Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма

Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003. - 94 с.

Рассматриваются основные вопросы истории туризма с древнейших времен до конца XVII века. Дается обзорный анализ путешествий и открытий прошлого. Излагаются предпосылки зарождения развития туристской индустрии в странах Европы, Азии и Китая.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности "Социально-культурный сервис и туризм".

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ТУРИЗМА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

§ 1. Цели и задачи курса «История туризма»

§ 2. Туризм как явление общественной жизни

§ 3. Роль туризма в экономике различных государств

§ 4. Обзор законодательной базы по туризму

§ 5. Характеристика этапов в истории развития туризма

§ 6. Факторы развития туризма

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ТУРИЗМА

§ 1. Побудительные мотивы путешествий

§ 2. Первые путешествия древности (Междуречье и Месопотамия, Египет, Финикия, Китай и Индия)

§ 3. Путешествия в эпоху античности

§ 4. Походы и путешествия средневековья

§ 5. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI вв.

§ 6. Открытие и освоение новых земель в Центральной и Южной Америке

§ 7. Географические открытия русских путешественников X–XVII вв.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ТЕМА 1. История туризма как учебная дисциплина

§ 1. Цели и задачи курса «История туризма»

Сфера социально-культурного сервиса в области туризма сложна и многогранна. Поэтому индустрия туризма требует наличия высококвалифицированных кадров и серьезной профессиональной подготовки. Особенно это актуально на современном этапе развития туризма. Туризм становится не только областью практической реализации путешествий, но и особой отраслью знания, т.е. сферой теоретической деятельности.

Последнее время можно говорить о становлении науки о туризме. Ее называют по разному: «турология», «турография», «туристика», «туризмоведение» и т.п. Но суть не в названии. Уже сам факт, что ученые ведут дискуссии по этому поводу, свидетельствует о том, что, во-первых, необходимость науки о туризме осознается всеми специалистами; во-вторых, к формированию этой науки ученые подходят комплексно. Наряду с традиционным пониманием туризма как сферы экономики туризм может рассматриваться как социокультурный феномен, как сфера культуры и человеческой деятельности.

Как отрасль хозяйства туризм является предметом исследования в экономических и управленческих науках, а также в маркетинге. Туризм как социальная сфера рассматривается в политологии, юриспруденции, социологии, социальной географии и других науках. Учитывая то, что туризм является частью бытовой культуры населения, полно и глубоко его изучить можно лишь с помощью дисциплин гуманитарного профиля.

Туризм как сфера культуры и человеческой деятельности привлекает внимание ученых, представляющих различные науки антропологического, культурологического, психологического и медицинского направлений. Туризм также служит предметом изучения в экологии, истории, регионоведении, а также теории и практики межкультурных коммуникаций.

Этот обширный комплекс наук о туризме заложен в основу системы подготовки будущих специалистов по социальному сервису и туризму. Важное место в этой системе занимает история туризма. В настоящее время история туризма является учебной дисциплиной, которая создает фундамент для научных исследований в области туризма. Эта дисциплина важна для специалистов по туризму, поскольку позволяет понять специфику туризма в том или ином регионе мира с учетом его исторических и национальных особенностей.

История туризма и путешествий является частью истории культуры. Нет ни одной культуры, в истории которой не выделялась бы история путешествий.

Исходя из этого, основные цели истории туризма как учебной дисциплины состоят в том, чтобы:

– восстановить цепь событий прошлого;

– проследить последовательность географических открытий и путешествий;

– исследовать и познать логику поступков и действий предшественников;

– изучить закономерности развития знаний и представлений людей об окружающем мире.

Методы исследования в истории туризма:

1) описательный метод – наиболее простой и часто употребляющийся. Это сбор и систематизация информации о событиях прошлого в хронологическом порядке;

2) метод картографирования, т.е. определение маршрутов путешествий, определение территорий и их классификация по природным условиям, ландшафту, составу населения и т.д.;

3) сравнительно-исторический метод, т.е. выявление сходств и различий в культуре и быте разных народов. Этот метод часто используют вместе с методом картографирования;

4) историко-логический метод, т.е. набор приемов, позволяющих реконструировать логику исторических процессов.

История человечества полна самыми разнообразными, а порой и невероятными событиями. В череде исторических событий встречались упоминания о путешествиях и плаваниях, первопроходцах и географических открытиях. Эти события растворялись в контекстах конкретных культурных эпох и поэтому не всегда связывались в единую цепь.

Одной из важнейших задач истории туризма является составление, восстановление и воспроизводство единой цепи путешествий и открытий в их последовательности и взаимосвязи. Для решения этой задачи следует опираться на знания истории, прикладной культурологии, географии, этнографии, социологии и права.

История туризма ориентируется на создание модели человека путешествующего, который на протяжении многих тысячелетий до наших дней не утратил интерес к дальним странствиям и интерес к открытиям неизвестных земель (terra incognito), по крайней мере, неизвестных для него самого.

Таким образом, история туризма – это наука, изучающая путешествия и великие географические открытия от древности до наших дней, выстраивая события в их последовательной причинно-следственной взаимосвязи и анализируя их с точки зрения полезности и необходимости для социально-культурного развития общества.

В 1995 году отмечалось столетие российского туризма. Он зародился в Санкт-Петербурге. История туризма отражалась в таких российских журналах, как «Русский турист», «Экскурсионный вестник», «На суше и на море», «Турист–активист». В послевоенное время в Советском Союзе издавался журнал «Турист» и многие другие журналы, сборники и статьи в отдельных изданиях. В настоящее время в Российской Федерации по вопросам туризма существует множество журналов и периодических изданий. Среди них «Вояж и отдых», «Туризм и отдых», «GEO», «Туризм», «Вокруг света», «Российская туристская газета».

Историей туризма как наукой и учебной дисциплиной стали заниматься лишь с конца 70-х начала 80-х годов прошлого столетия. К наиболее известным учебным пособиям этого периода относятся: «История экскурсионного дела в СССР» Р.А. Дьяковой (1981); «Развитие туризма в СССР 1917 – 1983 гг.» В.В. Дворниченко (1985); «История туризма в дореволюционной России и СССР» Г.П. Долженко (1988); «История развития туристско-экскурсионного дела» Л.М. Логинов (1989). Лев Михайлович Логинов – крупнейший специалист по истории туризма и, по сути, является основоположником этой науки. Среди более современных авторов в науке по туризму можно отметить таких, как И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, М.Б. Биржаков, Г.С. Усыскин, Г.Ф. Шаповал, Л.П. Воронкова, М.В. Соколова и другие.

§ 2. Туризм как явление общественной жизни

Для того чтобы еще более четко выявить предмет данного курса следует сопоставить термины «туризм» и «путешествия». В большинстве учебников по туризму они употребляются вместе и практически неразличимы. И все-таки это не тождественные понятия, хотя и теснейшим образом связанные. Сходство их в том, что они описывают определенный образ жизнедеятельности, связанный с перемещением в иную местность, преодолением пространства. Для некоторых народов путешествие – это способ существования, установившийся веками, например для кочевых племен (белунджи, бедуины, цыгане и др.). В путешествиях перемещаются отдельные индивидуумы, группы лиц, целые экспедиции (в том числе военные), дипломаты, мигранты и переселенцы. Путешествие может быть даже видом профессиональной деятельности, например, для членов экипажей морских и воздушных судов, водителей большегрузных автомобилей, проводников поездов дальнего следования и др. Таким образом, путешествие можно понимать как образ жизни людей, состоящий в постоянном перемещении с конкретной целью, так и способ освоения окружающего мира, положивший начало туризму.

Туризм – это термин, появившийся гораздо позднее, чем термин путешествие. В научной литературе можно встретить различные определения туризма. С этимологической точки зрения слово «туризм» происходит от французского tourisme, где корень слова tour означает прогулка, поездка, заканчивающаяся возвращением к месту, от которого начинался путь, т.е. возвращением назад. В русском языке термин «туризм» не имеет корней. Даже Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1902 года издания) не содержит статьи «Туризм», а сам термин «туризм» употребляется лишь в статье об истории конструкции велосипеда и путешествий на нем.

Существующие определения туризма представляют его либо в виде путешествия, либо в виде движения населения, не связанного с переменой места жительства и работы. И хотя некоторые авторы проводят грань между туризмом и путешествиями (например, М.Б. Биржаков), большинство авторов этого не делают. Мы также считаем, что туризм и путешествия это две ипостаси одного того же социально-культурного феномена.

Исследуя феномен туризма, нельзя не задаться вопросом: зачем вообще люди путешествуют? Многие философы древности в своих сочинениях слово «Путь» писали с прописной буквы, понимая это как избрание человеком пути к истине, добру, совершенству. И идет по этому пути человек не один, а с друзьями, с надежными товарищами. Следовательно, туризм это не просто увлечение или мода, это жизненная потребность большинства нормальных людей. Что привлекает в туризме? Может быть, романтика путешествий? Но романтика – неопределенное понятие, субъективное чувство, психофизическое состояние. Некоторые авторы считают, что путешествия – это бегство от обыденного и возможность неформального общения. А вообще, можно смело утверждать, что это сфера отдыха и развлечений, где человек получает разрядку от напряженных трудовых будней. Каждый участник путешествий чувствует себя открывателем и землепроходцем. Путешествия обогащают человека духовно и физически.

Можно выделить семь наиболее важных граней туризма:

1) оздоровительная. Способствует восстановлению жизненных сил;

2) спортивная. Связана с достижением не каждому доступных результатов;

3) эстетическая. Дает возможность наслаждаться прекрасными видами природы (фауны и флоры);

4) познавательная. С ней связана возможность получения новой информации об окружающем мире;

5) социально-коммуникативная. Является одной из важных составляющих туризма, так как путешествия связаны с массовым общением людей;

6) эмоционально-психологическая. Эта грань туризма дает возможность получать положительные эмоции и отдыхать;

7) творческая. Состоит в том, что путешествия развивают воображение и фантазию, заставляют мыслить нестандартно и самостоятельно.

В международной классификации все перемещения населения делятся на три категории.

1. Поездки, связанные с работой на новом месте, с профессиональной деятельностью, требующей переезда, объединением с семьей (эта категория в международном масштабе именуется постоянной или сезонной миграцией).

2. Поездки сроком от одних суток до трех месяцев, не связанные с работой.

3. Краткосрочные поездки (приграничные или транзитные) с пребыванием на одном месте менее суток.

Классификация поездок является исходной для определения понятия туристского путешествия. Поездки первой категории к числу туристских отнести нельзя, тогда как поездки второй категории носят туристский характер. Относительно поездок третьей категории нет единого мнения, поскольку в последнее время приграничные поездки связаны не только с работой, но и другими видами деятельности, а транзитные поездки позволяют в то же время ознакомиться с достопримечательностями районов остановок.

Мнение о том, что туристская миграция отличается от других видов перемещения населения постоянным движением, временным пребыванием в определенных местах, отсутствием связи с трудовой деятельностью и заработком, было общепринятым в период между двумя мировыми войнами. В 1937 г. это определение туризма было одобрено Комитетом экспертов Лиги Наций. В нем говорилось, что понятие турист применяется к любому человеку, выезжающему не менее чем на 24 часа в страну, которая не является страной его постоянного места жительства, к лицу, совершающему поездки с познавательной целью, поездки для посещения родственников, для лечения, к лицам, направляющимся на конференции или являющимся дипломатами, административными работниками, спортсменами – участниками соревнований, а также к лицу, путешествующему с торговыми целями или сошедшему на берег во время рейса судна, даже если пребывание этого лица длится менее 24 часов.

Руководствуясь этим определением, туристами не считаются:

– лица, прибывшие специально с целью заработка;

– с намерением постоянно поселиться в данной стране;

– лица, находящиеся и работающие в приграничной зоне;

– транзитные пассажиры, не останавливающиеся в данном городе и районе;

– учащиеся, находящиеся в школах и пансионатах.

Данное определение без изменений было принято в 1950 г. Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО).

В зависимости от места, способа передвижения, цели, времени и других признаков выделяются следующие виды туризма:

1. По месту проведения – внутренний (отечественный) и внешний (международный) туризм.

2. По способу передвижения – активный (пешеходный, лыжный, велосипедный, водный, конный) и пассивный (железнодорожный, воздушный, автотуризм).

3. По целевому назначению – познавательный (ознакомление с историческими, природными и другими достопримечательностями); спортивный (связан с достижением результата и проведением соревнований), лечебный (путешествие с оздоровительными целями); научный (участие в конференциях, конгрессах, симпозиумах и т.д.).

4. В зависимости от возраста – взрослый и детский туризм.

5. По числу участников – индивидуальный и групповой туризм.

6. По способу проведения – самодеятельный и организованный туризм.

7. По характеру проведения – любительский и профессиональный туризм. Разновидностью профессионального туризма является так называемый экстремальный туризм, который сопряжен с большим риском для жизни и путешествия проходят в очень сложных условиях. Примером экстремального туризма могут служить путешествия Тура Хейердала, Федора Конюхова, Дмитрия Шпаро, альпинистов, совершающих восхождения на самые высокие и неприступные вершины мира.

Цели туризма:

– гуманитарные (доступ к историческим и культурным ценностям народов);

– политические (туризм является важным и действенным средством сохранения мира);

– экономические (пополнение государственного бюджета за счет индустрии туризма.

§ 3. Роль туризма в экономике различных государств

Туризм на современном этапе играет все более заметную роль в мировой экономике. Темпы развития туризма неуклонно растут. Так, если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн человек, а оборот туриндустрии – 2,1 млрд долларов, то в 1987 г. согласно данным Всемирной организации туризма эти показатели составили соответственно 363 млн и 150 млрд долларов. По данным на 2002 г. число туристов в мире превысило 500 млн человек с оборотом около 250 млрд долларов. Несмотря на это, на международный туризм приходится не более 10% торгового оборота. Ежегодно около полумиллиарда человек посещают зарубежные страны в туристских целях. К иностранному туристу международная статистика относит любое лицо, посещающее другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Поэтому иностранными туристами считаются люди, приехавшие в зарубежную страну не только на экскурсии, но и на отдых, лечение, для занятий спортом и посещений спортивных состязаний, к родственникам и друзьям, с деловыми и научными целями.

Различают три основных вида международного туризма: рекреационный, научный и деловой. На долю рекреационного туризма приходится более 70% всех туристских поездок. На научный туризм – не более 15%, и, соответственно, на деловой туризм приходится столько же.

Основу туриндустрии образуют фирмы по организации туристских поездок. Но на туризм работают и другие отрасли, для которых обслуживание туристов не является основным видом деятельности. Это предприятия культуры, торговли и другие. Считается, что помимо затрат туриста на проезд в страну и из страны на питание приходится 40% его расходов, 8% – на проезд внутри страны, 30% – на проживание, а остальное – на прочие расходы.

Основная масса туристских поездок в мире осуществляется между про-мышленно развитыми странами с рыночной экономикой. В первую очередь это относится к западноевропейским странам. У Испании и Австрии, например, доходы от экспорта туристских услуг составляют около одной трети доходов от экспорта товаров. Эти страны, а также Италия, Франция, Швейцария сводят баланс по статье «туризм» с большим положительным сальдо. В то же время, ряд западных стран с развитой туриндустрией сводят балансы по статье «туризм» с отрицательным сальдо. В первую очередь это относится к Германии и Японии.

Из восточноевропейских стран наибольшие доходы от иностранного туризма имели Югославия и Советский Союз. С распадом этих стран изменились рынки туристских услуг. В настоящее время наиболее перспективными странами в плане туристских обменов являются Чехия и Болгария. Значительные туристские ресурсы сосредоточены у бывших союзных республик, хотя эти ресурсы используются недостаточно, особенно в Средней Азии, Казахстане, Сибири, Дальнем Востоке и на Кавказе. Сказываются отсутствие и нехватка туристских товаров, высокие цены на туруслуги и низкое качество этих услуг.

Вопросами туризма занимается в той или иной мере около 70 международных организаций. Создана мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки в области экономики и туризма. Например, в Швейцарии (г. Санкт-Галлен) вопросами индустрии туризма занимается институт экономики туризма и транспорта при Высшей школе по экономике, праву и социальным наукам. При Бернском университете создан исследовательский институт по проблемам свободного времени и туризма. В Германии этими проблема занимается Европейский институт туризма, созданный при университете г. Трира. Институт по проблемам туризма находится также в г. Штарнберге. В России на государственном уровне проблема туризма занимается Госкомитет по физкультуре и туризму.

§ 4. Обзор законодательной базы по туризму

Туризм, как и любой вид деятельности, требует четкой правовой регламентации и управления. Регулирование вопросов туризма происходит как на государственном, так и на международном уровнях. В Российской Федерации основным правовым актом, регулирующим туристскую деятельность, является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 года. В этом законе туризм признается одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации.

До этого закона было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании международной туристской деятельности» от 12 декабря 1995 года. Согласно этому постановлению, часть фирм-авантюристов, живущих одним днем и не заинтересованных в длительной работе на рынке туризма, были ликвидированы.

Так как туризм в нашей стране тесно связан со спортом, многие вопросы по регулированию туристской деятельности отражены в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 13 января 1999 года.

Как уже было отмечено, туризм является частью культуры, поэтому непосредственное отношение к вопросам туризма имеет Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года. Правительство Российской Федерации постоянно обращается к вопросам туризма и спорта. 25 января 2001 года было принято «Положение о государственном комитете Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму». Это положение отменило предыдущее положение от 27 апреля 1995 года. В соответствии с этим Положением федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области туризма, является Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (Госкомспорт России).

Каждый турист является потребителем товаров и услуг. Поэтому Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года имеет непосредственное отношение к лицам, совершающим путешествия. Права туристов также защищены Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.

В международном праве основным нормативным актом, регулирующим туристскую деятельность, является «Хартия туризма», принятая Всемирной туристской организацией в 1985 году. Одним из первых официальных органов, занимающихся вопросами туризма на международном уровне, являлась Конференция экспертов по статистике Лиги Наций, созванная в 1937 году. В 1975 году была создана Всемирная туристская организация.

Для того чтобы облегчить взаимодействие с различными туристскими фирмами и исключить возможность двусмысленного толкования терминов по туризму, разработан официальный глоссарий терминов международного туризма. А в Великобритании основные понятия, которые рекомендуется использовать в работе с клиентами или в сделках между туристскими организациями и организаторами туризма и турагентами, закреплены в Кодексе туроператоров.

В Российской Федерации растет число объединений туроператоров и турагенств. Наряду с такими известными объединениями, как Российская ассоциация турагенств и Национальная туристская ассоциация, сформировалось множество объединений в сфере туризма. Например, Российская ассоциация социального туризма, Телевизионная ассоциация турагенств, Российская таймшер ассоциация и другие. Создана также Лига защиты прав путешествующих. Заметно активизировался рынок образовательных услуг для сферы туризма. Создан специализированный институт повышения квалификации в системе «Интуриста».

§ 5. Характеристика этапов в истории развития туризма

Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.

Первый этап – от древности до начала XIX века.

Второй этап – от начала XIX века до начала XX века.

Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны.

Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней.

В основу данной периодизации положены технико-экономические и социальные предпосылки, а также целевые функции туризма на разных этапах развития.

Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удаленных уголков Греции.

Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Возрождения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер путешествий.

В эпоху Просвещения путешествия носили образовательную направленность. Например, молодые дворяне отправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе для того чтобы получить престижное образование, дающее право заниматься политической или общественной деятельностью. В Великобритании такой маршрут начинался в Лондоне, затем студенты отправлялись в Париж, после чего продолжали свое образование в Генуе, Милане, Флоренции и Риме, обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию и Нидерланды.

До середины XIX века путешествия имели ряд отличительных черт: во-первых, средства передвижения были примитивными; во-вторых, путешествие было не самоцелью, а необходимым условием и средством достижения какой-либо другой цели (например, торговля, лечение, образование и т.п.). Развитие мануфактурного производства и промышленные перевороты XVIII – XIX веков в ведущих европейских странах внесли изменения в экономическую жизнь общества. В результате развития производительных сил общества происходит разграничение рабочего времени и свободного времени работника. Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.

Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Именно на этом этапе начинают создаваться первые специализированные предприятия по производству туристских услуг. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Измени-12

лись средства доставки и передвижения. В 1807 г. изобретателем Фултоном был сконструирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 г. Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог. Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения.

В середине XIX века возникают первые пароходные компании, которые осуществляли доставку переселенцев со Старого Света к берегам Северной и Южной Америки.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествий для большинства простых людей. Повышение качества и надежность транспортных перевозок наряду с их удешевлением обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам приходят первые гостиницы.

В 1801 году в Германии (г. Баден-Баден) открылась гостиница «Бадише-Хоф». В 1812 году в Швейцарии вступает в строй отель «Риги – Клестерли», в 1832 году построена гостиница в городе Фаульхорн. В городе Интерлакене (Швейцария) в 1859 году простроен «Гранд-отель Швайцерхоф». В Германии на рубеже XVIII – XIX в.в. возникают первые курорты минеральных вод – в Хайлигендаме, Нордернее и Травемюнде.

В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов. Но во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу производства. К предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристских поездок и реализация их потребителю.

Примером первого пэкидж-тура (комплекс туристских услуг, продаваемый по единой цене) может служить групповой тур на отдых, организованный Томасом Куком в 1841 г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Вся поездка стоила каждому пассажиру всего один шиллинг. Естественно, что Т. Кук преследовал не коммерческие, а, скорее, социальные цели. Он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования рабочего времени.

После этого в течение 20 лет в Англии возникли множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, что отразило расширение туристского спроса. В Германии первое бюро путешествий было основано в 1863 году в г. Бреслау. Оно имело тесные контакты с пароходными компаниями и в начале XX века активно рекламировало и продавало морские круизные развлекательные поездки. Тем не менее, в конце XIX – начале XX вв. дальние туристские поездки могли себе позволить немногие.

Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Например, в Швейцарии возникает фирма «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 г. лежали идеи ее создателя Г. Дуттвайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь гостиничному хозяйству. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. Уже в первом финансовом году фирма реализовала более 50 тысяч туристских путевок.

Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения индустриально развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В западноевропейских странах в этот период активно создаются туристские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и объем их производства.

Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме.

После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, – и население с низким уровнем доходов.

Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однородность потребностей и мотиваций туристов и, соответственно, обезличенный конвейерный характер производимых услуг.

Дифференцированный туризм отличают разнообразие потребностей и мотиваций туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен широкий ассортимент услуг. Турфирма, как правило, предлагает определенное количество видов турпродукта, каждый из которых имеет множество вариантов выбора. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.

Определяющим мотивом поведения потребителя туристских услуг в этот период являлся рекреационный аспект туризма. Отдых рассматривался как средство восстановления физических сил с целью продолжения труда. Расширение объемов спроса на туристском рынке сопровождалось активным ростом предприятий туризма. Туристские услуги стандартизируются и предлагаются в виде комбинированных «пэкидж-туров».

На рубеже 60 – 70 гг. формируется общество потребления материальных благ, т.е. потребление ради потребления. Рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется мотивация туристского спроса. Наряду с рекреационным туризмом все большее значение приобретают образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма.

Вследствие расширения объемов туристского спроса и предложения в туристскую отрасль поступает капитал из других сфер народного хозяйства. Особую активность проявляют транспортные предприятия и торговые фирмы. Таким образом, со второй половины 70-х годов XX в. можно говорить о расцвете конвейерного туризма, который в настоящее время постепенно трансформируется в дифференцированный туризм.

§ 6. Факторы развития туризма

В качестве факторов, обусловивших развитие туризма после Второй мировой войны, можно назвать следующие:

1) рост общественного богатства и доходов населения;

2) сокращение рабочего времени и рост свободного времени;

3) успехи в развитии автомобильного транспорта и авиастроения, средств коммуникации и информационных технологий;

4) урбанизация;

5) трансформация общественного сознания.

Рост общественного богатства в послевоенные годы оказал существенное влияние на структуру потребительских расходов. Во многих странах Западной Европы рост валового и ежегодного дохода на душу населения сопровождался снижением доли расходов на питание и предметы роскоши. Вместе с тем росла доля туризма в структуре потребительских расходов граждан этих стран.

Рабочее время в промышленности ряда стран Запада сократилось с 2 350 часов в год в 1950 г. до 1 716 часов в 1987 г. Среднестатистический отпуск вырос с 12 дней в 1950 г. до 31 дня в 1988 г. Сокращение рабочего времени сопровождалось повышением интенсивности труда.

Развитие транспорта и средств коммуникаций явились важнейшими стимулами развития туризма и вызвали рост мобильности общества. Предпосылками для этого явились успехи транспортного строительства, развитие воздушного сообщения и удешевления авиабилетов, автомобильный бум и доступность цен на автомобили для среднего потребителя.

Урбанизация как фактор развития туризма состоит в том, что не находя удовлетворения в работе, современный человек имеет все меньше возможностей для полноценного отдыха. Большая часть населения в развитых странах проживает в городах. Многие исследователи и социологи отмечают, что городской стиль жизни отличают стрессовые ситуации, ускоренный ритм жизни, отсутствие контактов с людьми. Поэтому именно туризм является для многих людей возможностью отвлечься от напряженной жизни в городе и временно вернуться к природе в поисках душевного равновесия и контактов с людьми.

Наши рекомендации