Как объекта управления
МЕНЕДЖМЕНТ
ТУРИЗМА
Допущено
Министерством образования Республики Беларусь
в качестве учебного пособия для студентов
специальности "Экономика и управление
социально-культурной сферой "
высших учебных заведений
Минск
БГЭУ
УДК 338.48(075.8)
ББК75.81я73
К12
Издано при участии ООО "Новое знание"
Рецензенты:
зав. кафедрой управления туризмом Белорусского государственного экономического университета,
проф. А.П. Дурович;
доктор экономических наук, проф. Л.А. Воротъев
(Академия управления при Президенте
Республики Беларусь)
Кабушкин Н.И.
Менеджмент туризма: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ, 1999. - 644 с.
ISBN 985-426-134-4.
Излагаются условия и предпосылки возникновения менеджмента туризма, выявлены особенности туризма как объекта управления. Представлены основные элементы туристских организаций. Раскрыты система, структура, функции, методы и стиль управления туристской фирмой. Особое внимание уделено вопросам организации труда менеджера и управления персоналом, принятия управленческих решений, управления конфликтами, ведения деловых переговоров.
Адресовано студентам и аспирантам, изучающим теорию и практику управления туристской индустрией, руководителям туристских фирм и слушателям ИПК.
УДК 338.48(075.8)
ББК75.81я73
ISBN 985-426-134-4
© Н.И. Кабушкин, 1999
© Оформление.
ООО "Новое знание", 1999
Предисловие
Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств — основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.). Кроме того, во многих странах мира туристская отрасль предоставляет рабочие места и возможности для профессионального роста приблизительно 350 млн. рабочих и служащих. При этом объем занятости в данной отрасли возрастает почти в два раза быстрее, чем в других сферах услуг.
Туризм — явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей, которой обязательно нужно управлять.
Размышления о том, что такое туристский менеджмент, в конечном итоге сводятся к одной из важнейших функций менеджмента — мотивации путешествия. Почему люди отправляются в путешествия? Что они ищут во время отпуска? Какие факторы влияют на предложение туристских услуг и их количество? Все ли путешествующие имеют одинаковые представления об отдыхе? Остаются ли мотивы путешествия и потребности в нем стабильными или же они изменяются? Можно задать еще много вопросов, так или иначе связанных с менеджментом в туристской индустрии. На развитие менеджмента в туризме во все времена оказывали влияние экономические, социальные и технико-технологические факторы. С одной стороны, неудовлетворенная потребность в путешествиях связана с желанием устранить препятствия на этом пути.
Именно поэтому путешествия должны быть обеспечены покупательской способностью. С другой стороны, путешествие может позволить себе только тот, кто располагает для этого необходимыми средствами. Это следует понимать так: без доходов, которые дает развитая экономика, нельзя достигнуть массового туризма, а, следовательно, и нет предмета управления.
Кроме экономических, в туризме очень важны и социальные факторы. Как известно, в Конституции законодательно закреплено право каждого гражданина на отдых, а чтобы это право реализовать, необходимо решить ряд проблем социальной направленности: транспорт, дороги, организация ночлега, питания, проживания и многое другое — все то, чем пользуется потребитель туристских услуг на определенной территории. Речь идет о создании соответствующей туристской инфраструктуры, которую мы определяем как туристский продукт. Поскольку есть туристское место как конечная цель путешествия или туристский продукт, пользующийся спросом у населения, то следует признать, что слагаемые туристского продукта требуют управления ими. Там, где менеджменту туристского места отводится особая роль, гарантируется высокий результат в конкурентной борьбе. Успех приходит к тому, кто может осуществить стратегический менеджмент в такой сложной отрасли, как туризм. Это нелегко, однако даже маленький шаг вперед в этом направлении может означать большой шаг по отношению к конкурентам. Таким образом, туризм нельзя рассматривать изолированно от общего развития человечества. Подтверждением этого положения служит раздел менеджмента «Теория систем», объясняющий весь комплекс взаимосвязей составных элементов туристской индустрии.
В области менеджмента перед туристскими организациями стоит сегодня двуединая задача:
в полной мере внедрить в практику работы рыночные отношения, т.е. наполнить менеджмент туризма рыночным содержанием;
адаптировать ноу-хау в области туризма к условиям нового века, т.е. максимально полно учесть мировые изменения в этом отношении.
Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Но вряд ли кто-нибудь задумывается о предпосылках, последствиях и взаимосвязях, сопровождающих туризм. То, что скрывается за всем этим, и составляет содержание курса «Менеджмент в туризме». По сути, это первая попытка системно представить своего рода модель управления туристской индустрией как на территории стран СНГ, так и за ее пределами.
В настоящее время на книжном рынке появилось много хороших, переведенных на русский язык книг зарубежных авторов, посвященных проблемам менеджмента. Все эти прекрасные издания в большей или меньшей степени отражают зарубежный опыт и построены на анализе предприятий с развитой рыночной экономикой. Однако модели управления, оправдавшие себя на практике в международной туристской индустрии, из-за неразвитости инфраструктуры и неподготовленности кадров вряд ли могут быть применимы в наших условиях. В настоящем издании мы попытались максимально учесть опыт управления туристской индустрией в других странах.
В данном учебном пособии на основе общих концептуальных принципов представлены различные аспекты менеджмента в туризме (менеджмента туристских регионов, туристских организаций и предприятий). Автор сконцентрировал внимание на тех методах управления туризмом, которые наиболее важны для отечественной науки и практики.
Книга построена как учебное пособие и адресуется людям, изучающим туристскую индустрию, а также руководящим работникам и специалистам, работающим в этой сфере. В методическом отношении данное учебное пособие базируется на материале о классическом менеджменте, изложенном автором в учебнике «Основы менеджмента». Простота и доступность изложения позволят читателю самостоятельно изучить различные аспекты управления туризмом.
В работе над подготовкой книги использованы материалы учебных семинаров под названием «Экономика и управление туризмом», проведенных в 1997 г. по программе «Transform» нашими коллегами из Германии: профессором У. Рором — директором международного курса глобального менеджмента (Высшая школа, г. Бремен), профессором К. Шухардтом — ведущим специалистом по евромаркетингу Высшей школы г. Бремена, а также деканом факультета туризма Профессиональной академии г. Равенсбурга, профессором К.Х. Хэнсслером. Автор выражает им искреннюю благодарность за содействие.
В издании книги большую помощь оказали ректорат БГЭУ, а также профессорско-преподавательский состав кафедры управления, за что автор им очень признателен.
И.И. Кабушкин,
директор Высшей школы туризма
Белорусского государственного
экономического университета,
доктор экономических наук,
профессор
ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА
КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА
В этой главе:
1.1. Основные понятия и управленческие категории туризма
1.2. Основные этапы развития менеджмента
1.3. Особенности туризма как объекта управления
Основные понятия