Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение курсовой работы по дисциплине «Технико-экономический анализ деятельности предприятия» является составной частью учебного процесса и имеет своей целью формирование:
- профессиональных компетенций в области технико-экономического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
- способности оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности;
- способности обосновывать решения;
- умения применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели;
- навыков и методов работы с литературой;
- исследовательских навыков и др.
Проведение технико-экономического анализа деятельности Компании ОАО «РЖД» (далее Компании) в рамках выполнения данной курсовой работы позволит закрепить и углубить изучение основ теории и практики технико-экономического анализа; практически показать умение пользоваться методами и приемами анализа; правильно обрабатывать исходные данные и оформлять аналитические таблицы; устанавливать направление и размер влияния отдельных факторов на изменение уровня показателей; объективно оценивать результаты деятельности.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа начинается с введения (2-3 страницы), в котором в первую очередь обосновывается актуальность проведения анализа, разъясняется значение экономического анализа на современном этапе развития экономики. Далее студент обозначает цель и соответствующие задачи аналитического исследования.
Аналитическая часть работы включает в себя следующие разделы:
1. Анализ выполнения плана перевозок.
2. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок.
3. Анализ использования трудовых ресурсов.
4. Анализ движения, состояния и эффективности использования основных средств.
5. Анализ результатов деятельности Компании.
Каждый из расчетно-аналитических разделов выполняется в соответствии с рекомендациями, приведенными в данных методических указаниях. Текст должен соответствовать вопросам плана и излагаться в логической последовательности, обстоятельно, четко и грамотно.
В заключении четко формулируется сущность проведенных исследований в каждом разделе курсовой работы, их теоретическое и практическое значение, выводы должны быть обоснованными.
Список литературы является составной частью работы и характеризует глубину проработки вопросов, входящих в её состав. Он должен быть представлен в работе с соблюдением всех библиографических требований и содержать не менее 10-12 источников.
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПЕРЕВОЗОК
Содержание раздела:
1.1. Цели, задачи проведения анализа.
1.2. Информационная база для проведения анализа.
1.3. Обобщающие показатели работы транспорта по перевозкам.
1.4. Анализ выполнения плана перевозок грузов.
1.5. Факторный анализ пассажирских перевозок.
В основе всех финансовых показателей деятельности Компании лежит организационно-технический уровень производства, т.е. объём и качество продукции (перевозок), прогрессивность технологических процессов; качество используемой техники; техническая вооруженность труда; степень специализации производства, уровень управления.
Объем перевозок оказывает решающее влияние на доходы, расходы, прибыль и уровень рентабельности. Показатели плана перевозок определяют большую часть показателей производственно-финансового плана, и поэтому анализ отчёта о выполнении плана перевозок предшествует анализу остальных разделов.
В процессе анализа оценивают как выполнение плана текущего периода, так и динамику изменения показателей, характеризующих перевозки, вскрывают внутренние резервы увеличения объёма и повышения качества перевозок.
Обобщающим показателем работы железнодорожного транспорта по перевозкам является приведённая продукция (ΣPlприв) — это сумма грузооборота и пассажирооборота:
ΣPlприв = ΣΡl + ΣАl ,
где ΣΡl – грузооборот, т-км;
ΣАl – пассажирооборот, пасс.-км.
Используя плановые и отчётные данные, охарактеризуйте выполнение плана по грузообороту по форме табл. 1.1.
Таблица 1.1
Оценка выполнения объема перевозок
Показатель | Отчёт предшествующего года | Значение | Отклонение | ||||
План | Факт | Абсолютное отклонение | Процент выполнения | ||||
К плану | Предшеств. году | К плану | Предшеств. году | ||||
Грузооборот, т-км. | |||||||
Пассажирооборот, пасс-км. | |||||||
Приведённые т-км |
При анализе причин отклонений от плана фактического объема погрузки грузов в тоннах используют следующие модели взаимосвязи:
ΣΡ = Uпогр × Pст ,
Рст = ,
где Uпогр – число погруженных вагонов;
Рст – статическая нагрузка на вагон, т;
yi – коэффициент, характеризующий долю вагонов, загруженных i-м видом грузов в общем объеме погрузки;
Pi – средняя статическая нагрузка на вагон, загруженный i-м грузом, т.;
n – количество видов (родов) перевозимого груза.
Оценку влияния отдельных факторов на объём погрузки в тоннах обычно выполняют способом корректировки, а анализ статической нагрузки — способом структурных сдвигов (табл. 1.2). Выполнение плана погрузки оценивают в целом и по видам перевозимых грузов, важнейших для каждой дороги, так как на финансовых результатах отражается не только количество перевозимых тонн груза, но и номенклатура перевозимых грузов из-за разницы в тарифных ставках, как на перевозки, так и на переработку грузов.
Особое внимание при анализе следует уделять факторам, определяющим качество перевозок
Таблица 1.2
Факторный анализ выполнения плана погрузки, тыс. т.
Род груза | Выполнение плана по числу погруженных вагонов, % | Объём погрузки, тыс. т. | Изменение погрузки, тыс. т. | ||||
План | Скорректированный план | Факт | Всего | в т. ч. за счёт влияния | |||
Числа погруженных вагонов | Статической нагрузки | ||||||
Объём погрузки – всего, | |||||||
В т. ч. по родам грузов: - каменный уголь | |||||||
- железная руда | |||||||
- нефть и нефтепродукты | |||||||
- черные металлы | |||||||
- строительные грузы | |||||||
- прочие | |||||||
Итого погружено | |||||||
Влияние структуры погрузки |
Грузооборот анализируется в зависимости от числа перевезённых тонн груза и средней дальности перевозок (табл. 1.3). Эти показатели связаны между собой функциональной зависимостью, причем факторы объема перевозок и средней дальности независимы друг от друга. Для анализа используется следующая формула:
,
где - число перевезенных грузов, т.;
- средняя дальность перевозок, км.
Таблица 1.3
Оценка выполнения плана грузооборота
Показатель | Предшествующий год | Отчётный год | Абсолютное изменение по сравнению с | Процент выполнения к | |||
План | Факт | Планом | Предшеств. годом | Плану | Предшеств. году | ||
Всего перевезено грузов, млн. т, в т. ч: | |||||||
Грузооборот, т- км, в т. ч: | |||||||
- без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии | |||||||
- вагонов иных собственников в порожнем состоянии | |||||||
Средняя дальность перевозки 1т груза, км. |
На величину средней дальности перевозок влияет их структура и дальность по видам сообщения, а внутри сообщения — структура и дальность перевозок по родам перевозимых грузов.
Оценить влияние на объём перевозок таких факторов, как число перевезенных грузов, средняя дальность перевозок, структура перевозок и их дальность по видам удобнее всего с помощью метода корректировки по форме табл. 1.4.
Таблица 1.4
Факторный анализ выполнения плана по грузообороту, т-км
Вид сообщения | Выполнение плана по объёму перевозимых грузов, % | Грузооборот, т-км | Изменение грузооборота, т-км | ||||
План | Скорректи- рованный план | Факт | Всего | за счёт влияния | |||
объёма перевозимых грузов | средней дальности перевозок | ||||||
Перевозки – всего, в т. ч.: | 101,7 | ||||||
- без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии | 98,4 | ||||||
- вагонов иных собственников в порожнем состоянии | 106,9 | ||||||
Итого | |||||||
Влияние структуры перевозок |
Однако при анализе грузооборота методом корректировки следует учитывать, что нет данных о фактическом изменении средней дальности перевозок грузов.
Средняя дальность рассчитывается по следующей модели:
В заключение данного раздела необходимо уделить внимание пассажирообороту. При анализе пассажирооборота необходимо установить не только степень выполнения плана по числу отправленных и перевезенных пассажиров, но и выявить влияние на изменение пассажирооборота изменения структуры и средней дальности перевозок по видам сообщений. С использованием табл. 1.5 проанализируйте выполнение плана пассажирских перевозок. Сделайте вывод.
Аналитическая зависимость показателей перевозок пассажиров имеет следующий вид:
ΣАl = ΣА × ,
= Σγi × li ,
где ΣАl – количество перевезённых пассажиров, чел.;
– средняя дальность перевозок пассажиров, км.
γ – коэффициент, характеризующий долю перевозок по видам сообщений;
i – вид сообщения.
Таблица 1.5
Оценка выполнения плана по пассажирским перевозкам
Показатель | Предшествующий год | Отчётный год | Абсолютное изменение по сравнению с | Процент выполнения к | |||
план | факт | планом | предшеств. Годом | плану | предшеств. году | ||
Число перевезенных пассажиров, из них по видам сообщений: | |||||||
- пригородное | |||||||
- дальнее | |||||||
Пассажиро-километры, тыс., из них по видам сообщений: | |||||||
- пригородное | |||||||
- дальнее | |||||||
Средняя дальность перевозок, км, из них по видам сообщений: | |||||||
- пригородное | |||||||
- дальнее |
Пассажирские перевозки отличаются большой неравномерностью во времени и по направлениям, что ухудшает качественные показатели использования пассажирских вагонов и вызывает дополнительные непроизводительные затраты по обеспечению максимального объёма перевозок.
Факторный анализ пассажирооборота целесообразно выполнять способом корректировки в форме табл. 1.6.
Таблица 1.6
Факторный анализ выполнения плана по пассажирообороту
Вид сообщения | Выполнение плана по числу перевезенных пассажиров, % | Пассажирооборот, пасс-км | Изменение пассажирооборота, пасс-км | ||||
План | Скорректированный план | Факт | Всего | в том числе за счёт влияния | |||
числа перевезённых пассажиров | дальности перевозок | ||||||
Пассажирооборот | |||||||
- пригородное | |||||||
- дальнее | |||||||
Итого |
АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК
Содержание раздела:
2.1. Понятие, цели, задачи.
2.2. Этапы анализа эксплуатационных расходов.
2.3. Анализ структуры расходов.
2.4. Факторный анализ эксплуатационных расходов.
2.5. Взаимосвязь факторов, влияющих на изменение себестоимости.
Текущие затраты железных дорог на перевозку грузов, пассажиров, багажа и почты называют эксплуатационными расходами. Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость — один из важнейших показателей деятельности предприятий.
Исследование причин изменений расходов и себестоимости перевозок должно выполняться систематически на каждом иерархическом уровне управления перевозками: в бригадах и сменах, производственных участках, структурных единицах дороги, в целом по железной дороге и ОАО «РЖД». Выделение в структуре расходов постоянных и переменных затрат осуществляется методом корректировки на коэффициент, характеризующий зависимую от объема работ часть расходов.
Анализ структуры эксплуатационных расходов начинают с определения удельного веса отдельных элементов в общей сумме расходов и их изменения по сравнению с планом. Планирование и учет эксплуатационных расходов ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям.
Оценка абсолютного изменения эксплуатационных расходов по элементам затрат можно провести в форме табл. 2.1.
Таблица 2.1
Анализ состава и структуры расходов
Элементы затрат | Сумма расходов, тыс. руб. | Темп роста, % | ||
Предшествующий год | Отчётный год | |||
План | Факт | |||
Заработная плата, тыс. руб. | ||||
Удельный вес в общей сумме расходов, % | ||||
Отчисления на социальные нужды, тыс. руб. | ||||
Удельный вес в общей сумме расходов, % | ||||
Материалы, тыс. руб. | ||||
Удельный вес в общей сумме расходов, % | ||||
Амортизационные отчисления, тыс. руб. | ||||
Удельный вес в общей сумме расходов, % | ||||
Прочие, тыс. руб. | ||||
Удельный вес в общей сумме расходов, % | ||||
Всего, тыс. руб. |
Вертикальный и горизонтальный анализ изменения расходов по сравнению с базисным и плановым периодом, как в абсолютных, так и в относительных величинах дает необходимую информацию для управления расходами, но не позволяет оценить эффективность их использования. Оценить правильность расходования трудовых и материальных ресурсов можно только на основе факторного анализа расходов и обобщения его результатов.
Факторный анализ расходов можно выполнить различными методами. Однако, исходя из информационной базы, на железнодорожном транспорте традиционно используют метод корректировки. Для проведения факторного анализа расходов на перевозки предварительно сгруппируйте данные в форме табл. 2.2.
Таблица 2.2
Оценка выполнения задания по расходам на перевозочную деятельность
Показатель | Значение | Абсолютное отклонение от плана | Выполнение плана, % | |
План | Факт | |||
Эксплуатационные расходы по перевозкам всего, млн. руб. | ||||
в т.ч. – по грузовым перевозкам, млн. руб. | ||||
- из них зависящие, млн. руб. | ||||
- пассажирским перевозкам, млн. руб. | ||||
- из них зависящие, млн. руб. | ||||
Грузооборот, т-км | ||||
Пассажирооборот, пасс-км. | ||||
Приведенная продукция, т-км | ||||
Себестоимость 10 т-км. коп. | ||||
Себестоимость 10 пасс.-км. коп. | ||||
Себестоимость 10 прив. т-км, коп. |
Методом корректировки дается предварительная оценка выполнения плана расходов по изменению объема работ:
,
где - плановое задание по эксплуатационным расходам, тыс. руб.
- индекс выполнения объема грузовых перевозок в приведенных т-км.
И себестоимости
,
где Е1 – фактическая сумма эксплуатационных расходов, тыс. руб.
Но так как расходы по-разному связаны с объемом работ, то принято выделять эксплуатационные расходы (переменные), зависящие от изменения работ, и независящие (условно постоянные). Соответственно при изменении объема работ будут расти не все расходы, а только зависящая часть.
Расходы на перевозки складываются под влиянием большого количества факторов. Одни из них являются для предприятия внешними, не зависящими от его работников, а другие наоборот, отражают качество работы коллектива, его усилия, направленные на повышение эффективности производства. Поэтому правильно судить о затратах на перевозки можно только по результатам анализа влияния отдельных факторов на расходы.
Дальнейшая аналитическая работа должна быть направлена на изучение влияния на сумму эксплуатационных расходов следующих факторов:
a) причинно-следственной связи себестоимости и объема перевозок:
,
где - плановые условно-постоянные расходы, тыс. руб.
b) структуры перевозок:
,
где - плановые зависящие расходы, всего, тыс. руб.
- плановые зависящие расходы, отнесенные на пассажирские перевозки, тыс. руб.
- плановые зависящие расходы, отнесенные на грузовые перевозки, тыс. руб.
, - индекс выполнения объема соответственно пассажирских и грузовых перевозок.
По итогам анализа необходимо сделать соответствующие выводы.