Тема 5. «современное состояние туризма и

ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В СТРАНАХ СНГ И

РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

Резкий переход Казахстана от плановой экономики к отнюдь не цивилизованному рынку отразился негативно и на развитии туристской отрасли. Постоянное сокращение государственных ассигнований привело развитие туризма в республике в состояние глубокого кризиса. Продолжает ухудшаться материальная база туристского хозяйства и нет средств на ее восстановление. Все это усугубило прежние и породило новые проблемы в развитии туристской индустрии.

Прежде всего к числу указанных проблем относятся:

1. Отсутствие системного научного обеспечения развития туристской индустрии (в т.ч. сравнительный анализ цен на туры).

2. Слабо развитая структура подготовки высококвалифицированных кадров, ориентированных на деятельность в условиях международного рынка туристских услуг.

3. Отсутствие отлаженных и взаимовыгодных взаимосвязей предприятий туризма с транспортными и производственными структурами.

Для современного Казахстана характерно отсутствие единства в планировании туризма и экскурсионного дела. Многие исследователи высказывают мысль об образовании специального межведомственного органа, который обеспечивал бы проведение единой государственной политики в организации туристской индустрии республики.

Развитие туризма в Казахстане на мировом уровне может быть обеспечено только на основе скоординированной деятельности всех министерств и ведомств, так или иначе участвующих в обслуживании отечественных и зарубежных туристов.

В настоящее время Казахстану после ликвидации СССР приходится многие проблемы решать заново и на непростой основе. Это полностью касается туризма.

В республике до сих пор полностью отсутствует научное обеспечение развития туризма. У нас нет научных учреждений, которые занимались бы вопросами комплексного научного обоснования развития и управления туризмом. Помимо учреждения в республике многопрофильного полиструктурного Научно-исследовательского института индустрии туризма, "Положение …" о котором было разработано специалистами Казахской академией спорта и туризма (КазАСТ) еще в 2000 году. Назрела необходимость включения в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии Республики Казахстан нового научного направления под названием «Теория и методика туристской деятельности».

Введение этой специальности позволит создать в республике контингент ученых, которые имели бы возможность проводить научные исследования в области географии туристской деятельности. Это, в свою очередь, способствовало бы охвату научным изучением всего комплекса вопросов и проблем, касающихся развития туризма как сложного социально-экономического и пространственного явления (33).

Конечно с развитием туристской индустрии строительство отелей, бугельных подъемников, автодорог и канатных дорог будет расширяться. Однако до сих пор не решена проблема научно обоснованного контроля за основными экологическими требованиями к строительству в горах. Хаотичное строительство в экологически неустойчивых ландшафтах, каким является высокогорье, наносит огромный ущерб почвам, растительному и животному миру.

Печальный опыт в этом отношении дает прокладка автомобильных дорог на ледник Туюксу (3450 м) в Малоалматинском ущелье и на перевал Озерный (3500 м) в Большом Алматинском ущелье. Строители, в указанных случаях, подрезали крутые склоны, нарушили дерн и в результате этих действий на многих участках наблюдаются оползни, а 3 июля 1994 г. по реке Озерной в Большое Алматинское озеро сошел большой селевой поток, чего не было последние 40 лет наблюдений (33).

Серьезной проблемой является отсутствие научно обоснованного сравнительного анализа цен на зарубежные поездки в соседних с Казахстаном республиках. Отсутствие такого научного анализа приводит к тому, что значительные потоки казахстанских туристов в Иран, Турцию и другие страны идут через узбекские и туркменские турфирмы. Основной причиной потерь в указанном потоке туристов является значительная разница цен зарубежных поездок, которые предлагают казахстанские фирмы по сравнению с турфирмами ближнего зарубежья.

Туризм - это сложнейшее социальное мировое явление, обусловленное множеством факторов. Поэтому научное обоснование долгосрочного развития всех сторон туристской индустрии в Казахстане
представляет собой целый комплекс проблем. Разрешить эти проблемы можно с помощью подготовленных туристских кадров, целенаправленной государственной поддержкой тех фирм, которые
нацелены на прием иностранных граждан для активных путешествий по Казахстану.

Наибольший рост количества иностранных туристских групп (посещавших Казахстан) с активными способами передвижения был достигнут в 1990 г. Особенно много туристов и альпинистов приезжало в Казахстан из стран Восточной Европы - Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии. Однако, после развала СССР (повлекший за собой таможенные и валютные проблемы, злоупотребления чиновников вновь созданных суверенных государств) произошел резкий спад количества посещений Казахстана иностранными туристами по активным видам путешествий. И только к 1994 г. это спад замедлился и наметилась стабилизация.

Только использование активных видов туризма в международном туристском бизнесе Казахстана даст возможность развивать внутренний туризм, постепенно наращивая эффективность его оздоровительной и познавательной функций.

Так, до 1991 г. Федерация туризма республики получала от профсоюзов средства, позволяющие готовить спортивные и инструкторские кадры для активных видов туризма. Именно эти кадры сейчас и используются казахстанскими фирмами, организующими путешествия иностранных туристов активными способами передвижения.

Значительное количество проблем в туристской индустрии Казахстана порождает отсутствие отлаженных и взаимовыгодных взаимосвязей предприятий туризма с транспортными и производственными структурами. Так, большая часть иностранных туристов пребывает в Казахстан на воздушных судах. А сервис в казахстанских аэропортах ниже всякой критики: нет места для приема туристов, нет нормально оборудованного зала ожидания, долго выдается багаж пассажирам и т.п. И происходит это из-за незаинтересованности авиакомпаний в увеличении туристских потоков.

Изучение мотивов по которым иностранные туристы посещают Казахстан показывает, что их привлекает прежде всего, богатейшая природа республики и стремление познакомиться с культурой местного населения. Однако, до сих пор, отсутствует налаженное производство сувениров и поделок местных мастеров, отражающих основы казахской национальной культуры и культуры других народов, живущих в Казахстане. А причина та же. Производитель сувениров не расширяет производство из-за недостаточного количества потребителей, а турфирмы, принимающие в Казахстане потенциальных потребителей сувениров не связаны взаимовыгодно с фирмами-производителями. Таким образом, на государственном уровне, нужна координация работы туристских учреждений с транспортными, производственными структурами и учебными заведениями, готовящими специалистов для индустрии туризма.

Правовые, экономические, социальные и организационные основы туристской деятельности на территории Республики Казахстан был призван определять Закон РК «О туризме», подписанный президентом РК Н. А. Назарбаевым 3 июля 1992 г.

Содержание Закона определяло основные понятия туристской деятельности, основные задачи государства и требования к единой государственной политике в сфере туризма, основные права и обязанности туристов, организацию хозяйственной деятельности и финансирование в сфере туризма, защиту природного и культурного достояния Республики Казахстан в процессе туристской деятельности, требование к профессиональной подготовке специалистов, международная деятельность РК в сфере туризма, ответственность за нарушение закона РК «О туризме».

Указанный закон определял следующие целевые направления развития туризма в РК:

1. Ознакомление туристов, прибывающих на территорию РК, с природно-географическими, историко-культурными ценностями Казахстана, уникальными объектами художественного творчества и производственного назначения.

2. Организацию туристских поездок и походов для граждан РК с целью ознакомления с природными и культурными достопримечательностями различных регионов РК и других стран.

3. Укрепление и расширение международных гуманитарных связей РК.

4. Превращение туристской деятельности в высокодоходную отрасль экономики.

Согласно Закону под туристской деятельностью понимается организация туристских и экскурсионных поездок и походов, оказание всех видов туристских услуг, производство и реализацию товаров туристского назначения и другой продукции, осуществляемых в соответствии с основными уставными задачами субъектов туристской деятельности. Однако, не смотря на то, что подобный Закон был первым принят в Казахстане из всех стран СНГ, в нем было много недостатков. И прежде всего, отсутствовали статьи определяющие права и обязанности туристов и необходимые требования к обеспечению их безопасности. Поэтому, 13 июня 2001 года своим решением за №211-II Правительства Республики Казахстан утвердило Закон РК "О туристской деятельности в Республике Казахстан". Новый Закон более подробно определил основные понятия туристской деятельности, принципы ее государственного регулирования, требования к лицензированию, сертификации и стандартизации в области туристской деятельности, а так же в статьях 22 и 23 определил правовые основы к профессиональной подготовке специалистов в области туризма.

По данным опубликованным Агентством Республики Казахстан по статистике всего за 2002 г. за рубежи нашего государства выезжало 74728 казахстанских туристов. При этом, по целям поездок туристы распределились следующим образом: досуг, рекреация и отдых - 25024 человека; посещение знакомых и родственников - 12497 человек; деловые и профессиональные цели - 2147 человек; лечение - 507 человек; религия, паломничество; коммерческие (шоп-туры) - 31203 человек; прочие цели - 3334 человека (66, 83).

В настоящее время туристско-экскурсионные организации Казахстана осуществляют свою деятельность по трем основным направлениям:

1. Организация коммерческого (шоп-) туризма.

2. Организация рекреационно-познавательных поездок граждан Казахстана за рубеж, в основном на морские курорты,

3. Организацию туров для иностранных граждан по Казахстану (и сопредельным республикам, ранее входившим в СССР) с активными способами путешествий.

До лицензирования по новым правилам (1995 г.) в Казахстане работало более 2-х тысяч туристских фирм и агентств разной формы собственности. К 30 марта 1995 г. по данным центра лицензирования Минтурспорта РК лицензии на туристскую деятельность по группам «Д» и «Б» получили 267 турфирм и агентств, из них 158 алматинских.

По данным опубликованным Агентством РК по туризму и спорту (по состоянию на 1 января 2003 г.) на территории Казахстана действовало 521 туристская фирма, имеющая соответствующую государственную лицензию. Из них в г.Алматы - 314 туристских фирм и 31 туристская фирма в г.Астане (64, 54-59).

Анализ полученных данных показывает, что большинство турфирм осуществляло и осуществляет свою деятельность по двум первым из указанных направлений. К наиболее крупным такого рода организациям в Казахстане относятся акционерная компания «Яссауи» и акционерное общество «Спутник». В 1993 г. компания «Интурист-Казахстан» была реорганизована в Государственную акционерную компанию по туризму «Яссауи» в составе 19 областных агентств, гостиничного комплекса «Отрар» на 360 мест, филиалов «Казахский аул» и «Хоргос».

Основной деятельностью компании является оказание населению республики туристских услуг, удовлетворение спроса на поездки за границу, прием иностранных туристов и деловых людей. В 1994 г. компанией «Яссауи» было направлено за границу более 10 тыс. человек, принято из-за рубежа 34 тыс. человек. Доходы компании за год выросла в два раза, за это время согласно Указу Президента РК продано 50% валюты или около 1,5 млн. долларов США, в качестве налога перечислено в бюджет 28 млн. тенге.

Компания сотрудничает с 50-ю странами мира, имея прямые контакты с США, Японией, Испанией, Израилем, Турцией, Китаем, Сирией, ОАЭ, Пакистаном, Англией и другими странами. Туристские поездки осуществляются в тесном взаимодействии с организациями Москвы, Бишкека, Ташкента. В 1994 г. принимались туристские группы из Японии, Израиля, Германии.

Большое внимание ГАКТ уделяет организации туристских поездок с оздоровительными целями. Так, в 1994 г. более 700 человек отдыхало на морском побережье Анталии (Турция), все большее число туристов выезжает по путевкам ГАКТ на побережье Персидского залива.

Учитывая слабые возможности аэропорта Алматы ГАКТ совместно с авиакомпанией «Саяхат» включилась в строительство грузового аэропорта в г. Капчагае, который со временем планировалось использовать и для пассажирских авиалиний. Преимуществом этого аэропорта было бы то, что там почти не бывает туманов. Однако, из организационных и финансовых трудностей строительство аэропорта в этом месте было отложено. В декабре 2003 года был открыт Международный аэропорт, построенный по новым строительным стандартам на месте старого аэропорта на восточной окраине города Алматы.

Для того, чтобы получить автономную технологическую цепочку индустрии туризма (аэропорт - авиатранспорт - гостиница - учреждения турсервиса) ГАКТ запланировала строительство собственной гостиницы в Алматы, вступила в число учредителей частной авиакомпании «Азияавиасервис».

Иностранцы, приезжающие в Казахстан, проявляют большой интерес к укладу жизни, культуре народов, населяющих Казахстан. Поэтому кроме посещения музеев, художественной галереи ГАКТ предлагает иностранным туристам побывать в своем филиале «Казахский Аул», расположенном в урочище «Медео». Здесь гости могут познакомиться с убранством юрт казахов, отведать национальные блюда и напитки, а в летнее время переночевать в юрте.

Казахстанское акционерное общество «Спутник» организовано на базе «Бюро молодежного туризма «Спутник», в свою очередь, Созданного в 1972 г. при ЦК ВЛКСМ. АО имеет 19 филиалов в регионах Казахстана, которые также созданы на базе региональных БМТ.

Характер деятельности казахстанского «Спутника» со времени существования СССР, конечно, изменился. В бытность БМТ при ЦК ВЛКСМ его республиканское подразделение отправляло туристов в более, чем 40 стран мира: от Америки до Японии, от Норвегии до Канарских островов. И эта деятельность «Спутника» носила массовый характер, т.к. у значительной части населения республики были средства для таких поездок за границу.

В настоящее время имеется возможность отправлять туристов практически в любую страну АО «Спутник» России выделяет необходимые путевки. Однако, экзотические туры «по карману» лишь незначительному числу казахстанцев.

Казахстанский «Спутник» в этих условияхпродолжает свою деятельность, т.к. не прерывает прежних связей с партнерами из ближнего зарубежья и приобретает новых партнеров и акционеров. В число акционеров «Спутника» входят Министерство по делам молодежи, туризма и спорта РК, Национальная авиакомпания «Ауэ-Жолы», Министерство иностранных дел, а главным акционером является АО «Спутник» России.

В 1994 г. руководство АО «Спутник» подписало контракт с «Алемсистем» о создании предприятия «Алем-Спутник» и этот шаг благотворно повлиял на развитие казахстанского туризма. На стадии разработки находится проект создания Казахско-Болгарского СП. Болгарским партнером «Спутника» является корпорация «ДМС - Холдинг – АТД». В распоряжении этой фирмы находится пятизвездочный отель «Варна» на 1000 мест. Планируется открыть чартер до Софии с посещением г. Салоники (Греция).

Примером деятельности в нескольких направлениях является туристская фирма «Туран-Азия». Эта фирма предлагает путевки для отдыха туристов на средиземноморских курортах Испании, Франции, Турции, а также в Объединенных Арабских Эмиратах и на западном побережье Индии (г. Гоа и Тривандрум) с размещением в 5, 4 и 3-звездочных отелях. Предлагаются также познавательные туры в Индию (г. Дели), Китай (Пекин) и традиционные шоптуры в Китай, Турцию, Индию, ОАЭ, Иран, Пакистан.

Наиболее сложной, с точки зрения материально-технического, информационно-рекламного и кадрового обеспечения, является экономика и организация иностранного туризма с активными способами путешествий. Именно поэтому в этом направлении работает пока ограниченное количество турфирм Казахстана. Среди лучших из них следует назвать ТОО международный альпинистский лагерь «Хан-Тенгри», холдинговую компанию «Жибек-Жолы», фирму «Азия-тур» и другие.

МАЛ «Хан-Тенгри» как государственный альпинистский лагерь был создан в 1989 г. После 1992 г. лагерь реформировался в товарищество с ограниченной ответственностью под руководством известного казахстанского альпиниста, заслуженного мастера спорта К.Ш.Валиева. Ежегодно до полутора сотен альпинистов и туристов Японии, Южной Кореи, Англии, Франции, Германии, Австрии, Испании, США приезжают в МАЛ «Хан-Тенгри» для походов и восхождений в горах Северного и Центрального Тянь-Шаня. Наиболее значимыми объектами клиентов МАЛа являются центральнотяньшанские семитысячники пики Победы и Хан-Тенгри.

В октябре 1994 г. под эгидой ВТО и ЮНЕСКО состоялась ташкентская встреча специалистов, посвященная проблемам реставрации и возрождения Великого Шелкового пути. Единственной казахстанской фирмой, аккредитованной на этом совещании, была Холдинговая компания (ХК) «Жибек жолы», которая была создана в 1992 г. Целью создания компании с самого начала была идея создания казахстанской инфраструктуры туризма, широко привлекающей иностранных туристов.

Основной действующий маршрут, разработанный компанией, проходит во Кульджинскому тракту как основному казахстанскому участку Шелкового пути. Иностранные туристы-клиенты ХК сначала пребывают в Алматы, где компания располагает собственной гостиницей на 40 мест. Следующим этапом является туристская база в Нарынколе, затем туристский приют в Жаланаше. Далее туристы совершают горный переход по Северному Тянь-Шаню с выходом к озеру Иссык-Куль. Здесь группу принимает Казахско-киргизское СП «Жибек-Жолы» в гостевом доме г.Каракол. Маршрут, кроме автомобильных поездок и горного похода, содержит прогулки верхом, вертолетные экскурсии с облетом пика Хан -Тенгри (7010 м).

Компания поддерживает деловые контакты с туристскими фирмами Голландии, Германии, Швеции, Бельгии, США и Швейцарии. За летний сезон компания обслуживала 6 иностранных групп, по высокогорным турам от 7 до 15 дней каждый, ориентированных на казахстанскую часть Шелкового пути, разработанных совместно с голландской туристской фирмой «Аска Райзен». Сотрудники ХК в марте 1994 г. принимали участие в работе Швейцарской и Берлинской международных ярмарок. «Жибек-Жолы» была там единственной казахстанской фирмой, презентовавшей возможности отечественного рынка в сфере туризма. Весьма плодотворными были встречи президента ХК К.К.Дуйсенгалиевой с Генеральным секретарем Всемирной туристской организации Антонио Энрикес Савиньяком, генеральным представителем по Азиатскому региону Хареш Вармой, директором департамента межкультурных связей ЮНЕСКО Диеном.

Основной современной проблемой деятельности ХК «Жибек жолы» является совершенствование методов организации, обучения персонала компании в плане его соответствия новым требованиям. В этой связи планируется поэтапное обучение специалистов в Голландии (45).

По своему рекреационному потенциалу Казахстан может стать настоящей «туристской Меккой». Стратегической задачей туристской индустрии республики является привлечение иностранных туристов и создание полноценных условий для отдыха соотечественников. Следует на государственном уровне решать проблемы возрождения и развития национальной самобытности народа и его культуры. Весьма перспективно, по примеру деятельности ХК «Жибек жолы», строительство фольклорных деревень – «казахских аулов» с многофункциональной нагрузкой: прикладной, фольклорной, культурной, рекреационной. Это должны быть поселки, состоящие из двух частей: этнографической (юрты с представлениями казахских национальных ремесел) и собственно туристской (коттеджи для отдыха), т.е. поселение по типу рекреационных зон в Европе с ориентацией на «уик-энды».

Весьма перспективными являются лечебно-оздоровительные горные трекинги, главной целью которых может быть устранение излишнего веса для людей, которые в этом нуждаются. Для проведения такого рода трекингов имеются соответствующие научные разработки и потенциальные клиенты.

Установлено, например, что более трети американцев страдает избыточным весом. Согласно результатам исследований, за последнее десятилетие их количество увеличилось на 30%. Причиной такого обвального ожирения, считают специалисты, является чрезмерное пристрастие американцев к всевозможным гамбургерам и чизбургерам (46, 56).

Потенциальными клиентами лечебно-оздоровительных горных трекингов могут быть и жители сопредельного с Казахстаном Китая. Нарождающийся капитализм принес проблему ожирения населения и сюда. Тяжелее всего благополучие ударило по детям китайских нуворишей. Они так разжирели, что пришлось открыть для них специальные лагеря-санатории.

Для китайцев богатство всегда выражалось в возможности хорошо поесть. Китайская кухня считается одной из лучших в мире, но ожиревших китайцев почти не было. Однако, новые богачи вместо традиционных блюд стали объедаться жирной западной пищей - теми же гамбургерами, жареной картошкой и мороженым.

В китайской семье всегда было главным делом - накормить детей. А теперь детей еще больше балуют из-за политики правительства, разрешающего иметь только одного ребенка на семью (5).

Следует заметить, что различные диеты имеют искусственный характер и не дают позитивного долговременного результата. Участие же людей с излишним весом в горных трекингах (с научно обоснованной системой питания) устраняют лишние килограммы веса естественным путем. Оздоровительный эффект от таких трекингов значительно усиливается, а сам оздоровительный процесс идет гораздо легче, когда он сочетается процессом познания нового и интересного.

Наиболее перспективным направлением для современного Казахстана является экономика и организация внутреннего и иностранного туризма с активными способами путешествий. Важным этапом в развитие туристского бизнеса стало разработка и принятие "Концепции развития туризма в Республике Казахстан", которая была одобрена Постановлением Правительства РК от 6 марта 2001 г. №333. Концепция осветила современное состояние и проблемы развития туризма в Республике, дала определение казахстанскому туристскому продукту и его потенциалу, сформулировала цели, принципы и основные направления развития туризма в Казахстане. Появление Концепции дало возможность Агентстсву РК по туризму и спорту, как уполномоченому органу государства по вопросам туризма, разработать "Государственную программу развития туризма до 2005 года".

ТЕМА 6. «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО

Наши рекомендации