Экономическая сущность модернизации производственных процессов и особенности оценки эффективности проектов по модернизации производственных процессов в нефтеперерабатывающей промышленности

Нефтяной комплекс является одним из ключевых элементов экономики России: от эффективности его функционирования зависит успех решения государственных, социальных и экономических проблем. Любые значительные изменения в нефтяной отрасли ведут к таким же глобальным изменениям во всех сферах общественной жизни. Среди основных задач развития нефтяной отрасли это повышение энергоэффективности, модернизация оборудования и применение инновационных разработок на всех этапах производственной цепочки - от геологоразведочных работ до нефтепереработки и транспортировки. В связи с этим необходимы значительные объемы инвестиций, и вопросы их привлечения становятся весьма актуальными.

Инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей в 2013 г. - 269 млрд.руб., что значительно выше чем в 2012 и 2011 гг. - 178 и 96 млрд. руб. соответственно.

Но эти инвестиции в разы уступают капитальным вложениям вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) в нефтяную добычу: в 2013 г. они составили 900 млрд. руб. (в 2011 г. - 861,4, 2011 г. 726,6 млрд. руб.) Несмотря на существенные инвестиции, которые требует нефтеперерабатывающий сектор для удовлетворения растущего спроса, поставок более чистой конечной продукции, сектор разведки и добычи продолжит потреблять большую часть инвестиций, направленных в нефтяной сектор.

Основной проблемой нефтяной промышленности в России - высокая зависимость от мировых цен на нефть. Их влияние существенно выше на эффективность нефтедобычи, чем на нефтепереработку, что находит свое отражение при выборе эффективных направлений развития ВИНК. К тому же на фоне негативной динамики мировых цен на нефть и в условиях действующих западных финансовых и технологических санкций, направленных именно на российский нефтяной сектор, в отрасли нарушен привычный инвестиционный механизм (получение кредитов западных банков под новые инвестиционные проекты) и ограничены технологические возможности ее развития. Поэтому отрасль в своем инвестиционном развитии вынуждена ориентироваться только на собственные средства, объем которых уменьшается со снижением мировой цены на нефть. Как следствие в российской нефтяной отрасли неизбежны падение инвестиций и пересмотр средне- и долгосрочных планов развития, как на отраслевом уровне, так и на уровне отдельных нефтяных компаний.

Нефтепереработка России на сегодняшний день является одной из ключевых отраслей промышленности, сохраняя за собой третье место по объемам перерабатываемого сырья.

В стране действуют 28 крупных и свыше 200 средних и мелких нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), общая мощность которых составляет больше 290 млн. тонн. Многие НПЗ появились в период предыдущих технологических укладов развития. Из 28 крупных НПЗ восемь заводов были запущены в эксплуатацию в период 1911-1944 гг., еще шесть - в период 1945­1965 гг. В этот период было пущено в работу более половины заводов, действующих на сегодня в стране. Последний по срокам ввода в эксплуатацию крупный НПЗ (Ачинский) начал свою работу в 1982 г. В настоящий момент промышленные установки, построенные в советское время перерабатывают более 90% нефти. Нефтеперерабатывающая промышленность России в значительной степени консолидирована. Около 90% мощностей по нефтепереработке контролируется крупнейшими нефтегазовыми компаниями (ВИНК).

На развитие нефтепереработки оказывают влияние такие факторы, как утяжеление сырья, ухудшение его качеств, изменение состава, что приводит к необходимости разработки и применения новых технологий.

Отечественный сектор нефтепереработки значительно отстает в своем развитии от ведущих промышленных мировых держав. Среди основных проблем сектора можно выделить следующее: низкая глубина нефтепереработки, невысокое качество конечной продукции, отсталая производственная структура, высокий уровень износа основных фондов, оборудования, высокий уровень энергопотребления, большая потребность в мазуте (котельного топлива для промышленности и коммунально-бытовых нужд), недостаточность инвестиций в развитие.

В России в 2014 г. было переработано около 290 млн. тонн нефти, что на 6,0% больше, чем в 2013 г. Несмотря на такие высокие показатели, наблюдается существенное отставание по степени использования нефти, о чем свидетельствует низкий уровень конверсии нефтяного сырья в более ценные продукты переработки. Средний показатель глубины переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах России составляет в 2014 г. - 72,3%, в 2013 г. 71,5% (для сравнения в 2012 г. - 71,2%, 2011 г. - 70.9%). Только на пяти российских НПЗ глубина переработки нефти составляет более 80 %, из них только на двух превышает уровень в 90%. Это Омский НПЗ и Уфанефтехим, принадлежащие ПАО “Газпром нефть” и ПАО “Башнефть”. Для сравнения, в США глубина переработки нефти составляет 90-95 %, а на лучших НПЗ до 98 %, в странах - членах ОПЕК около 85%, а в Европе 85-90%. Отставание отрасли от развитых стран связано, прежде всего, с крайне невысокой долей вторичных процессов - 17% (на европейских НПЗ - 45-50%, в США - 55%).

Технический уровень большинства НПЗ России не соответствует передовому мировому уровню. Основной проблемой, после низкой глубины переработки, остаются отсталая структура производства - минимум вторичных процессов, и недостаточный уровень процессов, улучшающих качество получаемых продуктов. Так, суммарная загрузка вторичных процессов в 2015 г. составила 57% от первичной переработки, в то время как в странах Западной Европы этот показатель превышает 100%, а в США - 165%. Это приводит к тому, что глубина нефтепереработки практически не растет, несмотря на увеличение объемных показателей переработки нефти.

Также нефтегазохимический комплекс России характеризуется высокой степенью износа основных фондов (до 80 %), что является ключевым сдерживающим фактором при реализации задачи модернизации экономики, поскольку изношенное оборудование не может способствовать осуществлению технологического прорыва и обеспечивать производство качественной конкурентоспособной продукции, отвечающей мировым стандартам, в первую очередь экологическим требованиям. Структура выпуска нефтеперерабатывающих заводов объясняется тем, что большинство заводов и технологических процессов было создано в годы СССР, когда данная отрасль была ориентирована на основного потребителя моторных топлив - грузовой транспорт, поэтому в налаживании процессов углубленной переработки практически не было необходимости.

В развитых странах работают сложные НПЗ, выпускающие бензин на основе каталитического крекинга и средние дистилляты на основе термической обработки и гидрокрекинга. В России процесс вакуумной перегонки дополняют каталитическим риформингом для производства бензина и базовой гидроочисткой для производства дизельного топлива. Это связано с невысоким уровнем инновационной активности предприятий, использование устаревших технологий и отсутствие современных технологических установок. В связи с этим различается и ассортимент выпускаемых нефтепродуктов: Выход основных видов моторного топлива (автомобильного бензина и дизельного топлива) ниже показателей промышленно развитых стран, а доля выработки топочного мазута наиболее высока.

Данные по количеству произведенных нефтепродуктов в России приведены в таблице представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Производство основных нефтепродуктов в России в 2014 г.

Наименование нефтепродукта Всего произведено В том числе  
внутреннее потребление экспорт 2014 г, % к 2013 г.
Бензин 38,3 35,7 2,6 -1,0
Керосин 10,9 9,9 1,0 +5,4
Дизельное топливо 77,3 33,2 44,1 +7,4
Котельное топливо 80,9 25,8 55,1 +1,9

Следует также отметить, что на долю класса 5 в 2014 г. пришлось 68% выпущенного бензина и 56% дизельного топлива. Существенно увеличилось производство керосина, возрос выпуск дизельного топлива.

Для преодоления отставания российских НПЗ от западных нефтяными компаниями реализуются программы модернизации НПЗ, обеспечивающих достижение показателей, заложенных в государственных документах. Ведь формирование конкурентоспособного сектора - наиболее важная задача российской промышленной политики.

Нефтяные компании осуществляют реконструкцию и модернизацию действующих и строительство новых установок, таких как гидроочистку топлив, изомеризацию, каталитический крекинг, алкилирование, гидрокрекинг в связи с вводом в действие в Российской Федерации нового Технического регламента Таможенного союза на нефтепродукты. Цель его - установление обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым топливам, что позволит улучшить качество нефтепродуктов. С учетом принятых изменений сказано, что выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина и дизельного топлива экологического класса К4 возможен на территории РФ по 1 июля 2016 года, следовательно после этой даты РФ должно выпускаться топливо только высшего экологического класса (К5).

Постоянное ужесточение требований и норм к качеству продуктов переработки нефти и газа требует опережающего развития технологий для их производства. Особенно важным становится вопрос развития отечественных технологий нефтепереработки с прицелом на максимальное импортозамещение. К сожалению, основная масса технологий, запланированных к реализации и реализуемые на российских предприятия, принадлежит зарубежным компаниям. В условиях санкций планы реализации таких проектов будет необходимо пересматривать. Текущая работа НПЗ также зависит от зарубежных поставок запчастей, катализаторов, компонентов. В тоже время российские исследовательские организации ведут активные разработки в этой области. Имеется целый ряд технологий и катализаторов, способных в короткое время заменить импортные. Многие технологии находятся на высокой стадии готовности с точки зрения промышленной реализации.

Необходимо отметить, что государство активно финансирует отечественные научные институты, развивает систему грантов и федеральных целевых программ, тем самым повышая уровень и научные возможности институтов и делая их более энергоэффективными партнерами по НИОКР для нефтяных компаний.

В целях качественного развития российской нефтепереработки Минэнерго России в рамках своей компетенции разработало ряд системных мер для стимулирования инвестиций на развитие вторичных процессов переработки нефти и производства светлых нефтепродуктов, увеличение глубины переработки нефти. Для реализации указанных мер в 2011 году были заключены четырехсторонние соглашения между нефтяными компаниями, ФАС России, Ростехнадзором и Ростехрегулированием, по модернизации НПЗ для перехода на производство нефтепродуктов более высокого качества. Предполагается строительство и модернизации до 2020 г. 124-х установок.

Стимулом модернизации НПЗ со стороны Правительства является введение новых экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. В октябре 2014 года Госдума приняла законопроект, вносящий комплексные изменения в налоговое законодательство, в рамках которых реализуется «большой налоговый маневр» (БНМ) в нефтяной сфере. Внесены изменения, направленные на реализацию БНМ, предусматривающие поэтапное (в течение 3 лет) снижение размера вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза за 3 года на нефть, и в 1,7-5 раз на нефтепродукты в зависимости от вида нефтепродуктов), сокращение ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года) и одновременное увеличение НДПИ на нефть (в 1,7 раза). Отказ от взимания экспортных пошлин в пользу налога, взимаемого при добыче, повысит стабильность и предсказуемость доходов федерального бюджета, а также повысит энергоэффективность отрасли. Например, предусматривается повышение расчетного коэффициента пошлины с 2016 г. на мазут и отработанные нефтепродукты до 0,82, а с 2017 г. до 1,00 и уменьшение расчетных коэффициентов на светлые нефтепродукты (для товарных бензинов составит 0,61 с 2016 г. и 0,3 с 2017 г., для дизельного топлива 0,4 и 0,3 соответственно с 2016 г. и 2017 г.).

Базовым условием разработки системы мер, направленных на развитие нефтеперерабатывающего сектора является разработка сценарного прогноза, отражающего возможные варианты его развития в средне- и долгосрочной перспективе с учетом воздействующих факторов.

Сценарный подход используется в различных государственных, отраслевых и корпоративных стратегических документах. Ярким примером таких документов на государственном уровне служит Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г., Долгосрочный прогноз научно-технологического развития до 2030 г., Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика и т.д. На уровне отраслей сценарии развития рассматриваются в таких документах, как Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., проект Энергетической стратегии России на период до 2035 г., Генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2020 г. и др. Крупные корпорации, например ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром», ПАО «Лукоил» разрабатывают собственные стратегии развития на средне- и долгосрочную перспективу.

В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. указаны такие недостатки нефтеперерабатывающего сектора как износа основных производственных фондов, низкая глубина переработки нефти и неэффективность территориальной структуры имеющихся перерабатывающих мощностей.

Развитие нефтеперерабатывающей промышленности будет характеризоваться ростом мощностей деструктивных процессов; ростом мощностей облагораживающих процессов, повышением доли мощностей вторичных процессов по отношению к первичной переработке нефти; ростом производства светлых нефтепродуктов и снижением производства мазута топочного. В указанном документе рассматриваются различные варианты развития нефтеперерабатывающей промышленности, которые отличаются объемами переработанной нефти, программами вводимых мощностей, и учитывают реконструкции, модернизации и строительство новых НПЗ.

Рассматривая проект Энергетической стратегии России до 2035 г. нефтеперерабатывающей отрасли необходима модернизация и развитие на базе передовых технологий преимущественно отечественного производства, обеспечивающая повышение глубины переработки нефти с 72 до 90 % с производством моторных топлив высших экологических классов и увеличение выхода светлых нефтепродуктов 58% до 73-74% при снижении объемов нефти, направляемых на переработку, до 277 млн. т. в 2020 году и до 240 млн. т. к 2035 году. Для этого проводится модернизация и оптимизация мощностей нефтеперерабатывающих производств, в том числе на основе закрытия экономически неэффективных мощностей, а также развитие отечественных технологий глубокой переработки «тяжелой» нефти, стимулирование технических мероприятий, направленных на увеличение числа процессов глубокой переработки нефтяных остатков на отечественных НПЗ.

Корпоративные стратегии утверждаются советом директоров и определяют основные направления и ориентиры долгосрочного развития предприятия.

При разработке программы развития учитываются положения государственных стратегических и программных документов, относящихся к деятельности компании.

Инвестиционная деятельность предприятия нефтеперерабатывающей отрасли подчинена долгосрочным целям его развития, поэтому она должна осуществляться в соответствии с разработанной инвестиционной политикой. Инвестиционная политика предприятия представляет собой совокупность обязательных к соблюдению общих положений, принципов и методических подходов в сфере управления инвестициями, а также является частью общей финансовой стратегии предприятия.

Политика ПАО «НК «Башнефть» разрабатывается с учетом ее стратегии развития и направлена на ее поддержку и на содействие реализации стратегической цели - войти в число крупнейших энергетических корпораций мира, стать лидером отрасли по производственным и финансовым показателям при условии строгого соблюдения высоких стандартов экологической и промышленной безопасности, социальной ответственности и корпоративного управления.

Для реализации поставленных целей в ПАО «НК «Башнефть» создана политика по управлению инвестициями, которая описывает общие подходы и принципы, определяющие порядок принятия инвестиционных решений и позволяющие добиваться максимального эффекта при реализации проектов.

Задачами Политики являются:

- формализация общих подходов к управлению инвестициями в соответствии со стратегией компании;

- установление основных принципов, на основе которых обеспечивается устойчивый рост стоимости компании за счет реализации проектов с высокой отдачей на вложенный капитал;

- определение основных рисков, возникающих в процессе реализации проектов;

установление единой терминологии в сфере управления инвестициями.

Объектами управления инвестициями являются:

- бизнес-проект;

- инвестиционная программа;

- инвестиционный портфель.

Бизнес-проект (проект) - комплекс мероприятий, направленных на достижение целей, требующий финансовых, трудовых или иных ресурсов со стороны компании, реализуемый в рамках определенного графика и имеющий соответствующее обоснование.

Проекты группируются в инвестиционные программы по техническому или географическому принципу.

Инвестиционный портфель представляет собой реестр проектов и инвестиционных программ, объединенных с целью эффективного управления и для достижения стратегии компании. Инвестиционные программы и проекты в портфеле не обязательно являются взаимозависимыми или напрямую связанными.

На рисунке 1.2 изображен: один - инвестиционный портфель, две инвестиционные программы и семь бизнес-проектов.

Экономическая сущность модернизации производственных процессов и особенности оценки эффективности проектов по модернизации производственных процессов в нефтеперерабатывающей промышленности - student2.ru Рисунок 1.1 - Графическое отображение иерархии объектов управления инвестициями

В целях достижения поставленных целей и успешного решения соответствующих задач управление инвестициями строиться на следующих принципах:

- наличие инвестиционного решения по каждому проекту или инвестиционной программе;

- стандартное оформление: все документы должны представляться в стандартизованном виде;

- открытие финансирования любого проекта предусматривает использование «режима двух ключей»: выделение финансирования на реализацию проекта происходит только при наличии одобрения со стороны уполномоченного инвестиционного органа и наличии соответствующих средств в утвержденном или скорректированном бизнес-плане;

- полномочия и ответственность лиц, принимающих решения по проектам, должны соответствовать их значимости: система принятия инвестиционных решений предусматривает наличие иерархии органов, уполномоченных принимать решения по проектам и инвестиционным программам, в зависимости от их капиталоемкости и стратегической важности;

- наличие экспертизы: по каждому проекту проводится тщательная экспертиза (функциональная, техническая, экономическая, методологическая и на соответствие стратегии компании) перед его рассмотрением соответствующими органами принятия решений;

- персонализация ответственности в течение жизненного цикла проекта: для каждого проекта должен быть определен куратор, который несет персональную ответственность за цели и результаты, заказчик проекта, отвечающий за достижение целей, и руководитель проекта, отвечающий за получение результатов проекта в установленных ограничениях по срокам, бюджету, качеству и уровню риска;

- мониторинг и контроль за реализацией проекта на всех этапах его жизненного цикла;

- этапизация реализации проектов: в целях повышения качества управления проектами они должны предусматривать этапы разработки и реализации.

Процесс «управления инвестициями» в ПАО «НК «Башнефть» включает в себя 7 процессов, которые представлены в таблице 1.3

Таблица 1.3 - Процессы «управления инвестициями»

Процесс Подпроцессы, входящие в состав основного процесса
1 Идентификация и классификация - определение проектов, соответствующих целям компании; - классификация проектов; - структурирование проектов, формирование инвестиционных программ.
2 Оценка и оформление - технико-экономическая оценка проекта или инвестиционной программы; - подготовка модели экономического расчета для проекта или инвестиционной программы.
3 Экспертиза - согласование проекта или инвестиционной программы.
4 Одобрение - согласование проекта или инвестиционной программы на инвестиционном комитете ОАО «НК «Роснефть» или его профильном подкомитете.
5 Утверждение - принятие инвестиционного решения уполномоченным инвестиционным органом по проекту или инвестиционной программе.
6 Мониторинг и контроль в течение жизненного цикла проекта - мониторинг и контроль изменений в проекте или инвестиционной программе на всех этапах; - оценка влияния изменений на достижение целей проекта или инвестиционной программы, в сравнении с планом, в т. ч. анализ и оценка факторов, влияющих на оптимизацию или удорожание проекта; - инициирование дополнительного одобрения и утверждения при критических отклонениях.
7 Послепроектный мониторинг - сбор фактических значений производственных показателей.; - план-факт анализ ключевых показателей эффективности; - подготовка извлеченных уроков и мероприятий по реагированию на отклонения; - формирование базы знаний

Политика ПАО «НК «Башнефть» по управлению инвестициями описывает общие подходы и принципы, определяющие порядок принятия инвестиционных решений, позволяет добиваться максимального эффекта при реализации проектов.

Наши рекомендации