Анализ комплексных методик оценкитуристско-рекреационного потенциала территорий

Анализ комплексных методик оценкитуристско-рекреационного потенциала территорий

СЛАЙД 2

Понятия «туризм» и «дестинация»

Многие отечественные и особенно зарубежные специалисты рассматривают туризм с точки зрения системного подхода. По мнению швейцарского ученого К. Каспара, в основе системы туризма лежат две субсистемы: субъект туризма (турист как потребитель туристских услуг) и объект туризма, состоящий из трех элементов - туристского региона, туристских предприятий и туристских организаций.

Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхода, выделим концепцию профессора университета Окленда (США) Н.Лейпера, который считает туризм системой, состоящей из следующих основных элементов: географический компонент, туристы и туристская индустрия. При этом географический компонент включает три основные составляющие: регион, порождающий туристов; транзитный регион и регион туристской дестинации.

Дестинациейназывается территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста, удовлетворяют его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечения и т.д. Следовательно, дестинация, чтобы быть таковой, должна обладать:

а) определенным набором услуг;

б) достопримечательностями;

в) информационными системами.

Существуют пять четко выделенных важных признаков, отделяющих туризм от путешествий и иных действий и процессов:

• временное посещение дестинации и непременное возвращение обратно;

• наличие дестинации как другой местности (страны), отличной от места постоянного проживания человека;

• цели туризма, отличающиеся гуманистическим содержанием и направленностью;

• совершение туристского путешествия в свободное от работы или учебы время;

• запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника.

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

Интересной является точка зрения английских географов С. Холла и С. Пейджа, которые представили свою модель на рис. 1.1. Пунктирные линии на рисунке показывают, что границы между рассматриваемыми понятиями размытые. Работа противопоставляется досугу, но выделяются две сферы их взаимопроникновения и интеграции - деловой туризм и «серьезный» досуг (повышение квалификации, общественная деятельность, творческая и интеллектуальная деятельность и т.д.).

Анализ комплексных методик оценкитуристско-рекреационного потенциала территорий - student2.ru

Рис. 1. Соотношение понятий «работа», «досуг», «рекреация» и «туризм»

В развитии этой идеи в западной науке выделяются:

- «чистый» туризм (деловой, образовательный);

- «чистая» рекреация (кратковременная рекреационная активность в рамках повседневности);

- переходная форма - рекреационный, или лечебно-оздоровительный, туризм и пограничные виды туризма.

Одни из них (культурно-познавательный, спортивный, религиозный) занимают промежуточное положение между «чистым» и рекреационным туризмом, другие (поездки на дачу) располагаются на границе между рекреационным туризмом и «чистой» рекреацией.

Если рекреацию можно отнести к социальной составляющей деятельности людей, то туризм имеет экономическую природу. Можно сказать, что к туризму относятся виды деятельности, находящиеся вне границ рекреации, а к рекреации - род занятий, не являющихся туризмом по своей сути.

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

В общих толковых,а также в энциклопедических словарях термином “потенциал” (от латинского potentia - сила) обозначаются “возможности, средства, запасы,которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи”. Это достаточно ёмкое и универсальное определение,безусловно,может быть принято за основу и в туризме.

Необходимо только наполнять его конкретным содержанием в зависимости от:

- объекта, потенциал которого характеризуется,

- задачи, для решения которой может быть использован этот потенциал.

Термин“потенциал”,при всей его близости термину“ресурс”,отличается от последнего тем,что хотя и применяется в форме единственного числа,но всегда подразумевает совокупность характеристик,предметов,явлений.Еще одно отличие потенциала от ресурса состоит в том, что потенциал достаточно четко связан с конкретной задачей,для решения которой он определяется,в то время как ресурс хотя и рассматривается в контексте своего назначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определенна.

Так, например, лесные ресурсы территории могут использоваться и туристами, и промышленностью.Если же мы говорим о туристском потенциале территории и оцениваем при этом его лесной компонент,то сразу подразумеваем именно те свойства,которые существенны для их туристского использования.

Третье отличие - при описании потенциала какого-либо объекта, как правило, предполагается и оценка этого потенциала с помощью сравнения с потенциалом другого объекта.

Существует множество точек зрения по определению туристско-рекреационного потенциала,но все они сводятся к отдельным понятиям туристский и рекреационный потенциал.

По мнению автора книги«Рекреационная география»Д.В.Николаенко:«Рекреационный потенциал - совокупность природных и социо-культурных предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории».

Совершенно иное определение рекреационного потенциала даётВ.А.Квартальнов, по его мнению,рекреационный потенциал - отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов,определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов.

В словаре «Knowledgebase» рекреационный потенциал рассматривается, как свойство природной территории оказывать на человека положительное физическое,психологическое, гигиеническое воздействие. В наибольшей мере проявляется во время отдыха.

Для того чтобы раскрыть различия между туристским и рекреационным потенциалом рассмотрим понятие туристского потенциала.

СЛАЙД 7

Структура туристского потенциала территорий наглядно показана на рис. 3, из которого следует, что туристский потенциал включает две группы - туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру, которые в свою очередь включают соответствующие подгруппы. Туристские ресурсы и туристская инфраструктура включают общую подгруппу - социально-экономические ресурсы, к которым относятся следующие элементы: трудовые, информационные, управленческие, материально-технические и др.

Анализ комплексных методик оценкитуристско-рекреационного потенциала территорий - student2.ru

Рис. 3. Структура туристского потенциала территории

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

Рекреационному районированию посвящены работы В.С. Преображенского (впервые проведено рекреационное районирование в 1973 г.), И.В. Зорин (в 1985 г. провел детализацию в рекреационном районировании), Е.А. Котлярова и др. Последнее районирование было проведено в 1994 г (рис. 5). Вся территория СНГ была разделена на 4 крупные зоны. Они включали 20 рекреационных районов; в пределах России - 15.

Анализ комплексных методик оценкитуристско-рекреационного потенциала территорий - student2.ru

Рис. 5. Рекреационное районирование России

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

В отечественной специальной литературе выделяется четыре основных типа оценки ТРП территории:

- функционально-технологический,

- медико-биологический,

- психолого-эстетический

- экономический.

Функционально-технологическая оценка отражает взаимодействие человека и природной среды посредством «технологии» туристско-рекреационной деятельности. В ней выделяется два аспекта: с одной стороны, выявляется пригодность ресурсов для организацииразличных видов туристско-рекреационной деятельности или целой системы туристско-рекреационных занятий, с другой - возможности инженерно-строительного освоения территории. В данном случае в качестве обобщенного субъекта оценки выступает индустрия туризма. С точки зрения туристской отрасли ресурс должен обладать высокими качествами (комфортностью,целебными свойствами и т. п.), необходимыми и достаточными для организации отдыха и туризма некоего массового контингента населения, а также запасами и площадями, продолжительным с экономической точки зрения периодом эксплуатации.

Медико-биологическая оценка отражает влияние на физиологию и психику человека факторов окружающей среды (прежде всего, их комфортности). В отечественной географической науке наибольшее развитие получила оценкаклимато-погодных факторов и условий для туристско-рекреационной деятельности (например, термический и ветровой режимы, влажность, осадки, давление, освещенность и т. п.). В центре внимания при такой оценке находится состояние психики и организма человека (как объективное, так и по субъективным ощущениям) как ответная реакция на воздействия совокупности и конкретных климато-погодных факторов и условий. Ведущей целью такой оценки является выявление географических и хронологических закономерностей распространения комфортныхклимато-погодныхусловий для организма человека для тех или иных туристско-рекреационных целей.

Изначальный перекос в отечественной рекреационной географии в сторону физико-географических исследований привел к недоучету факторов и условий создания комфортной среды для туристов/рекреантов при помощи технических средств (дизайн помещений, температура, влажность, запахи т.п.) и обслуживающего персонала (доброжелательность, уважение, вежливость, толерантность и т. п.), которые имеют не меньшее значение в туристской индустрии. В подобном аспекте подход можно назвать и антропо-экологическим, и в его рамках должны учитываться и факторы экологической составляющей окружающей среды, воздействующей на туриста/рекреанта.

При психолого-эстетической оценке выявляется эмоционально-чувственное воздействие на человека ландшафтов или их отдельных компонентов. Ценность данного типа оценки определяется тем, что эстетическаявыразительность ландшафтов иихотдельных компонентов является важнейшим туристско-рекреационным ресурсом и условием для организации туристско-рекреационной деятельности в пределах территории.

Восприятие ландшафта основывается на его базовом свойстве - эмерджентности и имеет дуальный характер: объективный (физиономические и иные объективные свойства ландшафта в определенный момент времени) и субъективный (культурная принадлежность, вкусы, психофизиологическое состояние человека и т. п.).

В связи с этим и типы методик психолого-эстетической оценки ландшафтов можно подразделить на субъект-ориентированные, объект-ориентированные и смешанные.

Экономическая оценка ТРП территории предполагает оценку объекта исходя из эффективности вложения в него капитала, при этом ценность объекта на «выходе» имеет денежное выражение. Выделяют несколько основных подходов к экономической оценке туристско-рекреационных ресурсов и ТРП территории.

1. Затратный подход основывается на определении величины понесенных или необходимых затрат факторов производства на воспроизводство/восстановление или замещение туристско-рекреационных ресурсов. При этом необходимо отметить, что замещение ресурса может рассматриваться как с позиций инвестора, так и с позиций туриста. Данный подход применим лишь к небольшому ряду туристско-рекреационных ресурсов, кроме того он не учитывает эффективности их использования.

2. Доходный подход заключается в определении стоимости объекта оценки исходя из ожидаемых от него размеров доходов, времени их поступления и рисков. Основными принципами оценки выступают принципы ожидания, замещения и спроса и предложения. Для оценки необходимо определение чистого операционного дохода от объекта оценки и коэффициента капитализации или дисконтирования, соотношение которых и позволяет оценить объект.

3. Сравнительный подход базируется на сравнении оцениваемого объекта с аналогичными по полезности объектами (уже оцененными, недавно проданными и т.п.) с внесением поправок, учитывающих различия между ними.

4. Рентный подход к оценке туристско-рекреационных ресурсов и потенциала территории основывается на дифференциальной ренте- это добавочный доход, получаемый предпринимателем сверх определенной прибыли на затраченные факторы производства.Образование дифференциальной ренты в туристско-рекреационной сфере связано с ограниченностью лучших источников факторов производства, особенно аттракций. Следовательно, рентный подход к оценке основан на выявлении дополнительного экономического эффекта от использования определенных источников ресурсов по сравнению с худшими (соотношения замыкающих и индивидуальных затрат).

5. Внерыночные подходы к оценке заключаются в определении суммы, которую общество, социум или человек готовы потратить за сохранение объекта оценки и/или пользование им.

Несмотря на преимущества (прямая связь с хозяйственной деятельностью, кажущаяся методологическая стройность и верность, непосредственное выражение ценности оцениваемых объектов в денежном выражении и т. д.), экономическая оценка туристско-рекреационных ресурсов и потенциала территории имеет множество недостатков:

- экономическая оценка направлена на выявление ценности объектов в экономическомсрезе, однако не менее важными аспектами ценности объектов в туристско-рекреационной сфере являются и социальная, культурная, экологическая и т.п., которыесоответствующая оценка может учесть, ноусловно, с допущениями, только в конкретном аспекте их использования;

- ценностьцелого ряда объектов(например, эстетическая выразительность ландшафтов, связанные с объектом воспоминания или «коллективная» память социума, познавательная ценность и т.д.) не может быть выражена непосредственно в денежной форме без определенных операций перевода (нормирования), которые зачастую имеют субъективный характер;

- экономическая оценка включает в себя множество различных подходов, которые сильно различаются методологически и имеют разный спектр применения относительно объектов оценки. Поэтому приинтегральной оценке ТРП территории разные виды ресурсов необходимо оценивать при помощи соответствующих им подходов, при этом результаты этих оценок между собой будут сложно сопоставимы и интегрируемы (по причине использования разных принципов оценки, методик), хотя и будут иметь общее денежное выражение;

- туристско-рекреационный потенциал территории включает в себя множество видов ресурсов и условий, которые могут быть использованы для самых различных туристско-рекреационных целей, поэтому в зависимости от цели оценки они могут получить разные ценности, но механическая сумма всех полученных ценностей конкретных объектов (при сведении их в интегральный показатель) не даст их истинной интегральной ценности, так как в системных образованиях целое не равно сумме частей;

- при всей кажущейся формализации и объективности экономических методов оценки почти в каждом из них имеются «узкие» места, через которые существенное влияние на оценку оказывает субъективный фактор. Например, расчет корректирующей поправки при сравнительном подходе, выборке информации для расчета чистого операционного дохода, коэффициента капитализацииили дисконтированияпри доходном подходе, определение «спектра» учитываемыхзатрат, а также их размеров при затратном подходе и т.п.

Тем не менее, экономическая оценка туристско-рекреационных ресурсов и потенциала территории имеет важное хозяйственное значение в функционировании и развитии географических подсистем ТТРС и поэтому нуждается в своем дальнейшем развитии. При этом особое место должно быть отведено формированию и развитию туристско-рекреационного кадастра и экономической туристско-рекреационной кадастровой оценке ресурсов.
В отечественной науке для целей интегральной оценки ТРП территории в большинстве случаев, в том числе и в связи с указанными выше недостатками экономической оценки, используют бонитировку. В зависимости от используемых способов измерения ТРП территории, бонитировка подразделяется на количественную, качественную и смешанную.

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

Методика оценки туристского потенциала территорий, предложенная А.В. Дроздовым.

Данная методика оценки туристского потенциала ориентирована на применение в условиях особо охраняемых природных территорий - национальных парков. Однако она вполне применима и для других территорий, так как методологических различий при ее применении нет.

Методика А.В. Дроздова предполагает выделение основных компонентов туристского потенциала, подлежащих оцениванию. Эти компоненты целесообразно подразделить на две основные группы:

а) природные и культурные ландшафты;

б) средства и условия осуществления туров (программ, экскурсий).

К группе «Природные и культурные ландшафты» следует отнести следующие компоненты:

• собственно территории и акватории, а также памятники природы, ботанические и зоологические сады, океанариумы и прочие объекты;

• естественно-исторические (особенно краеведческие) музеи и т.д., а также объекты, интересные и поучительные с точки зрения экологии объекты культурного наследия;

• территории с особой культурно-исторической ценностью.

К группе «Средства и условия осуществления туров» относятся следующие компоненты:

• экотехнологичные виды транспорта, объекты размещения туристов, туристское снаряжение;

• экологически чистые и преимущественно местные продукты питания;

• квалифицированные гиды-экологи, а также дидактические и информационные материалы;

• экологически благоприятная местность, в том числе в аспектах загрязнения, санитарно-эпидемиологической обстановки, риска стихийных бедствий;

• пригодность территории для целей тура (ботанического, зоологического, спелеологического, фитотерапевтического и т.д.) и ее доступность;

• допустимые рекреационные нагрузки, объемы использования водных, энергетических и иных ресурсов, сроки посещения.

Критериями оценки компонентов природных и культурных ландшафтов в первую очередь должны служить их происхождение и история, уникальность, сохранность (нарушенность), аттрактивность и различные характеристики.

Аттрактивность - (от лат. attrahere- привлекать) - привлекательность. Аттрактивность туристской деятельности определяется как индивидуальная или групповая привлекательность занятий туристской деятельностью и их сочетаний.

Для группы «Средства осуществления туров» критериями являются показатели экотехнологичности: расход топлива (энергии) и эмиссия вредных веществ, уровень шума и гигиенические нормы безопасности, рассчитанные как по отношению к людям, так и биотическим компонентам ландшафтов в целом. Группу «Условия осуществления туров» следует оценивать, опираясь, в первую очередь, на существующие нормативы: экологические нормы безопасности, допустимые туристские нагрузки и нормы ресурсопользования.

Многие компоненты удается оценить количественно. Поэтому для получения итоговой, суммарной оценки целесообразно переводить все количественные оценки в качественные. Обычные градации качественной шкалы таковы: «очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий». Качественная шкала может содержать и дополнительные градации, например «весьма низкий» и «весьма высокий».

Затем ту или иную качественную шкалу следует превратить в пяти- или семибалльную. Далее осуществляется простое суммирование баллов. Например, оценивая компоненты подгруппы «Условия осуществления туров», таких, как благоприятность и пригодность территории (объекта) для осуществления тура по конкретным характеристикам, необходимо разделить их на способствующие и препятствующие осуществлению тура. Последним необходимо присваивать баллы с отрицательными значениями, вычитая их из общей суммы итоговой оценки.

Выявление и оценку туристского потенциала какой-либо территории имеет смысл проводить как оценку сравнительную: а) оценивая фиксированный набор компонентов потенциала; б) используя для расчета итоговой оценки качественные шкалы в их балльной форме; в) вовлекая в сравнительную оценку необходимое число объектов оценки; г) четко обозначая территориальные рамки сравнения.

СЛАЙД 15

Методика оценки туристского потенциала, предложенная Е.Ю. Колбовским. Е.Ю. Колбовский предлагает оценивать туристский потенциал территории по следующему плану:

1) наличие привлекательных объектов исторического наследия: монастыри; сельские храмы; памятники археологии; места исторических сражений; памятные места, связанные с интересными историческими событиями; сохранившиеся архитектурные центры сел и деревень;

2) наличие уникальных природных объектов и объектов, связанных с культурным ландшафтом: дворянские усадьбы и сельские парки, монастырские парки, старые мельницы и плотины на реках, древние водные пути и волоки, старинные аллеи и отдельные деревья, красивые и привлекательные в плане отдыха озера, привлекательные участки долин, уникальные валуны, родники, святые источники и т.д.;

3) наличие мест, выбранных населением для отдыха самостоятельно: участки рек с летними пляжами, местами для палаточных городков; участки озерных побережий; лесные массивы, в которых собирают ягоды; болотные массивы, которые используют для сбора ягод; лесопарки для отдыха и прогулок; реки, освоенные для сплава на байдарках, резиновых лодках и т.д.;

4) заключение о характере туристско-рекреационного потенциала региона:

а) какие виды элементарных рекреационных или туристских занятий могут иметь место в пределах региона;

б) какие объекты уже активно используются в туризме;

в) какие виды туризма (пеший, автомобильный, конный, водный) имеют наибольшие перспективы для развития при наличии средств;

г) какие новые маршруты могут быть предложены;

д) какие проблемы ограничивают использование природного и культурно-исторического потенциала территории.

СЛАЙД 16

Методика оценки туристско-рекреационного потенциала территории, предложенная Ю.А. Худеньких. На основе анализа существующих методик оценки туристского потенциала территорий предлагается балльная оценка туристского потенциала территорий.

Исходя из структуры туристского потенциала, оцениваются, прежде всего такие компоненты, как природный, историко-культурный и социально-экономический. Остальные компоненты учитываются при корректировании полученных результатов.

Туристский потенциал оценивается относительно наиболее массовых форм туризма (оздоровительного, познавательного, спортивного, делового, лечебного).

В качестве субъекта оценивается абстрактный турист, проживающий за пределами региона.

Величину природного и историко-культурного компонентов туристского потенциала предлагается измерять на основе ценности наследия территории. Несмотря на то, что не все природные и историко-культурные компоненты относятся к актуальным туристским ресурсам и немногие способны стать ими в ближайшем будущем, можно с уверенностью говорить о том, что туристский потенциал пропорционален ценности наследия территории.

Для целей количественной оценки туристского потенциала необходимо знать: объекты наследия, которые четко зафиксированы в нормативных документах и доступных литературных источниках; уровень их сравнительной значимости, что позволяет довольно легко выразить их в баллах. При этом значение таких факторов, как климат, рельеф и другие можно учитывать с помощью поправочных коэффициентов.

При оценке социально-экономического компонента туристского потенциала учитывают транспорт и специальную туристскую инфраструктуру, влияющие на развитие различных видов туризма. Для оценки роли транспорта ключевым критерием может служить плотность транспортных магистралей, характеризующая уровень доступности различных территориальных объектов. Туристская инфраструктура оценивается на основе расчетного показателя, отражающего отношение числа предприятий размещения и питания к численности населения территории.

Автор методики приводит примеры расчета баллов по каждому компоненту. При расчете природного компонента объектам местного значения присваивался 1 балл, регионального - 2 балла, федерального - 3 балла, зарезервированным объектам - 1 балл.

Дополнительно вводились коэффициенты по следующим факторам:

а) площадное распространение объектов наследия (отношение площади особо охраняемых природных территорий к общей площади территории);

б) комфортность климата;

в) ландшафтная привлекательность;

г) уровень природно-очаговых заболеваний;

д) узнаваемость (известность) географических объектов на территории (рассчитывается на основе частоты упоминаний в энциклопедическом источнике).

При расчете (в баллах) историко-культурного компонента учитывается не только значимость объектов (памятники федерального значения - 3, местного - 1), но и функциональное разнообразие недвижимых объектов, которое оценивается с помощью коэффициентов, исходя из степени привлекательности (археологические и монументальные - 0,6, исторические - 0,8, градостроительные, архитектурные и комплексные - 1).

Автор предлагает и методику расчета корректирующих коэффициентов. Так, для расчета коэффициента по узнаваемости географических объектов на территории (характеризующих не только наследие) рекомендуется использовать одно из самых полных энциклопедических изданий страны или региона. Каждая энциклопедическая статья оценивается в 5 баллов, упоминание о ней - 1 балл. Если об объекте было упомянуто на нескольких территориях (до пяти), за каждое упоминание добавляется пропорциональная доля баллов. Затем итоговое число баллов учитывается при определении поправочного коэффициента.

Расчет уровня развития туристской инфраструктуры производится суммированием двух чисел: отношение числа коллективных объектов размещения (гостиниц, санаториев, санаториев-профилакториев) к тысяче человек местных жителей и отношение числа предприятий питания к десяти тысячам человек местного населения. Итоговый результат представляет собой не количество баллов, а долю каждой конкретной территории в природном, историко-культурном и социально-экономическом компонентах потенциала.

СЛАЙД 17

Методика количественной оценки рекреационного потенциала туристских центров России разработанная А.И. Зориным.Для отбора объектов оценивания А.И. Зориным был проведен полный контент-анализ статей из основных интерактивных энциклопедий, справочников и словарей.

Контент-анализ – наукометрическое исследование содержания текста (Пэнто, Гравитц, 1972). Применяется в социологии, психологии, психиатрии, политологии, этнографии, литературоведении, географии для анализа содержания текста средств массовой информации (газет, радио, телевидения), литературных произведений, лекций, писем, служебных документов, интервью и т. п.

При отборе объектов использовалась количественная версия контент-анализа, основанная на анализе частотности встречаемых в тексте упоминаний туристских центров, что позволяет решать многие задачи параметризации.

Логическая модель контент-анализа выделяет три элемента: категориальную модель предмета анализа; систему единиц анализа; меры измерения. В нашем случае категориальная модель предмета контент-анализа позволила рассмотреть туристские центры как категории статей интерактивных энциклопедий. Соответственно система единиц контент-анализа– совокупность объектов культурного и природного наследия, о которых упоминается в статьях, посвященных туризму. Мера измерения– вероятность встречи объекта во всех интерактивных энциклопедиях.

В качестве рабочей модели была выдвинута гипотеза, что число туристских центров, которые должны войти в справочник «Туристские центры Российской Федерации», должно соответствовать объему информации о них, содержащейся в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (4 CD, 1998) – наиболее детальной к настоящему времени и комплексной интерактивной энциклопедии, в которой представлена информация об объектах природного и культурного наследия Российской Федерации, составляющих основу ее рекреационного потенциала. Всего в ней было выявлено 5917 статей о туристских центрах Российской Федерации. В свою очередь, эти статьи содержат информацию о 48625 объектах культурного и природного наследия.

Полученные количественные данные позволяют провести детальный региональный и функциональный анализы, но в данном издании важнее раскрыть суть процедуры оценивания.

В разных энциклопедиях детальность информации о туристских и рекреационных объектах на территории Российской Федерации весьма различна. С одной стороны, это можно воспринимать как недостаток. Но с другой – как определенный знак, свидетельствующий об уровне информированности читателей и пользователей данных энциклопедий о туристском и рекреационном потенциале России. Иначе говоря, используя интерактивную информацию при разработке справочника о туристских центрах, мы в полной мере можем реализовать правило генерализации географической информациив зависимости от масштаба исследования. Это методологическое правило позволило разработать простую и эффективную методику оценки значимоституристских центров, объектов и местностей:

· Всякое упоминание в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» какого-либо объекта, имеющего туристскую и рекреационную ценность, оценивается в один балл.

· Если объект упоминается еще раз хотя бы в одной из отечественных интерактивных энциклопедий, то он получает десять баллов.

· Если объект упоминается во всех отечественных интерактивных энциклопедиях, то он получает сто баллов.

· Если объект упоминается в одной из иностранных интерактивных энциклопедий, то он получает тысячу баллов.

· Если объект упоминается в нескольких иностранных интерактивных энциклопедиях, то он получает десять тысяч баллов.

Баллы присваиваются каждому объекту, выделенному в тексте, и могут суммироваться в масштабе туристского центра, области, страны. Вся информация представляется в виде таблицы, в которой суммируются значения по каждому из субъектов Российской Федерации.

СЛАЙД 18

Для получения количественных значений рекреационного потенциала используется иерархическая шкала оценок (табл. 2), которая позволяет фиксировать и соотносить между собой значения рекреационных потенциалов не только объектов, но и местностей. В основу шкалы положен иерархический принцип, согласно которому вышестоящий таксон (например, экскурсионный центр) вбирает в себя все объекты нижестоящего таксона.

Таблица 2. - Шкала оценки рекреационного потенциала территории

Анализ комплексных методик оценкитуристско-рекреационного потенциала территорий - student2.ru

Опытным путем была проведена Статистическая типология туристских центров(по методике А.И. Зорина)

Для статистического обоснования типологии туристских центров, упрощения и ускорения работы с туристской информацией с помощью статистических процедур была проанализирована база данных туристских центров РФ.

В статистическом исследовании применялись: MicrosoftExcel – обработка базы данных, классификация, построение графиков и таблиц; Statistica 5.0 – обработка конечных данных, факторный, корреляционный анализы, вывод графических данных.

Результаты исследования:

1. При статистическом анализе исходной базы данных выявлен общий туристский фактор, которому подвержены все 17 первичных типов туристских центров;

2. Идентифицированы четыре первичных уникальных типа, которые могут быть интерпретированы как аксиологический, природный, оздоровительный, горный факторы.

Выявленные статистические закономерности позволяют провести типизацию районов по перечисленным факторам, а также генерализовать исходную базу данных туристских центров России для удобства чтения и понимания.

Статистический анализ позволил обнаружить латентные (скрытые) связи между различными переменными, обеспечивающие их развитие, и свести большое разнообразие типов туристских центров к нескольким независимым типам, достаточно полно описывающим всю генеральную совокупность туристских центров. Факторный анализбазы данных туристских центров Российской Федерации, в которой мы первоначально выделяли 17 типов туристских центров, позволил выявить 4 генерализованных типа-фактора туристских центров.

Аксиологический тип-фактор объединяет большую группу туристских центров, посещение которых связанно с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов. По выявленному фактору предлагается называть интегрируемые им турцентры аксиологическими туристскими центрами.

Следующую группу туристских центров объединяют и формируют природные ценности, включающие наиболее привлекательные акватории, охотничье-рыболовные ресурсы, национальные парки и заповедные территории, естественные ландшафты, в которых проходят маршруты самодеятельного и экологического туризма. Сюда же включены уникальные экзотические территории. Этот тип-фактор формирует туристские центры экологического типа.

Третий тип-фактор объединяет туристские центры, ориентирующиеся на оздоровительные ресурсы, и выделяет районы уже освоенных рекреационно-туристских инфраструктур, сложившихся туристских и курортных местностей. Обобщая фактические характеристики и факторный вес, следует интерпретировать данный фактор как оздоровительный, а туристские центры, формирующиеся под его воздействием, именовать туристскими центрами рекреационного типа.Особо благоприятны для рекреационных туристских центров приморские ландшафты.

Переменные, объединяющиеся в четвертый фактор,формируют статистическую целостность, которую можно назвать «вертикальным миром».Это зона интенсивной и экстремальной рекреации, объединяющая туристские центры горного типа. В этом мире большое значение имеет компактное сочетание самых противоречивых ресурсов (на площади в 50–100 км можно наблюдать арктические льды, тропические леса, долины и пустыни).

Проведенное статистическое исследование подтверждает гипотезу о том, что туристские потоки вызваны не самим фактом наличия рекреационных ресурсов, а информированностью о них.

Проведенная интерпретация факторного анализа позволяет предложить туроператорам необходимую и достаточно исчерпывающую информацию о типологии туристских центров Российской Федерации (потеря исходной информации составляет всего 19 %), которая поможет эффективно решать задачи рекреационного проектирования туристских программ и маршрутов.

СЛАЙД 19

СЛАЙД 20

Каждый их таких слоев цифровой карты определенного района должен описывать тематическую группу данных, влияющую на рекреационную привлекательность района. Карта включала слои объектов:

- природно-географических и природно-антропогенных;

- культурно-исторических;

- социально-экономической инфраструктуры.

Методика представления картографических данных этих слоев и соответствующих им описательных характеристик рекреа

Наши рекомендации