Техническое обслуживание портала крана

В процессе эксплуатации необходимо следить за стрелоподъемной лебедкой, а именно за её креплением к раме, состоянием тормозного оборудования, наличием смазки в редукторе механизма подъема стрелы, за состоянием стрелоподъемного барабана, открытой зубчатой передачи и кожухов ограждения. Металлоконструкции портала и траверс не должны иметь деформаций и трещин. Наличие дефектов на торце стыковых швов может быть установлено путём зачистки шва до зеркального блеска и протравливания зачищенной поверхности 15% , 20% процентным водным раствором азотной кислоты. Полученный таким образом макро шлиф рассматривается через лупу. Если в очищенном от краски металле не обнаружено дефектов, то сразу после осмотра его следует загрунтовать, а затем окрасить. При обнаружении дефектов, за которыми должно быть установлено систематическое наблюдение, зачищаемое место покрывают олифой или прозрачным масляным лаком.

При обнаружении трещин в ответственных конструкциях кран к дальнейшей работе не допускается.

Особое внимание при техническом обслуживании уделяется блокам стрелового полиспаста и канатам. Техническое обслуживание включает в себя очистку, внешний осмотр, смазку и проверку крепления канатов.

Канаты очищают вручную с помощью металлических щеток или пропусканием со скоростью 0,25...0,4 м/с через вороток с плашками, внутренняя

поверхность которых по диаметру и форме соответствует поверхности каната. Могут применяться также приспособления других конструкций.

Внешний осмотр каната проводят после его очистки. Канат должен быть осмотрен на всей длине. С особой тщательностью осматривают участки наиболее вероятного износа и разрушения проволок (участки, навиваемые на барабан и изгибающиеся на блоках). Состояние каната оценивается по количеству оборванных проволок, степени их износа и обрыву прядей. На кранах серий КДЭ и КЖДЭ применяются канаты конструкции 6X36+1 о. с. (ГОСТ 7668—80) и 6X31 + 1 м. с. (ГОСТ 16853—88) крестовой свивки. При числе обрывов проволок, равном 20 на длине одного шага свивки для каната 6X36+1 о. с. и 18 для каната 6X31 + 1 м. с, канат должен быть забракован. В случае применения на кране каната односторонней свивки допустимое число обрывов проволок уменьшается вдвое.

При износе и коррозии, достигших 40 % и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован. Износ или коррозию проволок по диаметру определяют с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого отгибается конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Диаметр проволоки замеряют у отогнутого конца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины.

При обнаружении в канате оборванной пряди канат бракуют и к дальнейшей работе не допускают.

На кране применены канаты с органическим сердечником, пропитанным смазкой при изготовлении. В процессе работы органический сердечник пересыхает и легко разрушается. Для повышения срока службы канатов в процессе эксплуатации их необходимо смазывать. Для смазывания канатов при эксплуатации применяют минеральные масла — осевое Л, осевое 3 (ГОСТ 610—72) и канатную смазку 39У. Канаты смазывают с помощью различных масленок, работающих по принципу подачи смазочного материала в воронку, каплями, распыливанием с помощью сжатого воздуха, промазыванием щеткой и т. д. Для

разогрева тугоплавкой смазки применяют баки с теплоносителями.

При проведении технических обслуживании должны быть проверены места крепления канатов. При запасовке канатов на барабан свободный конец каната должен выходить за пределы клина после затяжки не менее 40 мм, но не должен выходить за ручей барабана. При запасовке каната в клиновую втулку свободный конец после затяжки каната во втулке должен выходить на длину не менее 150...200 мм. После установки каната на кран необходимо несколько раз поднять груз весом 50 % грузоподъемности крана для осадки сердцевины каната и выравнивания нагрузки между прядями. Концы каната должны быть надежно закреплены от разматывания и у клиновых втулок закреплены страховочными зажимами. В случае установки на кран каната односторонней свивки он должен быть предварительно вытянут.

При среднем режиме работы долговечность грузового каната (ориентировочно) 8 мес, стрелового 18 мес.

При техническом обслуживании блоков и барабанов их очищают (протирают), осматривают, проверяют крепление. При осмотре проверяют также состояние креплений каната, подшипников, крышек, втулок и других элементов сборочных единиц.

При осмотре блоков проверяют крепление их осей, состояние подшипников, реборд и ручьев. Эксплуатация блоков с трещинами и отколами реборд, с трещинами на цилиндрической поверхности или ступицах блока не допускается.

При уменьшении толщины стенки ручьев блока более чем на 10 % и износе поверхности ручья свыше 25 % диаметра каната блоки подлежат браковке или ремонту. Переточка ручья блока допускается в пределах до 30 % толщины обода и должна выполняться по шаблону. Радиальное биение блоков по ручью после проточки не должно превышать 0,2 мм. Ремонтные наплавка и заварка рекомендуются только для стальных блоков.

Местные повреждения гребней барабанов могут быть исправлены на месте

наплавкой. Восстановление ручьев барабанов допускается путем проточки, причем вторичная и последующие проточки допускаются только после установления действительной толщины стенок. При уменьшении толщины стенки барабана более чем на 20 % ее первоначальной толщины барабан подлежит замене. Заварка трещин в местах перехода от тела барабана к реборде не рекомендуется.


Наши рекомендации