Безопасность при выходе на лед
ОБСТАНОВКА С ПОЖАРАМИ НА ТЕРРИТОРИИ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ЗА 2016 ГОД:
произошло 4354 (АППГ-4459) пожара;
погибли на пожарах 235 (АППГ-247) человек,
из них погибли 20 (АППГ-16) детей;
получили травмы на пожарах 254 (АППГ-255) человека,
В том числе травмированы 37 (АППГ-21) детей.
ОБСТАНОВКА С ПОЖАРАМИ НА ТЕРРИТОРИИ
Ирбейского и Саянского районов за январь-декабрь месяц
Произошло пожаров 57
Погибли 2 человека, получили травмы 1 человек.
Безопасность при выходе на лед
Безопасность — соблюдать ее приходиться, не смотря на то, хотим мы этого, или нет. Не соблюдения элементарных правил безопасности, может привести к беде.
В данных советах нет ничего сложного. Однако за их несоблюдением кроются безвременно потерянные человеческие жизни. Это надо понимать и помнить постоянно.
1. 1. Пьянство на зимней рыбалке недопустимо! Теряется контроль над собой и окружающими. Принижается чувство самосохранения и "тянет на подвиги". Нетрезвый может не только провалиться под лед и утонуть, но и просто потеряться и замерзнуть. Шумное, неадекватное поведение чревато конфликтами с другими рыбаками, которые в последствии, обидевшись, могут не сразу прийти на помощь. Время и мороз играют против рыбака, вариант отлежусь, протрезвею и выберусь не работает как летом.
2. На тонкий, неокрепший лед выходить нельзя. Случайно попав на тонкий лед, отходите назад скользящими осторожными шагами, не отрывая ног ото льда.
3. Прочный, безопасный лед - это лед прозрачный, толщиной не менее 4-5 см. Молочный белого цвета лед вдвое слабее прозрачного. Самый опасный - ноздреватый лед, образовавшийся из смерзшегося снега.
4. Лед всегда слабее вблизи топляков, свай, тростника, берега и на течении.
5. В оттепель после первых морозов лед становится тонким. Особенно опасен тонкий лед, припорошенный снегом. Под снегом не видно трещин и других препятствий.
6. Над большими глубинами лед образуется позднее и поэтому он менее прочен, а значит, и опасен тогда, когда кругом на средних глубинах он достаточно надежен.
7. В озерах родниковые ключи иногда встречаются на больших глубинах. Лед над ними размывается и опасен.
8. В устьях речек и ручьев лед, подмываемый течением, часто бывает ненадежным в течение всей зимы.
9. Под мостами, в узких протоках между широкими плесами и между островами лед часто бывает опасным даже в середине зимы. Весной по льду в этих местах ходить нельзя.
10. Не выходите на неокрепший лед в одиночку, а вдвоем или втроем. Однако идти всем рядом нельзя. Лучшее расстояние - 2-3 м. друг от друга. По последнему льду не следует ходить и гуськом. Там, где пройдет один, второй может провалиться.
11. Выходя на лед, обследуйте (прощупайте) его впереди себя пешней или палкой. Лед, который пробивается пешней с одного удара опасен.
12. Идя по неокрепшему льду, держите ящик на одной лямке. В случае нужды, так легче от него освободиться.
13. Не собирайтесь на тонком льду группами. держитесь на расстоянии 2-3 м. друг от друга. Но не разбредайтесь по водоему на значительные расстояния. Вы должны прийти на помощь другому как можно быстрее.
14. Не пользуйтесь коньками на первом льду. На них можно легко въехать на тонкий, неокрепший лед или в полынью. Еще можно упасть и пробить тонкий лед своим телом.
15. Будьте особенно осторожны при переходе реки ниже плотины. Там состояние льда меняется быстро, и иногда уже через 2-3 часа бывает нельзя вернуться обратно по своему следу.
16. Если возникла крайняя необходимость перейти опасное место на льду, завяжите вокруг пояса шнур, оставив за собой свободно волочащийся конец, около которого должен находиться товарищ. Переходить опасное место надо с большим шестом, держа его поперек тела.
17. Если лед вдруг станет трескаться, сохраняйте спокойствие, не поддавайтесь панике, быстро, но в то же время осторожно лягте на лед и отползите на безопасное место. Бежать, а тем более прыгать, нельзя.
18. Если все же случилась беда, и вы оказались в воде, не пытайтесь выбраться на лед только с помощью рук, не подтягивайтесь за кромку льда. Держась за нее руками, надо с осторожностью вынести на лед сначала одну, потом вторую ногу, затем, не спеша, и так же осторожно отползти (откатиться) от опасного места.
19. Помогая провалившемуся под лед товарищу, у которого не оказалось шнура, подавайте ему в руки пояс, шарф, палку, рукоятку пешни или льдобура и т. п. За них можно ухватиться крепче, чем за протянутую руку. К тому же при сближении на расстояние руки легче обломить кромку льда.
20. После метелей остерегайтесь не замерзших лунок под снегом.
21. Не подходите близко к лункам, в которых ставят промысловые сети. Они всегда покрыты тонким льдом или снегом. Заметить их можно по холмикам рядом лежащего колотого льда.
22. Остерегайтесь промоин во льду над быстрым течением.
23. Не становитесь на льдины, отколовшиеся от ледяного поля: они могут внезапно перевернуться под ногами.
24. Помните, что весенний лед после ночного заморозка утром кажется крепким и надежным, а днем, особенно в конце ледостава, он крошится и проваливается.
25. Спускаясь с берега на лед, осевший при спаде воды, остерегайтесь глубоких трещин, скрытых под снегом. В них можно тяжело повредить ногу.
26. Находясь на льду, учитывайте, что под снегом он нарастает медленнее, чем на бесснежном пространстве.
27. Не зная особенностей водоема или условий образования льда, не пытайтесь выезжать на лед на автомашине.
28. Опасен и крепкий скользкий лед. Можно поскользнуться, упасть и довольно неудачно. При достаточном удалении от цивилизации сломанная нога может превратиться в серьезную проблему, усугубляемую быстро наступающими сумраками и усиливающимся холодом.
Когда можно выезжать на лед на автомобиле.
Лед толщиной в 15 см вполне в состоянии выдерживать автомобиль весом до 2 тонн. Конечно, характер льда вносит свои коррективы. На потрескавшийся лед не стоит выезжать даже когда он очень толстый. Лучше на лед вообще не выезжать. Необходимо отметить, что прочность льда морей и озер, имеющих соленую воду, намного меньше, чем пресных водоемов. Поэтому и грузоподъемность льда морей (соленых озер) для тех же толщин следует уменьшать примерно на 25-30% Не рекомендуется преодолевать ледяную переправу на автомобиле весной, при начавшемся разрушении льда, а также осенью, когда он не прочен.
Таблица. Удерживаемый вес автомобиля в зависимости от толщины льда.
Общий вес автомобиля | 2 тонны | 3 тонны | 5 тонн | 7 тонн | 10 тонн | 20 тонн |
Толщина льда в см | 15-16 |
Нужно вначале определить место переправы, толщину и прочность льда, крутизну берегов и состояние льда у берега. Немалую проблему представляет не только сам лед, но и заснеженный выезд обратно на берег. Машина может просто забуксовать, а дополнительные нагрузки на и без того менее прочный лед у берега увеличивают проблему. Обычно переправы устраивают в местах с ровными и пологими берегами и крутизной не более 5-6 градусов. Съезжать на лед нужно плавно и двигаться только по заранее выбранному направлению на промежуточных передачах при средних оборотах коленчатого вала двигателя. Двери автомобиля желательно держать открытыми. Во всяком случае они не должны быть блокированы центральным замком и каждый пассажир должен быть готовым немедленно покинуть автомобиль в случае опасности.
Инспектор ОНД и ПР по Ирбейскому и Саянскому
районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю
старший лейтенант внутренней службы С.С. Фраз
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В СИЛЬНЫЕ МОРОЗЫ
Сильные морозы — большое испытание для нашего организма. При низких температурах можно легко получить обморожение. Обморожение представляет собой повреждение какой-либо части тела (вплоть до омертвения) под воздействием низких температур.
Чаще всего обморожения возникают в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже -20°С. При длительном пребывании вне помещения, особенно при высокой влажности и сильном ветре, обморожение можно получить осенью и весной при температуре воздуха выше нуля.
К обморожению на морозе приводят тесная и влажная одежда и обувь, физическое переутомление, голод, вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение, предшествующая холодовая травма, ослабление организма в результате перенесённых заболеваний, потливость ног, хронические заболевания сосудов нижних конечностей и сердечно-сосудистой системы, тяжёлые механические повреждения с кровопотерей, курение и пр. Но если ссылаться на статистику — почти все тяжёлые обморожения, приведшие к ампутации конечностей, произошли в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Под влиянием холода в тканях происходят сложные изменения, характер которых зависит от уровня и длительности снижения температуры. При действии температуры ниже -30°С основное значение при обморожении имеет повреждающее действие холода непосредственно на ткани, и происходит гибель клеток. При действии температуры до -10-20°С, при котором наступает большинство обморожений, ведущее значение имеют сосудистые изменения в виде спазма мельчайших кровеносных сосудов. В результате замедляется кровоток, прекращается действие тканевых ферментов.
Признаки обморожения и общего переохлаждения:
• кожа бледно-синюшная;
• температурная, тактильная и болевая чувствительность отсутствуют или резко снижены;
• при отогревании появляются сильные боли, покраснение и отек мягких тканей;
• при более глубоком повреждении через 12-24 ч. возможно появление пузырей с кровянистым содержимым;
• дети: при общем переохлаждении ребенок вял, безучастен к окружающему, его кожные покровы бледные, холодные, пульс частый, артериальное давление снижено, температура тела ниже 36° С.
Признаки глубокого обморожения, при которых необходима срочная квалифицированная медицинская помощь:• чувствительность обмороженных участков не восстанавливается;
• сохраняются сильные боли;
• сохраняется бледность кожных покровов;
• если надавить пальцем на кожу, а затем убрать палец, цвет кожи не меняется;
• появляются пузыри с кровянистым содержимым.
Первая помощь при обморожениях
Первое, что надо сделать при признаках обморожения — доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, перчатки. Одновременно с проведением мероприятий первой помощи необходимо срочно вызвать врача, скорую помощь для оказания врачебной помощи.
При обморожении I степени охлаждённые участки следует согреть до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, растираниями шерстяной тканью, дыханием, а затем наложить ватно-марлевую повязку.
При обморожении II-IV степени быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует. Наложите на поражённую поверхность теплоизолирующую повязку (слой марли, толстый слой ваты, вновь слой марли, а сверху клеёнку или прорезиненную ткань). Поражённые конечности фиксируют с помощью подручных средств (дощечка, кусок фанеры, плотный картон), накладывая и прибинтовывая их поверх повязки. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань и пр.
Пострадавшим дают горячее питьё, горячую пищу, небольшое количество алкоголя, по таблетке аспирина, анальгина, по 2 таблетки «Но-шпа» и папаверина.
Не рекомендуется растирать больных снегом, так как кровеносные сосуды кистей и стоп очень хрупки и поэтому возможно их повреждение, а возникающие микроссадины на коже способствуют внесению инфекции. Нельзя использовать быстрое отогревание обмороженных конечностей у костра, бесконтрольно применять грелки и тому подобные источники тепла, поскольку это ухудшает течение обморожения. Неприемлемый и неэффективный вариант первой помощи — втирание масел, жира, растирание спиртом тканей при глубоком обморожении.
Есть несколько простых правил, которые позволят вам избежать переохлаждения и обморожений на сильном морозе:
• Не пейте спиртного — алкогольное опьянение (впрочем, как и любое другое) на самом деле вызывает большую потерю тепла, в то же время вызывая иллюзию тепла.
• Не курите на морозе — курение уменьшает периферийную циркуляцию крови, и таким образом делает конечности более уязвимыми.
• Носите свободную одежду — это способствует нормальной циркуляции крови. Одевайтесь как «капуста» — при этом между слоями одежды всегда есть прослойки воздуха, отлично удерживающие тепло. Верхняя одежда обязательно должна быть непромокаемой.
• Тесная обувь, отсутствие стельки, сырые грязные носки часто служат основной предпосылкой для появления потертостей и обморожения. Особое внимание уделять обуви необходимо тем, у кого часто потеют ноги. В сапоги нужно положить теплые стельки, а вместо хлопчатобумажных носков надеть шерстяные — они впитывают влагу, оставляя ноги сухими.
• Не выходите на мороз без варежек, шапки и шарфа. Лучший вариант — варежки из влагоотталкивающей и непродуваемой ткани с мехом внутри. Перчатки же из натуральных материалов хоть и удобны, но от мороза не спасают. Щеки и подбородок можно защитить шарфом. В ветреную холодную погоду перед выходом на улицу открытые участки тела смажьте специальным кремом.
• Не носите на морозе металлических (в том числе золотых, серебряных) украшений — колец, серёжек и т.д. Во-первых, металл остывает гораздо быстрее тела до низких температур, вследствие чего возможно «прилипание» к коже с болевыми ощущениями и холодовыми травмами. Во-вторых, кольца на пальцах затрудняют нормальную циркуляцию крови. Вообще на морозе старайтесь избегать контакта голой кожи с металлом.
• Пользуйтесь помощью друга — следите за лицом друга, особенно за ушами, носом и щеками, за любыми заметными изменениями в цвете, а он или она будут следить за вашими.
• Не позволяйте обмороженному месту снова замерзнуть — это вызовет куда более значительные повреждения кожи.
• Не снимайте на морозе обувь с обмороженных конечностей — они распухнут и вы не сможете снова одеть обувь. Необходимо как можно скорее дойти до теплого помещения. Если замерзли руки — попробуйте отогреть их под мышками.
• Вернувшись домой, после длительной прогулки по морозу, обязательно убедитесь в отсутствии обморожений конечностей, спины, ушей, носа и т.д. Пущенное на самотек обморожение может привести к гангрене и последующей потере конечности.
• Как только на прогулке вы почувствовали переохлаждение или замерзание конечностей, необходимо как можно скорее зайти в любое теплое место — магазин, кафе, подъезд — для согревания и осмотра потенциально уязвимых для обморожения мест.
• Прячьтесь от ветра — вероятность обморожения на ветру значительно выше.
Бывает полезно на длительную прогулку на морозе захватить с собой пару сменных носков, варежек и термос с горячим чаем. Перед выходом на мороз надо поесть — вам может понадобиться энергия. Следует учитывать, что у детей теплорегуляция организма еще не полностью настроена, а у пожилых людей и при некоторых болезнях эта функция бывает нарушена. Эти категории более подвержены переохлаждению и обморожениям, и это следует учитывать при планировании прогулки. Отпуская ребенка гулять в мороз на улице, помните, что ему желательно каждые 15-20 минут возвращаться в тепло и согреваться.
Если у вас заглохла машина вдали от населенного пункта или в незнакомой для вас местности, лучше оставаться в машине, вызвать помощь по телефону или ждать, пока по дороге пройдет другой автомобиль. Желательно без особой необходимости не следует отправляться в дальний путь, но если все же вы отправились в дорогу, то каждый автомобилист, должен иметь при себе термос с горячим чаем, небольшой запас продуктов питания, средство связи – телефон или радиостанцию и, желательно иметь в машине лопату, спички.
Дознаватель ОНД и ПР по Ирбейскому и Саянскому
районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю
лейтенант внутренней службы В.В. Сотниченко
Выпускается бесплатно. Тираж 999 экз. | № 1 от 10 января 2016 года | Выпускается отделением надзорной деятельности и ПР по Ирбейскому и Саянскому районам Красноярского края. Адрес: Красноярский край, с. Ирбейское, ул. Фестивальная. 12 |