Упражнение № 61 стр. 36-37
5. Итог урока.
6. Домашнее задание: упр. 141 стр. 48
Задание № 141по смыслу связано с заданием № 140. При его выполнении учащиеся смогут поупражняться в вычислении количества по известной стоимости при постоянной цене.
Тема: «Учимся решать задачи»
Задачи: закрепление навыка решения задач на нахождение четвертого пропорционального, а также задачи на сумму и разность и на сумму и частное; развитие вычислительных навыков; воспитание трудолюбия.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Работа по учебнику. Выполнение упражнений.
В задании № 142учащимся предлагается решить задачу на нахождение четвертого пропорционального, не вычисляя коэффициент пропорциональности (цену). Для этого они должны опираться на свойство, о котором речь шла выше: если количество увеличивается в некоторое число раз (в данном случае в 5 раз), то и стоимость также увеличивается в это число раз.
В задании № 143учащимся предлагается решить задачу на нахождение четвертого пропорционального двумя способами: с вычислением коэффициента пропорциональности (цены) и без вычисления этого коэффициента. Оба варианта решения предполагают выполнение двух действий: деления и умножения, но второй вариант (12 кг : 3 кг = 4 (раза), 75 • 4 = 300 (руб.)) проще в вычислительном плане, чем первый (75 : 3 = 25 (руб./кг), 25 • 12 = 300 (руб.)).
При выполнении задания № 144учащиеся смогут поупражняться не только в составлении задач по краткой записи, но и в решении задач на нахождение четвертого пропорционального двумя способами. Еще раз обратить внимание учащихся на тот факт, что второй способ (без вычисления цены) можно применять не всегда, а только тогда, когда можно выполнить в целых числах кратное сравнение данных стоимостей.
При выполнении задания № 145учащиеся смогут поупражняться в получении информации из данной диаграммы сравнения: на данной диаграмме представлены три цены (30 руб./шт., 90 руб./шт., 180 руб./шт.). С помощью диаграммы можно выполнить как разностное, так и кратное сравнение данных цен. Что касается задачи на нахождение стоимости с использованием данных цен, то учащиеся могут ориентироваться на вычисление стоимости покупки трех видов товара, когда известна цена и количество каждого вида товара.
В задании № 146учащимся предлагается сформулировать задачу на нахождение стоимости покупки по данной схеме.
4. Работа в тетради. Самостоятельная работа.
Упражнение № 64 стр. 39.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание: упр. № 147. стр.50
В задании № 147учащимся предлагается решить задачу, которая относится к стандартным задачам на сумму и разность. При решении этой задачи желательно уже обойтись без построения схемы.
Тема: Самостоятельная работа № 3 по теме «Задачи на куплю - продажу».
Цель: проверить знания учащихся по решению задач на куплю – продажу.
Вариант – 1.
1. Определи цену одной ручки, если за 7 таких ручек заплатили 42 рубля.
2. За 6 пирожков заплатили 12 рублей 60 копеек. Определи стоимость 5 таких пирожков.
3. Прочитай задачу. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
За 4 кг яблок заплатили 36 рублей. Сколько килограммов этих же яблок можно купить на 81 рублей?
Вариант – 2.
1. Определи цену одной тетради, если за 8 таких тетрадей заплатили 40 рубля.
2. За 4 коробки спичек заплатили 16 рублей 40 коп. Определи стоимость 5 таких же коробок спичек.
3. Прочитай задачу. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
За 4 м ленты заплатили 28 рубля. Сколько метров этой же ленты можно купить на 56 рублей?
Тема: «Деление нацело и деление с остатком»
Задачи: познакомить с действием деления с остатком; формирование вычислительных умений по выполнению деления с остатком; познакомить учащихся с одним из способов нахождения вспомогательного случая деления нацело.
Ход урока.
1. Работа над ошибками, допущенными в самостоятельной работе.
2. Работа по учебнику. Выполнение упражнений.
При выполнении задания № 148учащиеся познакомятся с действием деления с остатком на основе разбиения множества из 15 предметов на 6 равночисленных частей. В каждой такой части будет по 2 предмета и еще 3 предмета останутся в остатке, так как этих трех предметов недостаточно для того, чтобы увеличить число предметов во всех 6 частях разбиения. При этом число 2 показывает, какое максимальное число раз делитель (число 6) содержится в делимом (числе 15), а число 3 показывает, какое еще число остается от делимого после того, как из него вычли делитель максимальное число раз.
При выполнении задания № 149учащимся сначала предлагается составить и записать выражение, с помощью которого можно вычислить делимое, если известны делитель, неполное частное и остаток.
В задании № 150учащимся предлагается выполнить деление с остатком, используя для этого соответствующие табличные случаи деления. Выполнять это задание нужно по столбикам. В каждом столбике записаны два задания на деление, из которых первое относится к табличным случаям (речь идет о делении нацело), а второе — к случаям деления с остатком, когда остаток не равен 0.
При выполнении задания № 151учащиеся получают возможность закрепить полученные только что знания о возможности использования табличных случаев деления для выполнения деления с остатком.
При выполнении задания № 152учащиеся познакомятся с одним из способов деления с остатком, который заключается в том, чтобы сначала на основе последовательного перебора случаев (67- 1; 67 - 2; 67 - 3; 67 - 4) найти число (в данном случае число 4), которое при вычитании из делимого (67) дает в результате число (63), делящееся на данный делитель (9) нацело. После этого можно говорить о вычислении значения частного (63 : 9 = 7) и о том, что число, которое мы вычитали (4), будет являться остатком
При выполнении задания № 153учащимся предлагается познакомится с некоторой модификацией рассмотренного в предыдущем задании способа выполнения деления с остатком. Эта модификация заключается в том, что последовательный перебор вариантов для поиска первого числа, которое делится нацело на данный делитель, основан не на вычитании чисел 1, 2, 3 и т. д., а на переходе от данного числа к предшествующему, а потом к предшествующему предшествующего и т. д. В результате такого перебора нужно найти первое число, которое делится нацело на данный делитель
Цель задания № 155заключается в том, чтобы познакомить учащихся еще с одним способом нахождения того вспомогательного случая деления нацело, который позволяет выполнить данное деление с остатком, Поиск этого вспомогательного случая основан на знании закономерности расположения в натуральном ряду чисел, которые делятся на данный делитель (в рассматриваемом задании речь идет о числе 7). Эта закономерность состоит в том, что интересующие нас числа могут быть получены из данного делителя (числа 7) последовательным прибавлением этого же числа (7 + 7-14; 14 + 7 = = 21; 21 + 7 = 28 и т. д.).
3. Работа в тетради. Самостоятельная работа.