Понятие права собственности как основного вещного права

Право собственности в объективном смысле представ­ляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между субъектами гражданского права в процессе использования своего иму­щества.

Право собственности в субъективном смысле представ­ляет собой совокупность субъективных прав, принадлежащих непосредственно участвующему в абсолютном вещном право­отношении управомоченному лицу, позволяющих ему осу­ществлять в отношении своего имущества любые не противо­речащие нормам права действия экономического и юридиче­ского характера, а также требовать от других (обязанных) лиц воздерживаться от совершения действий, препятствую­щих осуществлению управомоченным лицом принадлежащих ему субъективных прав.

Право собственности классифицируется как: основное, первоначальное, неограниченное вещное право.

Право собственности предоставляет его субъектам наи­больший перечень юридически обеспеченных возможностей по реализации экономических и юридических интересов, связанных с эксплуатацией собственных вещей, т. е., по су­ти, является правом с наиболее широким, по отношению к другим вещным правам, содержанием.

Право собственности признаётся цивилистической наукой неограниченным не в смысле вседозволенности, а относитель­но других вещных прав, ограниченных по отношению к пра­ву собственности как правовыми нормами, так и усмотрением собственника имущества.

Право собственности рассматривается как: бессрочное право, абсолютное право, неограниченное право, наиболее полное по содержанию право.

Праву собственности присущи специфические свойства, к которым относятся:

свойство первоосновы возникновения ограниченных вещ­ных прав;

свойство доминирования над ограниченными вещными правами;

безусловное (по общему правилу) свойство обременения.

По своему содержанию право собственности, являясь пер­воначальным, предоставляет его носителю наибольший по от­ношению к производным вещным правам набор правомочий, к которым, согласно нормам п. 1 ст. 210 ГК, относятся:

правомочие владения;

правомочие пользования;

правомочие распоряжения.

Содержание права собственности: общие положения

В соответствии со ст. 210 ГК содержание права собствен­ности составляют три правомочия собственника, к которым относятся правомочие владения, правомочие пользования, правомочие распоряжения.

Все три правомочия в совокупности предоставляют их обладателю наиболее полный с точки зрения существующего гражданского правопорядка объём юридически обеспеченных возможностей по использованию собственного имущества, не зависимого от других субъектов гражданского права, включая возможность временной частичной передачи правомочий субъектам ограниченных вещных прав по вещно-правовым основаниям, а также иным субъектам права собственности по обязательственно-правовым основаниям.

Все три правомочия в первую очередь принадлежат соб­ственнику вещи и создают легитимные условия её беспре­пятственного использования собственником как в хозяй­ственных, так и в иных целях в рамках установленного гражданского правопорядка и, по общему правилу, вне зависимости от усмотрения других субъектов гражданского права.

Вне рамок гражданского правопорядка, вне рамок систе­мы права фактический обладатель вещи также имеет воз­можность владеть, пользоваться и распоряжаться ею, но его владение, пользование и распоряжение, являясь исклю­чительно фактическими, не обеспечивают закрепление за собственником одноименных юридически обеспеченных прав и, следовательно, не обеспечивают государственную защиту вещи от посягательств третьих лиц.

Каждое из трёх названных правомочий включает в себя две составляющие: юридическую и фактическую.

Собственнику имущества предоставлена легальная воз­можность по своему усмотрению распоряжаться как собствен­ным имуществом, так и правами в отношении него, вслед­ствие чего собственник вправе частично отчуждать все или некоторые принадлежащие ему правомочия другому субъекту гражданского права, не являющемуся собственником.

Передача субъектом вещного права составляющих его со­держание правомочий другому субъекту может осуществлять­ся как в рамках вещного права, так и в процессе участия соб­ственника вещи в обязательственных правоотношениях.

Срок действия правомочий, переданных несобственнику в рамках обязательства, всегда ограничен сроком действия самого обязательства.

По отношению к содержанию правомочий собственника, переданных субъекту ограниченных вещных прав, правомо­чия, переданные собственником стороне обязательственного правоотношения, являются наиболее ограниченными.

Наши рекомендации