VIII. Тренировочные упражнения
I. Орг. момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Работа над темой. Повторение опорных знаний.
- Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, которое позволит сделать нам новые открытия.
- Перед вами шифровка. Она поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Вашим помощником станет алфавит. У каждого на парте лежит карточка с алфавитом. Используя её, определите, что должно стоять на месте вопросительного знака.
а | д | м | ? |
- Что обозначают цифры? (порядок букв в алфавите)
- Значит, что должно быть на месте вопроса? (буква ь)
- Прочитайте слова с доски.
день
пень
уголь
огонь
- Найдите ь в этих словах. Что можете рассказать об этой букве? (не обозначает звука, показывает мягкость согласных)
- Где может стоять ь в словах? ( в середине и в конце)
- Измените эти слова так, чтобы ь спрятался в середине слова. Читаем хором:
деньки
пеньки
угольки
огоньки
- Что показывает ь в этих словах? (мягкость согласных)
- Сегодня мы узнаем что-то новое об этой букве. И поможет нам в этом – наш помощник Букварь.
III. Работа с учебником. (с. 102)
- Прочитайте слова столбики слогов про себя. Чтение хором.
- Прочитайте слова в столбиках про себя. Чтение хором.
- Прочитайте ещё раз хором слова по группам, чётко разделяя слова при произношении.
- Как произносятся слова с ь? ( слово как будто разрывается)
- Между какими буквами стоит ь?
- Значит, он разделяет гласный и согласный, не даёт им сливаться. В этом случае принято называть ь разделительным.
IV. Сообщение темы урока.
- Итак, тема сегодняшнего урока «Разделительный ь».
V. Изучение нового материала. Вводные упражнения.
- Запомните гласные, перед которыми пишется ь.
- Это за гласные? (е, ё, ю, я, и – гласные второго ряда)
- Какой вывод мы можем сделать: когда пишется разделительный ь?
Вывод: Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
VI. Физ. минутка.
- Сейчас мы немного отдохнём. Впереди у нас путешествие и я хочу проверить, насколько вы внимательны, ведь это качество нам сегодня очень пригодится.
Игра «Делай так».
VII. Применение приобретённых знаний.
- Итак, какое открытие мы сегодня сделали? Когда пишется разделительный ь?
- Отгадайте, на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие?
Плывёт белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
корабль |
(на доске рисунок корабля и карточка с этим словом)
- Почему о корабле сказано, как о белом гусе?
- А что это за крыло у корабля?
- Объясните значение «полотняное крыло».
- А почему именно на корабле мы будем путешествовать? Посмотрите на карточку, как это слово связано с нашим уроком? ( есть ь )
- Дайте характеристику, какой в этом слове ь? (показатель мягкости)
( на доске карта путешествия)
- Ну что ж, можно отправляться в наше путешествие. Мы направляемся к острову Мягкого знака. На нашем пути встретятся другие острова, на которых мы сделаем остановки.
- А вот и первый остров. Кто же нас здесь встретит? Об этом мы узнаем, отгадав загадку.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
- Кто нас встречает? (Заяц)
Работа в парах.
- Давайте прочтем разговор зайца с сорокой по ролям
- Как вы понимаете выражение «заячья душа»?
- Прочитайте выразительно текст, голосом показывая, что зайка - трусишка.
Работа в тетрадях.
Февраля
Ь ь - простым карандашом через клетку
- Прочтите слова с ь. Напечатайте их в тетрадях.
- Обведите ь в зелёный кружок, если он является разделительным.
- Назовите слова с разделительным ь. (лисьи рысьи заячья)
- Докажите, что в этих словах разделительный ь. Правило хором.
Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
- Какое слово с ь не назвали? (радость)
- Почему? (ь – показатель мягкости)
Работа с ребусом
Отгадать ребус. Выполнить звуко -буквенный анализ слов отгадок + схемы
Работа с предложениями
Напечатать предложения, подобрав ответ на вопрос: Что делают воробьи.
VIII. Тренировочные упражнения.
- Продолжаем наше путешествие. Впереди новый остров. Кто живёт на нём?
- Посмотрите, здесь нас ждёт записка:
Друзя! Помогите! Беда! Несчасте! Обезяны |
- Ребята! А какая же беда случилась? Чего хотят обезьяны? (научиться правильно писать)
- В каких словах ошибки? Произнесите так, как написано, а потом так, как надо.
- На какое правило эти слова? Хором…Разделительный мягкий знак
- Молодцы! Я думаю, после нашего урока обезьяны всегда теперь будут писать грамотно. А мы отправляемся дальше в путь.