Инженерное оборудование сборных эвакуационных пунктов
1. Инженерное оборудование СЭП включает: оборудование убежищ и укрытий для эваконаселения; оборудование аварийного освещения;
оборудование и содержание мест разбора воды эвакуированными в мелкую тару;
оборудование санузлов (отхожих мест).
2. Защита населения (при необходимости) от АХОВ и радиоактивного загрязнения осуществляется в убежищах и укрытиях, расположенных либо на СЭП, либо рядом с ним. Общая вместимость защитных сооружений на СЭП должна обеспечивать укрытие членов эвакокомиссий, лиц из сформированной колонны, численностью до 1000 человек и до половины эвакуируемых вновь формируемой колонны из числа пребывающих на СЭП. Она составляет 1500-2000 чел.
Приведение в готовность к приему укрываемых, а также приспособление подвалов под защитные сооружения и оборудование простейших укрытий осуществляется в соответствии с требованиями СНиП-2.01.51-90.
3. В помещениях СЭП дополнительно оборудуется аварийное освещение с применением осветительных установок УКП или с использованием автомобильных аккумуляторных батарей.
Мощность осветительной станции зависит от количества освещаемых объектов и, как правило, должна быть не менее 1-2 кВт.
Для аварийного освещения СЭП могут использоваться табельные осветительные станции частей ГО или электростанции объектов экономики.
4. Места разбора эвакуируемыми питьевой воды в мелкую тару, оборудуются с использованием водопроводной сети, либо специальных передвижных цистерн. Емкость пункта должна обеспечить одновременный разбор воды 30-40 эвакуируемыми. К пункту разбора оборудуются удобные подходы и выходы, территория пункта должна быть освещена.
5. На СЭП, как правило, развертываются передвижные санузлы, используются имеющиеся в этом районе постоянные туалеты.
В отдельных случаях могут оборудоваться временные отхожие места. При этом используются прилегающие скверы, не асфальтированные площадки. Отхожие места ограждаются, освещаются и обрабатываются обеззараживающими препаратами.
Инженерное оборудование пунктов посадки и пунктов высадки эвакуируемого населения
1. Инженерное оборудование включает:
оборудование укрытий и защитных сооружений; оборудование и содержание пунктов водоснабжения; оборудование санузлов;
оборудование погрузочных площадок для размещения транспортных средств;
устройство временных причалов на реках.
2. Для укрытия личного состава от непогоды на пунктах посадки (высадки) предусматривается размещение их в служебных помещениях или подвалах. При их отсутствии могут устанавливаться палатки большой емкости, а зимой устанавливаются пункты обогрева. Емкость укрытий от непогоды и пунктов обогрева должна обеспечивать, прежде всего, укрытие и обогрев эвакуируемых с детьми, инвалидов и лиц старших возрастов.
3. Для обеспечения эвакуируемых питьевой водой на пунктах посадки (высадки) организуется раздача воды с использованием водопроводной сети или передвижных автоцистерн из расчета 50-100 человек загружающейся колонны (команды) на одно место раздачи.
4. На пунктах посадки устанавливаются передвижные санузлы или устраиваются полевые отхожие места, а при отсутствии передвижных санузлов и недостатке времени на устройство отхожих мест отводятся и обозначаются раздельные места для мужчин и женщин. Санузлы (отхожие места) оборудуются из расчета одновременного обслуживания 20-30 человек.
5. Пункты посадки на авто- и железнодорожный транспорт оборудуются приставными лестницами или трапами, а при посадке на речной транспорт — временными причалами.
Посадочные площадки оборудуются из расчета 60 кв. м на один автомобиль или автобус.
Подготовка и содержание маршрутов эвакуации
1. Перед объявлением эвакуации при угрозе аварии или после ее начала на маршрутах движения могут выполняться следующие задачи инженерного обеспечения:
оборудование объездов, разрушенных или непроходимых дорог, а также оборудование и содержание переправ через узкие водные преграды при движении автоколонн с эвакуируемыми в район размещения по проселочным дорогам;
очистка дорог от снега при эвакуации зимой;
содержание труднодоступных участков проселочных дорог, при эвакуации в распутицу.
2. Для оборудования объездов разрушенных или непроходимых участков дорог за счет привлечения сил и средств дорожных ремонтно-строительных управлений области (района) и сельских хозяйств создаются комплексные механизированные бригады.
В составе каждой бригады целесообразно иметь:
бульдозер для засыпки больших ям и выбоин;
1-2 автогрейдера для профилактики проселка;
экскаватор для погрузки песка, щебня, бутового камня;
2-3, а при большом плече подвоза и до 5 самосвалов для подвоза материала.
Такая бригада способна подготовить объезд с темпом выполнения работ до 3-5 км в час. При наличии заболоченных участков на объездах целесообразно в состав механизированных бригад выделить 5-7 чел. личного состава для устройства на этих участках переходов из фашин, накатника или бревен.
3. Оборудование и содержание переправ через узкие водные преграды осуществляется устройством фильтрующих дамб, водопропускных труб, одно-двух пролетных мостовых переходов на рамных или клеточных опорах с использованием различных подручных материалов.
При твердых грунтах дна рек и при глубине их не более 0,4-0,6 м для переправы эвакуируемых оборудуются и содержатся броды, а зимой переправа по льду.
В составе команд по оборудованию переправ необходимо иметь:
до 8-10 человек (без экипажей машин), 1-2 бульдозера для оборудования съездов, фильтрующих дамб и водопропускных труб;
автокран грузоподъемностью 8-10 т для укладки труб, опор и пролетных строений;
мотопилы, а при больших глубинах рек и заболоченном дне также комплект сваебойных средств. Такая мостовая команда может устраивать переправы с темпом работ 10-15 погонных метров в час.
4. Основной особенностью подготовки (расчистки) при снежных заносах является их тщательное провешивание хорошо видимыми, в том числе и ночью, вехами. Для этих целей выделяется специальная группа, на каждый из маршрутов движения, которая имеет надежную связь с командами (подразделениями), выделенными для расчистки путей.
Состав команды для очистки дорог от снега и выбор снегоочистительных машин для их оснащения зависят от толщины и плотности снежного покрова, типа дорожного покрытия, интенсивности метели. Тракторные бульдозеры и путепрокладчики используют для очистки от слоя толщиной до одного метра. На участках, где толщина слоя составляет свыше одного метра или при наличии плотного и мокрого снега его расчищают челночными движениями со сдвиганием снега поочередно в левую и правую стороны дороги или применяют роторные снегоуборочные машины. Свежевыпавший (наметенный) снег слоем до 0,5 метра убирают с дорог с использованием автогрейдеров, снегоуборочных автомобилей и тракторов с отвалом, а при их отсутствии — тракторными и автомобильными угольниками. На подготовленном (расчищенном) пути организуется регулярное патрулирование снегоочистительных машин.