Общая характеристика топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь. Возможности самообеспечения топливно-энергетического комплекса РБ

По мнению ряда энергетиков, уже через несколько лет Бела­руси придется пережить тяжелейший энергетический кризис. Главная проблема – высокая степень энергетической зави­симости нашей страны от внешних источников. 85-90% сырья для белорусской топливной промышленности импорти­руется из России. По мнению специалистов белорусского теплоэнергетического института, такая ситуация небезопасна. По нормам развитых стран не рекомендуется импортировать бо­лее 50% топливно-энергетических ресурсов из одной страны. В противном случае государство становится слишком зависи­мым от сырьевых источников. Белорусское правительство залогом энергетической безо­пасности государства считает то, что в стране есть развитая сеть электростанций. Однако учитывая, что вся белорусская электроэнергия производится на российском газе, считать на­шу электроэнергетическую систему самостоятельной не при­ходится. В то же время уже сейчас около половины белорусских энергетических мощностей требует замены. Значительная часть теплоэлектростанций по своим техническим характе­ристикам не соответствует нынешним потребностям энерго­потребления. Электроэнергия, произведенная на белорусских ГРЭС, стоит дороже, чем импортируемая из Литвы и России [15].

При выборе вариантов энергообеспечения необходимо учи­тывать два основных фактора – экономичность и безопас­ность.

Возможные варианты поставки газа:

а) из России по существующей и вновь сооружаемой систе­ме газопроводов;

б) из Туркменистана по существующей системе газопрово­дов через Казахстан–Россию–Украину, а также путем соо­ружения нового газопровода с учетом интересов сопредельных
государств (Украины, Литвы, Латвии, Польши, России);

в) из месторождений Северного моря путем строительства нового газопровода через Польшу;

г) из Ирана с учетом имеющегося соглашения о строительстве газопровода для подачи газа на Украину и в Азербайджан;

д) сжиженного природного газа из государств-экспортеров: Ливии, ОАЭ, Брунея через порты Черного или Бал­тийского морей.

Несмотря на то, что расстояние до Беларуси от месторожде­ний Северного моря ближе, чем из региона Персидского залива, имеющиеся там запасы недостаточны для обеспечения даже близлежащих стран Западной Европы. Так как разведанные за­пасы нефти в странах Ближнего и Среднего Востока более, чем в два раза превышают запасы всех остальных месторождений на Земле, а также в связи с наличием стабильных грузопотоков нефти из этих стран в Европу, для Республики Беларусь в ка­честве основного альтернативного варианта следует рассматри­вать поставки нефти из этого региона двумя путями: южный – через Одессу; северный – через Роттердам.

Основная цель структурной перестройки в ТЭК состоит в создании условий для эффективного производства и потреб­ления энергоресурсов, привлечения инвестиций для совре­менного обновления и повышения технического уровня энер­гетических предприятий. Достижение целей структурной пе­рестройки должно обеспечивать путем изменения имущес­твенных отношений в энергетике, реорганизации органов уп­равления и предприятий ТЭК для формирования конкурен­тной среды в сфере поставок, производства и распределения энергетических ресурсов. Процессы преобразования должны протекать при сочетании шагов по предоставлению полной экономической самостоятельности предприятиям и мер пря­мого государственного регулирования, контроля деятельнос­ти естественных монополий для сохранения технологической целостности и управляемости ТЭК. Существующая экономи­ческая ситуация в Республике Беларусь, характеризующая­ся спадом потребления энергии, запасом производственных мощностей, значительным потенциалом энергосбережения, создает предпосылки для проведения структурной перес­тройки в период до 2010 года. Для Республики Беларусь наиболее целесообразным пред­ставляется преобразовать предприятия концерна «Белэнерго» в открытые акционерные общества. В будущем предусматри­вается создание на базе предприятий отрасли Белорусских на­циональных компаний холдингового типа. Под холдингом по­нимается акционерное общество открытого типа, в состав ко­торого входят пакеты акций других предприятий. Это позво­лит проводить без ущемления хозяйственной самостоятель­ности отдельных элементов холдинга согласованную техни­ческую и финансовую политику системы в целом, координи­ровать деятельность дочерних предприятий, процессы дивер­сификации энергоснабжения, эффективно реализовывать ин­вестиционные и иные проекты [3].

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Республики Беларусь пред­ставляет собой сложную совокупность производственных систем для получения, преобразования, распределения и использования природных энергетических ресурсов и энергии всех видов. В Республики Беларусь он включает предприятия по добыче (нефть, торф, попутный газ), заготовке (дрова), закупке недостающих полезных ископае­мых, транспортировке газа, преобразованию их в электро- или тепловую энергию и распределению по потребителям. В 1999 году за счет местных, возобновляемых нетрадиционных и вто­ричных ресурсов было обеспечено более 15% суммарной потребности республики в энергоносителях. Республиканским органом государственного управления, реализующим функции государственного регулирования по обеспечению топливно-энергетическими ресурсами, является Министерство энергетики Республи­ки Беларусь (Минэнерго). В топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь входят: Министерство энергетики, которому подчинены:

–Белорусское государственное предприятие по транспортировке газа «Белтрансгаз»;

–Белорусский государственный энергетический концерн «Белэнерго»;

–Белорусский концерн по топливу и газификации «Белтопгаз»;

–Белорусский государственный концерн по нефти и химии «Белнефтехим», подчиненный непосредственно Совету Министров Республики Беларусь.

Основное направление деятельности ТЭК – это всемерное развитие мест­ных видов и нетрадиционных источников энергии, а также повсеместное вне­дрение энергосберегающих технологий. Ведущее значение ТЭК состоит в том, что он во многом определяет основные пропорции экономики, осуществимость и целесообразность технологических процессов. Системы ТЭК: угле-, нефте-, газоснабжаю­щие, ядерно-энергетическая, электроэнергетическая и теплоснабжающая – относятся к искусственным, т.е. созданным человеком; большим (слож­ным) иерархическим, т.е. включающим совокупности входящих одна в другую соподчиненных подсистем; открытым ввиду наличия их внешних связей с другими системами и окружающей средой; постоянно развива­ющимся, т.е. меняющим во времени свои параметры и режимы; целенап­равленным, т.е. двигающимся к определенной цели или группе целей; автоматизированным системам, в которых человек входит в органически связанные управляющие и управляемые части системы. Эти производственные системы, имея тесные взаимосвязи и функ­ционируя как единое целое, выступают как обособленные в организа­ционном отношении отрасли промышленности, главным признаком ко­торых, как совокупности предприятий, организаций, является однородное экономическое назначение производимой продукции. Потребляющие установки и вместе с ними часть устройств для пре­образования, передачи и распределения энергии находятся в ведении потребителей [15].

Электроэнергетика республики представляет собой пос­тоянно развивающийся высокоавтоматизированный комп­лекс, объединенный общим режимом работы и единым цент­рализованным диспетчерским управлением. Беларусь свя­зана с энергосистемами России, стран Балтии, Украины и Польши. Сегодня Беларусь занимает одно из последних мест по эко­номическим и энергетическим показателям среди стран с ана­логичными климатическими условиями. Топливная промышленность Беларуси представлена пред­приятиями по добыче и переработке нефти и торфа, среди ко­торых доминируют крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия. Нефтеперерабатывающая промышленность представлена двумя нефтеперерабатывающими предприятиями суммарной мощностью около 40 млн. т переработки в год сырой нефти. В настоящее время ПО «Нафтан» располагает установками, мощ­ность которых рассчитана на переработку до 9 млн. т нефти в год, АО «Мозырский НПЗ» – до 8 млн. т. В концерне «Белнефтехим» сосредоточена вся добыча нефти и попутного газа. Лимит добычи нефти на территории Республики Беларусь установлен в объеме 1850,5 тыс. т в год. Концерном совместно с производственным объе­динением «Белоруснефть» ведется активная работа по участию в разработке российских нефтяных месторождений в Ненецком автономном округе Рос­сийской федерации. Для этой цели создана на паритетных условиях Ненецко-Белорусская нефтяная компания, которая получила лицензию на геологиче­ское изучение недр Лигинского участка. Концерн обеспечивает все отрасли экономики Беларуси жидким топливом и смазочными материалами через на­ходящиеся в его подчинении производственные объединения нефтепродук­тов. Кроме этого в его ведении находятся все предприятия химической про­мышленности, крупнейшими из которых являются Светлогорское РУП «Химволокно», Могилевские РУП «Химволокно» и «Лавсан». Государственное предприятие по транспортировке и поставке газа – «Белтрансгаз» явилось правопреемником созданного в 1960 г. в республике Управления магистральных газопроводов. Для эксплуатации введенного в том же году магистрального газопровода «Дашава – Минск» в 1973 году оно было преобразовано в Западное производственное объединение по транспортировке и поставке газа «Западтрансгаз», а в 1982 г. – в Белорусское государственное предприятие по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз». В 2001 г. оно стало Республиканским унитарным предприятием по транспортировке и по­ставке газа «Белтрансгаз» [12].

Энергетическая программа РБ. Энерго­обеспеченность народного хозяйства и энергоемкость отдельных видов производственной деятельности

Так как Беларусь относительно бедна собственными топливными ре­сурсами, экономически целесообразно наращивать потребление местных видов топлива и использовать нетрадиционные источники энергии. Для Республики Беларусь; расположенной в центре восточноевропей­ского региона и не имеющей выхода к морю, возможны следующие пути поставки нефти:

– из России по существующей системе магистральных газопроводов;

– через территории сопредельных государств (Украины, Литвы, Латвии, Польши), имеющих и создающих морские нефтеперевалочные комплексы для приема нефти из танкеров, при этом реализуется комбинированная трубопроводно-морская транспортная схема поставки нефти. Общие извлекаемые ресурсы нефти в Республике Беларусь оценены в 362,1 млн. т. В промышленную категорию переве­дено примерно 48% указанных ресурсов. В Припятской нефтяной области прогнозируется открытие 470 новых залежей нефти (из них 6 с запасами более 3-4 млн т; 18 – с запасами 1-3 млн. т; остальные залежи – с запа­сами ниже 1 млн. т). Общая производительность существующих нефтяных скважин снижа­ется, так как многие разработанные пласты уже перешли пиковый рубеж производительности. Эти обстоятельства формируют тенденцию спада в добыче отечественной нефти в будущем. Для сохранения существующих объемов добычи нефти необходимы применение новейшей технологии и разработка новых месторождений [12].

Учитывая имеющиеся ресурсы торфа и то, что торфобрикеты – достаточно дешевый вид топлива, считается целесообразным поддержи­вать их производство на прежнем уровне. Торф в основном используется как удобрение для сельскохозяйственных нужд. Потенциал бурых углей в Рес­публике Беларусь достаточно высок. В настоящее время наиболее изу­ченными являются угли, залегающие на глубине 20-80 м трех месторож­дений (Житковичского, Бриневского, Тонежского) с общими запасами 152 млн. т. Имеющиеся в Беларуси бурые угли низкокалорийные (теплота сгорания – 6,3-7,1МДж/кг), влажность – 55-60%, зольность – 17-23%. В ближайшие годы предполагается расширить добычу угля в объеме 4 млн. т в год. Белорусский уголь можно использовать в качестве коммунального топлива после подсушки и брикетирования в смеси с торфом или для получения генераторного газа. Существует реальная необходимость в освоении месторождений бурых углей.

Запасы горючих сланцев в Беларуси достаточно велики. Наиболее изученным является Туровское месторождение. Теплота сгорания этих сланцев – 4,2-6,7 МДж/кг, зольность – около 75%, выход смолы – 6-12%. По своим качественным показателям сланцы не являются эффектив­ным топливом из-за высокой зольности и низкой теплоты сгорания. Они требуют предварительной термической подготовки с выходом жидкого и газообразного топлива. Стоимость полученных энергоносителей при этом достаточно высока и приближается к мировым ценам на нефть. Экономические расчеты показывают, что при повышении мировых цен на энергоносители (примерно в 2 раза) комплексная переработка припятских сланцев в высококалорийное органическое топливо по усовершенст­вованной технологии может быть эффективной [15].

Себестоимость тепловой энергии, полученной с ис­пользованием древесной массы, в 2-4 раза ниже по сравнению с экспорти­руемым углеводородным топливом. Увеличивая объем сжигания древесного топлива, впрочем, как и любого другого вида местного топлива, уменьшается потребление дорогостоящего импортируемого углеводородного топливного сырья. После завершения проводимых опы­тов можно будет сделать выводы об использовании в качестве топлива ра­диоактивной древесины. Последняя может увеличить потенциал древес­ной массы на 500–700 тыс. т. Применение отходов лесозаготовок и деревообрабатывающей промыш­ленности в качестве энергетического топлива – эффективное средство улучшения экологической обстановки и снижения себестоимости произ­водимой энергии. В районах расположения гидро­лизных заводов (города Бобруйск и Речица) в отвалах находится около 4-5 млн. т гидролизного лигнина с влажностью 65% и теплотой сгорания примерно 6,3 МДж/кг. После подсушки до влажности 20-30% лигнин становится полноценным топливом с теплотой сгорания, близкой к куско­вому торфу. В таком виде лигнин может найти применение как топливо для небольших котлов и бытовое. Потенциальная энергия, заключенная в твердых бытовых отходах, только по г. Минску составляет 150 тыс. т.

Таким образом, потенциально Беларусь имеет возможность для более широкого использования местных видов топливных ресурсов при дальней­шем развитии технологий сжигания различных видов топлива. На нынешнем этапе приоритет должен быть отдан расширению использования в качестве топлива древесных отходов различного вида, кускового торфа, горючих бытовых и производственных отходов. Одновременно должны быть прора­ботаны вопросы добычи и использования бурых углей и горючих сланцев, проведена разведка новых залежей нефти, максимально сохранив ее добычу, по крайней мере, на прежнем уровне. Стратегия развития нетрадиционных источников энергии, в первую очередь основанных на использовании энергии ветра и Солнца, должна быть тщательно проработана, научно обоснована, необходимо наметить этапы реализации, максимально точно должен быть обозначен экономиче­ский эффект.

В решении поставленных Энергетической программой концептуальных задач важная роль отводится государственному управлению, основным ме­ханизмом которого является регулирование потребления ТЭР посредством создания законодательной, нормативной базы и экономи­ческих стимулов рационального использования ТЭР. В Энергетической программе на 2006–2010 год определены задания энергосбережения и основные направления повышения эффективности ис­пользования ТЭР по всем отраслям народного хозяйства, министерствам и ведомствам Республики Беларусь. Реализуемый потенциал энергосбережения на эти годы оценивается на уровне 5575–7234 тыс. т. Для реализации этого потенциала энергосбережения определены основные задачи, организационно-экономические и технические направления:

– структурная перестройка отраслей;

– повышение коэффициента полезного использования энергоносителей и увеличение доли менее дорогих видов топлива в общем топливном балансе;

– увеличение доли местного топлива, отходов производства, нетрадици­онных и возобновляемых источников.

Основные организационно-экономические направления:

– дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы;

– проведение государственной экспертизы энергоэффективности проек­тов;

– внедрение прогрессивных норм расхода топлива и энергии;

– совершенствование тарифной политики [18].

Наши рекомендации