Качественных показателей использования локомотивов

Цель работы.Ознакомиться с методами анализа качественных показателей использования локомотивов. По каждому показателю определить изменение отчётных данных по сравнению с базисными, выявить причины этих отклонений, используя методы элиминирования.

Порядок выполнения работы

Обобщающим показателем использования локомотивов в грузовом движении является их производительность – Fл.

На производительность локомотива оказывают влияние следующие качественные показатели: среднесуточный пробег локомотива Sл, доля пробега локомотивов во главе поездов в линейном пробеге (1–bл), средняя масса поезда брутто Qбр , т.е.

Fл= Sл(1 – bл) Qбр.

Заполнить таблицу 1, выписав значения необходимых показателей из таблицы исходных данных в графы «Базис» и «Отчёт». Определить степень изменения отчётных данных по сравнению с базисными по каждому показателю, занести результаты расчётов в таблицу в графу «Отклонение». Если в результате расчёта получилось положительное число, его проставляют со знаком плюс, если отрицательное – со знаком минус.

Т а б л и ц а 1– Исходные данные для анализа

Показатель Базис Отчет Отклонение
в абсолютных величинах ( + / –) к базису, %
Среднесуточная производительность локомотива, тыс. ткм брутто всего Среднесуточный пробег локомотива, км Доля вспомогательного пробега Средняя масса поезда брутто, т Техническая скорость, км/ч        

Влияние изменения качественных факторов на производительность локомотива (среднесуточного пробега локомотива, доли вспомогательного пробега и средней массы поезда брутто), производится методом абсолютных разниц.

Изменение среднесуточной производительности локомотива определяется под влиянием:

а) среднесуточного пробега

качественных показателей использования локомотивов - student2.ru

б) доли вспомогательного пробега

качественных показателей использования локомотивов - student2.ru

в) средней массы поезда брутто

качественных показателей использования локомотивов - student2.ru

Проверим правильность расчета при помощи баланса отклонений

качественных показателей использования локомотивов - student2.ru

Модель для расчёта изменения среднесуточной производительности под влиянием факторов в относительных величинах разрабатывается студентами самостоятельно. Результаты расчёта заносятся в таблицу 2.

Изменение среднесуточной производительности локомотива влияет на величину эксплуатируемого парка:

качественных показателей использования локомотивов - student2.ru

Изменение эксплуатируемого парка под влиянием изменения среднесуточного пробега локомотива:

качественных показателей использования локомотивов - student2.ru

Изменение эксплуатируемого парка под влиянием изменения коэффициента вспомогательного линейного пробега локомотивов:

качественных показателей использования локомотивов - student2.ru

Изменение эксплуатируемого парка под влиянием изменения средней массы поезда брутто:

качественных показателей использования локомотивов - student2.ru

Результаты расчёта заносятся в таблицу 2.

Среднесуточный пробег локомотива Sл зависит от технической скорости движения vt и времени нахождения локомотива в движении в течение суток t:

Sл = vtt.

В ходе анализа необходимо рассчитать, как повлияло на среднесуточный пробег локомотива в каждом виде тяги (движения) изменение показателей по сравнению с базисным периодом:

– времени его нахождения в движении;

– технической скорости движения поездов.

Влияние на среднесуточный пробег локомотива изменения времени его нахождения в движении определяется по формуле

качественных показателей использования локомотивов - student2.ru ;

технической скорости движения поездов

качественных показателей использования локомотивов - student2.ru .

Результаты расчетов необходимо свести в таблицу 2.

Т а б л и ц а 2– Изменение результативных показателей под влиянием качественных факторов

Показатель Результаты сравнения показателей
в абсолютных величинах в процентах
Всего В том числе Всего В том числе
Qбр bл t vt Qбр bл t vt
Грузовое движение Среднесуточная производительность локомотива, ткм брутто   Эксплуатируемый парк локомотивов Среднесуточный пробег локомотива, км                    

На основании анализа пишется заключение, в котором находят отражение расчёты влияния факторов на результативные показатели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Экономика железнодорожного транспорта»/И.В. белов, Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда и др. – М.: УМК МПС России, 2001.-600 с.

2. Иваненко А.Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте. – М.: Маршрут, 2004.-568 с.

3. Витченко М.Н Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. - М.: Маршрут, 2003.–240 с.

4. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. –М.: Финансы и статистика, 2005.-400 с.

5. Дугельный А.П., Комаров В.Ф. Бюджетное управление предприятием. – М.: Дело, 2004.

6. Себестоимость железнодорожных перевозок/Н.Г. Смехова, А.И. Купоров, Ю.Н. Кожевников и др. - М.: Маршрут, 2003.-494с.

7. Организация, нормирование и оплата труда на железнодорожном транспорте/под ред. Ю.Д. Петрова. – М.: Транспорт, 1998.-279 с.

Приложение А

Исходные данные

Показатель Номер варианта
Тонно·км брутто, млрд, в границах работы локомотивных бригад: - грузовое движение - пассажирское движение   14,1 1,01   16,6 0,69   20,1 1,55   17,9   14,3 1,48   17,9 1,69   17,5 1,09   15,85 0,8   19,75 1,73   20,2 0,64
Пробег локомотивов, млн лок·км: грузовое движение: - общий - линейный - во главе поезда пассажирское движение:   4,86 4,8 4,58     5,28 5,22 5,13     6,93 6,7     5,96 5,9 5,65     4,57 4,53 4,31     6,08 6,02 5,79     3,88 3,85 3,84     5,31 5,23     6,33 6,25     6,84 6,78 6,56  
- общее - во главе поезда 1,5 1,49 0,9 0,89 1,92 1,9 1,48 1,47 2,17 2,15 2,1 2,08 1,53 1,52 3,1 3,08 2,02 2,0 0,88 0,87
Локомотиво-часы маневровой работы, тыс.   70,08   78,84   87,6     96,36   52,56   105,1   61,32   87,6   105,1
Среднесуточная производительность локомотивов Fл, тыс. лок·км     2631,7     1959,1     1949,6                         2319,5    
Средний пробег локомотивов Sл, км   891,5     670,5   794,8   715,2   585,1   577,2   624,7   734,4  
Средняя масса поезда брутто, т
Доля вспомогательного пробега b 0,04 0,04 0,034 0,04 0,04 0,033 0,043 0,044 0,04 0,031
Техническая скорость vуч., км/ч 58,7 50,1 48,4 50,25 46,9 48,6 49,6 47,9
Показатель Номер варианта
Тонно-км брутто, млрд, в границах работы локомотивных бригад: - грузовое движение - пассажирское движение   25,2 1,36   17,7 1,0   19,7 1,9   21,4 0,77   21,21 1,28   24,09 0,73   25,17 1,56   1,09   16,6 1,7   15,7 1,55
Пробег локомотивов, млн лок-км: грузовое движение: - общий - линейный - во главе поезда пассажирское движение: - общий - линейный   8,24 8,13 7,78   1,74 1,72   5,89 5,84 5,6   1,18 1,17   6,17 6,11 5,9   2,25 2,22   6,56 6,5 6,3   1,2 1,1   6,35 6,29 6,06   1,64 1,62   7,0 6,93 6,7   0,96 0,95   7,5 7,43 4,09   1,92 1,9   7,09 7,03 6,79   1,45 1,44   5,58 5,53 5,28   2,4 2,48   5,2 5,13 4,91   1,93 1,91
Локомотиво-часы маневровой работы, тыс.   96,36   96,36   96,36     78,84   70,08   61,32   78,84   70,08  
Среднесуточная производительность локомотивов Fл, тыс. лок-км                                    
Средний пробег локомотивов Sл, км   623,6   660,2     709,7   750,3     715,2   813,3     660,8
Средняя масса поезда брутто, т
Доля вспомогательного пробега b 0,031 0,039 0,034 0,034 0,037 0,03 0,034 0,034 0,044 0,041
Техническая скорость vуч., км/ч 56,4 53,8 50,6 46,2

Наши рекомендации