Динамический паспорт автомобиля
Динамический паспорт представляет собой динамическую характеристику, дополненную номограммой нагрузок. Для построения динамической характеристики нужно определить значения динамического фактора D на каждой передаче и изобразить его на на графике в зависимости от скорости автомобиля Va.
(3.13)
где РТ и Рв – тяговая сила и сила сопротивления воздуха, Н;
Ga – полная масса автомобиля, кг;
Va – скорость автомобиля, км/ч.
Тяговая сила и сила сопротивления воздуха определяется по формулам
(3.14)
(3.15)
где Ме – текущее значение крутящего момента двигателя, Нм.
При скоростях автомобиля менее 30 км/ч величиной Рв можно пренебречь (Рв = 0).
Используя формулы 3.7, 3.13, 3.14 и 3.15 выполняется расчет необходимых величин для построения динамической характеристики автомобиля с полной массой Ga. Результаты расчетов сводятся в таблицу 3.3.
Таблица 3.3
Параметры | Размерность | Значения параметров | |||||||
ne | мин-1 | из таблицы 1 | |||||||
Ме | Нм | из таблицы 1 | |||||||
1-я передача Uk= | Va | км/ч | из таблицы 2 | ||||||
PT | Н | ||||||||
Pв | Н | ||||||||
D | Н/Н | ||||||||
2-я передача Uk= | Va | км/ч | из таблицы 2 | ||||||
PT | Н | ||||||||
Pв | Н | ||||||||
D | Н/Н | ||||||||
3-я передача Uk= | Va | км/ч | из таблицы 2 | ||||||
PT | Н | ||||||||
Pв | Н | ||||||||
D | Н/Н | ||||||||
4-я передача Uk= | Va | км/ч | из таблицы 2 | ||||||
PT | Н | ||||||||
Pв | Н | ||||||||
D | Н/Н | ||||||||
5-я передача Uk= | Va | км/ч | из таблицы 2 | ||||||
PT | Н | ||||||||
Pв | Н | ||||||||
D | Н/Н |
По данным таблицы 3.3 строят динамическую характеристику автомобиля с полной массой, к которой затем пристраивают номограмму нагрузок (рис. 3.3).
Номограмма нагрузок строится следующим образом.
На продолжении оси абсцисс динамической характеристики откладывается шкала нагрузок таким образом, чтобы нагрузка 100% совпала с началом координат, а нагрузка 0% стала крайней левой точкой этой шкалы. Из этой точки восстанавливается перпендикуляр к оси абсцисс, на котором в определенном масштабе откладываются значения динамического фактора D при нагрузке в кузове (салоне и багажнике) 0%.
Масштаб шкалы динамического фактора а0 при нагрузке в кузове (салоне и багажнике) 0% определяется по формуле
, (3.16)
где а100 – масштаб шкалы D100%;
Ga, G0 – масса автомобиля, соответственно при полной нагрузке (100%) и без нагрузки (0%).
Из формулы видно, что а0 > а100. это значит, что в одном и том же линейном отрезке на шкале D0% откладывается большее количество единиц динамического фактора, чем на шкале D100%.
Точки на ординатах, соответствующие одинаковым значениям динамического фактора соединяются прямыми линиями. Определение динамического фактора по сцеплению Dφ производится по формуле
, (3.17)
где φ – коэффициент сцепления;
Gвед – масса автомобиля, приходящаяся на ведущую ось, кг.
Расчет производится для 7-ми значений коэффициента сцепления от φ = 0,1 до 0,7. Полученные значения Dφ откладываем на соответствующих ординатах динамического фактора и соединяем пунктирными линиями. Значения и могут не совпадать из-за разного соотношения масс автомобиля Gвед/Ga при полной нагрузке и без нагрузки. Для полноприводных автомобилей соотношения масс Gвед/Ga = 1 и Dφ = φ.
На рис. 3.3 в качестве примера показан динамический паспорт автомобиля с 5-ти ступенчатой коробкой передач.
Рис. 3.3. Динамический паспорт автомобиля с 5-ти ступенчатой коробкой передач
На основании построенного динамического паспорта определить:
– максимальные подъемы (в градусах), которые может преодолеть равномерно движущийся автомобиль при загрузке 100% и 0% на первой и высшей передачах;
– на каких передачах и с какой скоростью возможно движение автомобиля с загрузкой 50% при φ = 0,1 и φ = 0,4.
– минимальный коэффициент сцепления, необходимый для движения автомобиля со скоростью 50 км/ч, загруженного на 75%.
График силового баланса
Иногда для анализа требуется построить график силового баланса, т.е. зависимость тяговой силы от скорости движения автомобиля. Тяговая сила и сила сопротивления воздуха определяется по формулам 3.14 и 3.15, а скорость движения по формуле 3.7.
На рис. 3.4 в качестве примера показан график силового баланса автомобиля с 5-ти ступенчатой коробкой передач.
Рис. 3.4. График силового баланса автомобиля с 5-ти ступенчатой коробкой передач