Страны-лидеры по международным туристским прибытиям в 2000 г
Таблица 13.3
№ п/п | Страна | Прибытия туристов, млн чел. | Доля в общем мировом объеме, % |
Франция | 74,5 | 10,7 | |
Испания | 53,6 | 7,7 | |
США | 52,7 | 7,6 | |
Италия | 41,2 | 5,9 | |
Китай | 31,2 | 4,5 | |
Великобритания Россия1 | 24,9 22,8 | 3,6 3,3 | |
Канада | 20,4 | 2,9 | |
Мексика | 20,0 | 2,8 | |
Германия | 18,9 | 2,7 | |
Итого по 10 странам | 360,2 | 51,7 |
_______________________________
1Данные ВТО не совпадают с данными Госкомитета по статистике российской Федерации.
По прогнозам ВТО в 2020 г. лидером мирового туризма по количеству туристских прибытий станет Китай (табл. 13.4), а по выезду туристов — Германия (табл. 13.5).
Страны-лидеры по международным туристским прибытиям в 2020 г.
Таблица 13.4
№ п/п | Страна | Прибытия туристов, млн чел. | Доля в общем мировом объеме, % |
Китай | 137,1 | 8,6 | |
США | 102,4 | 6,4 | |
Франция | 93,3 | 5,8 | |
Испания | 71,0 | 4,4 | |
Гонконг | 59,3 | 3,7 | |
Италия | 52,9 | 3,3 | |
Великобритания | 52,8 | 3,3 | |
Мексика | 48,9 | 3,1 | |
Россия | 47,1 | 2,9 | |
Чехия | 44,1 | 2,7 | |
Итого по 10 странам | 708,9 | 44,2 |
Страны-лидеры по выезду туристов в 2020 г.
Таблица 13.5
№ п/п | Страна | Выезды туристов, млн чел. | Доля в общем мировом объеме, % |
Германия | 163,5 | 10,2 | |
Япония | 141,5 | 8,8 | |
США | 123,3 | 7,7 | |
Китай | 100,0 | 6,2 | |
Великобритания | 96,1 | 6,0 | |
Франция | 37,6 | 2,3 | |
Нидерланды | 35,4 | 2,2 | |
Канада | 31,3 | 2,0 | |
Россия | 30,5 | 1,9 | |
Италия | 29,7 | 1,9 | |
Итого по 10 странам | 788,9 | 49,2 |
Наряду с туристскими потоками важнейшими характеристиками международного туризма являются туристские доходы и расходы- Они- представляют собой стоимостные оценки туризма, необходимые для изучения его влияния на национальную экономику, в частности платежный баланс страны.
В 2001 г. международные туристские расходы (без учета международного транспорта) составили 476,11 млрд дол. США. Большая их часть (более 248 млрд) приходится на Европу. Европейцы тратят на путешествия столько же, сколько туристы всех остальных регионов вместе взятые. На втором месте находится Америка, далее располагается Азиатско-Тихоокеанский регион.
Основные расходы на международный туризм, по данным ВТО, несет население индустриально развитых стран, главным образом США, Германии, Великобритании и Японии (табл. 13.6). На долю этих стран приходится около трети всех мировых туристских расходов. Кроме них заметную роль в формировании международных туристских расходов, их величины и структуры играют Франция, Италия и Китай.
Таблица 13.6
Страны-лидеры но расходам на международный туризм (без учета международного транспорта) в 2000 г.
Расходы, | Доля в общем мировом | ||
п/п | Страна | млрд дол. США | объеме, % |
США | 67,3 | 14,1 | |
Германия | 47,1 | 9,9 | |
Великобритания | 38,0 | 8,0 | |
Япония | 31,9 | 6,7 | |
Франция | 17,9 | 3,6 | |
Италия | 15,4 | 3,2 | |
Китай | 13,1 | 2,8 | |
Гонконг | 12,5 | 2,6 | |
Нидерланды | 12,2 | 2,5 | |
Канада | 12,1 | 2,5 | |
Итого по 10 странам | 267,5 | 55,9 |
Поступления от международного туризма концентрируются в группе развитых стран Северной Америки (США, Канаде) и Западной Европы (Франции, Великобритании, Германии), средиземноморских (Испании, Италии) и альпийских (Австрии' Швейцарии) государствах. На их долю приходится около половины мировых доходов от международного туризма.
Многолетним лидером в этом отношении являются США (табл. 13.7). По данным ВТО, в 2000 г. поступления от международного туризма в данной стране в 3,2 раза превышали их объем в Испании и Франции, занимающих в этой таблице следующие строчки. В ведущую десятку лидеров ворвался Китай, который с 25-го места в 1990 г. передвинулся на 7-е место в 2000 г. Из государств Центральной и Восточной Европы лучшие результаты демонстрируют Польша (6,1 млрд дол. США) и Чехия (3,6 млрд).
Таблица 13.7
Страны-лидеры по доходам от международного туризма (без учета поступлений от международного транспорта) в 2000 г.
№ п/п | Страна | Доходы, млрд дол. | Доля в общем мировом объеме, % |
США | 100,5 | 21,1 | |
Испания | 30,9 | 6,5 | |
Франция | 30,9 | 6,5 | |
Италия | 27,4 | 5,7 | |
Великобритания | 21,7 | 4,6 | |
Германия | 17,6 | 3,7 | |
Китай | 16,2 | 3,4 | |
Канада | 10,6 | 2,2 | |
Австрия | 10,0 | 2Д | |
Австралия | 8,4 | 1,8 | |
Итого по 10 странам | 274,2 | 57,6 |
Анализ стоимостных показателей доходности туризма свидетельствует о превращении его в одну из ведущих отраслей мирового хозяйства. В связи с этим большинство государств, понимая
огромную важность развития туризма в своих странах, выделяет солидные средства национальным туристским администрациям на продвижение национального туристского продукта. Лидером здесь является Израиль — более 200 млн дол. США ежегодно. США и Китай на эти цели выделяют по 70 млн дол. США.
Объем поступлений от международного туризма широко используется для оценки доходности туристского направления (дестиниции). Однако более информативными являются доход с одного прибытия и размер дохода от туризма, приходящийся на душу населения. Исследования, проведенные ВТО, свидетельствуют, что поступления от одного прибытия составляют в среднем 708 дол. США. При этом величина поступлений существенно варьируется по отдельным странам. Так, доход с общего прибытия ниже в государствах (Канада, Мексика), имеющих общую сухопутную границу со странами — поставщиками туристов (в данном случае США). Высокий уровень доходов с прибытия отмечен в странах, которые территориально удалены от крупных рынков выездного туризма, характеризуются высокой стоимостью жизни или ориентированы на элитарный туризм.
Немаловажным показателем, отражающим состояние экономики в целом и туризма в частности, является платежный баланс страны (табл. 13.8).
Таблица 13.8