Значение путей сообщения в развитии народнохозяйственного комплекса Республики Беларусь

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом. Рассматривая транспорт как отрасль народного хозяйства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость про­дукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной промышленности, где они могут достигать 50%. Транспортный фактор имеет немаловажное значение в нашей стране с ее географическим положением и неравномерным размеще­нием ресурсов, населения и основных производственных фондов.

и

Изменение степени обеспечения безопасности движения в разные сезоны года ("сезонные графики коэффициентов безопасности").

Сезонные графики коэффициентов аварийности дают возможность определять и прогнозировать наиболее опасные участки дорог в неблагоприятные периоды года, разрабатывать конкретные мероприятия по повышению транспортно-эксплуатационных качеств дорог и безопасности движения с учетом местных погодно-климатических условий, более обоснованно размещать элементы инженерного оборудования и дорожной информации в зависимости от сезона года, распределять дорожную технику для содержания дорог и в первую очередь технику для зимнего содержания, планировать силы и средства на содержание дорог, нормировать скорости движения транспортных потоков в характерные периоды года в зависимости от местных погодно-климатических условий.

Сезонные графики коэффициентов аварийности строятся отдельно для каждого сезона: лета, зимы, осени и весны. Учитывая сравнительно одинаковые условия движения в весенний и осенний периоды, можно строить один график для этих периодов.

Исходными материалами для построения сезонных графиков коэффициентов аварийности являются: план, продольный и поперечный профили дороги со всеми техническими характеристиками, данные об изменениях переменных характеристик дорог и транспортного потока по сезонам года и характеристики метеорологических условий.

Для существующих дорог сезонные графики коэффициентов аварийности необходимо строить на основании сезонных обследований состояния дорог с определением величин переменных параметров и транспортно-эксплуатационных характеристик дорог, наиболее свойственных для данного периода.

При этом должны быть определены по сезонам года: фактическая ширина проезжей части и обочин и их состояние, видимость в плане и продольном профиле, ширина проезжей части и обочин на мостах и в местах других сужений (в местах установки

ограждений, надолб, бордюров, направляющих устройств, на кривых малого радиуса и т.д.), количество и параметры действительно работающих по сезонам года пересечений, съездов и переездов, и интенсивность движения на них, фактическое число полос движения проезжей части дороги, наличие тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек и их состояние, сцепные качества покрытия и фактическая интенсивность движения.

Сезонные обследования дорог следует проводить 1 - 2 раза в сезон, примерно в середине каждого сезона или ближе к его концу, спустя 2 - 3 дня после выпадения осадков.

Эффективно используемая ширина проезжей части в зимний и весенне-осенний периоды изменяется за счет образования на прикромочных полосах снежных отложений и

наледей, нанесения грязи с неукрепленных обочин и съездов.

Наши рекомендации