Стандарты учебного клинического курса.
Общие положения
1.1 Юридическая клиника филиала ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г.Кудымкаре (далее – клиника, юридическая клиника) является учебной лабораторией при кафедре социально-гуманитарных и правовых дисциплин.
1.2. Клиника осуществляет свою деятельность на основании:
- Федерального закона от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ « О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
- Приказа министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2012 г. № 994;
- Примерных правил организации и деятельности юридических клиник;
- Устава «УдГУ»,
- Положения о филиале «УдГУ» в г.Кудымкаре
- настоящего Положения;
- Этического кодекса клиники;
- иных правил, принятых и утвержденных в клинике.
1.3. Цели, задачи и сфера деятельности клиники
Клиника создается с целью:
- создания условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи;
- повышение качества профессиональной подготовки студентов. Задачи клиники:
профессионально-ориентированные:
- выработка у студентов практических навыков и устойчивых ориентиров в области защиты прав человека;
- сочетание теоретического и практического обучения студентов;
- взаимодействие с правоприменительными органами и правозащитными общественными организациями;
- выработка у студентов профессиональной этики, правовой культуры;
- воспитание глубокого уважения закона, чести и достоинству гражданина, ответственности за судьбу людей и порученное дело;
- внедрение клинических методов обучения в учебный процесс;
- социально-ориентированные:
- защита прав граждан;
- правовое просвещение населения;
- формирование правовой культуры граждан.
Сфера деятельности клиники.
Клиника оказывает бесплатную юридическую помощь в виде:
· правового консультирования в устной и письменной форме гражданам в области гражданского, трудового, административного, земельного, жилищного, семейного, пенсионного, исполнительного, налогового законодательства;
· составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера гражданам в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Консультанты клиники
6.1. Консультантами клиники могут стать студенты старших курсов (начиная с 3 курса), обучающиеся по направлению «Юриспруденция» в филиале УдГУ, изъявившие желание принимать участие в работе клиники, имеющие наиболее высокие знания по профилю клиники и прошедшие обязательную учебную подготовку в соответствии с утвержденным учебно-методическим планом (программой) клиники.
6.2. Только после прохождения курса теоретического обучения студент может быть допущен к работе с клиентом. Решение о допуске студента к работе с клиентом принимается заведующим клиникой.
6.3. Консультанты клиники обязаны:
- выполнять поручения заведующего клиникой и соблюдать установленные в клинике правила;
- посещать теоретические занятия, которые проводятся в клинике согласно утвержденному плану;
- участвовать в общих собраниях клиники;
- дежурить в клинике в соответствии с расписанием, установленным заведующим клиникой;
- соблюдать нормы Этического кодекса, принятого в клинике;
- принимать активное участие в мероприятиях, организуемых клиникой;
- представлять заведующему клиникой письменные отчеты о проведенной работе с приложением дневника и копиями составленных документов по конкретным делам.
6.4. Консультанты клиники имеют право:
- обращаться за консультацией к преподавателям юридических дисциплин в филиале УдГУ, а также к практикующим юристам, оказывающим содействие в работе клиники;
- пользоваться имуществом и оргтехникой юридической клиники в целях, связанных с деятельностью клиники;
- пользоваться библиотекой филиала УдГУ;
- на заседаниях общего собрания вносить предложения о проведении теоретических занятий по темам, которые вызывают наибольшие сложности при работе по порученным им делам;
- на заседаниях общего собрания клиники вносить предложения, замечания по организации работы клиники;
- получить по окончании работы в юридической клинике характеристику, которая может оказать помощь при трудоустройстве.
6.5. Студент прекращает деятельность консультанта клиники в случаях:
- изъявления собственного желания;
- окончания учебы в филиале УдГУ;
- исключения из числа студентов филиала УдГУ в г.Кудымкаре с момента издания приказа директора об исключении;
- решения заведующего клиникой по предложению общего собрания клиники, в случае неоднократного и грубого нарушения студентом настоящего Положения, Этического кодекса клиники и иных правил, принятых и утвержденных в клинике.
В случае нарушения настоящего Положения, Этического кодекса клиники и иных правил, принятых и утвержденных в клинике в первый раз, заведующим клиники выносится предупреждение, во второй раз, заведующим клиники объявляется выговор, в третий раз, ставится вопрос на общем собрании клиники об исключении данного консультанта клиники;
Общее собрание клиники
7.1. Общее собрание клиники созывается заведующим клиники не реже одного раза в 3 месяца.
7.2. Функции общего собрания клиники:
- обсуждение текущих вопросов деятельности клиники, планов и перспектив деятельности клиники;
- внесение изменений и дополнений в Этический кодекс клиники и иные правила, принятые и утвержденные в клинике;
- рассмотрение случаев нарушений настоящего Положения, Этического кодекса, и иных правил, принятых и утвержденных в клинике консультантами клиники и внесение предложений по применению к ним мер воздействия;
- утверждение проекта изменений и дополнений в настоящее Положение.
7.3. Заседания Общего собрания клиники правомочны при присутствии 3/4 от всех участников клиники. Решение на Общем собрании клиники принимается простым большинством голосов.
7.4. На каждом заседании общего собрания клиники ведется протокол, в котором указывается: дата проведения заседания, номер протокола, лица, принявшие участие в заседание, перечень рассмотренных вопросов и решения, принятые по указанным вопросам. Протокол ведется лицом (секретарем собрания), назначаемым заведующим клиникой. Протокол подписывается секретарем собрания и заведующим клиникой.
Заключительные положения
Изменения и дополнения в настоящее Положение вносится по предложению Общего собрания клиники на основании представления заведующего клиникой, согласуется с заведующим кафедрой СГиПД и утверждаются Учебным советом филиала УдГУ в г.Кудымкаре.
Согласовано:
Зав. кафедрой СГиПД В.В.Ташкинова
Начальник юридического отдела Т.М. Боталова
Примерные правила организации и деятельности юридических клиник (03.02.04)
Завершена работа над Примерными правилами организации и деятельности юридических клиник. Предлагаем российским клиницистам обсудить их в своих клиниках и принять решение о присоединении к ним.
Работа над Примерными правилами организации и деятельности юридических клиник осуществлялась поэтапно.
1-й этап. Попытка подойти к проблеме определения минимального набора требований к деятельности юридических клиник была предпринята в России и других государствах СНГ в 2001 году на международной конференции «Проблемы и перспективы юридического клинического образования в СНГ».
2-й этап. Еще раз и уже применительно только к России вопрос о минимальных требованиях к деятельности юридических клиник России был поставлен на семинаре по стратегическому планированию развития клинического юридического образования в России, проходившем 29 июня-1июля 2003 года в г. Санкт-Петербурге.3-й этап. Первый российский проект Минимальных стандартов юридических клиник Российской Федерации был написан авторами книги «Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России» летом 2003 года.
4-й этап. В рамках международной конференции «Стратегическое планирование клинического юридического образования и устойчивое развитие юридических клиник в странах СНГ», которая состоялась в ноябре 2003 года в Москве, прошла рабочая встреча представителей ведущих российских юридических клиник. В ходе обсуждения опубликованного проекта Минимальных стандартов юридических клиник Российской Федерации было высказано много интересных предложений по его совершенствованию, которые касались названия документа, его структуры, формулировок отдельных положений. Участники сформировали рабочую группу по доработке проекта, в состав которой вошли Аркадий Гутников (Санкт-Петербург); Ирина Лукьянова (Москва), Людмила Михайлова (Тверь), Татьяна Трубникова (Томск), Екатерина Шугрина (Москва). Участниками встречи был определен порядок дальнейшей работы над документом. Участники предложили сделать процедуру принятия документа аналогичной ратификации международных соглашений.
5-й этап. В результате встреч и обсуждений рабочей группы первоначальный текст претерпел значительные изменения. В частности, термин «минимальные стандарты» был заменен на «примерные правила». Минимальные требования, которые юридические клиники предъявляют к своей деятельности, объединены в Примерные правила организации и деятельности юридических клиник. Перечень примерных правил является открытым и может быть расширен любой юридической клиникой в соответствии с поставленными ею образовательными задачами и имеющимися возможностями. Примерные правила носят рекомендательный характер и адресованы преподавателям и студентам юридических клиник в качестве ориентиров при создании и деятельности юридических клиник.
Примерные правила организации и деятельности юридических клиник после обсуждения внутри юридических клиник могут быть приняты ими путем присоединения. Заявление о присоединении направляется координатору рабочей группы Ирине Лукьяновой ( [email protected] ) или секретарю рабочей группы Екатерине Шугриной ( [email protected] ) или редактору сайта «Клиническое юридическое образование» Марии Великановой ( [email protected] , факс (812) 3248836). Данные о юридических клиниках, принявших Примерные правила, размещаются на сайте www.lawclinic.ru.
Юридическая клиника может принять Примерные правила с оговорками в отношении отдельных правил, заявив о неготовности в данный момент выполнить соответствующие рекомендации и о стремлении к их реализации в будущем
Рабочаягруппа:
А.Б.Гутников, И.Н.Лукьянова, Л.П.Михайлова, Т.В.Трубникова, Е.С.Шугрина
ф
ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА
Раздел 1. Общие положения
1.1. Основными целями клинического юридического образования является подготовка студентов к профессиональной юридической деятельности: формирование у студентов понимания юридической профессии; приобретение студентами опыта практической юридической деятельности по защите прав человека и общественных интересов; развитие у студентов профессиональных навыков и качеств.
1.2. Каждая юридическая клиника определяет задачи своей деятельности в соответствии с целями клинического юридического образования.
1.3. Обучение в юридической клинике предполагает активное участие студентов в обучении; применение интерактивных методов обучения; предоставление студентам возможности познакомиться с практическими аспектами юридической профессии и участвовать в реальной юридической практике; предоставление студентам возможности почувствовать личную ответственность за выполняемую работу и ее результат.
1.4. Участниками юридической клиники являются студенты, преподаватели, кураторы, администраторы, руководитель клиники, консультанты, методисты, эксперты и др.
Заключительные положения
4.1. Настоящие правила обсуждаются участниками юридических клиник и принимаются юридическими клиниками путем присоединения к настоящему документу.
4.2. Заявление о присоединении направляется координатору рабочей группы Ирине Лукьяновой ([email protected]) или секретарю рабочей группы Екатерине Шугриной ([email protected]) или редактору сайта «Клиническое юридическое образование» Марии Великановой ([email protected], факс (812) 3248836). Данные о юридических клиниках, принявших настоящие правила, размещаются на сайте www.lawclinic.ru.
4.3. Юридическая клиника может принять настоящие примерные правила с оговорками в отношении отдельных правил, заявив о неготовности в данный момент выполнить соответствующие рекомендации и о стремлении к их реализации в будущем.
4.4. Настоящие примерные правила могут быть изменены в порядке, согласованном присоединившимися юридическими клиниками.
УТВЕРЖДАЮ»
Директор филиала ФГБОУ ВПО
УдГУ в г.Кудымкаре
___________Б.К.Соколов
«__»_____________ 2012 г.
Учебно-тематический план
образовательной программы /клиническое юридическое образование/
для студентов, обучающихся по юридической специальности в филиале УдГУ
Одобрен на заседании кафедры « « ______________________2012 г.
На 2012-2013 учебный год
г.Кудымкар,2012
ЦЕЛЬ: обучение навыкам практической деятельности юриста
КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ: студенты 3-5 курсов юридического факультета филиала УдГУ в г.Кудымкаре
СРОК ОБУЧЕНИЯ: два семестра
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: практические занятия с использованием интерактивных методик
Наименование тем | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля |
Что такое юридическая клиника ? занятие на общем собрании, знакомящее студента с задачами и порядком работы клиники, с их правами и обязанностями - что такое юридическая клиника, - виды юридических клиник, - цели и задачи нашей юридической клиники, - способы работы нашей клиники, - работа в малых группах (решение казуса: студентам раздается текст «положение о юридической клинике» и предлагается внести изменения и дополнения, которые могут улучшить работу клиники потом мозговой штурм и анализ предложений. | Лекция | ||
Профессиональная этика юриста (адвоката) и роль юриста в обществе- в чем состоит роль юриста в обществе -что такое профессиональная ответственность с какими моральными дилеммами сталкивается юрист. Методы: - раздать выдержки из правил этики адвоката на листах, - решение задач по правилам этики, - необходимо ли регулировать этические нормы мозговой штурм, работа в малых группах, придумать документ, регулирующий этические отношения в юридической клинике. | 1 лекция работа в группах (2 часа) | Лекция, работа в группах | Тест |
Юридическая техника - занятие по организации и приему клиентов в консультации, - что такое юридическая техника? - правила составления юридических документов, - работа в малых группах (показать сложность составления юридического документа, «пионерский галстук», - правила составления искового заявления( процессуальные и организационные моменты). | 2 часа (1+1) | тест | |
Интервьюирование - - Что такое интервьюирование, - стадии интервьюирования, - различные аспекты интервьюирования, Психологические навыки общения с клиентами (лекция психолога) | 2 часа | ||
Kонсультирование Что такое консультирование? В чем состоит роль юриста (адвоката) при оказании помощи клиенту в принятии решения? Отношения между юристом (адвокатом) и клиентом и различные навыки, повышающие эффективность консультирования. | 2 часа (1+1) | ||
Анализ Дела. Выработка позиции по делу. Стратегия, планирование. -Что такое анализ дела, как осуществить анализ дела, сформулировать фабулу дела? Найти правовую квалификацию фактов, оценка имеющихся доказательств: зачем необходимо осуществлять такую работу по делу? Выработка позиции адвокатом по делу. Что такое позиция по делу? Необходимость разработки позиции, Факты, предопределяющие позицию, этапы выработки позиции. Реализация позиции. Стратегия и планирование по делу. | 2 часа (1+1) | ||
Практикум по отработке навыков по работе с письменными обращениями клиентов -анализ писем совместно с адвокатом (по возможности с психологом) | 2 часа | ||
Имитация судебного процесса по гражданскому делу (до этого сводить в суд). Допрос в суде, прения сторон. - основы организации допроса, - методики формулирования вопросов с позиций противоположных сторон, - стратегии отбора свидетелей и выбора вопросов к ним - технология подготовки выступления в судебных прениях адвокатом, - методы и тактические приемы обзора доказательств навыки ведения судебной дискуссии. | Судебный процесс 2 часа допрос 2 часа прения 4 часа имитация судебного процесса | ||
Анализ и обобщение накопленного опыта, разработка методик и навыков работы по наиболее типичным категориям дел. (студенты готовят и проводят уроки по проведенным делам, обобщают опыт) | На протяжении всего учебного года |
Форма итогового контроля – зачет.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Занятие №1
Тема: «Юридическая клиника» - презентация (1 час)
Что такое юридическая клиника, виды юридических клиник, род деятельности, цели и задачи юридических клиник, обзор существующих юридических клиник.
Работа в малых группах (1 час) – решение казуса.
Идея создания (история), основные цели и задачи юридической клиники, структура, виды деятельности. Уставные документы . Правила работы в клинике.
Работа в малых группах (2 часа) – решение казусов. Кроме казусов студентам раздается текст «Правил работы в юридической клинике» и предлагается внести изменения и дополнения, которые, по их мнению, могут улучшить работу клиники. Изменения могут касаться любых вопросов – от структуры до непосредственного регулирования каких-либо конкретных отношений.
Занятие №2
Тема: «Профессиональная этика и роль юриста в обществе» - презентация (1 час)
В чем состоит роль юриста в обществе? Что такое «профессиональная ответственность»? С какими моральными дилеммами сталкивается юрист?
Работа в малых группах (2 часа) – решение казусов.
Как регулируются этические вопросы в коллегиях адвокатов, государственных органах, юридических клиниках. Формы регулирования (нормативно-правовые акты, «кодексы», ad hoc и др.) Необходимость регулирования.
Работа в малых группах (2 часа) – студентам предлагается самостоятельно выбрать одну из форм регулирования или придумать что-либо новое и составить какой-либо документ, регулирующий этические взаимоотношения в клинике.
Закрепление темы, видеосъемка и рефлексия – в клинических программах (2 час).
Занятие №3
Тема: «Интервьюирование клиента» (1 часа)
Что такое интервьюирование. Стадии интервьюирования. Различные аспекты интервьюирования.
Работа в малых группах (2 часа)
Закрепление темы, видеосъемка и рефлексия – в клинических программах (2 час).
Занятие №4
Тема: «Консультирование клиента» (1 часа)
Что такое консультирование? В чем состоит роль юриста при оказании помощи клиенту в принятии решения? Отношения между юристом и клиентом и различные навыки, повышающие эффективность консультирования.
Работа в малых группах (2 часа)
Закрепление темы, видеосъемка и рефлексия – в клинических программах (2 час).
Занятие №5
Тема: «Юридическая техника» (1 часа)
Что такое юридическая техника? Юридические документы? Обязательные и факультативные условия юридических документов? Правила составления юридических документов?
Работа в малых группах (2 часа)
Закрепление темы и рефлексия – в клинических программах (2 час).
Занятие №6
Тема: «Анализ дела». «Выработка позиции по делу, стратегия, планирование» (2 часа)
Что такое анализ дела: как осуществить анализ дела, сформулировать фабулу дела? Найти правовую квалификацию фактов, оценить имеющиеся доказательства; зачем необходимо осуществлять такую работу по делу.
Работа в малых группах (2 часа)
Закрепление темы и рефлексия – в клинических программах (2 час).
Что такое позиция по делу; необходимость ее разработки. Как выработать позицию по делу. Стратегия и планирование по делу.
Работа в малых группах (2 часа)
Закрепление темы и рефлексия – в клинических программах (2 час).
Занятие №7
Тема: «Допрос в суде» (1 часа)
Основы организации допроса; различные методики формулирования вопросов; стратегии отбора свидетелей и выбора вопросов к ним.
Работа в малых группах (2 часа)
Закрепление темы, видеосъемка и рефлексия – в клинических программах (2 часа).
Занятие №8
Тема: «Выступления в прениях сторон» (1 час)
Технология подготовки выступления в судебных прениях; методы и тактические приемы обзора доказательств; навыки ведения судебной дискуссии; использование «театральных» приемов и их эффективность.
Работа в малых группах (2 часа)
Закрепление темы, видеосъемка и рефлексия – в клинических программах (2 часа).
Лекции (презентации) проводятся 1 раз в неделю.
Работа в малых группах – во время презентаций согласно приведенного плана.
Закрепление темы, видеосъемка и рефлексия проводятся во время обязательных занятий по расписанию клинических программ по 2 часа в неделю.
По окончанию занятий студенты допускаются ко II этапу обучения.
II этап обучения – занятия для студентов по клиническим программам.
К работе допускаются студенты, прошедшие I этап обучения. Срок обучения – 1 год. На данном этапе студенты получают условную специализацию по клиническим программам в том направлении, которое им наиболее интересно.
На данном этапе студенты закрепляют полученные во время имитационных занятий знания и навыки, проводятся занятия по специально-правовым дисциплинам с целью углубления знаний, полученных во время изучения дисциплины в рамках общефакультетской программы.
С данного этапа студенты допускаются к приему граждан, совместно со студентами старших курсов, занимающимися по программе III этапа.
Во время занятий обсуждаются юридические документы, полученные во время приема граждан, учебные дела. Во время коллективного обсуждения дел реальных клиентов, преподаватель сам докладывает фабулу дела, не упоминая конфиденциальных сведений – фамилии, имя, адреса и т.д.
«Общественная приемная по защите прав человека»
В данной клинической программе, имеющей гражданско-правовую специализацию, действует 3 группы под руководством преподавателей юридических дисциплин филиала. Каждая группа занимается разрешением вопросов в той или иной области гражданского права.
Руководитель Ермакова Л.М..
Группа под руководством Ермаковой Л.М. консультирует клиентов по вопросам, связанным с трудовыми правоотношениями, социального обеспечения граждан, и другим, которые возникают при приеме граждан.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Студенты дежурят 1 раз в две недели.
Руководитель Якушева Н.Г.
Группа под руководством Якушевой Н.Г. оказывает помощь по делам, связанным с жилищными, семейными, договорными правоотношениями.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Студенты дежурят 1 раз в неделю.
Руководитель Безукладникова А.В.
Группа под руководством А.В.Безукладниковой оказывает помощь по делам, связанным с наследственным правом и по другим вопросам гражданского права.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Каждый студент дежурит 1 раз в две недели по графику.
“Правовая помощь осужденным”
Занятия проводятся руководителем программы Ермакова Л.М.с привлечением в качестве ассистентов наиболее подготовленных студентов 4 курса Ташкиновой Е.А. и Кивилевой Л.Э., занимающихся в клинике по данной программе со 2 курса (3 года).
Как и в Общественной приемной, занятия проводятся со студентами, прошедшими I этап обучения, с целью закрепления полученных на общих занятиях навыков и знаний.
Для того чтобы студентам легче было работать с осужденными (вести прием, давать устные и письменные консультации, читать лекции в Учреждениях), руководителем программы составлены и в рамках II этапа реализуются программы учебных дисциплин “Права человека в современном мире и будущее России”, “Исправительная педагогика и психология”.
По окончании II этапа студенты допускаются к обучению и работе в рамках III этапа.
«Подросток и закон. Живое право»
Руководителями программы проводятся подготовительные занятия по профилю клиники, в ходе которых студенты «проигрывают» лекции. Данные лекции тематически направлены на распространение правовых знаний среди школьников, а так же на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, лекции способствуют получению студентами навыков общения с аудиторией и помогают уяснить психологические аспекты работы с несовершеннолетними.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
«Содействие международной защите прав человека»
С сентября 2013 г. осуществлен набор по новой клинической программе «Содействие международной защите прав человека». Руководит работой заместитель директора филиала по науке- Аристова С.М., областью научных интересов которой являются вопросы международного права..Аристова С.М. преподает учебную дисциплину «Международное право». кроме того была участником семинара по изучению Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, организованного Советом Европы.
На данном этапе руководителем программы проводятся подготовительные занятия, в ходе которых студенты изучают Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, практику Европейского Суда по правам человека, а так же учатся самостоятельно (под руководством преподавателя) составлять проекты обращений в Европейский суд, обсуждают критерии приемлемости и неприемлемости обращений.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
III этап обучения – для студентов старших курсов, подготовленных к самостоятельной работе с клиентами.
В рамках данного этапа студенты также осуществляют дежурства, однако ведут прием граждан самостоятельно. Консультирование с преподавателем теперь происходит индивидуально – по мере возникновения вопросов и трудностей при рассмотрении порученного дела. Однако руководителем, по-прежнему, рассматриваются дела, которые наиболее часто встречаются и по которым у студентов возникают вопросы. Студенты, прошедшие предыдущие 2 этапа обучения, могут участвовать в подготовке студентов младших курсов на занятиях I и II этапов в качестве ассистентов преподавателей.
Дежурства осуществляются 1-2 раза в неделю.
По окончании обучения студенты получают сертификат о прохождении обучения по клинической программе .
Общие положения
1.1 Юридическая клиника филиала ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г.Кудымкаре (далее – клиника, юридическая клиника) является учебной лабораторией при кафедре социально-гуманитарных и правовых дисциплин.
1.2. Клиника осуществляет свою деятельность на основании:
- Федерального закона от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ « О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
- Приказа министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2012 г. № 994;
- Примерных правил организации и деятельности юридических клиник;
- Устава «УдГУ»,
- Положения о филиале «УдГУ» в г.Кудымкаре
- настоящего Положения;
- Этического кодекса клиники;
- иных правил, принятых и утвержденных в клинике.
1.3. Цели, задачи и сфера деятельности клиники
Клиника создается с целью:
- создания условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи;
- повышение качества профессиональной подготовки студентов. Задачи клиники:
профессионально-ориентированные:
- выработка у студентов практических навыков и устойчивых ориентиров в области защиты прав человека;
- сочетание теоретического и практического обучения студентов;
- взаимодействие с правоприменительными органами и правозащитными общественными организациями;
- выработка у студентов профессиональной этики, правовой культуры;
- воспитание глубокого уважения закона, чести и достоинству гражданина, ответственности за судьбу людей и порученное дело;
- внедрение клинических методов обучения в учебный процесс;
- социально-ориентированные:
- защита прав граждан;
- правовое просвещение населения;
- формирование правовой культуры граждан.
Сфера деятельности клиники.
Клиника оказывает бесплатную юридическую помощь в виде:
· правового консультирования в устной и письменной форме гражданам в области гражданского, трудового, административного, земельного, жилищного, семейного, пенсионного, исполнительного, налогового законодательства;
· составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера гражданам в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Стандарты учебного клинического курса.
3.1 Клиника имеет учебно-тематический план (программу), одобренную на кафедре социально гуманитарных и правовых дисциплин и утвержденную директором филиала « УдГУ» в г.Кудымкаре;
3.2 Минимальный учебный клинический курс для студентов, обучающихся по юридической специальности, должен предусматривать:
- изучение правил работы в юридической клинике;
- изучение правил делопроизводства;
- изучение правил профессиональной юридической этики практикующего юриста;
- обучение опросу (интервью) клиента;
- обучение анализу дела и выработке правовой позиции;
- обучение консультированию клиента;
- обучение юридической технике составления правовых документов.
3.3 Программа клинического учебного курса должна быть обеспечена методическими материалами по каждой теме.
3.4 К оказанию бесплатной юридической помощи допускаются на добровольных началах студенты, проявившие личную заинтересованность в осуществлении юридической деятельности и обладающие необходимым уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных в процессе освоения образовательных программ.
3.5 Юридическая клиника и ее сотрудники при использовании чужих авторских материалов обязаны ссылаться на автора(ов) этих материалов и указать данные их публикации.
4. Организационная структура клиники
4.1 Клиника состоит из членов клиники - руководителя и консультантов клиники.
4.2 Коллегиальным органом юридической клиники является общее собрание, в состав которого входят руководитель клиники и консультанты.
5. Заведующий клиникой
5.1.Непосредственное руководство работой клиники осуществляет заведующий клиникой. Он возглавляет клинику, определяет основные направления деятельности и организует ее работу.
5.2.Заведующий клиникой назначается приказом директора филиала УдГУ.
5.3 Заведующий клиникой выполняет следующие обязанности:
- обеспечивает организацию работы клиники и определяет стратегическое направление деятельности клиники;
- обеспечивает взаимодействие консультантов клиники с профессорско - преподавательским составом юридического факультета филиала УдГУ и практическими работниками правоохранительных органов, правозащитных организаций;
- обеспечивает взаимодействие с другими клиниками, созданными в других ВУЗах, обмен опытом работы;
- организовывает участие клиники в мероприятиях, связанных с оказанием юридической помощи населению, в т.ч. выездные консультации;
- осуществляет в рамках деятельности клиники меры по правовому просвещению молодежи;
- осуществляет методическое руководство работы клиники;
- ведет реестр студентов-консультантов клиники;
- проводит общие собрания клиники;
- организовывает и ведет занятия клиники;
- ежегодно составляет отчет о деятельности клиники;
- исполняет другие обязанности, возложенные на него настоящим Положением, Этическим кодексом и иными правилами, принятыми и утвержденными в клинике.
5.4 Заведующий клиникой имеет право:
- давать консультантам клиники поручения и контролировать их исполнение;
- ходатайствовать перед руководством кафедры социально-гуманитарных и правовых дисциплин филиала «УдГУ» о поощрении студентов, наиболее активно, участвующих в работе клиники;
- выносить предупреждения, объявлять выговоры членам клиники в соответствии с настоящим Положением.
5.5. Заведующий клиникой несет ответственность:
- за качество юридической помощи, оказываемой клиентам;
- за целостность имущества клиники.
Консультанты клиники
6.1. Консультантами клиники могут стать студенты старших курсов (начиная с 3 курса), обучающиеся по направлению «Юриспруденция» в филиале УдГУ, изъявившие желание принимать участие в работе клиники, имеющие наиболее высокие знания по профилю клиники и прошедшие обязательную учебную подготовку в соответствии с утвержденным учебно-методическим планом (программой) клиники.
6.2. Только после прохождения курса теоретического обучения студент может быть допущен к работе с клиентом. Решение о допуске студента к работе с клиентом принимается заведующим клиникой.
6.3. Консультанты клиники обязаны:
- выполнять поручения заведующего клиникой и соблюдать установленные в клинике правила;
- посещать теоретические занятия, которые проводятся в клинике согласно утвержденному плану;
- участвовать в общих собраниях клиники;
- дежурить в клинике в соответствии с расписанием, установленным заведующим клиникой;
- соблюдать нормы Этического кодекса, принятого в клинике;
- принимать активное участие в мероприятиях, организуемых клиникой;
- представлять заведующему клиникой письменные отчеты о проведенной работе с приложением дневника и копиями составленных документов по конкретным делам.
6.4. Консультанты клиники имеют право:
- обращаться за консультацией к преподавателям юридических дисциплин в филиале УдГУ, а также к практикующим юристам, оказывающим содействие в работе клиники;
- пользоваться имуществом и оргтехникой юридической клиники в целях, связанных с деятельностью клиники;
- пользоваться библиотекой филиала УдГУ;
- на заседаниях общего собрания вносить предложения о проведении теоретических занятий по темам, которые вызывают наибольшие сложности при работе по порученным им делам;
- на заседаниях общего собрания клиники вносить предложения, замечания по организации работы клиники;
- получить по окончании работы в юридической клинике характеристику, которая может оказать помощь при трудоустройстве.
6.5. Студент прекращает деятельность консультанта клиники в случаях:
- изъявления собственного желания;
- окончания учебы в филиале УдГУ;
- исключения из числа студентов филиала