Высший класс (техническое мастерство)
Спортивный класс дополняет программу обучения для горнолыжников, владеющих основными приемами спусков по сложному рельефу и при разном состоянии снежного покрова в рамках программы третьего класса. На этой стадии обучения предусмотрена возможность целенаправленного совершенствования в свободном катании по горнолыжным трассам (улучшение "техничности" стиля); в спусках по глубокому снегу, на бугристом рельефе, по крутым склонам (ски-экстрем); в лыжной акробатике и фигурном катании; наконец, в отдельных видах горнолыжного спорта: слаломе, слаломе-гиганте, скоростном спуске.
Построение учебного процесса и организация тренировок в каждом из перечисленных направлений требуют высокого уровня специальной подготовки тренера-педагога, глубокого знания предмета. На этом этапе тренеры чаще всего специализируются в одном или нескольких видах горнолыжного катания. И в каждом случае работа строится по специальной программе тренировочного сбора. Ниже даются методические рекомендации по организации учебных занятий и соревнований по горнолыжному спорту в рамках 15-дневного курса.
Учебную и тренировочную работу проводит инструктор (тренер), имеющий не ниже I разряда по одному из видов горнолыжного спорта и большой опыт участия в соревнованиях. Он должен быть в курсе технических новинок, находить эффективные методы обучения, уметь правильно демонстрировать приемы спортивной техники.
Занятия строятся по-разному: используется не только учебно-тренировочная работа на трассах, но и всевозможные формы групповых и индивидуальных свободных спусков по большим и малым трассам, на сложном и простом рельефе, в глубоком снегу и леденистых склонах. Увеличивается скорость поворотов. Тренировки становятся более интенсивными, возрастает общая нагрузка на организм.
Участники спортивного класса вовсе не являются действующими спортсменами. Их занятия горными лыжами носят скорей эпизодический характер: в выходные дни, в свободное от работы время или во время тренировочных сборов и выездов в отпуск на туристские базы. По опыту работы туристских центров их можно условно разделить на две группы, отличающиеся по возрасту и ряду других признаков, а также по целям, которые они ставят перед собой.
В первую группу входят более одаренные горнолыжники, обычно из числа молодых, быстро овладевшие основами техники во втором и третьем классах. Обычно они стремятся повысить свой технический уровень и добиться определенных результатов в спорте. Чаще их привлекают все виды горнолыжного спорта: слалом, слалом-гигант и даже скоростной спуск.
Ко второй группе относят горнолыжников старшего возраста. Среди них много женщин. Обычно это влюбленные в горные лыжи туристы, которые благодаря своей целеустремленности и настойчивости за много лет одолели программу трех классов, уверенно чувствуют себя на склонах, надежно проходят на соревнованиях туристов слаломные дистанции. Однако в отличие от первой категории лыжников их прогресс в спорте незначителен, и их собственные цели более скромные.
Разумеется, для этих двух категорий тренировка должна строиться по-разному. Психологический фактор ставится решающим при планировании занятий. Можно сказать, что организация каждой тренировки становится особенным, конкретным и нестандартным делом. Особую роль играет индивидуальный подход, без которого немыслимо движение вперед на этом этапе технического совершенствования. В спортивном классе инструктор просто обязан хорошо знать каждого своего подопечного, его техническую и физическую подготовленность, психологические качества, с тем чтобы правильно организовать его занятия. К сожалению, у инструктора мало времени для проведения такого анализа, и он постепенно вносит поправки и дополнения в учебно-тренировочный процесс.
Ниже приводится примерный календарный план занятий в расчете на 15-дневную смену (тренировочный сбор) для хорошо подготовленных горнолыжников по программе трех видов горнолыжного спорта (табл. 4).
Во время первых двух-трех тренировочных дней инструктор получает достаточную информацию о своих учениках, для того чтобы правильно построить дальнейший учебно-тренировочный процесс с учетом их способностей, и в первую очередь в целях обеспечения безопасности. Так, для слабо подготовленных, осторожных лыжников намеченные тренировки по скоростному спуску следует заменить слаломом или свободными спусками по трассам и вне трасс (по целинному снегу) под руководством другого тренера или одного из участников группы, пользующегося авторитетом и желающего стать инструктором. Возможны и другие изменения в тренировках. В частности, если условия не позволяют, может быть откорректирована и сокращена тренировка по слалому-гиганту.
Спортивная подготовка должна проводиться на тщательно подготовленных склонах. При необходимости нужно организовать коллективные утрамбовывания снега, поливку склонов водой для образования жесткого, леденистого покрова. Для отработки навыков скольжения, равновесия, техники поворотов вне трасс используют разнообразные условия рельефа и снега. Особенно полезны спуски по бугристым трассам с нацеливанием
участников на быстроту преодоления склонов и удлинение дистанции (увеличение интенсивности и объемов тренировочных нагрузок).
Таблица 4
Примерный календарный план занятий спортивного класса
День пребывания на турбазе | Тема занятий | Количество часов | Ответственный за проведение |
1-ый | Заезд, медосмотр, размещение, регистрация, вступительная беседа. Получение и подготовка горнолыжного инвентаря. | Дежурный и ст. инструкторы | |
2-й | Разбивка по группам. Повороты на параллельных лыжах. Короткие повороты. Шаг-поворот. Коньковый поворот Беседа “Горнолыжный инвентарь, его подгонка, хранение и подготовка”. | Ст. инструктор Инструктор Ст. инструктор | |
3-й | Техника слалома. Прохождение горизонтальных и вертикальных ворот, "змейки*, "шпильки". Переступания, коньковые упражнения, коньковый поворот. Беседа "Правила поведения лыжника на склоне. Правила пользования подъемниками". | Инструктор Инструктор Ст. инструктор | |
4-й | Слалом. Прохождение комбинации фигур на пологом и средних склонах. Техника старта. Повороты на крутых склонах. Запоминание трассы. Тактика слалома. Беседа "Опасности зимних гор. Правила безопасности. Предупреждение несчастных случаев и травматизма. Оказание первой доврачебной помощи". | Инструктор Ст. инструктор | |
5-й | Техника скоростного спуска. Прямые и косые спуски. Соскальзывание. Преодоление бугров, спадов и ям на большой скорости. Сопряженные повороты большого радиуса. Беседа "Методика обучения и тренировки горнолыжника". Демонстрация учебного кинофильма. | Ст. инструктор Ст. инструктор | |
6-й | Скоростной спуск. Соскальзывание торможение. Преодоление рельефа на большой скорости. Прыжки на лыжах. Опережающий подскок. Повороты скоростного спуска. | Ст. инструктор | |
7-й | Скоростной спуск. Преодоление фрагментов трасс скоростного спуска. Беседа “Спортивная подготовка горнолыжника”. | Ст. инструктор Ст. инструктор | |
8-й | День отдыха. | ||
9-й | Техника слалома-гиганта. Повороты в узком ведении лыж на пологих и средних склонах. Беседа "Современный горнолыжный спорт". Демонстрация кинофильма | Инструктор Ст. инструктор | |
10-й | Слалом-гигант. Шаг-поворот. Параллельный жим. Повороты на средних и крутых склонах. Свободные спуски. | Инструктор | |
11-й | Слалом-гигант. Прохождение участков трасс слалома-гиганта на пересеченном рельефе. Свободные спуски. | c | |
12-й | Состязания по слалому-гиганту. Беседа “Слалом. Тренировка слаломиста. Соревнования по слалому". Подведение итогов соревнований. Репетиция снежного карнавала. | Ст. инструктор Ст. инструктор | |
13-й | Слалом. Резаное скольжение. Коньковый поворот. Повороты на изрытых трассах. Фрагменты трасс слалома. Снежный карнавал. | Инструктор Ст. инструктор | |
14-й | Тренировка по слалому. Тактика про хождения дистанции. Стратегия двух попыток. | Инструктор | |
15-й | Состязания по слалому. Заключительное собрание смены. Подведение итогов смены, результатов соревнований. | Главный судья Директор |
Наибольший эффект приносит организация двухразовых ежедневных тренировок (3 ч. утром и 2 ч. после обеда). Утреннее занятие обычно начинают с 10 - 15-минутных разогревающих упражнений (на растягивание и гибкость) и свободных разминочных спусков. Инструктор устанавливает трассу, отдельные слаломные фигуры из нескольких ворот при помощи своих учеников, которые по ходу знакомятся с этой важной работой и изучают тактику преодоления трасс. Правильное прохождение фигур демонстрирует инструктор, после чего он расположившись в наиболее удобном для просмотра всей трассы и неподалеку от финиша месте, дает указания своим подопечным, выполнившим тренировочный спуск. Ученики поднимаются вдоль трассы на лыжах, для того чтобы оценить ситуацию, учесть рекомендации тренера, уточнить тактику спуска и принять правильное решение. Желательно закончить тренировку свободным групповым спуском на большой скорости отлогими накатистыми дугами ("закатать" тренировку).
Во второй половине дня работа над техникой занимает значительно меньше времени. Практикуются прохождение полных слаломных трасс на средней (для отработки тактических вариантов) и околопредельной скорости; спуски по разнообразному рельефу, по глубокому снегу; групповые спуски вслед за инструктором. Ниже приводится примерное содержание тренировок в спортивном классе.
Второй день занятий. Рекомендуется тщательно отобрать учеников в спортивный класс (во время разбивки по группам). Горнолыжники, не предрасположенные к спорту или ограниченные в своих возможностях, получат больше пользы и удовольствия, если будут совершенствовать свою технику в группе третьего класса.
Спортивная группа под руководством инструктора повторяет в свободных спусках основные приемы третьего класса, необходимые для формирования технического фундамента прохождения слалома и слалома-гиганта. Особое внимание уделяют отработке шага-поворота, специальных коньковых упражнений и собственно конькового поворота. Инструктор присматривается к своим ученикам, чтобы оценить их возможности и правильно установить задачи, средства и методы тренировок.
Третий день. Рекомендуется начинать с простых, как говорят, накатистых трасс (на 10 - 15 ворот) типа полугиганта на некрутых склонах. Ставится задача катить легко, свободно на узких параллельных лыжах в конце дистанции увеличивать скорость. Лыжник должен чувствовать себя уверенно на трассах, не бояться их. Для этого трассы сначала должны быть легкими. Тренируются в прохождении горизонтальных вплотную к флагу (прием убирания плеча). В вертикальных воротах, особенно на крутых склонах, для более надежного входа в поворот используют упор верхней лыжей (это облегчает убирание плеча).
"Шпильки" преодолевают двумя способами: 1) вход в поворот с закантовкой и выталкиванием задников лыж наружу (толчковая техника); 2) контролируемый вход из
пора верхней лыжей с последующим выталкиванием задников, как в предыдущем случае.
Прохождение "змеек" начинают из широко расставленных ворот (анфилады) на пологих склонах. Затем, чтобы отработать ритм быстрых закантовок, ставят более частые "змейки" и переходят на склоны средней крутизны. Постепенно увеличивают количество ворот (с 3 до 10-12).
Четвертый день. Отрабатывают технику быстрого старта, мощного отталкивания палками, глубокого дыхания. Такой старт очень важен с точки зрения выработки атакующего стиля соревнующегося. Изучают технику высокого захода в ворота, в том числе переступания к склону. Осваивают коньковые повороты в широких горизонтальных воротах, в разных комбинациях. Совершенствуют резаное и плоское ведение лыж в "змейках" на склонах средней крутизны, тормозящие повороты в "змейках" на крутых склонах. В разнесенных (смещенных по горизонтали) "змейках" отрабатывают коньковые переходы от фигуры к другой. Изучают способы запоминания трасс и тактические варианты их преодоления.
Пятый-шестой-седьмой дни. Работа над техникой скоростного спуска требует особого внимания к выбору и подготовке трасс. Полотно тренировочной трассы должно быть ровным, без кочек и выбоин, которые на большой скорости могут быть опасными. Участки тренировочных трасс нужно освободить от случайных лыжников и туристов. Организуют и проводят тренировки сколько инструкторов под руководством старшего инструктора, который прежде всего несет ответственность за обеспечение безопасности.
Сначала необходимо привыкнуть к большой скорости на прямых и косых спусках. Следующими задачами будут: научиться сбрасывать пятки и переходить в коcое (боковое) соскальзывание на большой скорости основной способ торможения; овладеть приемами амортизации ногами незначительных неровностей рельефа, а также преодоления бугров, спадов и ям на большой скорости; изучить технику опережающего подскока; тренировать прыжки, полет и мягкое приземление; освоить независимую работу ног на спуске, в высокой и низкой стойке "яйцо"; отрабатывать повороты большого радиуса, повороты на выпуклых склонах (под снос), добиваться в поворотах независимой работы ног (устойчивость при рикошетировании лыж) и преимущественной загрузки внешней лыжи.
К участию в соревнованиях по скоростному спуску (даже на упрощенных трассах) могут допускаться только те, кто прошел продолжительную подготовку и уверенно владеет лыжами на высокой скорости. В условиях туристских центров и баз не рекомендуется организовывать состязания в этом виде спорта.
Девятый-десятый дни. Учитывая, что на эти дни приходится первая волна акклиматизации, тренировочные занятия по слалому-гиганту следует проводить в спокойном темпе, с паузами для отдыха, посвящая их главным образом отработке отдельных технических элементов.
Два основных типа поворота используются в слаломе-гиганте: поворот на параллельных лыжах и поворот с параллельным жимом (усовершенствованный шаг-поворот). В поворотах лыжник сохраняет открытую (лицом к лыжам) стойку с широким положением рук, играющих роль своеобразных балансиров. Основное внимание к технике скольжения: отрабатывают широкое ведение лыж, независимые действия ног (обработка неровностей микрорельефа, перенос опоры с внутренней к повороту лыжи на внешнюю и ведение лыж по плавной дуге с минимальным проскальзыванием). В эти дни организуют групповые спуски на пологих и средних ровных склонах. Отдельные фрагменты трасс слалома-гиганта ставятся лишь на коротких участках (200 — 400 м). Основной акцент тренировки — на техничность исполнения поворотов, мягкость, пластичность движений, оптимальное скольжение в дугах.
Одиннадцатый-двенадцатый дни. Посвящены подготовке и проведению соревнований по слалому-гиганту. В тренировке отрабатывают приемы прохождения закрытых ворот, участков изрытых трасс, крутых склонов. Совершенствуют технику основного поворота слалома-гиганта с жимовым переносом загрузки с внутренней на внешнюю лыжу. Внимание обращают прежде всего на мягкость, пластичность движений.
Много времени и труда потребует подготовка трасс для соревнований. Необходимо особенно хорошо уплотнить снежный покров. Эта работа, равно как и постановка трассы, должна быть проделана в канун соревнований. Хорошо известно, что организация этого вида соревнований наиболее трудоемка. Поэтому, если организаторам не хватает сил и времени, лучше провести состязания на укороченной дистанции, чем отменить. К подготовке соревнований следует привлекать обучающихся в спортивном классе и других отдыхающих туристов-горнолыжников.
В последние дни смены (сбора) снова обращаются к слалому как наиболее доступному виду спорта для любителей-горнолыжников. После тренировок в скоростном спуске и слаломе-гиганте ученики чувствуют качественный сдвиг: во-первых, явно улучшилось скольжение лыж в поворотах, они более чутко управляют ими в любых ситуациях, во-вторых, и это главное, они шагнули на более высокий уровень скорости. Тренировочная работа направлена в большей мере на отработку технических элементов преодоления фигур слалома в сложных рельефных и снежных условиях: на крутых склонах, на буграх и ямах, на леденистых участках. Совершенствуется техника конькового поворота — основного приема слалома. Осваивается техника прохождения изрытых трасс (применение авальмана). Улучшается техника резаного скольжения.
Навыки закрепляют при преодолении больших учебных и тренировочных трасс. На занятиях делают прикидки с фиксацией времени спуска, имитируются соревнования. Ученики добиваются правильного запоминания трассы, выбирают тактические варианты ее прохождения (траектория поворотов, технические приемы), учатся вести борьбу со своими соперниками на параллельных трассах.
Состязания на 15-й день являются торжественным финалом туристской смены (спортивного сбора), который вместе со снежным карнавалом и концертом художественной самодеятельности празднично венчает отдых.
Снежный карнавал.Праздничное представление на снегу (обычно его называют снежным карнавалом) по праву является центральным событием каждой смены. Необычный костюмированный спектакль на лыжах, забавные спуски, прыжки и перевороты, вращения в вальсе, шуточные эстафеты, конкурсные испытания — все это делает праздник привлекательным, радостным как для участников, так и для зрителей. Велика воспитательная и организующая роль карнавала. Подготовка к нему способствует объединению и сплочению приехавших из разных мест горнолыжников.
Проведение театрального представления на снегу требует большой выдумки и тщательной подготовки которую начинают буквально с первого дня туристской смены. Из числа отдыхающих и инструкторов избирается оргкомитет карнавала. В первую очередь разрабатывают сценарий. Поручить это лучше тем, кто знаком с такого рода работой, например, в художественной самодеятельности.
Первый вариант сценария должен быть готов уже через два-три дня. Это позволит сразу определить ответственных организаторов, основные номера программы и главных исполнителей, создаст почву для широкой творческой инициативы.
Сценарий составляется так, чтобы в сольных и групповых номерах участвовала каждая группа во главе с инструктором.
Оргкомитет собирается ежедневно. Постепенно дорабатывается сценарий, обсуждаются и готовятся костюмы. Решаются вопросы материально-технического обеспечения, продумывается процедура награждения призами, проходят репетиции.
Что касается карнавальных костюмов, то позаботиться о них горнолыжникам следует заранее, а лучше взять с собой из дому. Старший инструктор туристской базы принимает меры для тщательной сохранности реквизита, необходимого для проведения снежного карнавала. На базе следует также сохранять сценарии проведенных праздников. Набор вариантов сценариев облегчает составление программы праздника.
В сценарный план карнавала могут входить театрализованные представления, карнавальные костюмированные шествия-спуски, розыгрыши и клоунада на лыжах, исполнение частушек, песен и стихов, шуточные эстафеты, синхронные и групповые спуски, непродолжительные состязания (на лыжах и без лыж), спортивные и иные конкурсы, параллельный слалом, трюковые прыжки, элементы лыжной акробатики и фигурного катания на лыжах и другие номера.
Особую роль в организации карнавала играет звуковое и музыкальное оформление, трансляция которого должна быть обеспечена мощной радиоаппаратурой. Ведущий комментирует происходящее, информирует о мероприятиях, шутит, то есть держит нити управления в своих руках. Продолжительность снежного карнавала 1,5 — 2 ч, не более. Нужно сделать так, чтобы избежать затянутостей, длительных пауз, которые портят впечатление. При включении в праздник соревнований при хорошей погоде, время на карнавал можно увеличить до 3 ч.
Подготовка мест соревнований. Эта работа включает в себя следующие мероприятия.
· Рациональный выбор склонов для трассы (соблюдение технических норм; склоны должны быть свободны от овинной опасности, скал, деревьев, опор и т.п.).
· Проведение мер безопасности на склонах: удаление камней, кустарника; ограждение препятствий сетками, матами, щитами и другими средствами; добавление снега в места, где его не хватает.
· Подготовка склонов и утрамбовка снежного покрова ("глубинная" обработка снега, использование "снежного цемента", поливка водой и т.д.).
· Правильная постановка трасс с учетом технического уровня соревнующихся, рельефа, состояния снега, погоды.
· Своевременная обработка и заглаживание разбитых участков трасс, особенно на крутых склонах и на крутых виражах.
· Обеспечение врачебного контроля, транспортных средств для эвакуации травмированных, медицинских средств и препаратов по оказанию доврачебной помощи.
При прохождении слаломной дистанции на большой скорости давление, производимое лыжником в момент закантовки, может достигать больших величин, в 10 — 30 раз превосходящих давление на снег стоящего лыжника. В результате врезания лыж в снег на одном и том же месте виража и выскабливании снега образуются ямы, которые иногда достигают до 0,5 — 1 м глубины и становятся опасными, особенно если срезы ям острые.
Основное средство борьбы с ямами — тщательная подготовка и утрамбовка склонов. Укатка трассы снежными тракторами недостаточна ввиду того, что давление, производимое гусеницами, не более чем в 1,5 раза превосходит давление лыжами на снег. Наилучший способ — утрамбовка ногами. При шагании в ботинках давление увеличивается в 7 — 13 раз по сравнению с утаптываем лыжами.
Методика утрамбовки сводится к следующему. Вначале по всей ширине полотна трассы спускаются пешком (без лыж) две-три шеренги лыжников, поддерживая друг друга под руки. С каждым шагом необходимо пробивать снежный покров на всю глубину. Вслед за ними лыжники, спускаясь ступеньками, "рубят" лыжами снег, выравнивая пробитую ногами снежную поверхность. Затем две-три группы лыжников заглаживают трассу, используя боковое соскальзывание юзом. Заглаживание желательно проводить сразу после снегопада. В теплое время года ни в коем случае нельзя переносить эту работу на следующий день: за ночь снег может смерзнуться, и разбить его будет почти невозможно.
Снежный цемент примешивают после прорубки трассы ботинками, подсыпая его перед заглаживанием и после него. Цемент добавляют в места наиболее вероятного образования ям: у внутренних флагов ворот, в местах закантовки и особенно у крутых виражей на крутых склонах.
Во время соревнований судейская коллегия тщательно следит за трассой, время от времени приостанавливая состязания для заглаживания трассы (обычно это делают через 15 — 30 человек). Каждый судья-контролер на своем участке должен своевременно принимать меры по обеспечению безопасности: срубать снежные брустверы, закапывать ямы, менять сломанные древки. В случае если участок опасен, судья обязан сразу же сообщить об этом организаторам и добиться прекращения соревнований до устранения опасности.
Образующиеся на виражах ямы устраняют за счет снятия внешнего бруствера канавы. Для этого судья юзом сверху соскабливает снег, скатываясь боком вниз 2 — 3 раза и выталкивая лыжами снег вниз — наружу виража. Если бруствер жесткий, обледеневший, то сначала его надо разбить лыжами, поднимаясь снизу вверх лесенкой. Затем снег заглаживают соскальзыванием — юзом сверху. В крайних случаях можно использовать лопату. Особенно опасны заструги, образующиеся в результате пробивания снежной корки. Чтобы устранить возможность зацепления лыжей о заструг, следует прорубить корку и отгрести снег достаточно далеко от виража.
От того, как поставлена трасса, во многом зависит успех соревнований и прежде всего их безопасность. Постановщик трассы должен учитывать количество участников, их квалификацию, состояние снега, рельеф, крутизну и длину дистанции. Нельзя ставить трассы, рассчитывая только на сильных участников, равно как нельзя подстраиваться под слабых.
Расположение ворот не должно обязывать резко тормозить, если это не предусмотрено сменой ритма трассы (что используется на трассе не столь часто). Кроме того, асса не должна вызывать чрезмерное увеличение скорости, вынуждающее лыжника затем резко тормозить. Спуск по трассе должен быть плавным, а переход от большой скорости к меньшей — постепенным. Необходимо учитывать, что скорость соответствует кривизне поворота. Поэтому, чем меньше радиус виража, чем круче склон, тем меньше трудностей должен представлять рельеф. Нельзя ставить сложные комбинации фигур в начале и в конце трассы. Финишные ворота располагают так, чтобы участник точно попадал в их середину. Следует избегать монотонности следования фигур на трассе.
В качестве древков используют высокие (2—2,3 м) и гибкие прутья диаметром 2,5—3,5 см, освобожденные от сучьев, зазубрин и затупленные сверху. Желательно применять специальные падающие шарнирные пластмассовые древки. Запрещаются древки из косо заструганных палок, брусков, а также из бамбука.
Оптимальный вариант трассы имеет довольно простой начальный участок разгона со старта на склоне средней крутизны (15 — 20°), затем после небольшого выполаживания - крутой участок (25 — 35°) с переходом в пологий (10 — 15°). Далее снова склон средней крутизны и финишный участок на пологом рельефе. Выбор склонов и состояние снега зависят от уровня подготовленности соревнующихся. Для соревнований туристов следует избегать очень крутых леденистых склонов.
Трассу нельзя целиком прокладывать по вертикальному спаду склона — это опасно. Отдельные вертикальные фрагменты трасс чередуются с траверсами, на которых лыжник вынужденно теряет скорость. Косые переходы включают в трассу, когда соревнуются неопытные лыжники, а также при плохой погоде, тяжелом снеге (лед, глубокий снег) и сложном рельефе.
При жестком, леденистом насте надо избегать сложных вертикальных фигур типа "змейки", предпочитая расставленные фигуры с широкими заходами. На рыхлом снегу, где неизбежно образование глубоких ям, не допускать комбинаций частых и крутых поворотов. Прокладывать трассу надо таким образом, чтобы виражи были плавными, предпочтительно большого радиуса, а фигуры имели широкие заходы (горизонтальные ворота). Лыжники по своему усмотрению сделают либо короткие, либо широкие повороты. Это значит, что лыжники не будут идти один за другим по узкому снегу и, как следствие, не будут образовываться ямы. На мягком, рыхлом снегу для неопытных горнолыжников желательно ставить трассы из широких виражей типа полугиганта.
Требования по подготовке снежного покрова для синхронных спусков, снежных карнавалов не столь велики. Главное, нужно выбрать широкий и некрутой ровный склон с хорошо раскатанным снегом. Место выступления огораживают штакетником и веревками.
Специальные курсы
Обучение на коротких лыжах. Процесс обучения горнолыжной технике можно ускорить, если использовать на начальном этапе короткие лыжи. В течение пяти — семи первых дней занятий с новичками постепенно переходят от очень коротких лыж, длиной 100 — 135 см, к лыжам компакт, а затем к нормальным лыжам. Практика показала эффективность этой методики (получившей название эволютивной) для осторожных и слабо подготовленных новичков, желающих провести свой отпуск в горах на лыжах.
Кроме того, упражнения на коротких лыжах могут быть полезны для горнолыжников, уже владеющих основами техники спусков, в целях совершенствования отдельных приемов, таких, как годиль и поворот на бугристых трассах.
Затруднения в организации обучения связаны с возможностью обеспечить туристскую базу необходимым количеством лыж разной длины (100, 135 и 160 см) и своевременную их смену.
Начинающим лыжникам может быть рекомендован следующий курс на коротких лыжах.
Этап первый (длина лыж 135 см). Чтобы освоиться с лыжами, добиться устойчивого перемещения в простейших ситуациях на склонах, развить первые навыки скольжения, опоры на канты и поворотов юзом сначала выполняются движения без палок.
В дополнение к элементарным приемам подготовительного класса новичкам рекомендуются следующие упражнения.
На ровном месте:
коньковый ход, круговые переступания вправо и влево (давление на ребра лыж и отталкивание);
на небольшом бугорке разворот ступней (туловище неподвижно, руки на поясе);
тот же разворот на ровном месте с помощью сгибания-разгибания (руки в стороны);
развороты лыж ступнями в парах (лыжники стоят лицом друг к другу, держась руками).
На пологом склоне:
движение разворота ступней в параллельном ведении лыж (сгибания-разгибания, руки в стороны, короткие повороты),
подъем елочкой с опорой на внутренние концы лыж;
спуски короткими поворотами вдвоем, втроем вместе с инструктором, держась сбоку за руки.
На среднем склоне:
короткие повороты в "змейке" (7 - 8 слаломных древков, расставленных по линии ската на 3 — 4м друг от друга);
простейшие игры — спуски с использованием подъемника (например, "паровозик-гусеница"), держась руками за талию впереди стоящего лыжника, спуски гуськом и т.п.
Приобретя первые навыки равновесия скольжения и опор, лыжник может начать пользоваться лыжными палками, отрабатывая следующие упражнения.
На ровном месте:
классические элементарные движения подготовительного класса, добиваясь ритмичности их исполнения; развороты на месте с опорой на обе палки; коньковый ход; игры.
На пологом склоне:
в косом спуске, опершись на воткнутую в снег верхнюю палку, выталкивание задников лыж и соскальзывание;
после выталкивания задников опора на нижнюю палку — подскок с разворотом лыж вниз для возобновления косого спуска в прежнем направлении;
связывание двух предыдущих движений, соскальзывание вниз, прыжок-разворот в форме косого годиля;
короткие повороты с уколом внутренней палкой;
небольшой слалом по "змейке" из 9 — 10 древков на расстоянии 3 - 4 м друг от друга (частота поворотов постепенно увеличивается книзу).
На среднем склоне:
повороты переступанием к склону и от склона; упражнения и игры на более крутых склонах..
Этап второй (длина лыж 160 см). Как только ученик овладел координацией движений рук и ног, можно переходить на более длинные лыжи. Сначала необходимо повторить некоторые известные упражнения первого этапа. В дальнейшем отрабатывают упражнения и приемы первого класса, стараясь осваивать их сразу в законченных формах. Дополнительно можно посоветовать следующие упражнения.
На пологом склоне:
развороты лыж вместе со сгибаниями-разгибаниями и уколами палками;
быстрый разворот туловища — разворот лыж (опережающий нырок);
повороты переступанием от склона.
На среднем склоне:
повороты из упора (не настаивать, не добиваться совершенства движений);
короткие повороты с уколами палками и акцентированными сгибаниями-разгибаниями;
в прямом спуске серии подскоков с опорой на палки; соскальзывания-остановки с
закантовкой и опорой на нижнюю палку;
короткие трассы слалома из 10-15 древков с задачей небольшого отрыва внутренней лыжи от снега в дуге поворота (для развития навыков ведения дуги поворота, загрузки внешней лыжи и
независимой работы ног).
Методические указания. Упражнения на коротких лыжах проще в исполнении. Ученики чувствуют себя более уверенно, они более подвижны. Сокращаются ненужные простаивания на склоне. Работа группы становится менее опасной с точки зрения наездов и столкновений. Поэтому целесообразно приступать к одновременному исполнению упражнений несколькими учениками и даже всей группой сразу. Группы на коротких лыжах могут быть более многочисленными — ими легче управлять.
Навыки ритма — одно из основных качеств в горнолыжной техники — могут быть освоены на коротких лыжах быстрее. Чтобы развивать ритм движений, можно прибегать к музыкальному сопровождению, что, кстати, создает на склоне хорошее настроение.
Введение в занятия игровых упражнений (спуски гуськом, паровозиком; движение вместе, взявшись за руки, за плечи, за талию; коллективные спуски, преодоление слаломных трасс и т.п.) устанавливает дружеские отношения с инструктором и между участниками. Это, в конце концов, повышает тонус, настроение на занятиях, увеличивает работоспособность группы. Здесь более чем в других случаях инструктор берет на себя роль заводилы. Во время игр он только поправляет учеников, показывает им, как надо делать правильно, избегая каких-либо разъяснений.
Работа ступни при обычной ходьбе происходит как бы перекатом от пятки к носку. На горных лыжах эта функция исчезает из-за жесткого крепления ботинка. Зато ступня активно работает в поперечном плане в скольжении и кантовании. Это непривычная функция ступни горнолыжника быстрее развивается на коротких лыжах, что является дополнительным аргументом для внедрения в практику туристско-спортивных баз эволютивной методики группового обучения горнолыжников.
Не следует увлекаться катанием на коротких лыжах. Дело в том, то на лыжах нормальной длины, которые дают больше возможностей в спусках, скоростных маневрах и поворотах, которые, наконец, приносят больше удовольствия и радости, существенно изменяются нервно-мышечная координация, условно-рефлекторные связи. Поэтому нужно переходить на более длинные лыжи, как только упражнения и повороты на данном этапе начинают выполняться уверенно.
На лыжах длиной 100 см рекомендуется заниматься только один-два дня (самые начальные движения), на лыжах длиной 135 см — два-три дня и на лыжах длиной 160 см — тоже не более двух-трех дней. Размещение креплений на лыжах разной длины показано на рис. 53.
Ориентированное обучение. Настоящая программа предусматривает возможность индивидуального подхода в коллективном обучении при условии однородного комплектования групп. В табл. 5 предлагаются отдельные програмные курсы последовательного освоения приёмов в зависимости от физической подготовки учеников, а также дан специальный курс для детей и горнолыжников пожилого возраста.
Детский курс.
Предназначен для самых маленьких горнолыжников в возрасте 6-12 лет.
Курс для осторожных горнолыжников.
Рис. 53. Размещение креплений на лыжах разной длины