Шкала оценки рекреационного потенциала территории

Таксоны Репрезентативность Оценка рекреационного потенциала, баллы
Рекреация Курорты Экскурсии Туризм
Уникальный рекреационный центр Уникальный курорт Уникальный экскурсионный центр Уникальный центр туризма Объект глобального значения
Рекреационный район Курортная агломерация Экскурсионный район Туристский район Агломерация объектов 1001–10000
Центр рекреации Курорт Экскурсионный центр Центр туризма Группа объектов 101–1000
Рекреационный узел Курортный центр Экскурсионный узел Туристский центр Сочетание объектов 11–100
Рекреационный объект Курортная местность Экскурсионный объект Туристская местность Единичный объект 1–10

& О П Ы Т

Статистическая типология туристских центров

(по методике А.И. Зорина)

Для статистического обоснования типологии туристских центров, упрощения и ускорения работы с туристской информацией с помощью статистических процедур была проанализирована база данных туристских центров РФ.

В статистическом исследовании применялись: Microsoft Excel – обработка базы данных, классификация, построение графиков и таблиц; Statistica 5.0 – обработка конечных данных, факторный, корреляционный анализы, вывод графических данных.

Результаты исследования:

1. При статистическом анализе исходной базы данных выявлен общий туристский фактор, которому подвержены все 17 первичных типов туристских центров;

2. Идентифицированы четыре первичных уникальных типа, которые могут быть интерпретированы как аксиологический, природный, оздоровительный, горный факторы.

Выявленные статистические закономерности позволяют провести типизацию районов по перечисленным факторам, а также генерализовать исходную базу данных туристских центров России для удобства чтения и понимания.

Статистический анализ позволил обнаружить латентные (скрытые) связи между различными переменными, обеспечивающие их развитие, и свести большое разнообразие типов туристских центров к нескольким независимым типам, достаточно полно описывающим всю генеральную совокупность туристских центров. Факторный анализбазы данных туристских центров Российской Федерации, в которой мы первоначально выделяли 17 типов туристских центров, позволил выявить 4 генерализованных типа-фактора туристских центров.

Аксиологический тип-фактор объединяет большую группу туристских центров, посещение которых связанно с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов. По выявленному фактору предлагается называть интегрируемые им турцентры аксиологическими туристскими центрами.

Следующую группу туристских центров объединяют и формируют природные ценности, включающие наиболее привлекательные акватории, охотничье-рыболовные ресурсы, национальные парки и заповедные территории, естественные ландшафты, в которых проходят маршруты самодеятельного и экологического туризма. Сюда же включены уникальные экзотические территории. Этот тип-фактор формирует туристские центры экологического типа.

Третий тип-фактор объединяет туристские центры, ориентирующиеся на оздоровительные ресурсы, и выделяет районы уже освоенных рекреационно-туристских инфраструктур, сложившихся туристских и курортных местностей. Обобщая фактические характеристики и факторный вес, следует интерпретировать данный фактор как оздоровительный, а туристские центры, формирующиеся под его воздействием, именовать туристскими центрами рекреационного типа.Особо благоприятны для рекреационных туристских центров приморские ландшафты.

Переменные, объединяющиеся в четвертый фактор,формируют статистическую целостность, которую можно назвать «вертикальным миром».Это зона интенсивной и экстремальной рекреации, объединяющая туристские центры горного типа. В этом мире большое значение имеет компактное сочетание самых противоречивых ресурсов (на площади в 50–100 км2 можно наблюдать арктические льды, тропические леса, долины и пустыни).

Проведенное статистическое исследование подтверждает гипотезу о том, что туристские потоки вызваны не самим фактом наличия рекреационных ресурсов, а информированностью о них.

Проведенная интерпретация факторного анализа позволяет предложить туроператорам необходимую и достаточно исчерпывающую информацию о типологии туристских центров Российской Федерации (потеря исходной информации составляет всего 19 %), которая поможет эффективно решать задачи рекреационного проектирования туристских программ и маршрутов.

Ключевые понятия и термины: туристский центр, центр туризма, факторы формирования туристских центров.

Контрольные вопросы

s Каково соотношение понятий «туристский центр» и «центр туризма»?

s Какие выделяют три группы факторов формирования туристских центров?

s Раскройте сущность и содержание методики количественной оценки рекреационного потенциала туристских центров России.

s Классификация и типология: различия в процедуре проведения.

Наши рекомендации