Перевозки нефти, нефтепродуктов и баллонов с техническими газами
Перевозки нефти, нефтепродуктов и жидкого топливарегламентируются правилами перевозок грузов, а также ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение».
Нефть и нефтепродукты перевозят в автомобильных цистернах с внутренним масло-, бензо- и паростойким защитным покрытием, удовлетворяющим требованиям электростатической искробезопасности. В транспортных средствах, не имеющих внутренних защитных покрытий, данный вид грузов допускается транспортировать при условии, что ТС введены в эксплуатацию до 01.01.1993.
Автоцистерны, в которых перевозятся нефть и нефтепродукты, должны быть оборудованы приборами нижнего налива и слива. Автоцистерны с нефтепродуктами пломбируют в соответствии с установленными правилами на автомобильном транспорте.
Нефтепродукты, упакованные в транспортную тару, следует транспортировать в контейнерах или транспортными пакетами в крытых транспортных средствах. При транспортировании мелкими отправками нефтепродукты упаковывают в дощатые ящики или металлическую тару. Битумы, упакованные в бумажные мешки, транспортируют в вертикальном положении открытой частью мешка вверх (по согласованию изготовителя с потребителем допускается расположение мешков в кузове автомобиля комбинированным способом: нижний ряд – горизонтально, верхний – вертикально).
Жидкое топливо (бензин, керосин, дизельное топливо и др.) перевозят со складов до топливо- и маслозаправочных пунктов в автомобилях-цистернах или металлических бочках. Перевозка жидкого топлива и горючих жидкостей в других сосудах (бутылях, бидонах, ведрах и т. п.) категорически запрещается. Способ перевозки ГСМ в большинстве случаев определяется способом его хранения. На раздаточных пунктах топливо хранят преимущественно в подземных цистернах большой емкости, поэтому наиболее распространены перевозки в автомобилях-цистернах, позволяющих быстро и без потерь осуществлять перекачку большого количества топлива в хранилище.
Перевозка топлива в мелкой таре (бочках) имеет много недостатков, основные из которых следующие: высокие потери из-за непрочности тары, огнеопасность, длительность и неудобство погрузочно-разгрузочных работ, излишний расход металла на изготовление тары малого объема (значительный коэффициент тары), большой объем перевозок порожней тары и др.
Автомобиль-бензовоз имеет металлическую сварную цистерну, смонтированную на шасси автомобиля. Внутри цистерны установлены специальные перегородки-волнорезы, способствующие уменьшению колебаний жидкости при движении и смягчающие гидравлические удары в цистерне в момент торможения или разгона автомобиля. Этими перегородками цистерна делится на отсеки, сообщающиеся друг с другом через щели между волнорезами. Для ускорения налива топлива в цистерну и слива его, а также возможности перекачки топлива из одной емкости в другую автомобиль-бензовоз снабжается насосом.
К техническим газам относятся кислород, водород, азот, бутан, пропан и другие.
Отличительными особенностями перевозки кислорода являются высокий коэффициент тары и необходимость выполнения трудоемких работ при погрузке-разгрузке.Сжатый кислород перевозят в специальных стальных баллонах емкостью 40 л. Собственная масса баллона составляет 70 кг, а масса заключенного в баллоне кислорода 8 кг.
Перевозка баллонов со сжатыми газами на бортовых автомобилях и автопоездах с применением специальных прокладок является наиболее распространенной. Баллоны укладывают в кузовах автомобилей и прицепов горизонтально, поперек кузова, в 3 – 4 ряда, вентилями в одну сторону. Между отдельными рядами укладывают прорезиненные двусторонние прокладки с вырезами или деревянные брусья с вырезами, которые оклеены прорезиненным материалом. Грузят и выгружают баллоны вручную. Недостатками такого способа перевозки являются: необходимость сопровождения автомобиля с баллонами грузчиками; необходимость многократной перекладки баллонов при обмене баллонов с кислородом на порожние в пунктах разгрузки. Это значительно усложняет организацию перевозок мелких партий и удорожает стоимость перевозок.
Для перевозки баллонов со сжиженным бутаном-пропаном используют автомобили со специализированными кузовами, представляющими собой прямоугольную сварную конструкцию с горизонтальными гнездами для каждого баллона. В таком кузове размещается 48 баллонов. Для механизации погрузки-выгрузки баллонов применяют специальные блоки и контейнеры.
В контейнерах баллоны располагаются вертикально по 4…8 шт. Устройство контейнеров позволяет погрузить и выгрузить ихкранами и погрузчиками. Баллоны, установленные на основаниях таких контейнеров, фиксируются стальными кольцами-стяжками. При перевозках баллонов с газами в контейнерах или блоках с вертикальной укладкой целесообразно использовать автомобили, оборудованные легкими гидравлическими автомобильными кранами.
Автомобили, перевозящие баллоны с газами, должны иметь соответствующие предупредительные надписи на бортах. В жаркое время необходимо укрывать баллоны брезентом или другими материалами, защищающими от солнечных лучей.