Архитектурное и техническое решение
Архитектура современных отелей крайне многообразна: от одноэтажного мотеля, до восьмидесяти восьмиэтажного небоскреба, от хижин до современных бетонных зданий.
Можно выделить несколько основных технических решений, в основе которых лежат экономические соображения.
Простейшим решением является прямоугольное здание, в середине которого располагаются лифты. От лифтовых площадок в оба конца здания отходят коридоры, по обеим сторонам – номера.
При высокой стоимости земли в центре города здание отеля вытягивается вверх, при этом длина коридора уменьшается.
Гостиницы старой постройки часто имели форму колодца для стоянки экипажей, окна при этом выходили во внутренний двор. В ходе реконструкций внутренние дворы часто перекрываются прозрачной крышей, образую атриум.
Курортные отели имеют свою специфику, которая определяется стремлением получить максимальное число номеров, окна которых выходят на море. С этой целью, если позволяет рельеф, здание отеля строится в виде больших ступеней, спускающихся к морю.
На равнинных берегах популярны здания в виде трех лучевой звезды. По каждому лучу проходит коридор с номерами. При таком решении 2/3 номеров выходит на море.
Можно упомянуть так называемую дворцовую архитектуру.
Свои особенности имеют мотели. Большинство из них двухэтажные, при этом не надо строить дорогостоящие лифты, но само здание занимает большую площадь.
Многолетняя практика строительства мотелей выработала несколько полезных рекомендаций:
1. Для того, чтобы гостиница окупила себя в приемлемые сроки, стоимость строительства, деленная на число номеров, должна быть не более чем в тысячу раз больше тарифа этого номера. При этом предполагается, что коэффициент загрузки составляет не менее 75%, а банковский кредит не более 12%.
2. Стоимость участка не должна превышать 20% строительства.
3. На номерной фонд должно приходиться не менее 50% всей площади.
4. минимальная площадь одноместного номера – 10 м2, двухместного – 15 м2. Площадь стандартного номера в гостинице в настоящее время (для 3 – 4 звезд) составляет 20-30 м2, для 5-ти звезд от 30 м2 и более. Предпочтительным является номер в форме прямоугольника с соотношением 2/1 при минимальной ширине 3 м.
5. В настоящее время в номерах размещают кровати умеренной жесткости и без ножек, что сокращает время уборки и экономит напольное покрытие.
6. Площадь ресторана определяется из расчета 1,5 – 1,8 м2 на место, бара – 1, 3 м2 на место, банкетного зала до 1 м2. Площадь кухни определяется из расчета 0,9 – 1 м2 на место в ресторане. Причем половина этой площади приходится на складские помещения.
7. Площадь, занимаемая администрацией, определяется из расчета 0, 3 - 0,5 м2 на номер. Складские помещения службы номерного фонда составляют 1 м2 на номер. Площадь помещений для персонала – 4 м2 на номер.
8. В трех звездном отеле на 100 номеров должно быть примерно 80 служащих. А в отелях 4*- 5* число служащих может быть вдвое больше числа номеров.
9. Отношение доходов от номерного фонда к доходам от службы общественного питания колеблется в пределах от 70/20 (10% дают дополнительные услуги) до 40/60.
10. Если один номер дороже другого, то первый должен быть, по крайней мере, на 2-3 метра больше другого.
Следует отметить, что в последнее время широкое распространение получили отели «эконом-класса», в которых издержки (тарифы за проживание) сокращены до минимума. Естественно, что в этих отелях все приведенные выше цифры уменьшены.
При проектировании отеля возникает несколько специфических проблем:
v Оптимальный размер отеля (100 – 150, 200 – 230, но не более 400).
v Структура номерного фонда (зависит от сегмента рынка, на котором он работает и его классности). Считается не рациональным иметь одноместные номера. В настоящее время предпочтительнее ставить в номер двуспальные кровати. Это объясняется тем, что основную часть стоимости оборудования номера составляет санузел. Двуспальная кровать не увеличивает стоимость и позволяет сдавать номер даже семейным парам, при этом тариф увеличивается на 25%. Даже небольшим отелям рекомендуется иметь несколько номеров повышенной комфортности. Хотя эти номера пользуются меньшим спросом и доход на них (рассчитанный на единицу площади) меньше, они способствуют созданию престижности отеля за счет знаменитостей, которые в них часто останавливаются.
v Этажность и пропускная способность лифтов.
Многоэтажные конструкции экономят площадь и, следовательно, стоимость земельного участка. Но стоимость строительства растет прежде всего за счет лифтов. Экономия на них приводит к возникновению очередей. Кроме того, нужно отметить, что существует много клиентов, которые боятся селиться выше 5 –6 этажа из-за возможности возникновения пожара.
v Проблема парковки автомобилей; снижение эксплуатационных расходов, организация системы противопожарной безопасности.
v Проблема обеспечения безопасности.
Номер должен иметь надежную дверь и замок. В настоящее время используются замки с ключами 3 типов: механические, магнитные, электронные.
Механические замки относительно дешевы; магнитные ключи позволяют легко перепрограммировать замок в случае утери ключа.
Кроме того, система с магнитными и электронными ключами позволяет фиксировать тех, кто заходит в номер (горничные и обслуживающий персонал имеют свои ключи со специальным кодом).
Недостатком магнитных ключей является их возможное размагничивание. Кроме того, чтобы замок сработал, нужно довольно энергично провести карточкой сквозь щель замка, что вызывает порой трудности.
Магнитные и электронные замки состоят из механической части, выполненной с учетом особенностей интенсивной эксплуатации, и электронной части, управляющей механизмом замка. Вскрыть крышку замка невозможно без специального инструмента.
Упрощенно процесс работы в гостинице, в которой установлены электронные и магнитные замки, можно описать так:
При поселении гостю выдается карточка с кодом, которая позволяет открывать дверь только во время проживания гостя. Программирование кода осуществляется на стойке администратора в момент регистрации гостя. Такая карта может быть многоразовой и допускает перезапись кода.
Важное отличие электронных замков состоит в том, что они обладают более высоким уровнем секретности (на карточке не пишется № комнаты).
Такие замки также обеспечивают:
ü Возможность открывать одной картой несколько номеров, объединенных по одному признаку (зона, этаж), это используется для удобства открывания номеров горничными, техниками и др. персоналом гостиницы.
ü Программирование нескольких карт при поселении семьи.
ü Использование той же карты при открывании сейфа в номере.
ü Контроль за расходами электроэнергии в номере.
ü Блокирование входа для гостя, чей кредит исчерпан. Эти возможности используются при установке несетевой версии замков.
При установке сетевой версии системы появляются дополнительные функции:
ü Возможность обнаружения несанкционированного проникновения в номера.
ü Возможность централизованного контроля за номерами: «клиент в номере», «клиента нет», «уборка номера».
Уважающий себя отель имеет следующие разновидности ключей:
1) Grand Master Key (специальный главный ключ) – один –два экземпляра принадлежат директору или начальнику службы безопасности. Этот ключ может открыть любую дверь в отеле, а некоторые закрыть так, что никакой другой ключ ее не откроет.
2) Master Key (главный ключ) – имеет начальник службы номерного фонда, начальник инженерной службы, службы приема. Этот ключ открывает все замки за исключением тех, которые закрыты специальным главным ключом.
3) Sub master Key (секционный ключ) – горничные открывают этим ключом номера расположенные, например, на одном этаже.