Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью.

Задание 1.

Лица, совершившие кражу, подвергаются уголовной ответственности. Гражданин Н. не подвергался уголовной ответственности.

Задание 2.

Хищение – изъятие чужого имущества.

Мошенничество – хищение чужого имущества.

Задание 3.

Все адвокаты имеют высшее юридическое образование. Некоторые адвокаты работают в частных адвокатских конторах.

Задание 4.

Родители, лишенные родительских прав, несут обязанности по содержанию детей. М. не лишена родительских прав.

Задание 5.

Все судьи - юристы.

Все судьи – справедливы.

Найдите ошибку в опровержении:

Задание 1.

«Вы изволили сочинить, что человек произошел от обезьянских пород мартышек, орангуташек и т.п. Простите меня, старичка, но я с Вами касательно этого пункта не согласен и могу Вам запятую поставить. Ибо если человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, произошел от глупой и невежественной обезьяны, то у него был бы хвост и дикий голос» (Чехов А.П. Письмо к ученому соседу).

Укажите посылки, термины, фигуру. Изобразите в круговых схемах отношения между терминами в силлогизме. Определите правильность простого силлогизма:

Задание 1.

Кража – преступление, а преступления наказуемы.

Тот, кто совершит кражу, должен быть наказан.

Задание 2.

Все люди – добры.

Каждый добрый человек не пожелает зла другому.

Ни один, не желающий зла другому не является не человеком.

Достаточна ли вероятность вывода, полученного при помощи неполной индукции?

Задание 1.

15 января на улице Волкова неизвестным был совершен грабеж. У пострадавшей А. была вырвана из рук сумочка, содержащая денежную сумму в размере 1000 рублей. 20 января в том же микрорайоне на ул. Садовой неизвестный вырвал сумочку, содержавшую деньги в сумме в размере 1340 рублей, из рук пострадавшей М. 27 января на ул. Волкова был совершен грабеж, с пострадавшей К. сорвана норковая шапка номинальной стоимостью 1500 рублей. При описании пострадавшими правонарушителя, был установлен ряд одинаковых примет, позволяющих квалифицировать данные преступления, как совершенные одним лицом.

Задание 2.

«B собаке как бы отражается дух, ко­торый царит в семье. Видели вы когда-нибудь игривого пса в мрачном семействе или понурого - в счастливом? У злобных людей - злые собаки, опасен хозяин — опасен и пес. Даже смена их настроений может отражать смену настроений у людей.» (А. Конан Дойл. Соб. Соч. в 10-ти томах. Ростов-на-Дону. «Феникс». Т. 4. 1992. С. 223).

Задание3.

Гражданин Б. проживал в муниципальной приватизированной квартире с дочерью и, обладая лишней жилплощадью, отказал в прописке зятю. Дочь прописала мужа в установленном порядке в паспортном столе УВД. Гражданин Б. подал исковое заявление в суд о признании недействительным акта регистрации, мотивируя отсутствием своего согласия. Суд удовлетворил требования гражданина Б. Достаточно ли суду оснований для вынесения решения.

Задание 4.

В квартире Иванова совершена кража. При предварительном осмотре установлено, что дверь в квартиру не взломана, а открыта ключом. Украдены деньги в сумме 50000 рублей, видеомагнитофон фирмы SONY. Хозяин квартиры в день совершения преступления находился в командировке. Подозреваемый С. приобрел дорогостоящие предметы антиквариата (факт приобретения подтвержден свидетельскими показаниями соседа). На основании этих фактов подозреваемому С. предъявлено обвинение в краже.

В приведённых текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.

Задание 1.

«Отчет директора фабрики слушают в соответствующем комитете, а он говорит: «Граждане, я вижу, тут дело оборачивается выговором. За что же? Неужели вы думаете, что наши расчески и пуговицы по качеству ниже других? Да никоим образом. Вот посмотрите, какую продукцию делают наши дорогие соседи! Два раза проведешь гребенкой по голове - и облысеешь...»». (Демидов И.В. Логика. Учебное пособие для юридич. ВУЗов. М., 2000. С. 195).

Задание 2.

«Изложив коротко содержание Знайкиной книги и похвалив её за живое, яркое изложение, про­фессор сказал, что, по его мнению, Знайка допустил ошибку и принял за кирпичи то, что в действительности было не кирпичи, а какая-то слоистая горная порода. Ну, а раз кирпичей на самом-то деле не было, сказал профессор, то не было, следовательно, и никаких коро­тышек-лунатиков. Их же и не могло быть, потому что если бы они и были, то не смогли бы жить на внутрен­ней поверхности Луны, так как давно всем хорошо известно, что все предметы на Луне, точно так же как и у нас на Земле, притягиваются к центру планеты, и, если бы Луна в действительности была внутри пустая, никто всё равно не смог бы удержаться на её внутрен­ней поверхности: его тотчас притянуло бы к центру Луны, и он беспомощно болтался бы там, в пустоте, пока не погиб с голоду.» (Н.Носов Незнайка на Луне. Кишенев. 1990. С.13).

Задание 3.

«Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарства нужно принимать как можно больше». (Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1985. С. 492).

Задание 4.

«После ухода Швейка коллегия трех пришла к единодушному выводу:

Швейк - круглый дурак и идиот согласно всем законам природы, открытым знаменитыми учеными психиатрами. В заключении, переданном судебному следователю, было записано: «Нижеподписавшиеся судебные врачи сошлись в определении полной психической отупелости и врожденного кретинизма пред­ставшего перед вышеуказанной комиссией Швейка Йозефа, кретинизм кото­рого явствует из таких слов, как «Да здравствует император Франц-Иосиф Первый», каковых вполне достаточно, чтобы определить психическое состоя­ние Йозефа Швейка как явного идиота»». (Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка. М., 1977. С.37).

Подберите понятия, соподчиненные данным:

Задание 1.

а) преступление; б) наказание;

в) право; г) политический режим;

д) бизнес; е) уголовно-процессуальный акт.

Установите вид следующих определений:

Задание 1.

а) углом называется фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки;

б) гражданский процесс – совокупность процессуальных действий и возникающих в ходе этих действий процессуальных правоотношений, связанных с осуществлением правосудия по гражданским делам, т.е. защитой гражданских прав;

в) мошенничество – завладение личным имуществом граждан или приобретение прав на имущество путем обмана и злоупотребления доверием.

Укажите вид простых суждений (атрибутивное, суждение с отношением, суждение существования):

Задание 1.

а) Все преступления общественно опасны.

б) Москва севернее Шахт.

в) Существуют такие мидии, которые не являются устрицами.

Задание 2.

а) У всех грифонов милый характер.

б) Марсиане живут дольше, чем земляне.

в) Существуют такие ошибки, которые формируют жизненный опыт.

Задание 3.

а) Ни один дельфин не дышит жабрами.

б) По логике существует обширная литература.

в) В Сочи зимой теплее, чем в Москве.

Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям:

Задание 1.

а) преступность;

б) беззаконие;

в) орудие убийства;

Задание 2.

а) следователь;

б) государство;

в) законопослушный преступник;

г) беспорядок;

д) народный суд.

Определите вид отношений между понятиями, изобразите их с помощью круговых схем:

Задание 1.

а) уголовно-процессуальное принуждение, подписка о невыезде, заключение под стражу, залог;

б) гражданский истец, гражданский ответчик, участник уголовного процесса;

в) художественное произведение.

Задание 2.

а) субъект уголовного процесса, должностное лицо, суд, участник уголовного процесса, подозреваемый;

б) стихийное бедствие, пожар, наводнение, землетрясение;

в) приговор, обвинительный приговор с назначением наказания, оправдательный приговор, обвинительный приговор.

Из слов, заключенных в скобки, выделите два, которые находятся в наибольшей связи с обобщающим словом, стоящим перед скобкой:

Задание 1.

а) учеба (ученик, портфель, школа, перемена, каникулы);

б) уголовный процесс (правосудие, наказание, преступление, суд, свидетель);

в) заработная плата (деньги, работник, трудовой договор, кассир, налог);

г) производство (эксплуатация, рабочая сила, директор, технология, цех).

Где в следующих примерах имеет место деление понятий, а где расчленение целого на части:

Задание1.

а) законы делятся на справедливые и несправедливые;

б) право делится на конституционное, гражданское, хозяйственное, налоговое, уголовное, административное, семейное;

в) уголовный кодекс делится на статьи.

Задание 2.

а) метр делится на сантиметры;

б) завод делится на цехи;

в) режимы делятся на демократические и недемократические.

Исходя из закона противоречия, определите: могут ли быть одновременно истинными обе пары суждений?

Задание 1.

а) Все государства бывшего Союза ССР приняли президентскую форму правления. – Некоторые из государств бывшего СССР не приняли президентской формы правления.

б) Все студенты 10-й группы готовились к экзамену по логике. Некоторые студенты 10-й группы к экзамену по логике не готовились.

Задание 2.

а) Все предприятия нашего города работают в условиях рыночной экономики. – Ни одно из предприятий нашего города не работает в условиях рыночной экономики.

б) Все студенты 10-й группы готовились к экзамену по логике. Некоторые студенты 10-й группы к экзамену по логике не готовились.

Задание 3.

а) Организатором ограбления кассы был С. Никифоров. - Организатором ограбления кассы был А. Султанов.

б) Не каждый орган государства имеет полномочия на издание нормативных актов. Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов.

Укажите понятия абстрактные и конкретные:

Задание 1.

а) похититель; б) рыночные механизмы;

в) преступность; г) логика;

д) пьянство; е) валюта;

ж) невиновность; з) заложник.

Ограничьте следующие понятия:

Задание 1.

а) ВУЗ;

б) студент;

в) столица;

Задание 2.

а) субъект трудового права;

б) юрист;

в) залог, вносимый подозреваемым или другим лицом, организацией для обеспечения явки обвиняемого.

Сделайте разбор атрибутивного суждения (укажите S, P, связку и кванторное слово):

Задание 1.

а) Ни один человек не является вполне беспристрастным.

б) Все птицы имеют крылья.

Можно получить данные заключения при помощи полной индукции?

Задание 1.

а) Ночью все кошки черны.

б) Все студенты юридических ВУЗов успешно освоили курс логики.

в) Все работники судов и прокуратуры - честные и ответственные люди.

Задание 2.

а) Всю неделю стояла дождливая погода.

б) Все учащиеся группы не явились на занятия.

в) Ночью все кошки черны.

Укажите тезис и аргументы (если тезис явно не выражен сформулируйте его); определите форму обоснования тезиса, запишите связь аргументов и тезиса в виде схемы:

Задание 1.

В работе «О развитии революционных идей в России» А.И.Герцен утверждает, что история нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги. «Погибают даже те, которых пощадило правительство, - едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью…Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли…Грибоедов предательски убит в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли тридцати лет, на Кавказе. Веневитинов убит обществом двадцати двух лет. Кольцов убит своей семьей, тридцати трех лет. Белинский убит тридцати пяти лет голодом и нищетой… Баратынский умер после двенадцатилетней ссылки. Бестужев погиб на Кавказе совсем еще молодым, после сибирской каторги». (Герцен А.И. Собр. соч. М., 1975. Т. 3 с. 426).

Задание 2.

«…Кроме того, я склонен думать, что он - сельский врач, а, следовательно, ему приходится делать большие концы пешком.

А это почему?

- Потому что его палка, в прошлом весьма недурная, так сбита, что я не представляю себе ее в руках городского врача. Толстый железный наконечник совсем стерся, – видимо, доктор Мортимер исходил с ней немало миль.» (А. Конан Дойл. Соб. Соч. в 10-ти томах. Ростов-на-Дону. «Феникс». Т 2. 1992. С. 4-5).

Задание 3.

В романе «Приключения Оливера Твиста» Ч.Дикенс с горьким юмором показывает, почему воспитанники работного дома так часто «отправлялись в мир иной»: «Всем известна история…философа, который измыслил знаменитую теорию о том, что лошадь может существовать без пищи, и столь успешно доказал ее, что довел ежедневную порцию пищи, получаемую его собственной лошадью, до одной соломинки; несомненно, он сделал бы ее чрезвычайно горячим и резвым животным, если бы она не пала за сутки до того дня, как ей предстояло перейти на отменную порцию воздуха.

К несчастью для экспериментальной философии той женщины, чьим заботам и покровительству был поручен Оливер Твист, к таким же результатам обычно приводило применение ее системы; потому что в ту самую минуту, когда дитя научилось поддерживать в себе жизнь ничтожной долей непитательной пищи, по превратности судьбы, в восьми с половиной случаях из десяти, оно или заболевало от голода и холода, или по недосмотру попадало в огонь, или погибало от удушья. В любом из этих случаев несчастный малютка отправлялся в иной мир…» (Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. М., 1976. С. 6).

Укажите понятия положительные и отрицательные:

Задание 1.

а) бескорыстие;

б) грабеж;

в) преступник;

г) неявка;

д) антифашист;

е) беспечность;

ж) невиновность;

з) компетентность.

Укажите понятия единичные и общие:

Задание 1.

а) ООН;

б) предприниматель;

в) адвокат;

г) министр МВД РФ;

д) НАТО;

е) Вашингтон;

ж) суд присяжных;

з) кража.

Определите, правильно ли осуществлено деление, какие допущены ошибки:

Задание 1.

а) предложения делятся на вопросительные и повествовательные;

б) живые существа делятся на разумных и неразумных;

в) науки делятся на гуманитарные и негуманитарные.

Задание 2.

а) воздушный транспорт делится на вертолеты, самолеты, сверхзвуковые самолеты;

б) формы собственности делятся на частную, коллективную, кооперативную, колхозную, акционерную;

в) преступления делятся на умышленные, неумышленные, преднамеренные, по неосторожности.

Определите, к какому виду относятся следующие деления:

Задание 1.

а) Права делятся на политические и неполитические.

б) Науки делятся на гуманитарные и негуманитарные.

в)Приговоры делятся на оправдательные и обвинительные.

Укажите в приведенных суждениях S, P, связку и кванторное слово:

Задание 1.

а) Многие высказывания не являются категорическими.

б) Все марсиане коротконоги.

Задание 2.

а) Все металлы – твердые тела.

б) Некоторые рыбы дышат жабрами.

Задание 3.

а) Все застенчивые люди самолюбивы.

б) Ни один человек не желает зла другому.

Задание 4.

а) Москва является столицей России.

б) Некоторые студенты не являются добросовестными.

Наши рекомендации