Тема 6. Международная безопасность и национальная безопасность России

Угрозы национальной безопасности в международной сфере Проблема национальной безопасности в системе государственной политики. Угрозы и приоритеты национальной безопасности Российской Федерации. Военные угрозы и проблема расширения НАТО на Восток. Международный терроризм как угроза национальной безопасности. Международно-правовые аспекты противодействия незаконному обороту наркотических и психотропных веществ. Международно-правовые аспекты противодействия трансграничной организованной преступност. Международно-правовые аспекты противодействия нелегальной миграции.

5.2 Учебно-тематический план

№п/п Наименование темы дисциплины Трудоёмкость в часах
Всего часов Аудиторная работа   СР
Общая Л ПЗ
Понятие международной безопасности и классификация правовых средств ее обеспечения    
Мирные средства разрешения международных споров    
Роль международных организаций в обеспечении международной безопасности  
Международно-правовые аспекты разоружения -
Международное гуманитарное право
Международная безопасности и национальная безопасность России   -
Итого:
Промежуточная аттестация          
Всего

Содержание практических занятий и семинаров

Тема 1. Понятие международной безопасности и классификация правовых средств ее обеспечения

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма
Доклады с использованием Power Point Доклад
Проверка и обсуждение домашнего творческого задания Дискуссия
Решение тестов по теме лекции Решение тестов
  Итого  

Вопросы к практическому занятию:

Понятие права международной безопасности.

Становление права международной безопасности.

Цели принципы права международной безопасности.

Источники права международной безопасности.

Институты права международной безопасности.

Тема 2. Мирные средства разрешения международных споров

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма
Доклады с использованием Power Point Доклад
Проверка и обсуждение домашнего творческого задания Дискуссия
Решение тестов по теме лекции Решение тестов
  Итого  

Вопросы к практическому занятию:

Понятие мирных средств разрешения международных споров. Спор и ситуация.

Принцип мирного разрешения международных споров.

Конвенция о мирном разрешении международных столкновений.

Непосредственные переговоры и консультации как основные средства разрешения международных споров. Переговоры в рамках международных организаций.

Международная примирительная процедура: добрые услуги и посредничество, следственные и согласительные комиссии.

Тема 3. Роль международных организаций в обеспечении международной безопасности

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма
Доклады с использованием Power Point Доклад
Проверка и обсуждение домашнего творческого задания Дискуссия
Решение тестов по теме лекции Решение тестов
  Итого  

Вопросы к практическому занятию:

Международные организации как субъекты международных отношений.

Проблемы, перспективы обеспечения военно-политической безопасности в Европе.

Региональные организации в обеспечении международной безопасности ООН.

Создание ООН.

Тема 4. Международно-правовые аспекты разоружения

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма
Доклады с использованием Power Point Доклад
Проверка и обсуждение домашнего творческого задания Дискуссия
Решение тестов по теме лекции Решение тестов
  Итого  

Вопросы к практическому занятию:

Понятие разоружения.

Всеобщее и полное разоружение.

Международно-правовая основа вооружения.

Нормативное содержание принципа разоружения.

Система международных органов, занимающихся проблемами разоружения.

Тема 6. Международная безопасность и национальная безопасность России

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма
Доклады с использованием Power Point Доклад
Проверка и обсуждение домашнего творческого задания Дискуссия
Решение тестов по теме лекции Решение тестов
  Итого  

Вопросы к практическому занятию:

Угрозы национальной безопасности в международной сфере. Проблема национальной безопасности в системе государственной политики.

Угрозы и приоритеты национальной безопасности РФ.

Военные угрозы и проблема расширения НАТО на Восток.

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю

№ п/п № темы дисциплины Форма самостоятельной работы Трудоемкость в часах
1-6 Изучение рекомендованной литературы. Рассмотрение и использование правил и законов, рассмотренных на занятиях. Сбор и анализ матери­ала по проблематике докладов. Вы­полнение практических работ. Выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях. Подбор материала на практические занятия. Подготовка к компьютерному тестированию.  
ИТОГО:

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов включает в себя:

1) самостоятельное изучение источников, в том числе нормативных правовых актов и практики их применения;

2) решение задач, заданных на дом;

3) подготовка докладов и рефератов;

4) подготовка к промежуточному контролю;

5) подготовка к зачету.

Самостоятельная работа студента по изучению нормативных источников заключается в следующем:

— знакомство с текстом нормативного правового акта;

— выделение наиболее значимых аспектов изучаемого источника;

— соотнесение норм права, содержащихся в источнике, с полученными теоретическими знаниями по изучаемой теме.

Контроль за надлежащей работой студента с рекомендованной нормативной литературой осуществляется постоянно на семинарских занятиях. Студент к семинарскому занятию должен иметь экземпляр одного или нескольких основных нормативных источников по теме (о чем студенты предупреждаются заранее на предыдущем семинарском занятии или лекции) с рабочими пометками по тексту, указывающие наиболее значимые норм права и позиции по изучаемой теме. Уровень изучения нормативного правового акта выявляется также при решении задачи, заданной на дом и ответов на поставленные на семинаре вопросы преподавателя.

Самостоятельная работа студента по изучению практики применения источника права заключается в следующем:

— знакомство с текстом акта правоприменительной практики;

— выделение наиболее значимых аспектов изучаемого акта;

— формулирование вывода об установившейся практике применения норм права по изучаемой теме в контексте рассматриваемого акта органа судебной власти или государственного органа, осуществляющего надзорные и контрольные функции;

— соотнесение содержания акта правоприменения с полученными теоретическими знаниями по изучаемой теме.

Контроль за надлежащей работой студента с рекомендованной актами правоприменеия осуществляется на семинарских занятиях, в том числе в ходе решения задач и ответов на теоретические вопросы.

Изучение студентом учебной и монографической литературы по изучаемой теме, а также рекомендованных научных статей, опубликованных в периодической печати, обеспечивает наиболее полную теоретическую и практическую профессиональную подготовку по изучаемому спецкурсу. Основной перечень рекомендованной учебной и научной литературы, а также перечень публикаций в периодической печати по изучаемым темам предлагается студентам в печатном виде в начале каждой лекции по теме.

Контроль за результатами самостоятельной работы студентами в данной области осуществляется на семинарских занятиях путем простого устного опроса и обсуждения, а также заслушивания докладов и обзоров периодических изданий отдельных студентов, подготовленных по предварительному согласованию с преподавателем.

В целях текущего и всеобщего контроля за уровнем усвоения студентами материалов спецкурса по отдельным темам могут проводится краткие контрольные работы или промежуточные и итоговые тестирования Подготовка к выполнению студентами контрольных работ или тестов осуществляется студентами самостоятельно. Контрольная работа проводится на семинарском занятии.

При подготовке к контрольной работе или тесту:

— студент самостоятельно должен оценить степень полученных знаний по теме, основываясь на результатах семинарских занятий и текущей аттестации;

— выявить пробелы в собственных знаниях по пройденной теме;

— самостоятельно попытаться ликвидировать выявленные пробелы, изучив рекомендованную по теме нормативную и иную литературу;

— в дни установленных расписанием консультаций преподавателя, обратиться к последнему для разъяснения невыясненных вопросов.

К самостоятельной работе студента относится подготовка к сдаче задолженностей по пропущенным семинарским занятиям или отработка неудовлетворительных оценок, полученных студентом на семинаре.

По предварительному согласованию с преподавателем отработка в каждом конкретном случае может заключаться:

— в устном ответе на вопросы преподавателя по отрабатываемой теме;

— в написании реферата по предложенному преподавателем вопросу отрабатываемой темы;

— в предъявлении для проверки вовремя не выполненных письменных домашних заданий.

7.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
7.1.1. Перечень компетенций
7.1.2. Этапы формирования компетенций дисциплины
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания 7.2.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования 7.2.2. Перечень оценочных средств
7.2.3. Шкала оценивания успеваемости

В совокупности с дисциплинами базовой и вариативной частей общенаучного цикла дисциплин ООП по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» дисциплина «Международное сотрудничество по проблемам безопасности» формирует следующие общекультурные (ОК) магистра:

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

- способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

- способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).

В результате освоения содержания дисциплины «Международное сотрудничество по проблемам безопасности» студент должен:

знать:

- об источниках международного права и процессе нормообразования в международном праве, о принципах международного права;

- о субъектах международного права, о международно-правовой ответственности, о мирных средствах разрешения международных споров, о территориальных проблемах в международном праве.

- понятие о таких отраслях международного права, как право международных договоров, право международных организаций, дипломатическое и консульское право, права человека и международное право, право международной безопасности, международное экономическое право, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, международно-правовая охрана окружающей среды, международное гуманитарное право Цели.

Уметь:

• дать представление о месте и роли международного сотрудничества по проблемам безопасности права в системе права, о международно-правовых явлениях, об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития международного сотрудничества.

• дать представление о роли международного права в регулировании международных отношений, в укреплении международного мира и безопасности, во взаимосвязи международного права с внешней политикой и дипломатией;

• дать представление о взаимодействии международного права с внутригосударственным правом;

• разъяснить содержание наиболее важных и распространенных международно-правовых доктрин прошлого и современности, привить навыки их сравнительного анализа.

Владеть:

навыками анализа дефектов правосознания.

Примерные тестовые задания

Нормы международного права формируются:

А) только путем заключения универсальных международных договоров

Б) только в рамках международных организаций

В) обычным и договорным путем

Г) в национальном праве и затем трансформируются в международное право.

2. Принцип нерушимости границ в международном праве был сформулирован:

А) в заключительном Акте СБСЕ 1975 г.

Б) в Пакте Бриана-Келлога 1928 г.

В) в Уставе ООН

Г) во всеобщей декларации прав человека 1948 г.

3. К числу производных субъектов международного права принадлежат:

А) суверенные государства

Б) государственные образования

В) органы международного договора

Г) международные организации

4.Международно-правовое признание – это:

А) добровольный акт государства

Б) результат международного договора

В) решение СБ ООН

Г) резолюция международной организации

5. международная организация обладает правосубъектностью. Ее объем:

А) определяется учредительным актом организации и международными договорами

Б) равен объему прав и обязанностей любог государства – члена

В) включает только вопросы внутренней структуры и функционирования органов

Г) определяет руководящий орган организации

6. Участниками международных договоров могут быть:

А) только суверенные государства

Б) только международные организации

В) все основные субъекты международного права

Г) суверенные государства и борющиеся нации

7. Вопрос о том, какого вида международные договоры подлежат обязательной ратификации:

А) решается международным правом

Б) решается в международных организациях

В) не имеет значения при решении вопроса о вступлении договора в силу

Г) относится к внутренней компетенции государства

8. Оговорки к многосторонним международным договорам:

А) могут быть запрещены в тексте договора

Б) не допускаются

В) не используются в современном международном праве

Г) делают договор недействительным

9. Отличие абсолютно недействительных международных договоров от относительно недействительных заключается в том, что второй вид договоров

А) недействителен с момента его заключения

Б) не может оспариваться сторонами

В) не порождает правовых последствий

Г) может быть оспорен стороной договора

10. Выполнение сторонами международных договоров

А) может быть обеспечено специальными мерами междуародного характера

Б) не может быть обеспечено нормами международного права

В) зависит только от усмотрения соответствующего участника

Г) возможно только на добровольной основе

Темы рефератов, эссе

1. Становление и развитие международного публичного права.

2. Основатели МПП.

3. Гаагское и Женевское право как элементы МГП

4. Роль и вклад России в разработку положений Гаагского права.

5. Особенности пересмотра положений Женевского и Гаагского права в первой половине ХХ в.

6. Женевские конвенции 1949 г.: причины разработки, общая характеристика.

7. Дополнительные протоколы 1977 г. и их роль в предоставлении дополнительной защиты гражданскому населению в условиях международных и немеждународных вооруженных конфликтов.

8. Принципы МПП: общие и специальные.

9. Военные преступления: особенности их расследования и наказания виновных.

10. Положения о защите женщин и детей в Международном гуманитарном праве.

11. Военнопленные в МГП: правовой статус и условия содержания

12. Международное гуманитарное право о защите журналистов.

13. Основные этапы в истории освещения журналистами вооруженных конфликтов.

15. Особенности подготовки журналиста к командировке в зону вооруженного конфликта.

16. Источники информации и порядок работы с ними в условиях освещения вооруженного конфликта.

17. Статус журналиста в зоне вооруженного конфликта.

18. Основные этические принципы и нормы, применяемые при освещении вооруженных конфликтов.

19. Новые информационные технологии и их роль в освещении вооруженных конфликтов.

20. Журналистика и шпионаж.

Задания для контрольных работ

Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по дисциплине «Международное сотрудничество по проблемам безопасности». Контрольная работа должна быть выполнена по вариантам.

В контрольной работе раскрывается умение учащихся ориентироваться в изучаемом материале, а также умение анализировать его, грамотно излагать свои мысли и аргументировать свою позицию. Контрольная работа выполняется в письменной форме, состоит из трёх заданий: два теоретических вопроса и практическое задание.

ВАРИАНТ №1

1) Укажите предмет и основные субъекты МГП.

2) Дайте определение понятию «вооруженный конфликт».

3) Между Курляндией и Лифляндией возникает вооруженный конфликт. Курляндия нарушила права человека, когда заключила под стражу всех проживающих на ее территории выходцев из Лифляндии. Лифляндская армия переходит границу и занимает один из городов. Всех жителей этого города немедленно депортируют в Лифляндию и интернируют в лагере.

4) Вопрос:

5) К какой категории жертв войны относятся эти люди?

ВАРИАНТ №2

1) Перечислите и дайте определение участникам военных конфликтов.

2) Отличие беженцев и вынужденных переселенцев.

3) Существует ли разница между терминами «нейтральное государство» и «невоюющее государство»? Если Лихтенштейн принимает участие в осуществлении санкций ООН против государства С., вправе ли государство С. рассматривать Лихтенштейн как противника и осуществить вооруженное нападение на объекты, находящиеся на территории Лихтенштейна?

ВАРИАНТ №3

1) Перечислите правовые последствия начала войны

2) Дайте определение понятию «держава-покровительница».

3) Команда военного судна, потерпевшего кораблекрушение, была подобрана военным судном нейтрального государства. Чтобы не допустить возможности их участия в военных действиях, капитан нейтрального судна должен:

1) выдать этих лиц неприятелю;

2) расстрелять этих лиц;

3) отпустить их в ближайшем порту под честное слово не принимать участие в военных действиях;

4) посадить этих лиц в тюрьму на территории нейтрального государства;

5) поместить этих лиц под административным надзором в нейтральном государстве.

ВАРИАНТ №4

1) Перечислите виды нейтралитета.

2) Дайте определение термину «военнопленный» согласно I Женевской конвенции 1949 г.

3) Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица (ст.79 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.).

1) Допустимо ли применение силы к переодетому в солдатскую форму журналисту?

2) Как следует поступить с журналистом в случае его попадания в плен?

3) Несет ли журналист ответственность за свои произведения?

4) Может ли противник подвергнуть журналиста наказанию, если он считает, что информация, излагаемая в статьях журналиста, является ложной и способствует разжиганию национальной розни? Решите спор. В чью пользу должно быть вынесено решение?

ВАРИАНТ №5

1) Дайте определение термину «комбатант»?

2) Дайте общую характеристику понятия «военный объект» и правил размещения военных объектов.

3) Являются ли принудительные меры, осуществляемые на основании резолюции Совета Безопасности ООН, актами войны? Если нет, то действуют ли во время операций, проводимых под эгидой ООН нормы международного гуманитарного права?

Наши рекомендации