Номинальная шкала (Р. Ликерт), порядковая шкала (Л. Гуттман), интервальная шкала (Л. Тёрстоун), пропорциональная шкала (Г. Раш)

Шкалирование – процедура объединения ряда относительно узких показателей в единую суммарную меру, которая принимается за отображение более широкого основного понятия, частью которого является каждый отдельный признак.

Шкала – ряд показателей, которые можно упорядочить таким образом, чтобы экспериментальные случаи оказались расположенными в порядке, соответствующем степени выраженности в них измеряемого понятия.

При шкалировании исследователь сталкивается с двумя основными проблемами: валидности (обоснования) и надежности. Проблема валидности определяется критериями соответствия каждого из элементов описываемому явлению и тем, описывают ли все выбранные элементы в совокупности явление достаточно полно. Проблема надежности обусловлена тем, что расположение элементов в шкале должно быть последовательно, рассортировано в соответствии с неким выбранным стандартом.

1. Номинальная шкала Р. Ликерта

Простейшая шкала и наименее удовлетворительная. Нацелена на выявление оценочных суждений и их градации, удовлетворения или неудовлетворения чем-либо.

А) Каждому респонденту предъявляется некоторая серия утверждений (пунктов), требующих от него оценочных суждений.

В) затем каждому из ответов присваивается числовая оценка [5-1] (e.g. «5» - полностью согласен; «1» - полностью не согласен; «3» - не имею мнения)

С) складываются все оценки и полученное число делится на количество вопросов.

Полученный коэффициент будет характеризовать степень присутствия у респондента исследуемого признака.

Минусы: 1) не дает представления о взаимодействии между признаками описываемого явления (т.е. недостаток надежности); 2) не устанавливает равных фиксированных интервалов между степенями в ответах, поэтому применение метода подсчета путем усреднения – это не выход, гораздо более уместно будет применять метод медианы.

2. Порядковая шкала Л. Гутмана

Эта методика исходит из допущения, что некоторые типы поведения (и отношений) связаны друг с другом так, что следование одним из них достигается с большим трудом, чем следование другим, т.е. для того, чтобы оказаться в определенной ситуации, необходимо совершить ряд неизбежных шагов. Например, для того, чтобы согласиться с утверждением «Я бы не возражал, если бы моя дочь предложила мне печененку», нужно предварительно согласиться с утверждениями «Я не против того, чтобы в нашем доме находилась печененка» и «Я не возражаю против существования печененок».

А) респондентов просят ответить, согласны они или нет с каждым пунктом (утверждением) из некоторой серии.

В) тому ответу, который в большей степени отражает измеряемое свойство (например, предубежденность), приписывается знак “+”, а альтернативным ответам – знак “–”.

С) ответы заносятся в таблицу и анализируются.

Основное допущение заключается в том, что число плюсов должно уменьшаться по мере возрастания трудности следования определенному типу поведения / отношения (или по мере возрастания его экстремальности).

Шкалирование по Гуттману обеспечивает не только адекватный способ вычисления степени признака, характерной для данного респондента, но и прежде всего способ оценки степени соответствия определенного набора компонентов допущению об их упорядочиваемости.

3. Интервальная шкала Л. Терстоуна

При использовании этой шкалы исследователь предлагает респондентам самим определить критерии оценки, на основе которых будут сформулированы вопросы. Такой подход позволяет получить, возможно, менее сравнимые, но зато более значимые данные. Метод состоит в том, что отдельным представителям изучаемой совокупности (группы населения) предоставляется возможность фактически самим участвовать в разработке тех шкал, которые в дальнейшем будут использованы для измерения определенных свойств данной совокупности (группы) в целом.

А) исследователь отбирает большое количество утверждений (от 50 до 100), отражающих самые различные отношения к некоторому объекту;

В) производится выборка т.н. «арбитров». По 11-балльной шкале (11 – «крайне одобрительно», 1 – «крайне неодобрительно») они распределяют предлагаемые им утверждения.

С) каждому утверждению приписывается определенная обобщенная оценка шкалы, указывающая на его относительное положение на шкале; при этом, чем более “одобрительным” видится арбитрам некоторое утверждение, тем выше его оценка.

D) этап интервьюирования. Респондента из обследуемой выборки просят сказать, с какими из предъявленных пунктов (утверждений) он согласен или – в альтернативном порядке – какие пункты (но не более двух-трех) наиболее близки к его мнению о рассматриваемом объекте (в нашем случае – о студентах). Затем для установленных таким образом пунктов определяется медианное значение6, каковое и приписывается данному респонденту в качестве его оценки шкалы, т. е. в качестве обобщения его взглядов на объект.

Используется для выявления отношения респондентов к какому-либо социальному явлению или политическому решению.

4. Пропорциональная шкала Г. Раша

Идеальная и абсолютная метрическая шкала, напоминающая шкалу равных интервалов Терстоуна, но с одним преимуществом: отсчет в этой шкале начинается не с произвольной точки, а с экспери­ментально установленного нулевого пункта. Подобные шкалы приняты в точных науках, где нулевой пункт экспериментально зафиксирован. В социологии шкалы такого рода имеют весьма ог­раниченное применение. Ими пользуются для измере­ния протяженностей во времени и пространстве, для от­счета натуральных единиц (денежных единиц, продук­тов деятельности, поступков). Во всех этих случаях ну­левой пункт четко фиксируется. Что касается измерения качественных свойств соци­альных явлений, поиск нулевого пункта как точки от­счета заведомо обречен на неудачу. Как правило, соци­альные процессы и характеристики варьируют от ситуа­ции к ситуации столь сильно, что нулевой пункт может быть установлен только как среднестатистическая вели­чина в большой массе событий.

Часто используется в сочетании со шкалой Лайкерта.


Наши рекомендации