Страны-лидеры и их экономическая роль в мире

Благодаря созданию первой в истории человечества фабрично-заводской промышленности, Англия в последней четверти ХVIII в. заняла исключительное место в мировом хозяйстве и международной политике. Хотя темпы ее экономического роста были невелики и составляли около 0,5 % в год, этот показатель выше, чем у других европейских стран. В 1820-1870 г. темпы роста английской промышленности достигли уже 1,5 % в год. Англия добывала 2/3 всего угля, производила более половины металла и холста. К 1870 г. она располагала 31,9 % мирового промышленного потенциала (торговый оборот больше, чем у Франции, Германии, Италии, вместе взятых, в 3 раза выше, чем у США). Англия выступает не только как производитель, но и крупный потребитель сырья и пищевых продуктов. Это стимулирует развитие торговли и торгового флота, тоннаж которого составляет 10 млн. (Для сравнения – у Франции и Германии этот показатель достигал 1 млн., у Германии – 2 млн.). В силу особенностей своего развития Англия выступает и мировым кредитором, играя роль дирижера международного оркестра золотого стандарта.

Промышленно-торговой гегемонии способствовала экономическая политика государства. До 40-х гг. ХIХ в. она протекает в рамках протекционизма, сопровождаемого высокими таможенными пошлинами на иностранные товары. С укреплением господствующего положения, нуждаясь в рынках сбыта своей продукции, Англия переходит к политике фритредерства, проявившегося в том числе в отмене "Хлебных законов" (1846 г.) и Навигационного акта (1860). Ярким проявлением новых приоритетов внешнеэкономической деятельности предприятий стало развитие отношений с Францией. Так, по договору 1860 г. Англия отменила пошлины на французские шелка и продовольствие, а Франция – на английские машины, металлоизделия, уголь, шерсть. Подобные договоры не были равноправными, т. к. дешевизна английских товаров приводила к вытеснению национальных французских товаров с внутреннего рынка.

До середины 60-х г. ХIХ в. Англия имеет активный торговый баланс, затем торговый баланс становится пассивным, но общий расчетный баланс остается активным (пассивное сальдо компенсировалось "невидимым экспортом": транспортными услугами и движением капитала). Однако отсутствие конкуренции на внутреннем и колониальных рынках, а также стереотипы поведения страны-лидера повлекли к стагнации в развитии и, в конечном счете, потере Англией своего положения на мировом рынке, где с 80-х гг. первенство оспаривают США, Германия и Япония.

6.5. Хозяйственное развитие России в эпоху
промышленного переворота

Своеобразие развития промышленного переворота в России определялось действием совокупности факторов:

бедностью и неграмотностью населения;

необходимостью больших первоначальных капиталовложений для организации производства;

сохранением крепостного права;

особой ролью государства (индустриализация протекает в рамках мобилизационного пути);

британской конкуренцией как на своем слабом рынке, так и на потенциальном внешнем.

Государство стремилось развивать промышленность, руководствуясь прежде всего военными целями, поэтому рост капиталовложений в тяжелую индустрию происходил за счет более распространенной легкой промышленности и сельского хозяйства, применявших трудозатратные методы. Россия оказалась единственной страной среди основных промышленных стран, которая предприняла индустриализацию, не располагая сильным аграрным сектором.

Этапы развития промышленного переворота в России

Хронологические рамки Содержание периода
15-30-е гг. XIX в. Подготовительный период. Внедрение первых паровых машин английского производства в хлопчатобумажную промышленность. (Первая отечественная паровая машина Ползунова была изобретена в 1790 г.)
30-60-е гг. XIX в. Распространение фабричных форм производства на легкую и тяжелую промышленность. Возникновение отечественного машиностроения. Строительство железных дорог

С 1804 по 1864 г. производительность труда в отечественной промышленности выросла почти в пять раз, несмотря на наличие крепостного труда. Однако преодоление технологической отсталости страны упиралось в отсталость социальную, что отразилось на особенностях протекания рассматриваемого процесса.

Особенности индустриализации в России:

* преобладание вольнонаемного труда в форме отходничества;

* незаинтересованность в использовании новых технологий;

* дешевизна крепостного труда;

* узость внутреннего и внешнего рынка;

* отсутствие необходимых капиталов в стране;

* продолжение процесса первоначального капитала;

* сильная роль государства в стимулировании развития производства.

Изменения в экономике оказали влияние на определение курса внешнеэкономической политики. С начала ХIХ в. Правительство неоднократно принимает меры для активизации промышленной и торговой деятельности, преследуя при этом цели пополнения казны и защиты российской промышленности. Государственная политика принимает ярко выраженный запретительно-протекционистский характер. Это подтверждается принятием ряда Таможенных тарифов 1810, 1816, 1819, 1850 и 1857 гг., в соответствии с которыми повышались таможенные пошлины на ввозимое и вывозимое сырье и поощрялся ввоз оборудования и вывоз готовой продукции. Но протекционистский характер таможенного законодательства не отвечал нуждам развивающегося государства, т. к. в отличие от развитых стран в России доходы от внешней торговли шли преимущественно на военные нужды и на непроизводительное потребление правящих кругов. Лишь в 60-е гг. начинается переориентация политики, характеризуемая расширением внутреннего рынка путем стимулирования инвестиций в промышленность и железнодорожное строительство, а также оказания помощи сельскому хозяйству. Экономическая поддержка сельского хозяйства осуществлялась в основном через фискальную политику (снижение налогов на производство за счет равномерного распределения бремени по всем сословиям). Таким образом, развитие национального внутреннего рынка тормозилось неразвитостью сельского хозяйства. Кроме того, все европейские страны решали задачу аграрного перенаселения как проблему малоземелья, в России же наличие свободных земель сохраняло базу для экстенсивного типа развития. К середине XIX в. в России объективно назрел общий структурный кризис феодально-крепостнической системы. Главным показателем этого стала Крымская война 1853-1856 гг. В конце 50-х годов Россия оказалась в состоянии фактически неплатежеспособного должника. Государственный долг достиг 1 млрд. рублей, а бюджетный дефицит возрос в шесть раз – с 52 до 307 млн. рублей. В сложном состоянии находилась и кредитная система. Еще в 1839 г. министр финансов Е. Канкрин провел денежную реформу. Было установлено, что 350 руб. бумажных денег равняются 100 руб. серебром, а это означало девальвацию ассигнаций. Они были совсем изъяты из обращения и заменены кредитными билетами, свободно обменивавшимися на серебро. Но в ходе Крымской войны правительство не раз прибегало к денежной эмиссии, курс кредитного рубля постоянно снижался, поэтому свободный обмен был отменен.

В таких условиях инициатором преобразований по-прежнему выступило государство, что отразилось на распространении экзогенного экономического цикла 50 – середины 90-х гг. Вместе с тем проводимые в этот период преобразования сыграли особую роль, т.к. впервые в условиях страны возникли условия для развития массового свободного хозяина и создания предпосылок для перехода от мобилизационного типа развития к инновационному, то есть процессу, аналогичному протекающему в это время в развитых странах.

Инновационный тип экономического ростапредставляет устойчивую, повторяющуюся тенденцию развития общества на основе непрерывного и целенаправленного процесса поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства, увеличить степень реализации потребностей общества и его членов.

Однако переход к инновационному типу экономического роста протекал в условиях традиционной "революции сверху".

Важнейшим звеном реформы 60-70-х гг. стала отмена крепостного права. Содержание данной реформы, изложенное в Положении 19 февраля 1861 г., сводилось к следующему: крепостные крестьяне объявлялись лично свободными без всякого выкупа, они получали от помещика надел, за что продолжали отбывать барщину или оброк, то есть становились временно обязанными. Крестьяне могли выкупить не только усадьбу, но и по взаимному соглашению с помещиком и полевую землю, используя для этого казенную ссуду. По завершении выкупа прекращался вотчинный надзор помещика над крестьянами, заканчивалось их состояние временно обязанных, крестьяне переходили в положение свободных собственников. Отношения между помещиком и крестьянами опосредовались общиной, которая, в частности, коллективно оплачивала в течение 49 лет выкупную ссуду, предоставленную государством. Выходя из крепостной зависимости, крестьяне оставались в общине, получали известное самоуправление и сообща несли повинности перед государством. Иначе говоря, реформа основывалась на продлении и консервации полуфеодальных отношений. Выкуп был своеобразной формой феодальной ренты. Он даже формально исчислялся от суммы оброка: за надел нужно было платить такую сумму, которая будучи положена в банк дает помещику в виде процентов оброчный платеж. Поэтому в центральных районах России, где десятина стоила при обычной покупке 25 рублей, она обходилась крестьянину при выкупе в 60 рублей. Разница между рыночной стоимостью составляла феодальную (по существу) ренту. Наряду с выкупными платежами крестьяне платили налоги местным и центральным властям. Многочисленные отрезки от дореформенного надела вынуждали к аренде дополнительных участков земли. Финансовое бремя парализовывало возможность накопления, а частые общинные переделы земель – предприимчивость, особенно среди зажиточных крестьян.

В обуржуазивании аграрного сектора, которое стало главным следствием крестьянской реформы, часто отмечают схожесть с прусским путем развития сельского хозяйства. Сходство действительно было, однако существовали отличия.

Признаки Россия Германия
Сходство

Ликвидация крепостного права
  Урезание земельных наделов крестьян
  Передача крестьянам земли за выкуп
  Создание крупных земельных хозяйств
Отличия

Сохранение арендных отношений Ликвидация полуфеодальных отношений зависимости
  Сохранение общины Ликвидация общинных отношений
  Сохранение привилегий помещиков Ликвидация привилегий помещиков

Начавшись с нововведений в решающей для аграрной России сфере государственной жизни, реформы, проводимые по единому замыслу, распространились на многие сферы общественной жизни, приняв комплексный характер. Особое значение для развития отечественной экономики имела земская реформа 1864 г., которая способствовала активизации деятельности основных производителей промышленных товаров для населения – крестьян-кустарей. Проведенные земством исследования показали, что к числу наиболее трудно разрешимых проблем кустарного промысла относились их снабжение сырьем, обеспечение кредитом и сбыт продукции, слабая техническая подготовка кустарей. Выход был найден сначала в организованных кустарными музеями мастерских и пунктах сбыта, затем в переходе к системе артелей, удовлетворяющих потребности в краткосрочном кредите в сети губернских и земских касс, а также за счет средств частного фонда им. С. Т. Морозова.

Большую роль сыграла и финансовая реформа. До 1861 г. кредитная система страны была представлена казенными дворянскими банками, предоставляющими кредит помещикам под залог имений, и частными банкирскими домами, кредитующими промышленность. В 1860 г. был создан Государственный банк, который вплоть до конца века не обладал правом самостоятельной эмиссии банкнот, а мог лишь заменять ветхие купюры на новые, принимать вклады и выдавать ссуды, осуществлять куплю-продажу золота, серебра, иностранной валюты и ценных бумаг. Это приводило к тому, что, образно говоря, банковская система страны выполняла роль автомобиля, запряженного лошадьми. После реформы 1861 г. произошло объединение казенных банков с Госбанком. В этот период начинается активная деятельность коммерческих банков. Первый акционерный коммерческий банк (Санкт-Петербургский) открылся 1 ноября 1864 г., затем в столице возник целый ряд коммерческих банковских контор, в 1870 г. был образован Волжско-Камский, а потом Азово-Донской банки. Помимо этого в экономике были проведены реформы более частного характера: отмена винных откупов и замена их единой системой акцизов и патентных сборов (1863), попытки восстановления ценности рубля денежными средствами (1862-1863) и другие.

Принципиальным отличием реформ 60-70 гг. от всех предшествующих стало создание юридических гарантий предпринимателям со стороны государства. Они были закреплены в "Положении о пошлинах за право торговли и других промыслах"от 8 января 1863 г., которое положило конец неравенству сословий в правах на занятия частнопредпринимательской деятельностью. Ограничения, просуществовавшие до 1917 г., устанавливались для евреев, государственных служащих, священников православной церкви, протестантских пастырей, их жен и несовершеннолетних детей. Военные, как солдаты, так и офицеры, могли заниматься коммерческой деятельностью только через уполномоченных. Положение оставило две купеческие гильдии, отменив разряд "торгующих крестьян". Серьезным шагом вперед стало введение экономического признака разделения промышленных заведений по техническому оборудованию и числу рабочих. Гильдейские свидетельства второго разряда брались владельцами промышленных заведений, в которых имелись машины с паровым или водяным двигателем или же насчитывалось более 16 рабочих, а также различными продавцами, действовавшими в пределах города или уезда. Гильдейские свидетельства первого разряда приобретали оптовые торговцы, работающие на всей территории России. Помимо этих гильдий имелся разряд "мелочный торг", а также "развозной", "разносный".

Все указанные преобразования не отличались последовательностью, но они оказались весьма значительными для экономики, т.к. ознаменовали начало стадии подъема рынка и нарушения прерывности в модели экономического развития страны. Освобождение от крепостной зависимости почти 2/5 населения страны дало серьезный толчок росту населения, которое с 1860 по 1897 гг. выросло на 52 млн. человек, главным образом, за счет естественного прироста. Постоянно увеличивался сбор основных сельскохозяйственных культур. Их урожайность повысилась в среднем на 50%, для сравнения в этот период в европейских странах она возросла в 2-4 раза. Происходящие в сельском хозяйстве изменения способствовали сдвигу в структуре экономики, характерному для стадии перехода традиционного аграрного общества к индустриальному типу развития и связанному с постепенным уменьшением доли аграрного сектора в общем объеме национального продукта. Отмена крепостного права привела, с одной стороны, к переходу промышленности на вольнонаемный труд, с другой – к формированию рынка рабочей силы. Это стало одной из причин временного спада, особенно в отраслях промышленности, использовавших труд крепостных. Ускорение промышленного роста происходило после 1875 г., а затем после некоторого перерыва в конце 80-х гг. XIX в. Вместе с тем судьба прогрессивных преобразований Александра II оказалась достаточно сложной. После его гибели 1 марта 1881 г. Александр III, опасаясь эскалации революционного движения, провел так называемые "реформы наизнанку".

Дополнительная литература

Абрамс Р.М. К вопросу об изучении истории индустриализации // Экономическая история: исследования, историография, полемика. – М.: Наука, 1992.

Амосов А. Экономический и эволюционный аспект национально-государственных интересов // Вопр. экономики. 1994. № 2.

Семенев Л.С. Таможенная политика России в 40-50 гг. ХIХ в. и промышленный переворот // Вопр. истории России ХIХ-начала
ХХ в. – Л.: ЛГУ, 1983.

Лекция 7. Основные тенденции в развитии мирового
хозяйства в конце XIX-первой трети XX вв.

7.1. Структурные изменения в экономике развитых стран
в конце XIX- начале XX в.

Завершение промышленной революции способ­ствовало изменению структуры экономики всех раз­витых стран. Становление фабричной промышлен­ности придало техническому прогрессу невиданный темп. Технологические сдвиги только последней трети XIX в. были столь велики, что некоторые уче­ные предлагают назвать этот период "второй про­мышленной революцией". В итоге пар был заменен электричеством, началась общая электрификация производства, сложилась современная технология получения, передачи и приема электроэнергии. Воз­никли новые отрасли техники в промышленности – электрохимия, электрометаллургия, появился элек­трический транспорт. В результате процесса индуст­риализации ведущей отраслью хозяйства развитых государств становится тяжелая промышленность. Однако ее развитие требовало значительных капи­талов. В связи с этим широкое рас-пространение по­лучают акционерные общества, которые аккумули­ровали свободные средства крупных и мелких капи­талистов и усиливали централизацию капитала, на­правляемого преимущественно на развитие крупных предприятий. На смену рынка свободной конкурен­ции приходят монополии.

Монополии – это крупные хозяйственные объединения, которые осуществляют контроль над рынками при помощи концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью получения монопольной прибыли (табл. 13).

Таблица 13

Формы монополистических объединений

Форма монополии Отличительные признаки
Картель Объединение сохраняющих коммер-ческую и производственную самостоятельность предприятий, проводящих единую ценовую политику на поделенных рынках
Синдикат Объединение, в котором распре­деление заказов, приобретение сырья и реализация готовой про­дукции осуществляются через еди­ную сбытовую контору
Трест Полное объединение производст­венной, сбытовой, финансовой деятельности предприятий, производящих однородную продукцию
Концерн Многоотраслевые объединения трестового типа на основе комби­нирования диверсификации

Технологической вершиной монополии стало массовое поточно-конвейерное производство с единичным разделением труда, обязанное своим происхождением предприятиям Форда в США.

Для монополий и финансовой олигархии, об­разованной в результате слияния банковского капитала с промышленным, самым эффективным способом получения прибыли был вывоз капитала в более отсталые страны. Рост международной тор­говли и развитие средств транспорта и связи, относительная узость внутреннего рынка, а также стремление увеличить прибыль при помощи международных соглашений приводят к образова­нию международных монополистических союзов. В целом действие монополизирующих факторов на макроуровне способствовало возникновению осо­бого режима международного экономического регу­лирования, получившего в марксистской литературе название "империализма".

В конце XIX-начале XX вв. движение эконо­мики изменило свой темп. Наиболее высокие темпы экономического развития показывали молодые ка­питалистические государства – США и Германия. Англия потеряла промышленную монополию, а ее торговая гегемония сильно пошатнулась. Это было связано со следующими причинами:

· моральным и физическим износом обору­дования времен промышленного переворота;

· усилением конкуренции на внешнем рынке;

· мировым аграрным кризисом 1874-1894 гг.;

· недостаточной мощностью и слабой кон­центрацией электростанций;

· увеличением экспорта капитала.

Нехватка денежных средств внутри страны привела к необходимости их мобилизации с помо­щью акционерных компаний. В стране складыва­ются предпосылки к монополизации промышленно­сти, преимущественно в форме картелей. При этом тенденция к возникновению монополий была силь­нее в новых отраслях, чем в старых.

Особенности английских монополий:

* более позднее возникновение;

* относительная слабость;

* ориентация на экспорт;

* получение сверхприбыли.

В 1870-1913 г. Англия продолжала быть веду­щей страной в мировой торговле. Однако характер­ной чертой этого времени стал более быстрый рост ввоза товаров по сравнению с их вывозом. При этом наблюдался рост доходов на капитал, помещенный за границей, за посреднические и банковские опера­ции, фрахт и страхование морской торговли, пользо­вание услугами портов и т.д. Англия оставалась крупнейшей колониальной страной, что позволяло сохранять ориентацию промышленников на исполь­зование дешевого сырья и гарантированных рынков сбыта.

В конце XIX в. в мировом промышленном про­изводстве снижается удельный вес и Франции. На ее экономическом положении сказались следующие факторы:

1) ростовщический характер капитализма, связанный с мальтузианской моделью развития и направленный на минимизацию риска, на простое воспроизводство;

2) поражение во Франко-прусской войне (от­торжение Эльзаса и Лотарингии, вывоз ценностей, уплата контрибуции и т.д.). Общий итог – 13 млрд. франков;

3) моральный и физический износ оборудова­ния;

4) вывоз капитала, способствовавший сохра­нению ростовщического характера экономики;

5) нехватка сырья и топлива;

6) неразвитый аграрный сектор.

Отсталой во Франции была и структура эконо­мики, где в отличие от других развитых стран ве­дущее место занимало производство предметов по­требления, ориентированное на внешний рынок. В связи с началом милитаризации экономики в начале XX в. в хозяйственном развитии страны происходят серьезные изменения, связанные с развитием тяже­лой промышленности и началом процесса концен­трации производства. Наиболее типичными для Франции формами монополистических объедине­ний были картели и синдикаты, однако возникали и концерны. Более эффективно в стране действовал финансовый капитал. Хотя по размерам экспорта капитала первое место в мире занимала Англия, главным мировым ростовщиком была Франция, экспортировавшая капитал не в форме инвестиций, а в форме ссуды. После 1900-1903 гг. в стране про­исходит промышленный подъем, но темпы развития низкие: уменьшение промышленного производства с 1871 по 1913 г. с 10 до 6%, соответствующих 4-му месту в мире.

В Японии, несмотря на активное и целенаправ­ленное развитие тяжелой промышленности, господ­ствующее положение занимала текстильная про­мышленность. Страна оставалась аграрно-индустри­альной, а в ее общенациональной продукции про­мышленность занимала 40 %. При этом особое зна­чение играла военная промышленность, получавшая государственные дотации и субсидии и способст­вовавшая агрессивному внешнему курсу. Продол­жался процесс концентрации производства и капи­тала, но монополистические объединения составили всего 0, 4 % от общего числа компаний, действую­щих в стране.

Экономическое развитие США и Германии в рассматриваемый период времени характеризуется значительным ускорением темпов роста, что позво­лило этим странам занять места ведущих индустриальных держав. Для американской экономики это объясня­лось следующими факторами:

* наличием природных ресурсов;

* высоким уровнем накопления националь­ного капитала;

* быстрым ростом населения за счет притока иммигрантов из других стран;

* расчетливой протекционистской политикой государства;

* удаленностью от основных конкурентов;

* поздним завершением промышленного пе­реворота.

Индустриализация конца XIX-начала XX в. в отличие от предшествующего периода опиралась на внутренние возможности США. В промышленности наряду с использованием достижений мирового опыта был сделан акцент на собственные техниче­ские идеи ( изобретения Т. Эдисона, А. Белла и т. д.). США стали родиной трестов, первый из которых – объединение "Стандарт Ойл Траст" – был создан в 1879 г. Рокфеллером. Важное значение для становления новых форм организационно-эко­номической структуры экономики имело возник­шее на уровне трестов отделение функций управле­ния от исполнителей, легшее в основу идей "научного управления" – менеджеризмаФ. У. Тейлора.

Процессы монополизации протекали в банков­ской сфере. В США были созданы две крупнейшие финансовые группы – Моргана и Рокфеллера. Моно­полизация в стране приобрела наиболее закончен­ные формы, но здесь сильнее всего проявились и антимонопольные тенденции. По принятому Кон­грессом США закону Шермана 1890 г. всякое объ­единение в форме треста или иной форме, направ­ленное на ограничение производства и торговли, объявлялось незаконным. Усиление регулирующей роли государства в промышленной и банковской сфере ярко проявилось в серии реформ начала XX в., получившей название"прогрессивной эры" в рам­ках "честного курса" президента Т. Рузвельта (1901-1909 гг.) и характеризовавшейся принятием законов о контроле за деятельностью трестов. Про­должением этих реформ стала политика "новой де­мократии" президента В. Вильсона (1913-1921), основанная на идее регулирования конкуренции. Важнейшим законом, положившим начало реорга­низации кредитной и банковской систем США, был закон о создании Федеральной Резервной сис­темы(ФРС), принятый в декабре 1913 г.

Столь же стремительным было экономическое развитие объединившейся в единое государство Германии. В последней трети XIX в. промышлен­ность стала играть основную роль в хозяйственной жизни страны, в начале XX в. там было занято уже 43 % населения против 29 %, занятых в сельском хозяйстве. Технический уровень немецкой, относи­тельно новой промышленности был выше англий­ской и французской старой. Поэтому немецкая про­мышленность практически не знала проблемы пере­вооружения. Значительно медленнее, чем тяжелая индустрия, развивалась легкая и пищевая промыш­ленность, что определялось недостаточной емкостью внутреннего рынка. Промышленный подъем сопровождался значительной концентрацией производ­ства и капитала. монополистические объ­единения в Германии имели свои особенности:

* господство картелей и трестов;

* более полный, но не глубокий характер;

* меньший политический вес;

* более ранние и быстрые сроки создания.

Несоответствие развития производства платеж­ным способностям внутреннего рынка, а также не­обеспеченность страны некоторыми видами сырья (особенно нефтью) вынуждали немецкие монопо­лии активно действовать на мировом рынке. В 1910 г. насчитывалось уже около 100 международ­ных монополий с участием Германии. Однако гер­манский торговый баланс был пассивным, т.к. стои­мость ввозимого сырья и продовольствия превосхо­дила стоимость экспорта промышленных товаров. Дефицит торгового баланса покрывался прибылями от иностранных инвестиций немецкого капитала в развивающиеся страны.

Усложнение внешнеэкономических связей при­вело к возникновению проблемы финансирования международной торговли. Экономическое лидерство Англии, превратившее ее в мирового финансового короля, способствовало ориентации национальных валют к фунту стерлингов, который еще с XVII в. имел золотое содержание. Однако до конца XIX в. золотоденежное обращение соседствует с серебря­ным, то есть действует система биметаллизма. В 1865 г. по соглашению Франции с другими биме­таллическими державами (Италией, Испанией, Бельгией) был образован Латинский денежный союз. Девальвация серебряных денег вследствие роста производства серебра привела к отмене сво­бодной чеканки таких монет и ограничению их об­ращения. Это решение Латинского денежного союза получило название " хромого" биметаллизма. Большинство развитых стран в конце XIX-начале XX вв. присоединилось к системе золотого стан­дарта, при котором деньги обменивались на золото. Валютный курс являлся стабильным, колебание допускалось в небольших пределах, которые именова­лись "золотыми точками".

Переход к новому уровню промышленного производства усилил неравномерность экономиче­ского развития, тем более что распределение рын­ков сбыта и источников сырья не соответствовало реальной роли стран в мировом хозяйстве. Это при­водило к нарастанию противоречий между разви­тыми государствами, которое привело к пер­вой мировой войне.

7.2. Экономические причины и последствия
первой мировой войны

Первая мировая война разразилась между двумя военными блоками: Антантой (Англия, Франция, Россия и др.) и Тройственным союзом (Германия, Турция, Австро-Венгрия, Болгария и др.). В целом в ней приняло участие 34 из 56 существо­вавших тогда суверенных государств. Основной причиной войны стала борьба за передел уже поде­ленного мира, обусловленная поиском рынков сбыта и источников сырья для молодых капиталистиче­ских стран, прежде всего Германии и США, не имевших колоний.

Мировая война предъявила небывалые требо­вания экономике. Она поглотила 1/3 материальных ценностей человечества. Военные расходы воюю­щих держав увеличились более чем в 20 раз, пре­высив в 12 раз наличные запасы золота. Однако из стран – участниц военных действий только США и Япония смогли увеличить свое национальное бо­гатство – соответственно на 40 и 25 %. При этом США за счет продажи вооружения сосредото­чили у себя около половины мировых запасов зо­лота. Не оправдав надежд зачинщиков и не разре­шив острейших противоречий, первая мировая война принесла колоссальные людские потери, со­ставившие в общей сложности около 36 миллионов человек. Структура экономики стран оказалась деформированной в результате непомерно раздутого военного сектора, прекраще­ние же военных действий потребовало новых затрат на решение проблем разоружения. Система золотого стандарта в результате девальвации национальных валют потерпела крушение. Не менее значимыми были и экологические последствия, связанные с ис­пользованием химического оружия. К тому же во многих странах, участвовавших в войне, произошла перестройка социально-экономического и политиче­ского строя. Турецкая и Австро-Венгерская империи распались, в России и Германии в ходе революций были свергнуты монархии.

Режим отношений в западном мире после пер­вой мировой войны определила серия международ­ных договоров, составившая Версальско-Вашинг­тонскую систему. Центральное место в ней занял Версальский мирный договор, подписанный 28 июня 1919 г.

Версальский мирный договор

Основные вопросы Содержание
1. Территориальные Сокращение территории Германии на 1/8.Возвращение Франции Эльзаса и Лотарингии, округов Мальмеди и Эйпен – Бельгии, Познани, части Поморья и Пруссии – Польше. Гданьск – вольный город, Клайпеда пере­давалась в ведение держав-по­бедительниц. Шлезвиг – пле­бисцит. Передача Франции Саарского угольного бассейна на 15 лет. Демилитаризация левобережья Рейна и полосы правого берега. Утрата коло­ний площадью около 3 млн. кв. км
2. Военные Ликвидация военно-мор­ского флота Германии и огра­ничение сухопутной армии. Сокращение производства оружия и военных материалов. Запрещение производства бро­невиков, танков, военных су­дов, химического оружия

Окончание табл.

3. Репарационные Возмещение убытков, на­несенных странам-победитель­ницам, в виде репараций, включавших платежи в золоте и товарах, поставки различного рода оборудования, угля, скота, строительных материалов, со­держание оккупационных войск, а также установление наиболее благоприятного ре­жима для судоходства и тор­говли со странами союзных и объединившихся держав

Позже сумма репараций была определена в размере 132 млрд. марок. Первые 20 млрд. необхо­димо было внести в качестве аванса в течение двух лет.

Репарации – вид материально-правовой от­ветственности, состоящей в возмещении государ­ством, начавшем войну, причиненного ущерба странам-победительницам по договору.

Репарации следует отличать от контрибуции, запрещенной современным международным правом.

Контрибуция – 1) платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя; 2) принудительный денежный сбор, взимаемый не­приятелем с оккупированной местности.

Необходимость выполнения условий Версаль­ского договора потребовала серьезного реформиро­вания экономики Германии. Важнейшей мерой стабилизации внутриэкономического положения в этой стране стало проведение денежной реформы 1923 г., направленной на прекращение инфляции. Ее результатом стал выпуск новых банкнот, обеспеченных золотом и золотыми девизами на 40 % и подлежащих обмену на золото, правда, временно отсроченному. Кроме этого была осуществлена модернизация оборудования, усиле­ние экономических позиций немецких монополий, заменивших ранее господствовавшие картели и син­дикаты на тресты и концерны; повышалась интен­сификация труда. Однако экономическое положе­ние страны оставалось крайне тяжелым, что вызвало обострение социальных противоречий. Отказ Гер­мании от выплаты репараций в 1922 г. иницииро­вал ввод в Рурскую область франко-бельгийских войск. Угроза возникновения новой войны и рост революционных выступлений немецких рабочих заставил страны-победительницы пойти на некото­рые уступки Германии. Летом 1924 г. на Лондон­ской конференции был принят план Дауэса, преду­сматривающий резкое уменьшение ежегодных репа­рационных платежей: 1 млрд. марок в 1924-1925 гг.; 1,2 – в 1925-1926 гг.; с последующим увеличением вплоть до 2,5 млрд. марок с 1928-1929 гг. При этом Германии гарантировалась устойчивость валюты вплоть до приостановки перевода репарационных платежей за границу в случае колебания валютного курса. План Дауэса выделял следующие источники обеспечения репараций:

* специальные облигации;

* доходы железных дорог;

* налоги с промышленности.

Кроме того, для стимулирования роста немец­кой промышленности США предоставили заем 800 млн. марок, что составило около 70 % внешних ин­вестиций.

Последовавшие за этим Локарнские договоры (1925 г.) также смягчали положения Версальского договора, т.к. обеспечивали отмену военного кон­троля над немецкой военной индустрией, эвакуацию французских войск из Саара, снятие ограничений для гражданской авиации и т.д. К концу 20-х гг. Германия смогла достичь довоенного уровня про­мышленного развития.

В 1929 г. в условиях надвигавшегося мирового экономического кризиса план Дауэса был заменен планом Юнга, по которому ежегодные репараци­онные платежи снижались на 20%, Германия полу­чила возможность отсрочки выплат. Кроме того, было рассчитано, что страна будет делать взносы до 1988 г. при уменьшении общей суммы до 113,9 млрд. марок. Источниками репараций остались только госбюджет и прибыль от железных дорог. Для получения и распределения репараций, осуществления расчетов по экономическим долгам был создан Банк международных расчетов, во многом обеспечивший финансиро-вание тяжелой промышленности и укрепивший позиции аме-риканского капитала в немецкой экономике.

Ухудшение положения в кризисной ситуации привело к сворачиванию выполнения плана Юнга. В начале 30-х годов последовала серия ре­шений, связанных с регламентаций репарационных платежей. Так, в 1931 г. прези­дент США Гувер выступил с предложением отсрочки платежей на год, пол

Наши рекомендации