Современное состояние и развитие внутреннего туризма в России

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.

Туризм в России в период с конца восьмидесятых годов 20 века до настоящего времени превратился в важный и интенсивно развивающийся сектор экономики страны, и признан приоритетной отраслью экономики. В целях государственного регулирования туристского бизнеса были приняты федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ».

Россия облает мощными туристскими ресурсами, глубоким культурным и историческим наследием, социально-культурными и научно-промышленными объектами, лечебно-курортным потенциалом и объектами, которые способные по отдельности и в целом генерировать активный туристский интерес как у отечественных, так и иностранных туристов.

Согласно прогнозу ВТО, Россия в начале третьего тысячелетия займет одно из ведущих мест по приему туристов. Таким образом, имеются все предпосылки для становления туризма не просто как приоритетной отрасли экономики, а как межотраслевого комплекса, реально дающего экономике страны социальные, политические и экономические выгоды.

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014.

Развитие рыночных отношений в сфере туризма привело к появлению в России множества туристских фирм, которые постепенно наполнили рынок туристских услуг, конкурируя между собой. В ряде регионов предложение турфирм превышает спрос на поездки, что вынуждает их бороться за каждого клиента. В свою очередь туристы, как потребители, правомерно ставят вопрос о реальном качестве предлагаемого продукта, о степени надежности турфирм, стабильности их работы. Фирмы, желающие стабильно работать на рынке туристской индустрии, должны повышать эффективность производственной системы, тщательно разрабатывать стратегию своей деятельности.

Въездной туризм также переживает не лучшие времена. Резко изменился характер поездок в Россию. Катастрофически сократился маршрутный и курортный туризм.

Наша страна, обладающая огромным туристским потенциалом, теряет рынки международного туризма. А ведь существует огромное количество факторов, способствующих развитию въездного туризма в России. Россия — страна с многовековой историей и богатой культурой. Некоторые архитектурные и историко-культурные памятники на территории Российской федерации внесены в список Объектов Всемирного совета ЮНЕСКО.

Для лучшего и полного использования туристского потенциала страны необходимо решить главную задачу - создать уровень обслуживания, отвечающий международным стандартам.

37. Приоритетные направления развития туризма в России

К конкурентным преимуществам следует отнести прежде всего богатейшее культурно-историческое и природное наследие нашей страны в сочетании с фактором неизведанности, что представляет собой особый интерес для искушенных иностранных туристов Появление в последние годы новых туристских продуктов в регионах Севера, Урала и Сибири усиливает конкурентные преимущества России. Тенденции развития туризма в мире показывают, что по мере того как мир станет более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

Вместе с тем следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения.

38. Транспортное обеспечение в туризме

Применяемый для целей туризма транспорт классифицируется Всемирной туристской организацией на сухопутный (автомобильный и железнодорожный), водный (подводный и надводный) и воздушный.

Автомобильный транспорт используется в туризме наиболее широко, поскольку обеспечивает доставку туристов «от дверей до дверей». В этих целях применяются как регулярные пассажирские перевозки (рейсовые автобусы), так и нерегулярные (собственный транспорт туристского предприятия, арендованные транспортные средства и личный транспорт туриста).

Железнодорожный транспорт обеспечивает достаточно высокую скорость перевозки туристов на средние расстояния в комфортных условиях при умеренных ценах. В отдельных случаях железнодорожный транспорт может использоваться как цель туристского путешествия (например, Восточноевропейский экспресс или популярные ранее туристские поезда).

Среди водных транспортных средств различают подводные (экскурсионные подводные лодки) и надводные средства (теплоходы, круизные суда, морские паромы, прогулочные суда, яхты, катера).

В воздушные транспортные средства включаются самые разнообразные транспортные средства — от самолетов гражданской авиации до таких экзотических, как воздушные шары, дельтапланы, парашюты.

В системе транспортного обеспечения в туризме различают следующие направления:

♦ туристские перевозки — входят в основной комплекс туристских услуг, включаемых в тур. Это доставка туристов от места их постоянного проживания к месту назначения (или месту начала маршрута) и обратно;

♦ трансфер — предоставление транспортных средств для обеспечения встречи и проводов туристов;

♦ транспортное обслуживание программных мероприятий по туру — экскурсионное обслуживание, выезд на программные мероприятия, посещение окрестностей, перемещения по маршруту.

Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:

♦ организацию автобусных путешествий;

♦ организацию путешествий на личном автотранспорте туристов;

♦ прокат автомобилей.

Объединенные в сети междугородных и городских маршрутов автобусы перевозят большее количество людей и обслуживают больше населенных пунктов, чем поезда и самолеты вместе взятые.

Железнодорожные перевозки представляют собой эффективный инструмент транспортного обеспечения в туризме. В системе пассажирских перевозок поезда делятся на вне- рейсовые (чартерные), которые комплектуются по мере необходимости перевозок, и рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом промежутке и графике движения.

Стандартные железнодорожные туры условно можно разделить на три самостоятельные категории: однодневные, непродолжительные (2—3 суток), многодневные (от 5 дней и более).

Морские и речные перевозки туристов, как правило, осуществляются в виде пассажирских перевозок, экскурсионных путешествий, путешествий на паромах и круизов. Обеспечение морских и речных перевозок осуществляется специальными компаниями (пароходствами, круизными компаниями), которые в большей части случаев выступают в роли туроператоров.

Основным видом морских и речных перевозок в туризме являются круизы. Индустрия морских круизов начала развиваться на туристском рынке в начале 1970-х гг. и продолжает развиваться в настоящее время. С 1980 г. до 1990 г. более 3 млн дол. США были потрачены на строительство кораблей для круизов, что удвоило мировой флот круизных кораблей.

Круиз — уникальный туристский продукт, который сочетает транспортировку, проживание и программу. «Плавающий остров» — высказывание несколько преувеличенное, но круизное судно, несомненно, — «плавающий отель». Он обеспечивает туристу сервис курортного отеля и удовольствие от отдыха в море.

Транспортная авиация состоит из компаний, осуществляющих перевозку пассажиров (рейсовые перевозки), грузов и почты.

Набор предоставляемых авиакомпаниями услуг, прежде всего, зависит от класса обслуживания. Во всех авиакомпаниях мира существуют три класса обслуживания: первый класс, бизнес-класс, экономический класс.

Обед (он же ужин), состоящий из закуски, горячего блюда, десерта, чая или кофе. На завтрак обычно подают омлет, сэндвичи и т.п. Часто пассажиров кормят холодными закусками, и наконец — «чай», когда подают напиток и пирожные или бутерброды. Все зависит от времени пребывания в воздухе.

Пассажиры, летящие первым классом, обслуживаются по высшему разряду. Посуда для напитков из хрусталя и фарфора, льняные салфетки и серебряные ножи, вилки, ложки. Лишь в первых классах подают супы, есть выбор блюд: два вида закусок (мясная или рыбная), горячее, на десерт могут подать торт или щербет. Пассажиры экономического класса в основном довольствуются тем, что подадут.

Наши рекомендации