Расширительная трубка (вывод)
Пластмассовая расширительная трубка вместе с сетчатым фильтром и выводом расположена во входной трубе испарителя у разъема трубопровода. Она предназначена для ограничения высокого давления жидкого хладагента в трубопроводе и одновременно здесь происходит измерение потока хладагента к испарителю. Расширительная трубка и вывод с обеих сторон защищены от загрязнения сетчатыми фильтрами. При проведении технического обслуживания эта трубка неремонтопригодна и ее необходимо заменить на новую.
Когда двигатель выключен, а система кондиционирования работает, хладагент в системе будет проходить со стороны высокого давления расширительной трубки (вывода) к стороне низкого давления до тех пор, пока давление не выровняется. Это можно определить по слабому звуку текущей жидкости в течение 30–60 с, что является нормальным состоянием.
Сердцевина испарителя
Испаритель предназначен для охлаждения и осушения воздуха до того, как он попадает в салон автомобиля. Жидкий хладагент под высоким давлением протекает через расширительную трубку (вывод) в зону низкого давления в испарителе. Тепло проходящего через сердцевину испарителя воздуха передается на охлаждающую поверхность сердцевины и таким образом воздух охлаждается. Пока идет процесс теплообмена из воздуха на поверхность сердцевины испарителя осаждается вся влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется на внешней поверхности сердцевины испарителя, а затем стекает в виде воды.
Аккумулятор
Рис. 15.2. Аккумулятор: 1 – вывод; 2 – входное отверстие для газообразного хладагента; 3 – вход; 4 – направляющая перегородка; 5 – внутренняя труба; 6 – пакет с осушителем; 7 – фильтр; 8 – расположение сливного устройства на трубе |
Подсоединенный к выпускной трубе испарителя герметичный блок аккумулятора представляет собой контейнер для хранения хладагента, в который поступает газообразный и немного жидкого хладагента, а также охлаждающее масло из испарителя (рис. 15.2).
В нижней части аккумулятора находится влагопоглотитель проникающей в систему влаги. Сливное устройство также расположено около нижней границы выводящей трубы аккумулятора и по нему масло возвращается в компрессор. Резьбовое отверстие клапана Шредера со стороны низкого давления расположено в верхней части аккумулятора. При проведении технического обслуживания аккумулятор не ремонтируют, а заменяют новым.
Радиатор обогревателя
Радиатор обогревателя повышает температуру воздуха до того, как он попадет в салон автомобиля. Горячая охлаждающая жидкость двигателя циркулирует по сердцевине радиатора обогревателя и нагревает внешний воздух, проходящий через ребра сердцевины. Радиатор функционирует постоянно и может быть использован для сочетания работы в режиме кондиционирования, обогрева или вентиляции.
Регулировка основных элементов системы
Блок управления
Рис. 15.3. Ручки регулировки режимов кондиционирования воздуха: A – регулятор скорости вращения вентилятора; B – вентилятор выключен, при этом отсутствует поток воздуха; C – максимальное охлаждение достигается регенерацией воздуха в салоне автомобиля и подачей его через индивидуальные выводы пассажира; D – наружный воздух кондиционируется и направляется через индивидуальные дефлекторы пассажира; E – кондиционированный воздух направляется через индивидуальные и напольные дефлекторы, а также часть – на ветровое стекло; F – компрессор выключен, но наружный воздух проходит через индивидуальные дефлекторы пассажира; G – компрессор выключен, но наружный воздух поступает при следующем распределении: 80% – на пол, 20% – на ветровое стекло; Н – кондиционированный воздух распределяется следующим образом: 80% – на ветровое стекло, 20% – на пол; I – поворотный переключатель температуры регулирует температуру воздуха, поступающего в салон автомобиля |
Рис. 15.4. Типовая схема воздушного потока системы кондиционирования: 1 – антизапотеватель бокового стекла; 2 – заслонка подогревателя/антиобледенителя; 3 – заслонка высокого режима; 4 – радиатор отопителя; 5 – заслонка регулировки температуры; 6 – сердцевина радиатора испарителя; 7 – двигатель вентилятора; 8 – внешний воздух; 9 – рециркулируемый воздух; 10 – внешний воздух; 11 – камера повышенного давления воздуха; 12 – рециркулируемый воздух; 13 – заслонка входного канала; 14 – холодный воздух; 15 – горячий воздух; 16 – холодный воздух; 17 – горячий воздух; 18 – режим кондиционирования; 19 – двухуровневый режим; 20 – обогрев; 21 – антиобледенение; 22 – заслонка низкого режима; 23 – канал для кондиционирования воздуха; 24 – выпускные клапаны обогревателя; 25 – антиобледенение; 26 – обогрев; 27 – выпускные клапаны антиобледенителя |
Рис. 15.5. Элементы системы распределения воздуха: 1 – регулятор положения зеркала; 2 – левый дефлектор; 3 – левая створка насадки воздуховода; 4 – левая створка насадки; 5 – гнездо воздуховода с левой стороны панели приборов; 6 – левый боковой размораживатель; 7 – левый боковой дефлектор; 8 – левый боковой воздуховод размораживателя стекла; 9 – левая панель воздуховода; 10 – левый дефлектор размораживателя стекла; 11 – левый воздуховод размораживателя стекла; 12 – правый дефлектор размораживателя стекла; 13 – правая панель воздуховода; 14 – правый боковой воздуховод размораживателя стекла; 15 – правый воздуховод размораживателя стекла; 16 – верхнее соединение блока; 17 – правый воздуховод; 18 – соединитель заднего воздуховода; 19 – левый воздуховод |
Работа системы кондиционирования регулируется ручками на блоке управления (рис. 15.3). Сцепление компрессора и вентилятор подачи воздуха подсоединены к блоку управления. В режиме «ВЫКЛ» цепь вентилятора разомкнута, поток воздуха подается на одной из четырех скоростей, имеющихся в других режимах. Охлажденный и осушенный воздух подается в следующих режимах: максимальный, нормальный, двухуровневый и режим размораживания. В зависимости от положения ручки управления температурой на блоке управления регулируется температура подаваемого в салон воздуха. Эта ручка соединена тросом с заслонкой, которая регулирует поток воздуха, проходящий через сердцевину радиатора отопителя (рис. 15.4, 15.5). При перемещении ручки температуры по шкале скользящий зажим на тросе заслонки регулировки температуры может занять такое положение, при котором заслонка регулировки температуры будет работать в обоих крайних положениях. Положение заслонки не зависит от выбора режима. Трос управления заслонкой регулировки температуры крепится к правой стороне блока кондиционирования. Как только регулятор кондиционирования устанавливается в режим: максимальный, нормальный, двухуровневый или режим размораживания, включается электрический вентилятор радиатора. Эта дополнительная характеристика является частью функций регулятора кондиционирования, и она необходима для того, чтобы предотвратить перегрев компрессора и обеспечить более эффективную работу системы кондиционирования. Функциональная проверка системы кондиционирования приведена в таблице 15.1.
Таблица 15.1.