Современное состояние туризма в РФ и Кировской области.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» признает туризм приоритетной отраслью экономики России. При этом определено, что основным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма. Основными странами, поставляющими туристов в Российскую Федерацию, являются Финляндия, Германия, США, Великобритания, Франция и Италия.

В силу своего географического положения Россия не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее культурно-исторический, природный потенциал страны огромен. Приграничное месторасположение ряда регионов РФ создает в них особые условия для развития туризма, ориентированного в основном на рынки прилегающих стран, а также на обслуживание транзитного потока. Для трансграничного туризма характерна высокая составляющая краткосрочных туров, а также экскурсионного (однодневного туризма). Высокая мобильность туристских потоков в зонах трансграничного туризма особенно остро ставит визовые проблемы и задачи организации пунктов перехода госграницы. Основными трансграничными регионами, имеющими высокий туристский потенциал, являются Калининградская область, Ленинградская область, Карелия, Хабаровский и Приморский края. Оценка современного состояния внутреннего туризма страны указывает на низкий уровень его развития как по качественным, так и по количественным показателям. В целом Россия, несмотря на огромный туристский потенциал, остается одной из немногих стран с низким уровнем развития внутреннего туризма. Основные тенденции в туристском спросе на рынке внутреннего туризма заключаются в сохранении приоритетов традиционных видов отдыха – пляжного на юге России, круизного в Поволжье, оздоровительного и горно-лыжного. Постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму.

Причины неразвитости туризма

1) Слабая материально-техническая база

2) Несовершенство законодательной базы

3) Слабый уровень подготовки кадров

4) Недостаток информации о туристских ресурсов нашей страны

5) Ценовая политика транспортной компании.

Причина возникновения идеи поддержки туристической индустрии Кировской области понятна: в регионе нет нефти и газа, большинство крупных предприятий находится на грани банкротства, а сама область уже много лет является дотационной.

В декабре 2008 года Правительство Кировской области утвердило Концепцию региональной целевой программы "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009-2013 годы.

Приоритетное направление государственной поддержки отрасли – развитие внутреннего туризма.

Документ определил приоритетные в Кировской области виды внутреннего туризма:

- лечебно-оздоровительный;

- активный;

- культурно-познавательный.

Вместе с тем Правительство области будет содействовать развитию охотничьего, делового, событийного, экологического и сельского туризма.

Направления реализации Программы "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009-2013 годы:

- Участие в крупных туристских выставках;

- Создание видеофильмов и презентационных материалов о туристской привлекательности края;

- Публикация материалов в специализированных СМИ;

- Информационные туры для туроператоров и журналистов;

- Проведение семинаров, конференций и форумов по туризму.

Как показала практика, такого рода мероприятия хоть и имеют позитивное значение в повышении узнаваемости области, но не могут изменить плачевную ситуацию, сложившуюся в туристской инфраструктуре (дороги, объекты размещения, питания и развлечений) города и области. К сожалению, в планах правительства, на сегодняшний день, нет серьезных мер по ее улучшению.

Кратко перечислим наиболее существенные проблемы, препятствующие развитию туризма в Кировской области:

1) неразвитость туристической инфраструктуры (средств размещения и питания);

2) оторванность имеющихся средств размещения от туристски-привлекательных, уникальных природных объектов;

3) недостаточно комфортные природно-климатические условия;

4) не современность большинства средств развлечения;

5) отсутствие на территории области крупных объектов внимания туристов, обеспеченных соответствующей туристической инфраструктурой.

Наши рекомендации