Проектирование учебного курса

Литература. 6 класс

Проектирование учебного курса

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..

Основные принципы и подходы к изучению курса «Литература» в 6 классе…………

Содержание курса .........................................................................................................................

Примерное тематическое планирование курса «Литература» ............................................

Примерное поурочное планирование курса «Литература» ..................................................

Контрольные измерительные материалы ............................................................................

Введение

Данное пособие поможет учителю создать проект курса литературы в 6 классе. В основе проектирования курса литературы лежит поиск оптимального сочетания предметного содержания и форм учебной деятельности школьников по его усвоению.

В таблице представлены основные этапы проектирования и даны разъяснения для учителя.

Название проекта Курс литературы в 6 классе, реализуемый по программе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
Постановка проблемы Как эффективно организовать учебную деятельность учащихся для достижения планируемых результатов образования при изучении литературы в 6 классе?
Целевое назначение проекта Решить сформулированную выше проблему
Задачи проекта 1. Проанализировать конкретную педагогическую ситуацию, в частности, уровень достижения планируемых результатов изучения литературы в 5 классе. (учитель) 2. Проанализировать содержание данного курса литературы и концептуальные методические идеи авторов УМК (материал представлен в настоящем пособии). 3. Соотнести научно-методические подходы авторов курса с возможностями и потребностями конкретных участников образовательного процесса (учитель).
Участники Учитель, ученики 6 класса, родители
Общий замысел Представленная в данном пособии модель курса является общим замыслом проекта
Деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации) Материал представлен подробно в настоящем пособии.
Ресурсное обеспечение   УМК по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
Ожидаемый результат   Материал представлен подробно в данном пособии в разделе «Планируемы результаты изучения предмета «Литература» и «Планируемые результаты изучения материалов раздела» (таблица)
Календарный план   Материал представлен подробно в данном пособии.

Основные принципы и подходы

К изучению курса «Литература» в 6 классе

Цель учебного курса «Литература» в 6 классе – осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов компонентов.

Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются в осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих. Понятийный аппарат 6 класса: тема, проблематика; содержание и форма литературного произведения; идея; сюжет, понятие жанра; литературный герой, персонаж, лирический герой; проза и поэзия, основы стихосложения.

Методическая концепция изучения литературы предполагает сочетание компетентностного и деятельностного подходов.

Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей. Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 6 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Поэтому в названии каждого тематического раздела учебника содержится явный (или скрытый) вопрос или познавательное противоречие.

В учебнике 6 класса, как и в учебнике 5 класса, представлена следующая система заданий:

– задания передкаждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание;

– вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;

– вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;

– вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать текст, созданный как с помощью вербальных (словесных), так и невербальных знаков;

– специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя;

– задания, развивающие речевые умения; особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;

– задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения; с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, участвовать в учебно-научном дискурсе;

– художественно-творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;

– задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;

– коллективные задания формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;

– рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.

Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.

Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).

Программа, на основе которой создан учебник, разработана в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 г.). Основу программы составляют Фундаментальное ядро содержания общего образования, а также основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Ориентиром для составления программы явилась Примерная программа по литературе (Стандарты второго поколения).[1]

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»:

- личностные результаты(совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации);

- метапредметные результаты(умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности);

- предметные результаты(понимание ключевых проблем изученных произведений; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; осмысленное чтение и адекватное восприятие произведений: умение пересказывать прозаические произведения, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог; написание изложений и сочинений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции).

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 ч, в том числе: в 6 классе — 105 ч.

Содержание курса

Класс

Литература как искусство слова

Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах.

Истоки и вершины

Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования.

Песня

Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм.

Былина«Садко»

Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья»

Литература: мир вопросов и ответов

Лирический герой

А.С.Пушкин. Слово о писателе.Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога»

Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

Дж.Г.Байрон. Слово о писателе.Стихотворения «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Прометей»

Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Нет, я не Байрон…»–Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворения.

Стихотворение «Ангел»

Лирическая история души. Трёхстопный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворения.

Класс

Полугодие Название раздела Количество часов
    I Литература как искусство слова 1ч
Как появилась поэзия и проза 22 ч
Истоки и вершины
Классические образцы поэзии и прозы
О чём и о ком рассказывает литературное произведение 19 ч
Герой литературного произведения
Тема литературного произведения
Внеклассное чтение
Подготовка, написание и анализ сочинения
Диагностическая работа. Анализ работы
    II Литература: мир вопросов и ответов 38 ч
Как человек понимает мир и себя
Как отражается таинственное в судьбе человека
Нравственная проблематика литературного произведения
«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения
Внеклассное чтение
Подготовка, написание и анализ сочинения
Диагностическая работа. Анализ работы
  Резервные уроки 2 часа

Примерное поурочное планирование курса «Литература» 6 класс

№ урока Тема Содержание урока Основные виды деятельности учащихся Методический комментарий к организации учебной деятельности Планируемые результаты изучения материалов раздела  
Литература как искусство слова Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечатьна вопросы. Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации. Обратим внимание на задание перед текстом «Продумайте с товарищем и продемонстрируйте классу интервью, которое молодой журналист берёт у знаменитого писателя»(с.6). Необходимо, чтобы учащиеся выполняли это задание, осознав особенностижанра интервью и ситуацию, в которой может происходить общение журналиста и писателя. Желательна предварительная подготовка к выполнению задания. Учащиеся знают: основные элементы содержания художественного произведения; умеют: находить и характеризовать эти элементы в ранее прочитанных произведениях; владеют:начальнымиприёмами анализа текста; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос; способами взаимодействия с партнёром по общению  
Как появилась поэзия и проза  
Истоки и вершины  
Поэзия и проза Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования; пропедевтические сведения о литературном жанре Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации. Задание «Определи принадлежность к литературному роду произведения И.С. Тургенева «Русский язык»…(с.12) может считаться выполненным только в том случае, если учащиеся представят алгоритм своих рассуждений и аргументируют свою позицию. Желательно, чтобы в ответе были использованы слова и словосочетания из раздела «Проверь себя» (с.12) Учащиеся знают: особенности прозаической и поэтической речи; умеют: отличать род литературы от способа повествования; определять род литературы, к которому принадлежит произведение; характеризовать представленный в нём способ повествования; владеют: начальными приёмами анализа текста; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос; умением создавать текст-рассуждение в его функционально-смысловой разновидности объяснение  
Особенности песни как жанра фольклора Песня как малый жанр фольклора. Способы ритмической организации, изобразительно-выразительные средства в тексте песен. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Рассказывать.   Перед началом изучения раздела необходимо актуализировать знания учащихся о фольклоре (задание с. 13).   Проектируя совместную деятельность с учащимися, учитель может воспользоваться одним из алгоритмов работы по учебнику: 1. освоение теоретических сведений применение знаний при анализе текстов песен; 2. чередование учебных блоков: освоениепервой части теоретического материала, применение знаний при анализе текста Проектирование учебного курса - student2.ru освоение второй части теоретического материала, применение знаний при анализе текста и т.д.; 3. анализ текстов (на основе компетенций, сформированных ранее), выявление Проектирование учебного курса - student2.ru особенностей песни как жанра фольклора Проектирование учебного курса - student2.ru чтение теоретического материала учебника Проектирование учебного курса - student2.ru сопоставление собственных выводов с утверждениями авторов учебника Проектирование учебного курса - student2.ru рефлексия, корректировка Учащиеся знают: признаки песни как жанра фольклора; умеют: характеризовать содержание, художественные особенности, ритм песни; владеют: начальными приёмами анализа текста; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос; умением создавать текст-рассуждение в его функционально-смысловой разновидности объяснение; начальными умениями участвовать в дискуссии и проводить её  
Обрядовые и лирические песни Понятие обряда. Лирическая основа народных песен. Тематические группы песен. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать содержание и выявлять художественные особенности произведения. Участвовать в дискуссии.  
Былина как русский народный эпос Особенности жанра. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Отличие былин он народных песен и сказок. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Сопоставлять произведения. Задание «Рассмотри репродукцию картины…» (с. 26) позволит организовать эффективную деятельность учащихся, в ходе которой актуализируются знания о былине, полученные в начальной школе. Обязательно оцениваем стремление попробовать выполнить сложную часть задания. Учащиеся знают: содержание былины, место и время ее создания; главную -- патриотическую - идею произведения; умеют: характеризовать содержание, художественные особенности,главного героя былины; владеют: приёмами выразительного чтения, анализа текста, сопоставительного анализа текста; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос.  
Былина «Садко». Сюжет произведения Тематические группы былин. Основные события былины «Садко». Сюжет. Особенности композиции. Выразительно читать былину.Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Пересказывать текст. Устно отвечать на вопросы. Обязательно организуем работу с постраничными сносками. После чтения текста дома можем в течение нескольких минут выяснить у учащихся, обращались ли они к сноскам, как поняли и запомнили толкование приведенных в сносках слов. Можно попросить учеников дополнить сноски.   Задание «Прими участие в конкурсе…» (с. 38) можно рассматривать как проектное.  
Былина «Садко». Образ главного героя Духовное богатырство русского человека: справедливость, праведность, благородство, вера в чудесное Выразительно читать былину. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать героев былины. Сопоставлять героев произведения. Анализировать текст. Основным для организации деятельности учащихся будет задание «Как характеризуют главного героя приведённые фрагменты былины?..» (с.37). Обращаем внимание учащихся на необходимость объяснить, какие содержательные и художественные особенности фрагментов (постоянные эпитеты, повторы, диалоги, словесные образы и др.) позволяют воссоздать характер и жизненные принципы героя.  
Былина «Садко». Патриотическая тема в русских былинах. Художественное своеобразие и язык былины. Особенность композиции. Выразительно читать былину. Устно отвечать на вопросы.Сопоставлять произведения. Сопоставлять героев разных произведений. Анализировать текст. Задание на с. 38 -- организуем сопоставительный анализ былин «Садко», народной и авторской. Сопоставление проводится по уже известному учащимся алгоритму.  
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -- образец древнерусской повести Повесть как жанр древнерусской литературы. Сюжет и герои. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Воспринимать текст произведения древнерусской литературы. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. Устно отвечать на вопросы. Выполнение задания «Охарактеризуйте главных героев…» (с.53) требует от учителя тщательной организации деятельности учащихся. Необходимо следовать алгоритму, представленному в задании. Без предварительного обсуждения плана характеристики героя задание выполнять не следует. План составляется в ходе совместного обсуждения, а не предлагается учителем в готовом виде. В задании предусмотрена групповая работа. Учителю следует продумать принцип деления класса на группы. Если учитель посчитает целесообразным, работа может выполняться индивидуально или в паре. Учащиеся знают: содержание повести, время ее создания, жанровые особенности, национально-историческую основу произведения умеют: характеризовать героев, художественные особенности произведения; определять ведущую нравственную идею владеют: приёмами выразительного чтения и рассказывания, анализа текста, сопоставительного анализа героев; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос; умениями работать с дополнительной информацией, начальными исследовательскими умениями  
10. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравоучительный характер повести Духовные ценности и нравственные идеалы, воплощенные в повести. Воспринимать текст произведения древнерусской литературы. Выделять смысловые части художественного текста. Формулировать идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Самостоятельно находить источники дополнительной информации, выбирать и систематизировать информацию. Рассказывать. Задание «Прочитайте в энциклопедии…» (с.53) предполагает развитие умений работать с информацией. Кроме того, продолжаем обучать рассказыванию: формируем умение устанавливать контакт со слушателями, создаём рассказ так, чтобы он был понятен и интересен слушателям.   Обращаем внимание на задания 1, 3, 4 (с. 42), которые организуют самостоятельную исследовательскую работу учащихся. Важно оценить положительно даже осознанную попытку выполнить задание. Начальные исследовательские умения формировались на уроках литературы в 5 классе.  
11. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья» Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Выразительно читать былину. Сопоставлять литературные произведения. Сопоставлять героев произведения. Устно отвечать на вопросы. Обратим внимание на то, что уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.  
Классические образцы поэзии и прозы  
12. Лирическое стихотворение. Особенности лирики как рода литературы. Принципы организации стихотворной речи Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. При освоении содержания теоретического материала учебника важно уделить внимание включению новой литературоведческой терминологии в активный словарный запас учащихся (раздел «Проверь себя» с. 61). Учащиеся знают: особенности лирики как рода литературы; двухсложные стихотворные размеры; виды рифм; разновидности стихотворных строф; осознаЮт ведущую роль ритма в организации стихотворной речи; содержательно-художественные особенности стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; умеют: определять двусложные стихотворные размеры; характеризовать вид рифмы в тексте стихотворения; выявлять и характеризовать эпитеты в поэтическом тексте, объяснять их роль; владеют: начальными приёмами анализа текста лирического стихотворения; начальными исследовательскими умениями; умением определять взаимосвязь ритмической организации, изобразительных средств и содержания стихотворения  
13. Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. Лирическое стихотворение Рифма, ритм, размер, строфа. Анализировать поэтический текст. Характеризовать его ритм и метр. Следует предусмотреть разные виды самостоятельной практической работы учащихся. Очень эффективна деятельность по организации взаимного обучения анализу поэтического текста (задание «Если кто-то из твоих товарищей…» с. 62). Обращаем внимание: определение стихотворных размеров -- не главная цель практического занятия. Необходимо развивать умение видеть связь формы и содержания художественного произведения (задание «Как ты думаешь, зачем…» с. 62)  
14. А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». Шедевр пейзажной лирики Слово о писателе. Поэтический мир стихотворений. Пейзаж. Динамика поэтического настроения. Выразительно читать стихотворение. Устно отвечать на вопросы. Выявлять художественные особенности произведения. Все виды деятельности на данных уроках направлены на развитие внимания к поэтическому слову. Обязательно используем карандаш для выделения ключевых слов и изобразительных приёмов в тексте. Целесообразно продолжить работу (начатую в 5 классе) над заполнением словарика, включающего слова разных частей речи, с помощью которых можно характеризовать оттенки настроения. Продолжаем вести своеобразный «дневник наблюдений»: находить и выписывать лексические средства для характеристики настроения, которые встретились учащимся в других текстах (в том числе в учебнике русского языка, в публицистических текстах, в устной речи окружающих и др.) Словарик необходимо активно использовать при организации речевой деятельности школьников. Важно развивать умение школьников, характеризуя настроение, сразу же объяснять, какими изобразительными средствами оно передано в стихотворении При подготовке к выразительному чтению стихотворения обязательно пользуемся памяткой. Правильно организованная на уроке работа с памяткой представляет собой по существу анализ стихотворения.  
15. Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж. Выразительно читать стихотворение наизусть. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворный размер.  
16. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус» Слово о писателе. Поэтический мир стихотворения. Аллегория. Двусложные размеры: ямб. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворный размер. Учитываем методические указание к изучению лирики, представленные выше. Обращаем особое внимание на задания 1, 2 стр. 68, 1 стр. 70, 6 стр. 71 -- их выполнение поможет осознать понятие аллегория, увидеть роль олицетворения в создании аллегорического образа, сформировать начальное представление о понятии символ. Задание на стр. 71 («Какое из понятий…») ориентировано на зону ближайшего развития учащихся. Не требуем обязательного выполнения этого задания от всех учеников. Организуем наиболее эффективную форму работы (нами предложена парная работа). Уходим от теоретизирования -- сопоставляем аллегорию и символ в ходе анализа примеров. Эти понятия необходимо использовать в ходе дальнейшей работы на уроках литературы, постепенно усложняя материал для анализа.  
17. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Утёс». Поэтический мир стихотворения. Аллегория. Символ. Олицетворение. Двусложные размеры: хорей. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворный размер.  
18. А.С. Пушкин Роман «Дубров-ский». Время, изображённое в романе   Слово о писателе.Историческое время. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения.   Очень важно организовать выполнение предтекстового задания на стр. 74. Учитель может дать индивидуальные задания учащимся, организовать работу на уроке с источниками информации, подготовить «виртуальную экскурсию» и др. Кроме того, представление об эпохе формируется у учащихся в результате выполнения заданий 1, 2 на стр. 75 и задания «Как ты думаешь, почему…» на стр. 75. Обращаем внимание на ведущий вид деятельности: «найти в тексте ответ» (задание 2), ответить на проблемный вопрос (задание 1, «Как ты думаешь…») -- организуем деятельность в соответствии с алгоритмами, освоенными в 5 классе. Учащиеся знают: особенности эпического повествования,элементы содержания эпического текста; значение понятия «авторская позиция» и способы её выражения; умеют: отличать произведения разных эпических жанров; объяснять роль средств психологизма (портрет, пейзаж, речевая характеристика, особенности поведения героя); сопоставлять героев одного произведения и героев разных произведений; давать оценку героям и событиям; владеют: приёмами анализа эпического произведения: характеризуют героя, способы создания его образа (пейзаж, портрет, речь, поступки), отношение автора к герою;начальными исследовательскими умениями  
19. А.С. Пушкин Роман «Дубров- ский» Особенности сюжета и проблематики. Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать элементы содержания произведения.Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Предтекстовое задание на стр. 76 не должно показаться учителю слишком лёгким. Умение выделять и формулировать основное содержание фрагмента свидетельствует о сформированности читательских умений школьников. Хорошо, если на уроке будет организовано обсуждение подобранных заголовков. Следует поощрить учащихся, проявивших высокий уровень личностной компетенции (выполнили задание с элементами творчества, проявили оригинальность: подобрали в качестве заголовков цитаты, пословицы и пр.)  
20. Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. А.С.Пушкин Роман «Дубровский». Дубровский и Троекуров Типы русского дворянства в романе Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Урок проводится как самостоятельное исследование учащихся с опорой на задания 1,2, 3, 4. Форма работы (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) определяется учителем. Порядок заданий представляет собой алгоритм сопоставительного анализа. Целесообразно подготовительную работу по выполнению заданий 1, 2 оформить в виде таблицы. Особое внимание обратим на задание 3. Определим вместе с учащимися значение слов «причина» и «повод». Если мнения учащихся при выполнении задания 3 разделились, можно организовать дискуссию.  
21. А.С.Пушкин Роман «Дубровский». Личность и судьба главного героя Владимир Дубровский. Дубровский и Маша. Тема любви. Проблема бунта в романе. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять проблемы и идею произведения. Основу урока составляет работа по выполнению заданий 5-7, 9 - 12. Отвечая на проблемные вопросы, учащиеся обязательно аргументируют свою позицию. Категорически не принимаются односложные ответы. Учим школьников формулировать ответы в виде гипотезы, которую предстоит доказать или опровергнуть в ходе анализа текста.  
22. Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. А.С. Пушкин Роман «Дубровский». Как создаются характеры героев. Мастерство Пушкина-прозаика. Психологизм романа. Выявлять художественные особенности произведения. Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Анализировать текст. Урок целесообразно провести в форме конференции. Учащиеся разделены на группы, готовят ответы на вопросы 6, 8, 10. После обсуждения ответов делаем вывод о главных приёмах психологизма в романе: пейзаж, портрет, поведение героев, речевая характеристика.  
23. А.С. Пушкин Роман «Дубровский». Авторская позиция Отношение автора к герою. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблемы произведения.повести. Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Обратим внимание на задания «Каково отношение автора к Дубровскому?...» и «Можно ли утверждать…» на стр. 133. Выполняем задания в соответствии с представленным в них алгоритмом. В качестве дополнительного задания используем «Как ты думаешь, почему…» на стр. 75    
24. А.С.Пушкин. Роман «Дубров ский» в мире литературы Вечные проблемы в романе. Характеризовать проблематику повести. Формулировать идею произведения. Урок может быть проведён как работа над проектом. Цель, условия, порядок работы представлен в задании «Вспомни, что такое эпиграф…» на стр. 133. Необходимо обеспечить для учащихся возможность пользоваться разными источниками информации. Целесообразно также продумать наиболее адекватную конкретным педагогическим условиям форму представления и защиты проектов.    
25. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Л.Н.Толстой. «Юность» (глава XLV «Я проваливаюсь») Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Характеризовать героя произведения. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. Уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.  
О чём и о ком рассказывает литературное произведение  
Герой литературного произведения  
26. Герой литературного произведения Понятие о герое, его связи с сюжетом и идеей произведения. Главные и второстепенные герои. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Обращаем внимание на предтекстовое задание на стр. 138 и задание 2 на стр. 139. Важно уметь отличать понятие «литературный герой» от близких по смыслу понятий (личность; обладатель лучших, только положительных качеств и др). Учащиеся знают: значение понятия «герой литературного произведения», «авторская позиция» и способы её выражения; основные средства создания характера героя; умеют: различать главных и второстепенных героев; объяснять роль средств психологизма; сопоставлять героев одного произведения и героев разных произведений; давать оценку героям; владеют: приёмами анал<

Наши рекомендации