Опознавательная окраска баллонов с различными газами

Газ Цвет баллона Цвет надписи Цвет полосы
Азот Черный Желтый Коричневый
Аммиак Желтый Черный "
Аргон Серый Зеленый Зеленый
Ацетилен Белый Красный Красный
Водород Темно-зеленый " "
Воздух Черный Белый Белый
Гелий Коричневый " "
Диоксид углерода Черный Желтый Желтый
Кислород Голубой Черный Черный
Фреон 11, 12 Алюминиевый " Синий
Фреон 13 " " Две красные
Фреон 22 " " Три желтые

Перед эксплуатацией баллоны подвергает освидетельствованию завод-изготовитель. После этого оформляют ведомость за подписью представителя ОТК завода-изготовителя. В нее вносят: заводской номер, дату изготовления, дату испытания, массу и вместимость баллона, значения рабочего и пробного давления.

Эксплуатируемые баллоны подвергают периодическому освидетельствованию не реже одного раза в пять лет; баллоны, предназначенные для заполнения вызывающими коррозию газами (хлор, сероводород и т. п.), — не реже одного раза в два года.

Следует соблюдать следующие правила:

избегать механических повреждений баллонов (вмятин, разрезов и т.д.);

хранить баллоны вдали от источников теплоты, защищать их от прямого солнечного света;

соединять баллоны только с тем оборудованием, которое предназначено для применения в данных условиях эксплуатации;

защищать баллоны колпаками при транспортировке;

во избежание падения баллонов в процессе работы, при котором может быть сбит или поврежден клапан, их следует надежно закреплять;

не изменять конструкцию предохранительных устройств;

при низкой температуре предохранять баллоны от ударов, так как сталь в таких условиях становится хрупкой;

предотвращать коррозию, снижающую прочность стенок баллонов.

При эксплуатации баллонов с горючими газами необходимо:

организовать их хранение отдельно от баллонов с другими газами в хорошо проветриваемом помещении выше уровня земли;

не применять оборудование, допускающее утечку газа;

хранить и использовать баллоны только в вертикальном положении;

не курить и не пользоваться открытым огнем в местах хранения баллонов и работы с ними.

Особое место среди горючих газов занимает ацетилен. Учитывая его способность к взрывчатому распаду, особенно при сжатии (в обычных баллонах ацетилен взрывается при давлении свыше 0,1 МПа) или при нагреве даже в отсутствие воздуха, хранение и транспортировку ацетилена в обычных полых баллонах запрещают. Баллоны для этого газа в целях безопасности заполняют высокопористой массой, которая содержит растворитель. В качестве пористой массы используют специально обработанный активированный уголь, а в качестве растворителя — ацетон. Ацетиленовые баллоны испытывают путем заполнения их чистым азотом под давлением 3,5 МПа с погружением в воду на глубину не менее 1 м.

Перевозят заполненные баллоны в горизонтальном положении, размещая между ними прокладки. В качестве их используют деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов или резиновые кольца толщиной не менее 0,025 м — по два кольца на баллон. Вентили должны быть направлены в одну сторону.

Разрешается перевозить баллоны в вертикальном положении в специальных контейнерах или без таковых при наличии прокладок и с ограждением баллонов от возможного падения.

180 :: 181 :: 182 :: Содержание

182 :: 183 :: Содержание

12.5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОМПРЕССОРОВ

Для сжимания различных газов используют компрессоры. Сжатый воздух применяют при окраске, накачивании пневматических шин, для приведения в действие отбойных молотков. Сжатые аммиак и хладоны обеспечивают работу холодильных установок.

Основные причины аварий компрессорных установок:

чрезмерное повышение температуры или давления сжимаемого газа и перегрев частей компрессора;

попадание в камеру сжатия паров смазки или пыли;

разряды статического электричества, накапливаемые при трении приводных ремней о шкивы;

неравномерность нагнетания газа;

вибрация нагнетательных установок и присоединенных конструкций.

Наибольшую опасность при высокой температуре компрессорной установки представляют собой пары смазки, которые в атмосфере сжатого воздуха (или кислорода) становятся взрывоопасными уже при температуре 200...300 °С. Пары масла в смеси с воздухом могут загораться от искры электрического разряда, а продукты разложения масла самовоспламеняться при высокой температуре сжатого воздуха. Стенки компрессора перегреваются вследствие недостаточного отвода теплоты из зоны высоких температур. Большой перепад температур в зоне подвижных соединений может служить причиной заклинивания поршня и даже разрушения цилиндра. Для предотвращения указанных явлений

следует использовать только специальные термически стойкие и взрывобезопасные сорта смазок, а при сжатии кислорода применять графитные кольца на поршнях или неокисляющуюся смазку из 10%-ного раствора глицерина в дистиллированной воде. При установке холодильников и масловодоотделителей из сжатого газа интенсивно выделяются масло и влага.

При содержании пыли в газе возможен не только взрыв, но и возникновение нагара и повышенный износ подвижных соединений. Для предупреждения попадания пыли в камеру сжатия компрессора устанавливают фильтр на всасывающем патрубке и периодически контролируют его состояние.

Наиболее эффективные меры борьбы с накоплением зарядов статического электричества: надежное заземление компрессорной установки; очистка всасываемого газа; ограничение скорости движения газа в трубопроводах; работа только с взрыве- и пожаробезопасными газами.

Для предотвращения взрывов, связанных с повышением давления сверх допустимого значения, все компрессоры снабжают манометрами и предохранительными клапанами.

Эксплуатация компрессоров холодильных установок связана с возможностью попадания в окружающую среду аммиака или хладонов при нарушении герметичности трубопроводов или соединений. Следует помнить о токсичности аммиака и взрывоопасности аммиачно-воздушных смесей, а также о том, что хладоны разлагаются в присутствии открытого пламени на ядовитые продукты.

182 :: 183 :: Содержание

183 :: 184 :: 185 :: 186 :: Содержание

Глава 13

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА НА ТРАНСПОРТНЫХ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ

13.1. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ

Основные причины травм при выполнении транспортных операций — опрокидывание транспортных средств и падение плохо закрепленного груза. Опрокидывание чаще всего происходит при эксплуатации неисправных транспортных средств; превышении скорости движения, особенно на поворотах; при езде по неровным узким дорогам, граничащим с оврагами, скалами и т. п.; движении в плохих погодных условиях (гололед, густой туман, снегопад, дождь и т.д.).

Для предупреждения несчастных случаев при эксплуатации транспортных средств выполняют следующие организационные мероприятия:

назначают специалистов, ответственных за обеспечение безопасности при выполнении работ с использованием транспортных средств;

систематически проверяют техническое состояние транспортных средств и запрещают эксплуатацию неисправных тракторов, автомобилей, прицепов и полуприцепов;

ежедневно проводят предрейсовые медицинские осмотры водителей;

регулярно проводят занятия по безопасности труда с водителями.

Все механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения и своевременно доставлены туда для проведения технического осмотра. При несоответствии их состояния Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, их использование не разрешается.

Должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается: допускать к управлению транспортными средствами водителей в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием ухудшающих внимание и реакцию лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лиц, не имеющих удостоверения на право управления транспортным средством; направлять для движения по дорогам с асфальте- и цементнобетонным покрытием самоходные машины на гусеничном ходу.

Водители механических транспортных средств обязаны:

перед выездом и в пути проверять исправность технического состояния транспортного средства;

иметь при себе водительское удостоверение; регистрационные документы на транспортное средство, в установленных случаях — путевой лист, подписанный ответственным лицом, и документы на перевозимый груз;

не эксплуатировать транспортное средство при неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), при негорящих или отсутствующих фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе (во время дождя или снегопада);

при возникновении в пути неисправностей, с которыми эксплуатация транспортных средств запрещена, водитель должен их устранить, а если это невозможно, то следовать к месту ремонта или стоянки с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Для движения транспортных средств по территории предприятий должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения. Администрация должна заботиться о

содержании проездов и дорог в надлежащем состоянии, своевременно очищать их от снега, льда, мусора, а в зимнее время посыпать песком. Скорость движения транспортных средств на территории предприятия не должна превышать 10 км/ч, а в производственных помещениях — 5 км/ч; для самоходных подъемно-транспортных средств — соответственно 5 и 3 км/ч. Расстояние от границ проезжей части до выступающих элементов конструкций зданий, сооружений и оборудования устанавливают не менее 0,8 м. Транспортные пути в тупиках должны иметь объезды и площадки, обеспечивающие возможность разворота.

На транспортных работах используют все тракторы, кроме колесных хлопковой модификации. К управлению тракторами, занятыми перевозками грузов, допускают трактористов-машинистов, имеющих соответствующее удостоверение и стаж работы на колесных тракторах не менее двух лет, а на гусеничных — не менее одного года. Ездить по дорогам государственного и республиканского значения могут только трактористы I и II классов.

При транспортировании грузов ведущие колеса тракторов расставляют на максимальную ширину и минимальный дорожный просвет, предусмотренные конструкцией. В гололедицу и грязь колеса оснащают цепями противоскольжения.

Тракторные прицепы снабжают управляемыми из кабины тормозами, обеспечивающими:

торможение прицепа на ходу;

включение тормоза при отрыве прицепа от трактора, если это предусмотрено конструкцией;

удержание прицепа во время стоянки на склонах;

предупреждение толкающего действия прицепа на трактор при резком изменении скорости движения и движении под уклон.

Поворотное устройство прицепов должно свободно, без заеданий, поворачиваться в обе стороны. Платформа прицепа не должна иметь поломанных брусьев и досок; груз не должен выпадать при движении, т. е. борта должны быть исправными, боковые и задние борта должны быть на прочных петлях и иметь запоры, исключающие возможность самопроизвольного открывания. На бортах делают надпись: "Перевозка людей запрещена".

Тракторные поезда должны отвечать следующим требованиям:

число прицепов в поезде определяют по тяговой мощности трактора и дорожным условиям;

сцепка прицепов между собой и трактором должна быть надежной и исключать самопроизвольное рассоединение;

применение страхующих тросов или цепей обязательно;

тормозной системой прицепа и приводом подъема кузова управляют с рабочего места тракториста;

электрооборудование прицепа надо подключать к системе электрооборудования трактора.

Лицо, ответственное за выпуск на линию тракторов для выполнения транспортных работ, обязано:

проверить техническое состояние тракторного поезда, надежность укладки грузов и загрузку в зависимости от мощности трактора;

проинструктировать тракториста о порядке движения и особенностях маршрута, связанных с дорожными и погодными условиями;

заполнить и подписать путевой лист.

В случае направления тракторного поезда в рейс продолжительностью более суток выделяют двух трактористов (при наличии второго места в кабине трактора). Если в рейс направляют одного тракториста, то его рабочий день не должен превышать времени одной смены.

При укладке грузов необходимо соблюдать следующие требования:

при погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами;

штучные и соломистые грузы, возвышающиеся над бортами кузова, должны быть увязаны канатами или веревками;

высота груза должна быть не более 4 м от поверхности дороги до его высшей точки;

при перевозке пылящих грузов навалом в открытом кузове следует покрывать их брезентом или рогожами;

не разрешается грузить пылящие грузы в деревянные кузова без подкладки и подстилки или матов;

груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательным знаком "Крупногабаритный груз", а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади фонарем или световозвращателем красного цвета.

183 :: 184 :: 185 :: 186 :: Содержание

186 :: 187 :: 188 :: 189 :: 190 :: Содержание

13.2. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ И МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ

Устойчивостью называют способность транспортного средства сохранять направление движения и противостоять действию внешних сил, стремящихся вызвать занос или опрокидывание. Различают продольную и поперечную устойчивость машин и агрегатов.

Критерием продольной устойчивости служат предельные значения углов подъема αп и уклона αу.

Угол подъема, при котором возникает вероятность опрокидывания (рис. 13.1), град,

tg αп = a/hц,

где а — продольная координата центра тяжести машины, м; hц — высота расположения центра тяжести машины над поверхностью дороги, м.

Опознавательная окраска баллонов с различными газами - student2.ru
Рис. 13.1. Схема сил, действующих на колесный трактор, стоящий на предельном подъеме:
у' и у'' — нормальная реакция дороги на колеса, расположенные в нижней и верхней частях уклона; G — сила тяжести трактора; Ртор — тормозная сила

Предельный угол уклона колесных машин, град,

tg αу = (L - a)/hц,

где L — продольная база машины, м.

Для гусеничных тракторов:
при подъеме

tg αп = (0,5L + a)/hц;

при уклоне

tg αy=(0,5L-a)/hц.

Для тракторов с балансирной подвеской продольную базу машины рассматривают как продольную базу балансирных кареток.

Предельные углы подъема для колесных тракторов 35...40°, а уклона — около 60°. Примерно в этих же пределах находятся рассматриваемые углы для грузовых автомобилей, работающих с установленной для них номинальной грузоподъемностью при равномерном распределении груза по платформе; без груза αп = αу = 60°. Для гусеничных тракторов с полужесткой подвеской эти углы 35...40°, а с балансирной подвеской несколько меньше. Для самоходных шасси общего назначения без навесных машин αп = 20...25°, αу > 60°. Центр тяжести легковых автомобилей

находится приблизительно посередине продольной базы, поэтому у них значения предельных углов подъема и уклона почти одинаковы, в большинстве случаев они не меньше 60°.

Для транспортных агрегатов наиболее опасно поперечное опрокидывание. Поперечную устойчивость определяют статическим углом Ро уклона, при котором машина стоит, не опрокидываясь и не сползая. Тогда

tg β0 = 0,5B/hц,

где В — ширина колеи транспортного средства, м.

Для гусеничных тракторов

tgβ0 = 0,5(B + b)/hц;

где b — ширина гусеницы.

Для тракторов с четырьмя колесами β0 = 40...50°. Приблизительно такими же значениями статического угла уклона характеризуют поперечную устойчивость гусеничных тракторов. Для тракторов трехколесного типа β0 = 30...35°, для грузовых автомобилей при полной нагрузке, равномерно распределенной по платформе, β0 = 29...40°. В легковых автомобилях hЦ≤0,5Д поэтому для них β0 ≥ 45° (обычно 45...50°). Для автобусов β0 = 27...33°.

Статический угол поперечного уклона, при котором возможно сползание машины, определяют из уравнения

tg βс = φсц,

где φсц — коэффициент сцепления с дорогой в боковом направлении, зависит от механических свойств дороги и конструкции движителя; в расчетах φсц принимают равным среднему значению коэффициента сцепления φ (табл. 13.1 и 13.2).

Наши рекомендации