Возможные неисправности и методы их устранения. Перечень возможных неисправностей дизеля в процессе эксплуатации и рекомендации по действиям при их возникновении приведены в таблице 3. Таблица 3

Перечень возможных неисправностей дизеля в процессе эксплуатации и рекомендации по действиям при их возникновении приведены в таблице 3.

Таблица 3  
Неисправность, внешнее проявление Методы устранения
1 Дизель не запускается
1.1 Воздух в топливной системе Прокачайте систему насосом ручной подкачки топлива. Устраните подсос воздуха в топливной системе
1.2 Неисправен топливный насос Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта
2 Дизель не развивает мощности
2.1 Рычаг управления топливным насосом не доходит до упора Отрегулируйте тяги управления топливным насосом
2.2 Засорился фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива Замените фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива
2.3 Неисправны форсунки Выявите неисправные форсунки, промойте распылители и прочистите их сопловые отверстия, при необходимости замените распылители
2.4 Неправильно установлен угол опережения впрыска топлива Установите рекомендуемый угол опережения впрыска топлива
2.5 Засорен воздухоочиститель дизеля Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя
2.6 Неисправен топливный насос Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта
2.7 Снизилось давление наддува Снимите турбокомпрессор с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта
3 Дизель неустойчиво работает на холостом ходу
3.1 Попадание воздуха в топливную систему Прокачайте систему насосом ручной подкачки топлива. Устраните подсос воздуха в топливной системе
3.2 Не отрегулирована пружина холостого хода в топливном насосе Отрегулируйте пружину холостого хода
3.3     Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта
4 Дизель дымит на всех режимах работы
4.1 Из выпускной трубы идет черный дым
4.1.1 Засорен воздухоочиститель дизеля Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя
4.1.2 Зависла игла распылителя форсунки Выявите неисправную форсунку, промойте или замените распылитель, отрегулируйте форсунку
4.1.3 Неисправен топливный насос Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта

Продолжение таблицы 3
Неисправность, внешнее проявление Методы устранения
4.2 Из выпускной трубы идет белый дым
4.2.1 Дизель работает с переохлаждением Прогрейте дизель, во время работы поддерживайте температуру охлаждающей жидкости в пределах 85…95 °С
4.2.2 Попадание воды в топливо Замените топливо
4.2.3 Не отрегулированы зазоры между клапанами и коромыслами Отрегулируйте зазоры между клапанами и коромыслами
4.2.4 Неправильно установлен угол опережения впрыска топлива Установите рекомендуемый угол опережения впрыска топлива
4.3 Из выпускной трубы идет синий дым
4.3.1 Попадание масла в камеру сгорания в результате износа деталей гильзо-поршневой группы Замените изношенные детали гильзо-поршневой группы
4.3.2 Избыток масла в картере дизеля Слейте избыток масла, установив уровень по верхней метке стержня масломера
5 Дизель перегревается
5.1 Охлаждающая жидкость в радиаторе кипит Очистите радиатор от пыли и грязи, при необходимости очистите систему охлаждения от накипи. Отрегулируйте натяжение ремня вентилятора
6 Давление масла на прогретом дизеле ниже допустимого
6.1 Неисправен датчик или указатель давления Замените датчик или указатель давления (при необходимости) после проверки давления масла контрольным комплектом приборов
6.2 Нарушена герметичность соединений маслопроводов Выявите место нарушения герметичности и восстановите ее
6.3 Неисправен масляный насос Выявите неисправность и устраните
6.4 Уровень масла в картере дизеля ниже допустимого Долейте масло до верхней метки стержня масломера
6.5 Заедание сливного клапана центробежного масляного фильтра Промойте клапан и отрегулируйте давление в системе смазки в соответствии с рисунком 15.
6.6 Предельный износ сопряжений шейки коленчатого вала-подшипники Перешлифуйте шейки коленчатого вала и поставьте вкладыши подшипников ремонтного размера
7 Турбокомпрессор См. приложение Д
8 Пусковой двигатель
8.1 Пусковой двигатель не запускается:  
а) Нет подачи топлива Проверьте наличие топлива в баке ПД, промойте отстойник на топливном баке, промойте сетчатый фильтр топливоподводящего штуцера карбюратора пускового двигателя
       

Продолжение таблицы 3
Неисправность, внешнее проявление Методы устранения
б) На электродах свечи зажигания нет искры Проверьте надежность электрического контакта провода высокого напряжения в выводе магнето, проверьте зазор между контактами прерывателя магнето, при необходимости зачистите контакты и отрегулируйте зазор
в) Пусковой двигатель работает с перебоями и не развивает полной мощности Отрегулируйте устойчивую работу двигателя винтом холостого хода. Частично разберите карбюратор, промойте и продуйте жиклер холостого хода
9 Стартер
9.1 При включении стартера тяговое реле не срабатывает (отсутствует характерный щелчок):  
а) Слабая затяжка клемм аккумулятора или их окисление Зачистите контакты и затяните клеммы
б) Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея Зарядите или замените батарею
в) Неисправность в электрической цепи реле стартера Проверьте электрическую цепь и устраните неисправность
9.2 При включении стартера слышен повышенный шум шестерни привода Зачистите заусенцы или забоины на зубьях, замените венец маховика или привод стартера
9.3 При включении стартер не проворачивает коленчатый вал дизеля или вращается очень медленно:  
а) Разрядилась аккумуляторная батарея Зарядите или замените аккумуляторную батарею
б) Загрязнились коллектор и щетки Очистите коллектор и щетки
в) Обгорели контакты реле стартера Зачистите контакты реле стартера
г) Пробуксовка муфты привода стартера (износ роликов муфты или трещина обоймы) Замените привод стартера
9.4 После запуска дизеля стартер остается во включенном состоянии Остановите дизель, отключите батарею и зачистите контакты тягового реле
9.5 Шестерня привода не выходит из зацепления с венцом маховика вследствие поломки возвратной пружины рычага отводки привода Замените возвратную пружину
10 Генератор
10.1 Генератор не дает зарядки:  
а) Замыкание на корпус обмотки статора Снимите генератор с дизеля, изолируйте место повреждения изоляции

Продолжение таблицы 3
Неисправность, внешнее проявление Методы устранения
б) Обрыв цепи катушки возбуждения Снимите генератор с дизеля, спаяйте и изолируйте место обрыва или замените катушку
в) Замыкание на корпус цепи вывода «Д» Снимите генератор с дизеля, изолируйте место повреждения изоляции
г) Обрыв выводов двух и более обмоток статора Снимите генератор с дизеля, спаяйте и изолируйте места обрыва выводов, при необходимости замените фазные обмотки
д) Неисправность регулятора напряжения блока БПВ 52-100 Замените регулятор напряжения
10.2 Генератор не отдает полной мощности:  
а) Проскальзывание приводного ремня Отрегулируйте натяжение приводного ремня
б) Обрыв одной из обмоток статора Снимите генератор с дизеля, спаяйте и изолируйте место обрыва или замените обмотку
в) Межвитковое замыкание катушки возбуждения Замените катушку возбуждения
г) Неисправен один из диодов блока БПВ 52-100 Замените выпрямительное устройство блока БПВ 52-100
10.3 Шум генератора:  
а) Проскальзывание натяжного ремня или чрезмерное его натяжение Отрегулируйте натяжение приводного ремня. При необходимости замените подшипники якоря
10.4 Аккумуляторная батарея систематически перезаряжается (амперметр длительное время показывает большой зарядный ток, либо вольтметр показывает повышенное напряжение):  
а) Короткое замыкание или обрыв цепи конденсатора регулирующего устройства блока; Восстановите цепь или замените регулирующее устройство блока
б) Неисправность ИУ регулирующего устройства Замените ИУ

Требования безопасности

Для обеспечения безопасной работы и предупреждения несчастных случаев во время эксплуатации и технического обслуживания дизеля выполняйте следующие правила:

- приступайте к работе только после изучения устройства и правил эксплуатации дизеля;

- не запускайте дизель в закрытом помещении с плохой вентиляцией;

- техническое обслуживание и устранение неисправностей производите при неработающем дизеле;

- во избежание ожогов лица и рук пробку горловины радиатора на горячем дизеле открывайте, пользуясь рукавицей или тряпкой;

- в случае аварии немедленно остановите дизель выключением подачи топлива;

- монтаж и демонтаж дизеля производите при помощи троса, зачаленного за рым-болты, имеющиеся на дизеле;

- не пользуйтесь открытым огнем для прогрева топливопроводов и масляного картера дизеля в холодное время года;

- следите, чтобы во время работы дизеля вблизи выпускного коллектора и глушителя не было легковоспламеняющихся материалов;

- заправку горючесмазочными материалами производите механизированным способом с соблюдением правил пожарной безопасности;

- в случае воспламенения топлива пламя засыпьте песком или накройте брезентом или войлоком, используйте углекислотный огнетушитель, не заливайте горящее топливо водой;

при остановке дизеля выключите включатель "массы".

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

3.1 Общие указания

Техническое обслуживание проводится с целью поддержания дизеля в исправном состоянии в процессе эксплуатации. Несоблюдение установленной периодичности и низкое качество технического обслуживания дизеля значительно уменьшают его ресурс, приводят к увеличению отказов, снижению мощности, росту затрат на его эксплуатацию.

Эксплуатация дизеля без проведения очередного технического обслуживания не допускается.

В зависимости от условий работы дизеля допускается отклонение от установленной периодичности проведения технических обслуживаний в пределах ±10%.

Отметки о проведении очередного планового технического обслуживания (за исключением ежесменного технического обслуживания) должны быть занесены в формуляр трактора (машины).

Операции технического обслуживания, связанные с разборкой агрегатов дизеля проводятся в закрытом помещении для предохранения от попадания пыли и грязи.

Все неисправности, обнаруженные при проведении технического обслуживания, должны быть устранены.

3.2 Виды и периодичность технического обслуживания

Виды и периодичность технического обслуживания приведены в таблице 4.

Таблица 4  
Вид технического обслуживания Периодичность
в часах в литрах израсходованного топлива
Техническое обслуживание при подготовке к эксплуатационной обкатке - -
Техническое обслуживание при эксплуатационной обкатке 8-10 -
Техническое обслуживание по окончании эксплуатационной обкатки После 30 -
Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) 8-10   -
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
Третье техническое обслуживание (ТО-3)
Сезонное техническое обслуживание при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации (СТО-ВЛ) При подготовке дизеля к весенне-летнему периоду эксплуатации, одновременно с очередным техническим обслуживанием (ТО-1, ТО-2 или ТО-3)
Сезонное техническое обслуживание при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации (СТО-ОЗ) При подготовке дизеля к осенне-зимнему периоду эксплуатации, одновременно с очередным техническим обслуживанием (ТО-1, ТО-2 или ТО-3)
Техническое обслуживание при подготовке к длительному хранению Проводится в процессе подготовки дизеля к длительному хранению
Техническое обслуживание при длительном хранении Проводится в процессе длительного хранения: на открытых площадках ежемесячно; на закрытых - через каждые 2 мес.

Техническое обслуживание дизеля при подготовке к эксплуатационной обкатке и по окончании эксплуатационной обкатки соответствует работам, изложенным в разделах 2.1 и 2.2.1.5, а ТО при хранении в разделе 5.

3.3 Порядок технического обслуживания дизеля

Наименования и сроки проведения работ по техническому обслуживанию приведены в таблице 5.

Таблица 5
Наименование работ Вид технического обслуживания
ЕТО ТО-1 2ТО-1 ТО-2 ТО-3 2ТО-3 ВЛ ОЗ
Проверьте уровень масла в картере дизеля + + + + + +    
Прокачайте систему топливоподачи с целью удаления из нее воздуха                
Проверьте уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения + + + + + +    
Слейте отстой из фильтра грубой очистки топлива   + + + + +    
Проверьте натяжение ремня вентилятора   + + + + +    
Проверьте уровень и состояние масла в поддоне воздухоочистителя   + + + + +    
*Очистите ротор центробежного масляного фильтра       + + +    
*Замените масло в картере дизеля       + + +    
Проверьте зазор между клапанами и коромыслами       + + +    
Слейте отстой из фильтра тонкой очистки топлива       + + +    
Очистите и промойте центральную трубу и корпус с фильтрующими элементами воздухоочистителя         + +    
Проверьте герметичность всех соединений на всасывание воздуха       + + +    
Промойте фильтрующие элементы воздухоочистителя пускового двигателя         + +    
Проверьте затяжку болтов крепления головки цилиндров         + +    
Промойте сапун дизеля         + +    
Замените фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива         + +    
Промойте фильтр грубой очистки топлива         + +    
Проверьте зазор между электродами свечи пускового двигателя         + +    
                     

Продолжение таблицы 5
Наименование работ Вид технического обслуживания
ЕТО ТО-1 2ТО-1 ТО-2 ТО-3 2ТО-3 ВЛ ОЗ
Проверьте зазор между контактами прерывателя магнето пускового двигателя         + +    
Смажьте маслом поверхность кулачкового вала магнето (3-5 капель в фетровый фитиль)         + +    
Промойте карбюратор, топливоподводящий штуцер с сетчатым фильтром, фильтр-отстойник и топливный бак пускового двигателя         + +    
Проверьте уровень смазки в корпусе редуктора пускового двигателя         + +    
Проверьте правильность включения муфты редуктора пускового двигателя         + +    
Проверьте топливный насос на стенде           +    
Проверьте угол начала подачи топлива на дизеле           +    
Проверьте давление впрыскивания форсунками и качество распыла           +    
Проверьте состояние стартера дизеля (состояние щеток, коллектора, пружин, контактов и др. деталей)           +    
Проверьте состояние стартера пускового двигателя           +    
Замените смазку в корпусе редуктора пускового двигателя           +    
Промойте систему охлаждения от накипи и загрязнений           +    
Установите винт посезонной регулировки напряжения генератора в положение "Л" (лето)             +  
Замените в картере дизеля масло зимнего сорта на масло летнего сорта             +  

Продолжение таблицы 5
Наименование работ Вид технического обслуживания
ЕТО ТО-1 2ТО-1 ТО-2 ТО-3 2ТО-3 ВЛ ОЗ
Установите винт посезонной регулировки напряжения генератора в положение "З" (зима)               +
Замените в картере дизеля масло летнего сорта на масло зимнего сорта               +
  * Для дизеля Д-245 и его модификаций очистку ротора центробежного масляного фильтра и замену масла в картере дизеля производите через 250 часов работы.  

3.4 Указания по выполнению работ по техническому

обслуживанию

Наши рекомендации