Современное состояние мирового туризма
Современное состояние туризма в России
Главной целью развития индустрии туризма в России, да и в целом в мире, является удовлетворение растущих рекреационных потребностей людей, что одновременно оказывает благоприятное воздействие практически на все стороны социальной и хозяйственной жизни страны. Это проявляется в улучшении качества жизни людей, гармонизации общественных отношений и обеспечения устойчивого социально-экономического развития на основе:
Физического и духовного оздоровления людей;
Роста налоговых поступлений в результате расширения предложения рекреационных, сопутствующих услуг и разнообразных потребительских товаров;
Создания новых рабочих мест как непосредственной инфраструктуры;
Сохранения и рационального использования природных и культурно исторических ресурсов.
Современное состояние мирового туризма
Согласно статистическим данным ВТО, на протяжении последних десятилетий наблюдается постоянный рост объемов международного туризма. В среднем мировой туристский бизнес возрастает на 3–4 % в год, несмотря на происходящие время от времени мировые и региональные кризисы. В 1999 г. число туристов, путешествовавших за границу, составило 657 млн человек.
В целом развитие и рост туризма в мире в конце XX и начале XXI в. можно признать устойчивым. И хотя в 1997, 1998 гг. наблюдался некоторый спад роста туристского движения, объясняющийся рядом экономических кризисов, произошедших в Азиатском регионе, тем не менее в среднем на 4 % в год количество путешествующих туристов возрастает.
Анализируя развитие туризма в указанный период, специалистами отмечены две тенденции, существующие в туризме и влияющие на его развитие: влияние внешних экономических и политических факторов и быстрое восстановление объемов туризма в неблагоприятной обстановке.
5. Глобализация туриндустрии: факторы способствующие и препятствующие.
В 1990 г. Cunard Licnes отмечали 150-ю годовщину первой перевозки пассажиров через Атлантику. В 1840 г. трансатлантическая линия Cunard была первым сервисом такого рода, в 1920 г., естественно, существовали уже сотни конкурентов, а к 1990 г. Cunard оставалась единственной действующей службой пассажирских перевозок. За это время в туризме произошла революция. Мир стал глобальным сообществом. Открываются такие места, которые несколько десятилетий назад и представить себе было невозможно: чудеса Антарктики, тайны Гималаев, девственные леса Амазонки, красоты Таити, Великая китайская стена, полный драматизма водопад Виктория, истоки Нила и ветра Шотландских островов. Туризм стал глобальным бизнесом, расширяющийся рынок которого не оставляет без внимания ни одного местечка на Земле.
Туризм теперь влияет на каждый континент, страну и город. Влияние на экономику оказывают либо сами туристы (расходы в местах назначения — импорт), либо экспорт туристических услуг (расходы нерезидентов в данном месте). Места назначения должны сами определять, какую часть туристического бизнеса они хотят захватить, поскольку на сегодняшний день туризм — самый быстрорастущий бизнес, и ожидается, что он станет самой крупной мировой индустрией следующего столетия. Однако как индустрия он подвержен циклам, модам и интенсивной конкуренции.
Глобализация позволяет фирмам осуществлять экономию на масштабе производства за счет стандартизации товаров и услуг, использовать преимущества мирового маркетинга. Глобальный рынок – это межнациональный рынок, спрос на котором можно удовлетворить предложением одного базового товара, поддерживая этот спрос инструментами продаж и маркетинга. Основная идея глобализации заключается в определении общих характеристик рынков и целевых групп потребителей, не зависящих от особенностей отдельных стран. Для процесса глобализации бизнеса характерны следующие черты:
- исчезновение национальных и региональных предпочтений, постепенное выравнивание потребностей и запросов потребителей;
- экономия на масштабе производства за счет стандартизации производимой продукции или услуг;
- использование преимуществ мирового маркетинга. Интернационализация рынков привела к тому, что почти в каждой стране работают одни и те же компании-конкуренты.
6. факторы, определяющие специфику развития отрасли в РФ.
Все многообразие факторов, влияющих на состояние и развитие индустрии туризма и гостеприимства, можно разбить на две группы:
1) внешние факторы.
2) личностно-мотивационные факторы;
Внешние факторы — это силы наиболее общего характера, влияющие на индустрию из внешнего окружения, кроме того, они практически не подлежат контролю или влиянию со стороны индустрии.
Например, рост благосостояния потребителей, увеличение времени оплаченных отпусков, мощное развитие средств транспорта и связи, появление новых компьютерных технологий — все это влияет на развитие индустрии гостеприимства, открывает перед ней новые возможности.
В свою очередь, внешние факторы включают в себя две подгруппы:
ü - общие;
ü - специфические.
Общие внешние факторы носят универсальный характер и оказывают влияние на перспективы развития всех отраслей и подотраслей индустрии туризма и гостеприимства. К ним относят:
ü - стабильность экономического развития;
ü - темпы социально-демографического развития;
ü - темпы научно-технического развития и нововведений;
ü - степень политической стабильности;
ü - состояние инвестиционного климата;
ü - окружающую среду и экологию;
ü - степень безопасности;
ü - развитие деловой активности;
ü - эффективность государственной системы управления;
ü - уровень развития торговли и сферы услуг.
Специфические внешние факторы носят более узкий, специфический характер, могут оказывать влияние косвенно, однако имеют существенное значение и требуют наиболее пристального внимания и системных исследований.
Практика показывает, что даже при благоприятном сочетании внешних факторов общего порядка слабый учет специфических факторов может привести к серьезным социально-экономическим трудностям и проблемам в индустрии туризма и гостеприимства. К специфическим факторам можно отнести:
ü - сезонность, время года;
ü - время отпусков и каникул;
ü - праздничные дни и дни недели;
ü - событийный, тематический календарь;
ü - погодные условия;
ü - состояние и степень доступности природных объектов, пляжей, памятников истории и культуры;
ü - уровень и особенности конкуренции между предприятиями индустрии.
Личностно-мотивационные факторы представляют собой достаточно сложную и порой трудно диагностируемую группу факторов субъективного характера, действующих преимущественно комплексно и оказывающих существенное влияние на выбор потребителей. Данная группа факторов включает в себя подгруппы:
ü - социально-демографические;
ü - социально-экономические;
ü - мотивационные;
ü - поведенческие.
Подгруппа социально-демографических факторов включает в себя: численность потребителей, половозрастной состав с учетом численности потребителей в половозрастных группах, общее количество семей и их численный состав, этапы жизненного цикла семьи, удельный вес семей, находящихся на разных этапах жизненного цикла, уровень образования потребителей, национальность, принадлежность к религиозным конфессиям и др.
Подгруппа социально-экономических факторов включает в себя: общую емкость рынка услуг гостеприимства, суммарные денежные доходы потребителей, средние денежные доходы на одну семью, в том числе доход на каждого члена семьи, количество выходных и каникулярных дней, продолжительность оплачиваемых отпусков, общую структуру доходов и расходов потребителей, в том числе расходы на отдых и путешествия. Данная подгруппа факторов иногда оказывает решающее влияние при выборе того или иного путешествия или вида отдыха, а в ряде случаев может исключить его вообще. Для решения этих проблем необходима поддержка государства через систему социальных программ, рассчитанных на обеспечение полноценным отдыхом и лечением малообеспеченных слоев населения (детей, пенсионеров, инвалидов и др.).
Подгруппа мотивационных факторов имеет особое значение, так как фактически формирует поведение потребителей. К мотивационным факторам относят: тип личности, социальные роли и статус, менталитет потребителей, тип темперамента, представление о себе и особенности самореализации, стиль и образ жизни, ценностные ориентиры.
Данные факторы определяют мотивы потребителей при выборе гостиничных и туристских продуктов и, следовательно, способствуют расширению ассортимента и возможностей предложения, тем самым активируют динамичное развитие и обновление индустрии гостеприимства в целом.
Подгруппа поведенческих факторов объединяет факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей при выборе и потреблении продуктов и услуг индустрии гостеприимства. Она включает в себя: степень информированности потребителей о продуктах и услугах, отношение к продуктам и реакцию на их потребление, степень приверженности, статус пользователя.
7. Меры по устранению препятствий на пути развития отрасли в РФ и в мире
Туризм в России представляет собой динамично развивающуюся отрасль экономики. Во всех областях туристской деятельности происходит расширение сферы предложения и углубление его специализации. В российском туризме идут процессы, в целом совпадающие с общемировыми. Тенденции глобализации туризма нашли отражение в стремлении представителей туристского бизнеса возродить некогда единое туристское пространство Советского Союза.
Вместе с тем такие показатели, несмотря на их динамичный и позитивный характер, нельзя признать удовлетворительными. Россия, имеющая колоссальный природный и историко-культурный потенциал, пока вынуждена считаться с положением аутсайдера международного туристского рынка. Причины сложившейся ситуации были рассмотрены нами выше. Для преодоления сложившегося положения необходима целенаправленная государственная политика в области развития туризма, рассчитанная на выполнение следующих основных задач:
1. Создание организационно-правовых и экономических условий для ускорения развития въездного и внутреннего туризма путем:
— предоставления льготного режима налогообложения туристским компаниям, специализирующимся на организации внутреннего туризма на территории России;
— создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристской инфраструктуры в России;
— упрощения визовых формальностей для туристов из стран, не представляющих миграционной опасности.
2. Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках посредством:
— разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, создание цикловых телерадиопрограмм в России и за рубежом, рекламно-информационная работа в периодических СМИ;
— издания буклетов, плакатов, карт и иной рекламной и инфор- мациионной продукции;
— организации и проведения международных туристских выставок, в том числе создание единого российского национального стенда с привлечением к участию региональных органов управления туризмом;
— восстановления института загранпредставительств по туризму за рубежом, выполняющих функции рекламно-информационных офисов;
— создания и поддержки официального интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
— организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;
— проведения ознакомительных поездок но туристским центрам России для иностранных журналистов;
— организации Дней России в основных странах, направляющих туристов в нашу страну;
— формирования современной статистики туризма в соответствии с международными требованиями.
3. Формирование современной целостной нормативно-правовой базы путем:
— доработки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативно-правовые акты в области налогообложения, природопользования, экологии, защиты прав потребителей и др.;
— принятия нормативно-правовых основ введения финансовых гарантий при получении права на туроператорскую деятельность;
— введения на всей территории страны единого бланка турпутевки;
— принятия Правительством Российской Федерации Положения о классификации гостиничных средств размещения и отнесения всех вопросов, связанных с контролем над соответствием качества гостиничного обслуживания, к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
— разработки механизма усиления ответственности туристских организаций за нарушения с их стороны порядка контроля над соблюдением правил въезда, выезда и пребывания находящихся в России по их визовой поддержке иностранцев.
4. Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в интересах повышения эффективности отечественной туристской индустрии на основе:
— создания специального координационного межведомственного совета при федеральном органе управления сферой туризма;
— формирования региональных стратегий развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.
5. Повышение качества обслуживания в сфере туризма путем:
— разработки и внедрения современной классификации гостиничных и негостиничных средств размещения туристов;
— создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе внедрения квалификационных требований к работникам индустрии туризма, соответствующих потребностям работодателей, и базирующихся на них современных образовательных стандартов;
— создания и реализации образовательных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающим практическое обучение персонала.
По прогнозам Всемирной туристской организации (ЮНВТО). к 2010 г. Россия войдет в первую десятку стран по величине дохода от туристского бизнеса. Дело в том, что-в последние годы входят в моду экологический и экстремальный туризм. Мекками туристов вместо крупнейших городов старой Европы (Парижа, Рима, Барселоны, Лондона, Вены) станут в ближайшее десятилетие реки, озера и дремучие леса. Именно на этом Россия может хорошо заработать. Дикой во всех отношениях природы у нас действительно много.
Многие иностранные туристы уже на собственном опыте смогли убедиться, что столица России безопасна не только днем и вблизи Кремля. Однако организовать успешную ярмарку только но въездному или внутреннему туризму в России пока невозможно, и в этом нет необходимости. Такая выставка не сможет получить поддержки многих российских туроператоров, которые часто совмещают деятельность во въездном и выездном секторах. Да и интерес публики в настоящее время выше к зарубежным направлениям.
Сегодня российская турнндустрия нуждается в законодательных гарантиях. Остаются открытыми для обсуждения вопросы инвестиционной привлекательности вложений в туризм, использования земли историко-культурного назначения, подлежащей кадастровому учету и охране, законодательная проблематика привлечения инвестиций. Назрела необходимость в многопрофильной подготовке кадров. Кроме того, необходимо участие в рекламной кампании многих регионов страны с тем, чтобы они могли привлечь туристов не только своими достопримечательностями, но и качественным обслуживанием, комфортабельным и недорогим проживанием.
8. Дестинация как элемент туристской системы
Туристская дестинация решающий элемент туристской системы. Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Другими словами, туристская дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов. Регион туристской дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристские дестинации и их имидж привлекают туристов, мотивируют визит, таким образом активизируют всю туристскую систему. Само слово "дестинация" в переводе с английского означает "местонахождение; место назначения". Термин "туристская дестинация" был введен Лейпером в середине 1980-х гг. Сейчас дестинация это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.
Для того чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение следующих условий:
· наличие на этой территории мест размещения,
· питания,
· развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг) и высокоразвитой транспортной системы;
· o наличие достопримечательностей, интересующих туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная изюминка для привлечения туриста на территорию дестинации);
· o наличие информационных (например, глобальных информационных систем "Amadeus", "Galileo", "Worldspan", "Sabre") и коммуникационных систем, так как это необходимый инструмент информирования туристского рынка о дестинации.
Каждой дестинации свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие.
9. Иерархия туристских потребностей. Факторы, влияющие на формирование туристских потребностей
Иерархия туристских потребностей
Престиж, популярность, уникальность или редкость | |||
Культура, уважение, комфортность при обслуживание | |||
Познания, общения, развлечения | |||
Питание, размещение, транспортные услуги | |||
Факторы, влияющие на формирование туристских потребностей
1.Природные факторы | · Температурный режим · Влажность воздух для краткосрочного периода · Наличие водных объектов · Тип рельефа · Наличие уникальных природных объектов · Наличие стихийных бедствий |
2.Социально-экономическое развитие места отдыха | Ø Наличие военных конфликтов Ø Национальные конфликты Ø Уровень развития страны Ø Общий уровень культуры Ø Язык Ø Устойчивость валюты |
3.материальная база тур индустрии | · Страхование · Транспорт · Предприятия питания · Типы гостиниц · Спортивно-курортные сооружения |
4. Инфраструктура места отдыха | Ø Коммуникации Ø Подъездные пути Ø Освещение Ø Комфортабельность пляжа Ø Наличие стоянок Ø Салово-парковые (насаждения) зоны |
5.Туристское предложение | · Экскурсионные · Познавательные · Оздоровительные · Спортивные · Развлекательные · рекреационные |
10. Основные мотивы граждан в туристкой деятельности в РФ
1.Возраст
Ø Тип отдыха
Ø Продолжительность отдыха
Ø Выбор транспорта
Ø Тип размещения питания
Ø Зависимость от климатических условий
2.Уровень дохода:
Ø Место отдыха
Ø Срок отдыха
Ø Уровень жизни
Ø Классовость в оказание услуг
3.Социально – экономическое положение
Ø Стабильность экономических и политических ситуаций
Ø Религиозные конфликты
4.Образование
Ø Определяет тип тура
Ø Туры по изучению языка
Ø Нестандартные (необычные) туры
11. Понятие, основные функции, формы и виды туризма.
Понятие
Туристика – система прикладных наук о туризме и туристском обслуживание граждан.
Эти науки охватывают 2 уровня:
Ø Туризм как отрасль
Ø Туристская фирма
Туризм – согласно закону от 24 ноября 1996 года гласит, это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных и иных целях без оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания.
Функции:
1. Оздоровительная
2. Познавательная
3. Просветительская
4. Коммуникабельная
5. Удовлетворяющая потребности в смене впечатлений
6. Удовлетворяющая потребности в смене места пребывания
Формы туризма
Признаки | Формы |
1. В зависимости от организаций | · Комплексный тур · Индивидуальный тур |
2. В зависимости от происхождения туристов | · Внутренний тур · Международный тур |
3. В зависимости от длительности пребывания | · Продолжительные поездки · Непродолжительные поездки -Кратковременные (1-3 дня) -Однодневные -Транзитные |
4. В зависимости от возраста путешественников | · Дети + родители · Молодёжь (15 – 24) -Относительно молодые, экономическо активные(25-44) · Экономическо активные среднего возраста без детей (45-65) |
5. В зависимости от транспортных средств | · Авиотур · Автобусный тур · Ж/д · Автомобильный · морской |
6. В зависимости от времени года | · Сезонный тур · Межсезонный тур |
Виды туризма
Обычно туризм подразделяют на два вида:
1. рекреационный туризм— классический вид туризма, включающий в себя:
· «оздоровительный» («пляжный», «отпускной»);
· познавательный (экскурсионный);
· спортивный туризм.
2. деловой туризм:
· астрономический туризм;
· бизнес-туризм;
· конгресс-туризм;
· шопинг-туризм;
· экстремальный туризм;
· индустриальный туризм;
· археологический туризм;
· гастрономический туризм;
· военный туризм;