Создание судов специальной юрисдикции.

Преодоление низкого уровня специализации в современных российских судах и, соответственно, компетенции по отдельным отраслям права и группам дел, возможно путём создания судов специальной юрисдикции.

Такими судами специальной юрисдикции могут стать административные суды, суды по дорожно-транспортным делам и межевые суды.

Административные суды. К подсудности административных судов должны относиться все административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и законами субъектов РФ «Об административных правонарушениях», за исключением административных правонарушений в области дорожного движения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, а также должны относиться исковые заявления граждан, должностных лиц или субъектов предпринимательской деятельности к органам государственной власти и местного самоуправления.

В случае введения понятия уголовного проступка и отнесения к уголовным проступкам существующих административных правонарушений, за совершение которых предусмотрены административные наказания в виде административного ареста, административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, обязательных работ, а также те из административных правонарушений, субъектами которых являются исключительно граждане (физические лица), в КоАП РФ останутся только те административные правонарушения, субъектами которых будут являться субъекты предпринимательской деятельности и должностные лица.

Оптимально преобразовать существующие арбитражные суды в систему административных судов, расширив сферу их подсудности и увеличив общее количество окружных административных судов до 2-5 в каждом субъекте РФ, в зависимости от численности населения. Учитывая бóльший профессионализм судей арбитражных судов по сравнению с федеральными судьями судов общей юрисдикции, данное решение будет способствовать бóльшей объективности и взвешенности в принятии решений по административными делам. Кассационной инстанцией на решения апелляционных административных судов должна быть судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ.

Для обеспечения принципа административного судопроизводства равенства всех перед законом и судом, целесообразно ввести паритетное представительство в административном суде сторон: государства, граждан и субъектов предпринимательской деятельности. С этой целью необходимо ввести институт судебных заседателей в количестве трёх человек, представляющих, соответственно, стороны: государство, граждан и субъектов предпринимательской деятельности. Судебные заседатели должны обладать всеми правами судьи и вместе с судьёй образовывать коллегию, принимая решения большинством голосов. Только в случае равенства голосов, судья может принять самостоятельной решение.

Суды по дорожно-транспортным делам. К подсудности судов по дорожно-транспортным делам должны относиться административные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, а также все споры, связанные со страхованием транспортных средств. Судьи по дорожно-транспортным делам обязаны иметь стаж управления транспортным средством и иметь в собственности транспортное средство не менее 10 лет, и сдать соответствующий экзамен на углублённое знание правил дорожного движения и страхового дела.

Целесообразно в каждом субъекте РФ, в зависимости от развития дорожной сети и интенсивности дорожного движения, иметь от одного до пяти окружных судов по дорожно-транспортным делам. Апелляционной инстанцией для окружных судов по дорожно-транспортным делам должны стать апелляционные суды по дорожно-транспортным делам для группы субъектов РФ. Кассационной инстанцией на решения апелляционных судов по дорожно-транспортным делам, как и для административных судов, должна быть судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, где дорожное сообщение не связано с основной дорожной сетью РФ и отсутствует интенсивное движение транспортных средств, целесообразно передать полномочия судов по дорожно-транспортным делам соответствующим административным судам.

Для обеспечения принципа административного судопроизводства равенства всех перед законом и судом, целесообразно ввести паритетное представительство в суде по дорожно-транспортным делам сторон: дорожной полиции (ГИБДД), граждан – участников дорожного движения и представителей страховых компаний и организаций. С этой целью также необходимо ввести институт судебных заседателей в количестве трёх человек, представляющих, соответственно, стороны: дорожную полиции (ГИБДД), граждан – участников дорожного движения и представителей страховых компаний и организаций. Судебные заседатели должны обладать всеми правами судьи и вместе с судьёй образовывать коллегию, принимая решения большинством голосов. Только в случае равенства голосов, судья может принять самостоятельной решение.

Межевые суды. К подсудности межевых судов должны относиться все вопросы, связанные с соблюдением земельного и градостроительного законодательства, земельные споры граждан и коммерческих и иных организаций, административные дела, связанные с оспариванием нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, связанных с земельными отношениями. Судьи межевых судов обязаны иметь инженерное кадастровое образование и стаж работы кадастровым инженером не менее 10 лет, и сдать соответствующий экзамен на углублённое знание градостроительного, земельного, лесного и водного законодательства, административного и муниципального права.

В каждом субъекте РФ целесообразно иметь один межевой суд. Апелляционной инстанцией для межевых судов субъектов РФ должны стать апелляционные межевые суды для группы субъектов РФ. Кассационной инстанцией на решения апелляционных межевых судов должна стать вновь созданная судебная межевая коллегия Верховного суда РФ.

Наши рекомендации