Вопрос № 51 Кодификация материального права в годы НЭПа. Гржданский и земельный кодексы, КЗОТ 1922г., уголовные кодексы 1922 и 1926 г. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926г.

Кодификация материального права в годы НЭПа.
1919 г. Стучка предложил начать кодификацию нового права.Главенствующее место - Конституция. Далее шло ≪социальное право≫,Затем≪имущественные права≫(о национализации земли и производства). Завершать сборник должны были кодифицированные правила о труде, ≪остатки договорного≫ и международное
право.Нормы составят ≪обязательное для всех право≫, тогда как все дальнейшие узаконения будут представлять собой лишь технические инструкции, толкование. Этот первый подход к вопросу.
20-е гг. стали периодом интенсивной кодификационной работы.Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного
кодексов.
Гражданский и земельный кодексы.
Гражданский кодекс состоял из общей части, вещного, обязательственного, наследственного права. При формировании особой отрасли гражданского права в 1921—1923 гг. законодатель стремился по возможности упростить систему норм, Регламентировавших хозяйственную жизнь.
Гражданско-правовые нормы: диспозитивные и принудительные. Чем шире была автономия сторон в гражданском правоотношении, тем больше норм, регулировавших его, являлись диспозитивными. Наоборот, по мере так называемой социализации гражданского права (т.е. проникновения в него плановых начал) возрастало число
принудительных норм.Гражданский кодекс нормы: определительные,декларативные, истолкователъные и организационные.В статьи были введены неправовые критерии (так, ст. 1 устанавливала порядок защиты имущественных прав только в случае их соответст-
вия ≪социально-хозяйственному назначению≫). Это давало судьям большой простор для толкования закона, не связывая их четкими правовыми нормами. Даже не закрепленные в законе имущественные права, если на практике они осуществлялись в противоречии с их ≪социально-хозяйственным назначением≫ (что определял суд), на основании ст. 1 ГК могли быть аннулированы.
Закон в значительной мере ориентировался на относительный и временный характер права переходного периода. Принципу законности был противопоставлен принцип целесообразности, что не могло не привести к правовому нигилизму со всеми вытекающими отсюда последствиями. Законодатель всячески подчеркивал, что имущественные права частных лиц (как физических, так и юридических) являются уступкой во имя развития производительных сил страны.

Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г
КОДЕКС ЗАКОНОВ О БРАКЕ, СЕМЬЕ И ОПЕКЕ 1926 г. (КЗоБСО), введенный в действие с 1.01.1927 г. вместо Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. КЗоБСО состоял из 4 разделов и 143 статей. В КЗоБСО фактически брачные отношения были приравнены к зарегистрированному браку, определены условия регистрации брака: достижение брачного возраста(18),взаимное согласие ,отсутствие близкого родства, отсутствие др. зарегистрированного брака одного из брачующихся, состояние «в здравом уме».По КЗоБСО прекращение брака, зарегистрированного и фактического, если он был становлен судом, регистрировали органы загса. В случае отсутствия регистрации факт прекращения брака мог устанавливаться и в судебном порядке. На имущество, нажитое в семье во время брака, супруги имели равные права (кроме имущества общего пользования в составе крестьянского двора, судьба которого решалась по нормам Земельного кодекса).
По Кодексу нуждавшийся и безработный супруг имел право получения содержания от др. супруга. Признавалось право на алименты за нуждавшимися несовершеннолетними братьями, сестрами, нетрудоспособными дедом и бабкой. Суду предоставлялось право при невыполнении родителями их обязанностей или неправомерном осуществлении родительских прав, а также в случаях жестокого обращения с детьми выносить решение об отобрании детей у родителей и передаче их органам опеки и попечительства, возобновлялось действие института усыновления. Усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям и усыновители по отношению к усыновляемым и их потомству были приравнены в личных и имущественных правах к родственникам по происхождению. Если усыновление было совершено без согласия родителей, то решение об усыновлении по их заявлению могло быть отменено районным или городским исполкомом, если он признавал, что отмена соответствует интересам усыновленного. Отменить усыновление мог и суд по просьбе любого лица или учреждения, если признавал, что этого требуют интересы ребенка. Как и при вынесении решения об усыновлении, отмена его обусловливалась согласием усыновленного, если он достиг 10-летнего возраста.
В КЗоБСО подробно определялись права и обязанности опекунов и попечителей и порядок производства дел об опеке и попечительстве. Опека учреждалась над несовершеннолетними до 14 лет и над признанными в установленном порядке слабоумными и душевнобольными. Все дела по опеке и попечительству сосредоточивались в соответствующих отделах исполкомов. КЗоБСО действовал до введения в действие Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г. (1.11.1969 г.)



Наши рекомендации