщик посуды | 1 - 2 | ||
Кухонный рабочий | |||
Уборщик производственных и служебных помещений | 1 - 2 | ||
Водитель | 3 - 8 | ||
Грузчик | 1 - 2 |
Казалось бы, выработанные практикой принципы составления основных организационно-правовых документов, регламентирующих труд служащих и рабочих, не должны вызывать сомнения. Однако наличия должностных инструкций (то есть требований к выполнению обязанностей "по занимаемой должности") поварам, уборщикам и другим рабочим (!) до сих пор требуют отдельные органы. Так, ГОСТ Р 50935-96 "Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу" устанавливает, что функции, обязанности, права и ответственность обслуживающего персонала должны быть изложены в их должностных инструкциях и утверждены руководителем предприятия. К обслуживающему персоналу предприятия общественного питания ГОСТ относит: метрдотеля (администратора зала), официанта, бармена, повара, занимающегося отпуском продукции на раздаче, буфетчика, кассира, гардеробщика, швейцара, продавца магазина (отдела) кулинарии. Но за исключением метрдотеля все остальные работники относятся к категории рабочих, а не служащих, и для них не предусмотрено составление должностных инструкций. Поскольку при сертификации услуг общественного питания проверяется соблюдение требований ГОСТ Р 50935-96, то, следовательно, на указанный выше персонал требуются должностные инструкции. Чтобы данные вопросы не тормозили процедуру получения разрешительных и иных документов, но в то же время не противоречили общим принципам разработки организационно-распорядительных документов на персонал, рекомендуем разработать и утвердить просто инструкции, без указания их характера (должностные или рабочие (производственные). В принципе требования стандарта на разработку инструкций можно назвать обоснованными, так как и официант, и бармен, и буфетчик, и иные рабочие непосредственно вступают в отношения с потребителями. Примерные образцы инструкций, приводимые в настоящем разделе, должны конкретизироваться и дополняться в зависимости от типа и класса предприятия общественного питания, его специализации, количества персонала и т.д.
Наряду с инструкциями обслуживающего персонала можно использовать квалификационные характеристики. Это нужно для того, чтобы уточнить объем работ в зависимости от тарифного разряда.
Для персонала, не относящегося к обслуживающему, обязательность производственных инструкций не предусмотрена никакими нормативными правовыми и нормативно-техническими документами. Следовательно, для регламентации его деятельности достаточно квалификационных (тарифно-квалификационных) характеристик. Указанные характеристики приведены в составе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 51, утвержденного Постановлением Минтруда России от 05.03.2004 N 30.
ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ (ПО ПРОФЕССИИ)
ИНСТРУКЦИЙ
Официант
УТВЕРЖДЕНА
приказом
от 00.00.0000 N 00
___________________________________________________________________________
(наименование организации)
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
официанта
1. Общие положения
1.1. Официант является рабочим _______________________________________
(ресторана, кафе, бара, др.)
и подчиняется непосредственно _____________________________________________
(администратору зала (метрдотелю);
_______________________________________.
менеджеру ресторана, кафе, бара, др.)
1.2. Официант должен знать:
- правила сервировки столов и обслуживания посетителей;
- краткую кулинарную характеристику блюд;
- требования нормативных документов на продукцию и услуги общественного питания;
- правила и очередность подачи блюд, напитков, требования к их оформлению и температуре, соответствие ассортимента винно-водочных изделий характеру подаваемых блюд;
- цены на реализуемую кулинарную продукцию, кондитерские изделия и покупные товары;
- правила составления меню для банкетов, официальных и неофициальных приемов;
- виды, назначение и требования к используемой столовой посуде, приборам, белью, порядок их получения и сдачи;
- правила эксплуатации применяемого оборудования и инвентаря;
- правила и технические приемы обслуживания потребителей;
- правила этикета;
- правила международного этикета, технику и специфику обслуживания иностранных потребителей <*>;
--------------------------------
<*> Для работающих в ресторанах и барах класса "люкс" и "высший".
- особенности приготовления, оформления и подачи национальных, фирменных и заказных блюд, блюд иностранных кухонь;
- особенности обслуживания приемов, банкетов, торжеств и других специальных мероприятий, а также отдельных контингентов потребителей;
- иностранный язык и профессиональную терминологию (в пределах разговорного минимума);
- правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, порядок оформления счетов и расчета по ним с потребителями;
- формы расчетов с потребителями, в том числе с использованием кредитных карточек;
- номера телефонов вызова такси, милиции, скорой помощи, пожарной команды и т.п.;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы по охране труда, санитарии и гигиены;
- правила пользования средствами индивидуальной защиты;
- требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;
- требования по рациональной организации труда на рабочем месте;
- __________________________________________________.
1.3. Официант должен уметь предложить блюда и напитки потребителям, предоставить краткую информацию о них в процессе обслуживания.
1.4. Официант должен:
- обладать культурой общения;
- знать профессиональные этические нормы, проявлять вежливость, тактичность, внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями;
- уметь создать атмосферу гостеприимства;
- в отношениях с потребителями проявлять доброжелательность и терпение, быть выдержанным, обладать способностью избегать конфликтных ситуаций;
- __________________________________________________.
2. Обязанности
2.1. Официант перед началом рабочего дня:
- приводит в надлежащее состояние форменную одежду, прическу;
- получает от заведующего хозяйством необходимые принадлежности;
- готовит необходимый инвентарь, приспособления;
- __________________________________________________.
2.2. В процессе обслуживания посетителей официант:
- осуществляет накрытие и предварительную сервировку столов, приведение в надлежащее состояние предметов интерьера;
- осуществляет прием посетителей и их размещение за столами;
- консультирует посетителей по вопросам предоставления услуг;
- предоставляет меню посетителям для ознакомления и выбора блюд и напитков;
- оказывает посетителям помощь в выборе напитков и блюд;
- принимает заказ от посетителей и передает его в производственные подразделения (на кухню, пр.);
- подает блюда и напитки на столы;
- осуществляет подачу отдельных фирменных блюд и напитков с проведением заключительных операций на виду у заказавшего эти блюда;
- подает при обслуживании влажные горячие салфетки;
- при выявлении некачественных блюд и напитков производит замену и
уведомляет об этих фактах ___________________________________;
(метрдотеля, менеджера, др.)
- обеспечивает смену блюд, столовых приборов;
- осуществляет уборку столов (посуды, столовых приборов, пепельниц по мере их загрязнения);
- оформляет и предъявляет счет для оплаты посетителями;
- производит расчет с посетителями согласно счету;
- __________________________________________________.
2.3. В течение рабочего дня официант:
- осуществляет замену скатертей и салфеток по мере их загрязнения;
- осуществляет уборку столов (в т.ч. замену скатертей, салфеток по мере их загрязнения);
- следит за сохранностью столовой посуды, инвентаря в процессе обслуживания, принимает меры по предотвращению их хищения, порчи;
- следит за состоянием пола в зале и около раздачи;
- при возникновении споров с посетителями и невозможности
самостоятельного урегулирования конфликтов, а также по просьбе посетителей
предоставить книгу отзывов и предложений приглашает ______________________
(метрдотеля,
___________________;
менеджера, др.)
- немедленно ставит в известность ____________________________________
(метрдотеля; менеджера; др.)
о контрольной закупке, произведенной сотрудниками контрольно-надзорных
органов (милиции, пр.), а также в случаях объявления проверки _____________
(ресторана,
____________________;
кафе, бара, др.)
- __________________________________________________.
2.4. Официант в конце рабочего дня:
- сдает неиспользованные приборы, столовое белье;
- сдает форменную одежду;
- передает в бухгалтерию счета и иные кассовые и отчетные документы;
- __________________________________________________.
2.5. Официант обязан:
- быть в зале в форменной одежде и обуви установленного образца, находящейся в хорошем состоянии, без видимых повреждений и загрязнений, носить служебный значок с указанием профессии, фамилии, имени и отчества;
- соблюдать при обслуживании посетителей принципы профессиональной этики;
- быть осторожным и внимательным при сервировке стола, транспортировании подносов с блюдами по залу, переносе обеденных приборов и посуды;
- осуществлять оперативное обслуживание посетителей за закрепленными за ним столиками и не допускать задержку их обслуживания;
- быть терпеливым, внимательным, предупредительным при выборе блюд и напитков посетителями;
- поблагодарить посетителей при расчете;
- оставлять рабочее место только при замене его другим официантом;
- проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет;
- своевременно проходить медицинский осмотр (освидетельствование);
- прослушать курс по санитарно-гигиенической подготовке, не реже 1 раза в 2 года сдавать экзамены по санитарному минимуму;
- при повышении температуры, появлении признаков желудочно-кишечных
и иных инфекционных заболеваний, нагноений, порезов, ожогов, а также обо
всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье сообщать ____________
(метрдотелю,
____________________________;
менеджеру)
- исполнять распоряжения и указания ____________________________;
(метрдотеля, менеджера)
- __________________________________________________.
2.6. Официанту запрещаются:
- прием пищи и курение на рабочем месте;
- общение с родственниками и знакомыми в зале вне рамок обслуживания их в качестве потребителей;
- хранение в карманах одежды предметов личного туалета;
- проведение мероприятий личной гигиены на виду у посетителей (причесывание, уход за ногтями, пр.);
- __________________________________________________.
3. Ответственность
3.1. Официант привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ за:
- некачественное и несвоевременное исполнение работ и обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции;
- нарушение запретов, установленных настоящей инструкцией;
- незнание документов и материалов, перечисленных в настоящей инструкции;
- правонарушения, ставшие основанием для наложения на ________________
(ресторан,
___________________________ штрафов и иных административных взысканий;
кафе, бар, пр.)
- __________________________________________________.
3.2. Официант несет материальную ответственность за необеспечение
сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей, а также за все
случаи реализации блюд и напитков, неоформленных надлежащим образом, и иное
недобросовестное поведение, наносящее вред _______________________________.
(ресторану, кафе, бару, пр.)
3.3. Руководство ___________________________ вправе привлечь официанта
(ресторана, кафе, бара, пр.)
к совместной ответственности в случае совершения по его вине
административных правонарушений, повлекших применение штрафных санкций
к __________________________________.
(ресторану, кафе, бару, пр.)
3.4. Официант за совершение правонарушений в процессе своей
деятельности в зависимости от их характера и последствий несет гражданско-
правовую, административную и уголовную ответственность в порядке,
установленном законодательством.
3.5. __________________________________________________.
4. Заключительные положения
4.1. Настоящая инструкция разработана во исполнение приказа
от 00.00.0000 N 00 на основании ___________________________________________
(тарифно-квалификационной
______________________________________________________________________.
характеристики, иного нормативного или методического документа)
4.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется
при приеме (переводе) на работу по профессии, на которую разработана
инструкция.
4.3. Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
___________________________________________________________________________
(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью
___________________________________________________________________________
инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); росписью в экземпляре
_______________________________________________________.
инструкции, хранящемся у работодателя)
Бармен
УТВЕРЖДЕНА
приказом
от 00.00.0000 N 00
___________________________________________________________________________
(наименование организации)
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
бармена
1. Общие положения
1.1. Бармен является рабочим _________________________________________
(ресторана, кафе, бара, др.)
и подчиняется непосредственно _____________________________________________
(администратору зала (метрдотелю),
________________________________________________.
менеджеру ресторана, кафе, бара, др.)
1.2. Бармен должен знать:
- требования нормативных документов на продукцию и услуги общественного питания;
- ассортимент, рецептуры, технологию приготовления, правила оформления и подачи алкогольных, слабоалкогольных коктейлей, напитков, а также закусок, блюд и кондитерских изделий;
- условия и сроки хранения кулинарной продукции и покупных товаров, температурные режимы подачи напитков и закусок;
- способы и правила выкладки напитков, продукции и столовой посуды на барной стойке и витрине;
- технику ценообразования на напитки, холодные и горячие блюда и закуски;
- виды и назначение инвентаря, столовой посуды, приборов, оборудования, используемых при приготовлении и отпуске напитков и закусок;
- порядок получения и сдачи столовой посуды, инвентаря;
- правила эксплуатации применяемого в баре оборудования, видео- и звуковоспроизводящей аппаратуры, музыкальных автоматов;
- требования к используемым в баре инвентарю, столовой посуде, приборам, оборудованию (ледогенераторам и др.);
- основные правила этикета и технику обслуживания посетителей за барной стойкой и в зале;
- правила международного этикета, технику и специфику обслуживания иностранных посетителей <*>;
--------------------------------
<*> Для работающих в ресторанах и барах класса "люкс" и "высший".
- особенности обслуживания приемов, банкетов, торжеств и других специальных мероприятий, а также отдельных контингентов посетителей;
- иностранный язык и профессиональную терминологию (в пределах разговорного минимума);
- правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, порядок оформления счетов и расчета по ним с посетителями;
- формы расчетов с посетителями, в том числе с использованием кредитных карточек;
- номера телефонов вызова такси, милиции, скорой помощи, пожарной команды и т.п.;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы по охране труда, санитарии и гигиены;
- правила пользования средствами индивидуальной защиты;
- требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;
- требования по рациональной организации труда на рабочем месте;
- __________________________________________________.
1.3. Бармен должен уметь предложить напитки и закуски потребителям, предоставить краткую информацию о них в процессе обслуживания.
1.4. Бармен должен:
- обладать культурой общения;
- знать профессиональные этические нормы, проявлять вежливость, тактичность, внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями;
- уметь создать атмосферу гостеприимства;
- в отношениях с посетителями проявлять доброжелательность и терпение, быть выдержанным, обладать способностью избегать конфликтных ситуаций;
- __________________________________________________.
2. Обязанности
2.1. Бармен перед началом рабочего дня:
- приводит в надлежащее состояние форменную одежду, прическу;
- получает у заведующего кладовой напитки, продукты и продукцию;
- получает от заведующего хозяйством необходимые принадлежности;
- готовит необходимый инвентарь, приспособления;
- оформляет витрины и барные стойки;
- __________________________________________________.
2.2. В процессе обслуживания посетителей бармен:
- встречает посетителей, знакомит их с ассортиментом и рецептурой реализуемых напитков, консультирует по характеристикам напитков и закусок;
- предоставляет меню посетителям для ознакомления и выбора напитков и закусок;
- оказывает помощь посетителям в выборе напитков и закусок;
- __________________________________________________;
(метрдотеля, менеджера, др.)
- осуществляет уборку посуды, пепельниц по мере их загрязнения;
- оформляет и предъявляет посетителям счета для оплаты;
- производит расчет с посетителями согласно счету;
- __________________________________________________.
2.3. В течение рабочего дня бармен:
- осуществляет уборку барной стойки;
- обеспечивает содержание стойки и витрины в образцовом состоянии;
- получает из кладовой напитки;
- получает из раздаточной закуски и кондитерские изделия, полуфабрикаты;
- обеспечивает хранение напитков, продуктов и продукции с учетом требуемого режима и правил;
- следит за сохранностью посуды, приборов в процессе обслуживания;
- принимает меры по предотвращению хищения посуды, столовых приборов, их порчи;
- осуществляет эксплуатацию и обслуживание видео- и звуковоспроизводящей аппаратуры, музыкальных автоматов;
- осуществляет контроль за соблюдением посетителями культуры поведения;
- при возникновении споров с посетителями и невозможности
самостоятельного урегулирования конфликтов, а также по просьбе посетителей
предоставить книгу отзывов и предложений приглашает _______________________
(метрдотеля,
___________________;
менеджера, др.)
- немедленно ставит в известность ____________________________________
(метрдотеля, менеджера, др.)
о контрольной закупке, произведенной сотрудниками контрольно-надзорных
органов (милиции, пр.), а также в случаях объявления проверки _____________
_______________________________________;
(ресторана, кафе, бара, др.)
- __________________________________________________.
2.4. Бармен в конце рабочего дня:
- сдает неиспользованные приборы, форменную одежду;
- передает в бухгалтерию счета и иные кассовые и отчетные документы;
- __________________________________________________.
2.5. Бармен обязан:
- быть в зале в форменной одежде и обуви установленного образца, находящейся в хорошем состоянии, без видимых повреждений и загрязнений;
- носить служебный значок с указанием профессии, фамилии, имени и отчества;
- соблюдать при обслуживании посетителей принципы профессиональной этики;
- быть осторожным и внимательным при приготовлении и разливе напитков, переносе посуды;
- осуществлять оперативное обслуживание посетителей за барной стойкой и не допускать задержку их обслуживания;
- быть терпеливым, внимательным, предупредительным при выборе напитков посетителями;
- поблагодарить посетителей при расчете;
- оставлять рабочее место только при замене его другим работником;
- проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет;
- своевременно проходить медицинский осмотр (освидетельствование);
- прослушать курс по санитарно-гигиенической подготовке, не реже 1 раза в 2 года сдавать экзамены по санитарному минимуму;
- при повышении температуры, появлении признаков желудочно-кишечных
и иных инфекционных заболеваний, нагноений, порезов, ожогов, а также обо
всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье сообщать ____________
________________________________;
(метрдотелю, менеджеру)
- исполнять распоряжения и указания _______________________;
(метрдотеля, менеджера)
- __________________________________________________.
2.6. Бармену запрещаются:
- прием пищи и курение на рабочем месте;
- общение с родственниками и знакомыми за барной стойкой вне рамок
обслуживания их в качестве потребителей;
- хранение в карманах одежды предметов личного туалета;
- проведение мероприятий личной гигиены на виду у посетителей
(причесывание, уход за ногтями, пр.);
- __________________________________________________.
3. Ответственность
3.1. Бармен привлекается к дисциплинарной ответственности
в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ за:
- некачественное и несвоевременное исполнение работ и обязанностей,
перечисленных в настоящей инструкции;
- нарушение запретов, установленных настоящей инструкцией;
- правонарушения, ставшие основанием для наложения на ________________
(ресторан,
______________________ штрафов и иных административных взысканий;
кафе, бар, пр.)
- __________________________________________________.
3.2. Бармен несет материальную ответственность за необеспечение
сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей, а также за все
случаи реализации напитков, не оформленных надлежащим образом, и иное
недобросовестное поведение, наносящее вред _______________________________;
(ресторану, кафе, бару, пр.)
3.3. Руководство _____________________________ вправе привлечь бармена
(ресторана, кафе, бара, пр.)
к совместной ответственности в случае совершения по его вине
административных правонарушений, повлекших применение штрафных санкций.
3.4. Бармен за совершение правонарушений в процессе своей деятельности
в зависимости от их характера и последствий несет гражданско-правовую,
административную и уголовную ответственность в порядке, установленном
законодательством.
3.5. __________________________________________________.
4. Заключительные положения
4.1. Настоящая инструкция разработана во исполнение приказа
от 00.00.0000 N 00 на основании ___________________________________________
(тарифно-квалификационной
___________________________________________________________________.
характеристики, иного нормативного или методического документа)
4.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме (переводе) на работу по профессии, на которую разработана
инструкция.
4.3. Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
___________________________________________________________________________
(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью
___________________________________________________________________________
инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями);
________________________________________________________________.
росписью в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя))
Буфетчик
УТВЕРЖДЕНА
приказом
от 00.00.0000 N 00
___________________________________________________________________________
(наименование организации)
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
буфетчика
1. Общие положения
1.1. Буфетчик является рабочим _______________________________________
(буфета, бара, др.)
и подчиняется непосредственно _____________________________________________
(менеджеру, заведующему буфетом,
___________________________.
иному должностному лицу)
1.2. Буфетчик должен знать:
- порядок обслуживания потребителей и расчета с ними;
- ассортимент, рецептуру, технологию приготовления реализуемых блюд, закусок и напитков;
- краткую товароведно-технологическую и кулинарную характеристику реализуемых товаров и продукции;
- правила нарезки продуктов, правила оформления и отпуска блюд, отдельных товаров;
- правила эксплуатации торгово-холодильного оборудования;
- виды и назначение используемой столовой посуды, приборов и инвентаря;
- сроки поверки весов, клеймения гирь;
- принципы товарного соседства, сроки и температурные режимы хранения блюд, полуфабрикатов, кулинарных изделий и покупных товаров;
- способы отбраковки нестандартных кулинарных изделий и товаров по внешним признакам;
- способы, правила размещения и выкладки товаров на буфетных стойках и прилавках, режимы хранения продуктов в холодильных шкафах;
- способы и правила упаковки товаров и продукции;
- правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, правила подсчета стоимости покупки и расчета с потребителями;
- правила этикета;
- формы расчетов с потребителями, в том числе с использованием кредитных карточек;
- номера телефонов вызова такси, милиции, скорой помощи, пожарной команды и т.п.;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы по охране труда, санитарии и гигиены;
- правила пользования средствами индивидуальной защиты;
- требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;
- требования по рациональной организации труда на рабочем месте;
- __________________________________________________.
1.3. Буфетчик должен уметь предложить блюда и напитки посетителям, предоставить краткую информацию о них в процессе обслуживания.
1.4. Буфетчик должен:
- обладать культурой общения;
- знать профессиональные этические нормы, проявлять вежливость, тактичность, внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями;
- уметь создать атмосферу гостеприимства;
- в отношениях с посетителями проявлять доброжелательность и терпение, быть выдержанным, обладать способностью избегать конфликтных ситуаций;
- __________________________________________________.
2. Обязанности
2.1. Буфетчик перед началом рабочего дня:
- приводит в надлежащее состояние форменную одежду, прическу;
- получает от заведующего хозяйством необходимые принадлежности;
- готовит необходимый инвентарь, приспособления;
- получает продукцию и товары от заведующего кладовой, проверяет ассортимент, количество и качество товаров по приемосдаточным документам, производит отсортировку нестандартных товаров и принимает меры по предупреждению порчи;
- подготавливает продукцию и товары к продаже;
- осуществляет выкладку продукции и товаров на буфетном прилавке, установку ценников;
- __________________________________________________.
2.2. В процессе обслуживания посетителей буфетчик:
- оказывает помощь в выборе напитков и блюд;
- принимает заказы;
- приготавливает кулинарную продукцию (бутерброды, яичницу, сосиски, горячие напитки, пр.);
- осуществляет нарезку, взвешивание, порционирование, укладку пищи на тарелки, в салатницы и другую посуду; разлив напитков в стаканы;
- осуществляет упаковку отпускаемых штучных и развесных товаров;
- при выявлении некачественных блюд и напитков производит
их замену и уведомляет об этих фактах _____________________________________
(менеджера, заведующего буфетом,
__________________________________;
иное должностное лицо)
- обеспечивает смену блюд, столовых приборов;
- осуществляет уборку буфетного прилавка, столов (посуды, столовых приборов, пепельниц по мере их загрязнения);
- производит подсчет стоимости покупки, расчет с посетителями;
- осуществляет отпуск кулинарной продукции, товаров;
- __________________________________________________.
2.3. В течение рабочего дня буфетчик:
- осуществляет уборку буфетного прилавка, столов;
- следит за сохранностью столовой посуды, инвентаря в процессе обслуживания, принимает меры по предотвращению их хищения, порчи;
- следит за состоянием пола в зале и около буфетного прилавка;
- обеспечивает температурные режимы и условия хранения блюд, полуфабрикатов, кулинарных изделий;
- обеспечивает пополнение запасов продукции на витринах, стойках, ином торговом оборудовании;
- осуществляет сбор и сдачу пищевых отходов, тары, стеклянной посуды, макулатуры;
- при возникновении споров с посетителями и невозможности
самостоятельного урегулирования конфликтов, а также при просьбе
посетителей предоставить книгу отзывов и предложений приглашает ___________
____________________________________________;
(менеджера, заведующего буфетом, др.)
- немедленно ставит в известность ____________________________________
(менеджера, заведующего буфетом,
_____________ о контрольной закупке, произведенной сотрудниками контрольно-
др.)
надзорных органов (милиции, пр.), а также в случаях объявления проверки
___________________________________________;
(буфета, бара, др.)
- __________________________________________________.
2.4. Буфетчик в конце рабочего дня:
- сдает неиспользованные приборы, нереализованные полуфабрикаты, кулинарную продукцию, товары;
- сдает форменную одежду;
- передает в бухгалтерию счета и иные кассовые и отчетные документы;
- __________________________________________________.
2.5. Буфетчик обязан:
- быть в форменной одежде и обуви установленного образца, находящейся в хорошем состоянии, без видимых повреждений и загрязнений; носить служебный значок с указанием профессии, фамилии, имени и отчества;
- соблюдать при обслуживании посетителей принципы профессиональной этики;
- быть осторожным и внимательным при подаче продукции, напитков;
- осуществлять оперативное обслуживание посетителей и не допускать задержку их обслуживания;
- быть терпеливым, внимательным, предупредительным при выборе блюд и напитков посетителями;
- поблагодарить посетителей при расчете;
- оставлять рабочее место только при замене его другим работником;
- проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет;
- своевременно проходить медицинский осмотр (освидетельствование);
- прослушать курс по санитарно-гигиенической подготовке, не реже 1 раза в 2 года сдавать экзамены по санитарному минимуму;
- при повышении температуры, появлении признаков желудочно-кишечных
и иных инфекционных заболеваний, нагноений, порезов, ожогов, а также обо
всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье сообщать
__________________________________________________;
(менеджеру, заведующему буфетом, др.)
- исполнять распоряжения и указания __________________________________
(менеджера, заведующего
_________________________________;
буфетом, др.)
- __________________________________________________.
2.6. Буфетчику запрещаются:
- прием пищи и курение на рабочем месте;
- общение с родственниками и знакомыми в зале вне рамок обслуживания их в качестве потребителей;
- хранение в карманах одежды предметов личного туалета;
- проведение мероприятий личной гигиены на виду у посетителей (причесывание, уход за ногтями, пр.);
- __________________________________________________.
3. Ответственность
3.1. Буфетчик привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ за:
- некачественное и несвоевременное исполнение работ и обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции;
- нарушение запретов, установленных настоящей инструкцией;
- правонарушения, ставшие основанием для наложения на ________________
(буфет,
___________________ штрафов и иных административных взысканий;
бар, др.)
- __________________________________________________.
3.2. Буфетчик несет материальную ответственность за необеспечение
сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей, а также за все
случаи реализации продукции, не оформленной надлежащим образом, и иное
недобросовестное по