Качественных показателей использования локомотивов
Цель работы.Ознакомиться с методами анализа качественных показателей использования локомотивов. По каждому показателю определить изменение отчётных данных по сравнению с базисными, выявить причины этих отклонений, используя методы элиминирования.
Порядок выполнения работы
Обобщающим показателем использования локомотивов в грузовом движении является их производительность – Fл.
На производительность локомотива оказывают влияние следующие качественные показатели: среднесуточный пробег локомотива Sл, доля пробега локомотивов во главе поездов в линейном пробеге (1–bл), средняя масса поезда брутто Qбр , т.е.
Fл= Sл(1 – bл) Qбр.
Заполнить таблицу 1, выписав значения необходимых показателей из таблицы исходных данных в графы «Базис» и «Отчёт». Определить степень изменения отчётных данных по сравнению с базисными по каждому показателю, занести результаты расчётов в таблицу в графу «Отклонение». Если в результате расчёта получилось положительное число, его проставляют со знаком плюс, если отрицательное – со знаком минус.
Т а б л и ц а 1– Исходные данные для анализа
Показатель | Базис | Отчет | Отклонение | |
в абсолютных величинах ( + / –) | к базису, % | |||
Среднесуточная производительность локомотива, тыс. ткм брутто всего Среднесуточный пробег локомотива, км Доля вспомогательного пробега Средняя масса поезда брутто, т Техническая скорость, км/ч |
Влияние изменения качественных факторов на производительность локомотива (среднесуточного пробега локомотива, доли вспомогательного пробега и средней массы поезда брутто), производится методом абсолютных разниц.
Изменение среднесуточной производительности локомотива определяется под влиянием:
а) среднесуточного пробега
б) доли вспомогательного пробега
в) средней массы поезда брутто
Проверим правильность расчета при помощи баланса отклонений
Модель для расчёта изменения среднесуточной производительности под влиянием факторов в относительных величинах разрабатывается студентами самостоятельно. Результаты расчёта заносятся в таблицу 2.
Изменение среднесуточной производительности локомотива влияет на величину эксплуатируемого парка:
Изменение эксплуатируемого парка под влиянием изменения среднесуточного пробега локомотива:
Изменение эксплуатируемого парка под влиянием изменения коэффициента вспомогательного линейного пробега локомотивов:
Изменение эксплуатируемого парка под влиянием изменения средней массы поезда брутто:
Результаты расчёта заносятся в таблицу 2.
Среднесуточный пробег локомотива Sл зависит от технической скорости движения vt и времени нахождения локомотива в движении в течение суток t:
Sл = vtt.
В ходе анализа необходимо рассчитать, как повлияло на среднесуточный пробег локомотива в каждом виде тяги (движения) изменение показателей по сравнению с базисным периодом:
– времени его нахождения в движении;
– технической скорости движения поездов.
Влияние на среднесуточный пробег локомотива изменения времени его нахождения в движении определяется по формуле
;
технической скорости движения поездов
.
Результаты расчетов необходимо свести в таблицу 2.
Т а б л и ц а 2– Изменение результативных показателей под влиянием качественных факторов
Показатель | Результаты сравнения показателей | |||||||||
в абсолютных величинах | в процентах | |||||||||
Всего | В том числе | Всего | В том числе | |||||||
Qбр | bл | t | vt | Qбр | bл | t | vt | |||
Грузовое движение Среднесуточная производительность локомотива, ткм брутто Эксплуатируемый парк локомотивов Среднесуточный пробег локомотива, км |
На основании анализа пишется заключение, в котором находят отражение расчёты влияния факторов на результативные показатели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Экономика железнодорожного транспорта»/И.В. белов, Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда и др. – М.: УМК МПС России, 2001.-600 с.
2. Иваненко А.Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте. – М.: Маршрут, 2004.-568 с.
3. Витченко М.Н Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. - М.: Маршрут, 2003.–240 с.
4. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. –М.: Финансы и статистика, 2005.-400 с.
5. Дугельный А.П., Комаров В.Ф. Бюджетное управление предприятием. – М.: Дело, 2004.
6. Себестоимость железнодорожных перевозок/Н.Г. Смехова, А.И. Купоров, Ю.Н. Кожевников и др. - М.: Маршрут, 2003.-494с.
7. Организация, нормирование и оплата труда на железнодорожном транспорте/под ред. Ю.Д. Петрова. – М.: Транспорт, 1998.-279 с.
Приложение А
Исходные данные
Показатель | Номер варианта | |||||||||
Тонно·км брутто, млрд, в границах работы локомотивных бригад: - грузовое движение - пассажирское движение | 14,1 1,01 | 16,6 0,69 | 20,1 1,55 | 17,9 | 14,3 1,48 | 17,9 1,69 | 17,5 1,09 | 15,85 0,8 | 19,75 1,73 | 20,2 0,64 |
Пробег локомотивов, млн лок·км: грузовое движение: - общий - линейный - во главе поезда пассажирское движение: | 4,86 4,8 4,58 | 5,28 5,22 5,13 | 6,93 6,7 | 5,96 5,9 5,65 | 4,57 4,53 4,31 | 6,08 6,02 5,79 | 3,88 3,85 3,84 | 5,31 5,23 | 6,33 6,25 | 6,84 6,78 6,56 |
- общее - во главе поезда | 1,5 1,49 | 0,9 0,89 | 1,92 1,9 | 1,48 1,47 | 2,17 2,15 | 2,1 2,08 | 1,53 1,52 | 3,1 3,08 | 2,02 2,0 | 0,88 0,87 |
Локомотиво-часы маневровой работы, тыс. | 70,08 | 78,84 | 87,6 | 96,36 | 52,56 | 105,1 | 61,32 | 87,6 | 105,1 | |
Среднесуточная производительность локомотивов Fл, тыс. лок·км | 2631,7 | 1959,1 | 1949,6 | 2319,5 | ||||||
Средний пробег локомотивов Sл, км | 891,5 | 670,5 | 794,8 | 715,2 | 585,1 | 577,2 | 624,7 | 734,4 | ||
Средняя масса поезда брутто, т | ||||||||||
Доля вспомогательного пробега b | 0,04 | 0,04 | 0,034 | 0,04 | 0,04 | 0,033 | 0,043 | 0,044 | 0,04 | 0,031 |
Техническая скорость vуч., км/ч | 58,7 | 50,1 | 48,4 | 50,25 | 46,9 | 48,6 | 49,6 | 47,9 |
Показатель | Номер варианта | |||||||||
Тонно-км брутто, млрд, в границах работы локомотивных бригад: - грузовое движение - пассажирское движение | 25,2 1,36 | 17,7 1,0 | 19,7 1,9 | 21,4 0,77 | 21,21 1,28 | 24,09 0,73 | 25,17 1,56 | 1,09 | 16,6 1,7 | 15,7 1,55 |
Пробег локомотивов, млн лок-км: грузовое движение: - общий - линейный - во главе поезда пассажирское движение: - общий - линейный | 8,24 8,13 7,78 1,74 1,72 | 5,89 5,84 5,6 1,18 1,17 | 6,17 6,11 5,9 2,25 2,22 | 6,56 6,5 6,3 1,2 1,1 | 6,35 6,29 6,06 1,64 1,62 | 7,0 6,93 6,7 0,96 0,95 | 7,5 7,43 4,09 1,92 1,9 | 7,09 7,03 6,79 1,45 1,44 | 5,58 5,53 5,28 2,4 2,48 | 5,2 5,13 4,91 1,93 1,91 |
Локомотиво-часы маневровой работы, тыс. | 96,36 | 96,36 | 96,36 | 78,84 | 70,08 | 61,32 | 78,84 | 70,08 | ||
Среднесуточная производительность локомотивов Fл, тыс. лок-км | ||||||||||
Средний пробег локомотивов Sл, км | 623,6 | 660,2 | 709,7 | 750,3 | 715,2 | 813,3 | 660,8 | |||
Средняя масса поезда брутто, т | ||||||||||
Доля вспомогательного пробега b | 0,031 | 0,039 | 0,034 | 0,034 | 0,037 | 0,03 | 0,034 | 0,034 | 0,044 | 0,041 |
Техническая скорость vуч., км/ч | 56,4 | 53,8 | 50,6 | 46,2 |