Розрахунок потреби екскаваторів на 2010 рік
таблиця 10
Найменування | Одиниці виміру | Руда | Розкриття | Перевантаження | Відвали | Дамба | Всього | ||
Обсяг робіт | тис.м3/рік | 14742,8 | - | - | - | 25774,8 | |||
Гірнича маса | тис.м3/рік | 14742,8 | 9145,7 | 13452,8 | |||||
Загальна продуктивність одного екскаватора | тис.м3/рік | 1222,4 | 1340,2 | 1524,3 | 1681,6 | 416,7 | 1 288,7 | ||
тис.м3/міс | 101,9 | 111,7 | 127,0 | 140,1 | 34,7 | 107,3 | |||
в т. ч. - САТ –5130В | тис.м3/міс | ||||||||
- HITACHI-2500 | тис.м3/міс | ||||||||
- ЕКГ –12,5 | тис.м3/міс | ||||||||
- ЕКГ –8і (10) | тис.м3/міс | 101,9 | 102,1 | 124,4 | 140,1 | Кількість екскаваторів, од. | |||
- ЕКГ -5ау | тис.м3/міс | 34,7 | У наявності | Списання | |||||
Кількість екскаваторів, всього | од. | ||||||||
в т. ч. - САТ –5130В | од. | ||||||||
- HITACHI-2500 | од. | ||||||||
- ЕКГ –12,5 | од. | ||||||||
- ЕКГ –8і (10) | од. | ||||||||
- ЕКГ –5ау | од. |
Розрахунок потреби екскаваторів здійснено згідно досягнутої за останній час продуктивності з врахуванням оновлення парку та наявності 2-хпотужних екскаваторів САТ-5130 та HITACHI –2500. Очікувана місячна продуктивність екскаваторів: ЕКГ-8і (10) на руді -101,9 тис.м3, на розкритті – 102,1 тис.м3, на перевантажувальних пунктах – 124,4 тис.м3, на відвалах – 140,1 тис.м3; ЕКГ –12,5 на перевантаженні – 140 тис.м3; САТ-530В на розкритті -120 тис.м3, HITACHI-2500 – 190 тис.м3; ЕКГ-5ау на дамбі шламосховища – 34,7 тис.м3. В кар`єрі мається також 1 екскаватор ЕКГ-5ау, який знаходиться на перевантажувальному пункті відходів сухої магнітної сепарації. Згідно технічного стану, з кар’єру виведено ЕКГ 8і госп.№76, ЕКГ 5 госп.№20.
Карьер оснащен экскаваторами ЭКГ (41 единица) с емкостью ковша 8÷12м3 Ижорского завода (ЗАО ИРО Трейдинг) производительностью по горной массе 93 тыс. м3 в месяц (период выпуска с 1985г. по 2008г.), фронтальным погрузчиком САТ-992G (дата выпуска 2000 год), гидравлическими экскаваторами САТ-5130В (2001 года выпуска) и Hitachi-2500 (2008г. выпуска).
Техническая характеристика экскаваторов
Параметры | Ед.изм. | ЭКГ-10 | САТ-5130G | HITACHI-ЕХ2500 |
Вместимость ковша | м3 | |||
Радиус копания | м | 18,4 | 14,06 | |
Высота черпания | м | 13,5 | 13,4 | |
Высота разгрузки | м | 8,6 | 5,3 | 10,35 |
Эксплуатационная масса | т |
Бурение скальной горной массы осуществляется 19-ю станками шарошечного бурения, 9 из которых УСБШ-250А Криворожского завода горного машиностроения с производительностью 3271 п.м в месяц и 10 СБШ Воронежского завода горного машиностроения с производительностью 3068 п.м в месяц. Период выпуска используемых буровых станков 1992-2008гг.
Техническая характеристика буровых станков
Наименование показателей | УСБШ 250А | СБШ 250МН |
Диаметр скважины, мм | ||
Глубина бурения, м | ||
Осевое усилие, кН | ||
Угол наклона скважины к вертикали, град. | 0; 15; 22,5; 30 | 0; 15; 30 |
Скорость передвижения, км/ч | 0,77 | 0,737 |
Габаритные размеры (д / ш / в) | 8625 / 15310 / 4960 | 9250 / 5300 / 15645 |
Масса станка, т |
Взрывание горной массы производится бестротиловым ВВ типа «Украинит ПМ-2».
В карьере применяется циклично поточная технология добычи руды с использованием автомобильно-конвейерного транспорта: руда из добычных забоев автотранспортом доставляется на концентрационные горизонты -60м, -180м, -240м. Вывозка вскрыши с нижних горизонтов производится автотранспортом через перегрузочные пункты, с верхних - прямой погрузкой в ж.д. думпкары на отвал №2.
БУРОВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ
Проектом разработки месторождения ИнГОКа предусмотрено ведение
буровзрывных работ .В типовом проекте ведения буровзрывных работ предус-
матривается дробление скальных горных пород (с коэфф.крепости пород
по шкале проф. Протодьяконова f=4-20) методом скважинных зарядов с
использованием вертикальных и наклонных скважин постоянного диаметра
и вертикальных скважин с изменяющимся диаметром, за счет котловых расши-
рений.
Вторичное взрывание, включающее дробление негабарита, предусматри-
вается производить методами накладных или шпуровых зарядов.
Горные породы карьера, подлежащие бурению, квалифицированы по бури-
мости и взрываемости. Бурение взрывных скважин осуществляется буровыми
станками типа СБШ-250МНА,УСБШ-250, TITON-500.
Используемые ВВ-гранулотол, граммониты, украинит и другие
виды ВВ,допущенные Госгортехнадзором к постоянному применению и
широким промышленным испыпаниям.
Конструкции скважинных зарядов разработаны с учетом высоты уступа,
степени обводненности скважин, крепости взрываемых пород.
Инициирование скважинных зарядов осуществляется промежуточными
детонаторами конструкции:2 шашки ДПУ-830ТЛ и детонатора Д-475 неэлектрической системой инициирования Нонель, и Прима-Эра.
В карьере рудника применяется многорядное и поскважинное короткозамедленное взрывание скважинных зарядов.
Взрывание осуществляется по следующим схемам коммутации:
-клиновые, диагональные, с поперечным врубом, волновые и различные ком-
бинации указанных выше схем.
Для осуществления короткозамедленного взрывания применяются
пиротехнические реле РП-8,РП-92 с номиналами замедлений 20,35,50 мс.
При взрывании с помощью неэлектрической системы инициирования типа Nonel, Прима-Эра применяются замедлители номиналом 17,25,42,67,109.
Количество скважин и ВВ в группе,взрываемых одновременно, а также
общее количество ВВ, взрываемых за один массовый взрыв, должны соответ-
ствовать рекомендациям НИГРИ.
Способ взрывания - при помощи ДШ, инициируемого электродетонаторами
от устройства "ГРОМ", который представляет собой комплекс командного
и исполнительного блоков. Командный блок служит для установки времени
взрывания и посылки закодированного радиосигнала в исполнительные блоки
для производства взрыва. Командный блок может размещаться на удалении
до 5 км от исполнительных блоков, а последние в 30-50 м от взрываемых
блоков.
Расходные коэффициенты и расчетные показатели взрывов (уд. расход
ВВ, выход горной массы с 1м скважины, расчетные величины зарядов),пара-
метры расположения скважин на уступе приведены в паспорте ведения БВР.
Организация и производство буровых работ
Ежемесячно составляется производственная программа, на которой на-
мечаются блоки под бурение, с указанием типа бурового оборудования и
объем буровых работ.
На основании производственной программы, ежемесячно составляется
план зачистки и подготовки блоков под бурение, начальниками экскава-
торных участков, а также график производства массовых взрывов начальник
бурового участка за 3-4 дня до начала работ дает заказ на составление
проекта на бурение.
Геологической службой на выкопировку из плана горных работ нано-
сится подробная горногеологическая характеристика пород с указанием
степени трещиноватости, углов падения и простирания, категории пород
по буримости и взрываемости.
Техническим бюро составляется проект на бурение блока согласно
утвержденного паспорта БВР.
Проекты на бурение блоков утверждаются главным инженером рудника.
Участковый маркшейдер выносит в натуру точки заложения всех сква-
жин первого ряда, а также крайних скважин последующих рядов, после чего
сдается блок лицу технадзора бурового участка.
Разбивка скважин в последующих рядах производится сменным надзором
участка согласно проекту и контролируется маркшейдерской службой руд- ника.
Произведя разбивку и съемку площадки блока, маркшейдер выдает нач.
бурового участка исполнительную схему бурения блока в 3-х экземплярах,
с указанием глубин каждой скважины, учитывая рельеф местности.
Разбивку геологоразведочных скважин производит маркшейдер бурового
участка, согласно утвержденному плану геологоразведочных работ, выдаваемого геологическим отделом рудника. Контроль за глубиной бурения и качеством отбора проб с разведочных скважин осуществляется геологом уч-ка.
Буровые станки и вспомогательное оборудование должны располагаться
на блоке в соответствии с требованиями правил и инструкций по безопасности и эксплуатации соответствующего оборудования, а также паспортов
на производство буровых работ.
Ответственность за соблюдение правил безопасного ведения буровых
работ несет горный надзор бурового участка.
Бурение блоков производится, как правило, с первого ряда.
Бурение скважин производится в строго установленных местах их заложения.
Смещение точек заложения скважин и отклонения глубин скважин, пробуренных станками СБШ, от проектных должно быть в пределах +0,5м,ЛСПП+2м.
В процессе бурения блока участковый маркшейдер контролирует пара-
метры расположения скважин и в случае отклонения от проекта, ставит в
известность начальника бурового участка и лицо, ответственное за ведение
БВР на руднике.
Устья скважин убираются от кусков породы в целях предотвращения их
попадания в скважину при зарядке. Оборку устья скважин производит бригада
бурового станка. Устье скважин пробуренных в слабых и разрушенных породах, должны закрепляться обсадными трубами. Высота обсадных труб над уровнем подошвы уступа или вершины конуса выноса частиц, не должна превышать 0,1м.
Ответственность за сохранность пробуренных скважин, лежит на началь-
нике бурового участка до момента их сдачи под завозку ВМ.
Начальник бурового участка за 2 дня до завозки ВВ на блок, должен
сдать начальнику взрывного участка, готовый к зарядке блок, состояние
которого должно отвечать требованиям.
Буровые станки и вспомогательное оборудование должны быть удалены
за пределы сдаваемого блока. Весь металлолом на блоке должен быть убран
и вывезен.
При сдаче-смене блока маркшейдером участка в присутствии предста-
вителей бурового и взрывного участков, производятся контрольные замеры
глубин скважин и сетки, в случае обнаружения недопустимых отклонений от
проектных данных, взрывной участок вправе не принять от бурового учас-
ка обуренный блок, о чем немедленно должен быть поставлен в известность
главный инженер рудника.
Прием и сдача блоков оформляется актом.
Вторичное взрывание
На каждый взрыв техбюро рудника составляет проект вторичного
взрывания. На основании проекта вторичного взрывания, утвержденного
гл.инженером рудника и согласованного с начальником (гл.инженером)
"Кривбассвзрывпром" издается распоряжение по карьеру о
произвостве взрыва.
Проект вторичного взрывания с распорядительной документацией
(распоряжение по карьеру) передается по акту взрывному участку не позже,
чем за сутки до производства взрыва.
На основании проекта вторичного взрывания издается распоряжение
по ООО СПП "Криворождорвзрывпром".
Распорядительной документацией назначаются ответственные за конкрет-
ные виды работ по подготовке и проведению взрыва.
При заряжании негабаритов устанавливается 20-ти метровая зона,
отмечаемая на местности красными флажками и предупредительными
плакатами "Стой-взрывные работы".
За 2 часа до взрыва подается предупредительный сигнал. По этому
сигналу люди, занятые отводом транспорта и оборудования на безопасное
расстояние, выводятся за пределы опасной зоны взрыва, на границе опасной
зоны выставляются посты охраны.
Ответственные за вывод людей из опасной зоны ,вручают письменные
донесения о готовности к взрыву ответственному за вывод людей и охра-
ну опасной зоны, а тот в свою очередь дает письменное уведомление
о готовности карьера к взрыву ответственному руководителю взрыва.
С прекращением звучания предупредительного сигнала взрывники при-
ступают к монтажу взрывной сети, а затем выезжают из опасной зоны на
место сбора.
Ответственный руководитель взрыва, убедившись в отсутствии лю-
дей в опасной зоне, дает команду на подачу боевого сигнала(два сигнала
продолжительностью 1мин. с интервалом 30с.) По первому звучанию сигнала
взрывник подсоединяет ЭД к эл. магистрали и подвязывает его к магистрали
из ДШ.
По прекращении звучания второго сигнала ответственный руководитель
отдает взрывнику ключ от взрывной машинки и подает ему команду на про-
изводство взрыва.
Осмотр места взрыва производится после рассеивания пылевого облака
но не ранее, чем через 15 минут после взрыва.
Сигнал "Отбой" (три сигнала по 10с каждый с интервалом по 10с)
подается по команде ответственного руководителя взрыва при положитель-
ных результатах осмотра (отсутствие отказов).
При наличии отказов, ликвидация их осуществляется повторным взры-
ванием.
Мероприятия по технике безопасности.
Буровые работы на карьере производятся в соответствии с паспортом.
На каждый блок составляется проект. Изменения в проекте БВР согласовыва-
ется с лицом, утверждающим проект.
При проведении промышленных экспериментальных взрывов,к проекту
прилагается методика промышленных испытаний, утвержденных главными инженерами ИнГОКа и ООО СПП "Криворождорвзрывпром " и согласованной с горнотехнической инспекцией.
При бурении скважин отклонения от проекта не должны превышать норм,
указанных в "Технических условий".
Буровой станок должен быть установлен на спланированной площадке
и расположен так, чтобы гусеницы станка находились не ближе 3м от
верхней бровки уступа и перпендикулярно ей.
Разрешается применение бурового станка для очистки скважин
в случае непрерывного их зашламования. Порядок использования станка
и меры безопасности должны быть согласованы с горнотехнической инспек-
цией.
К руководству взрывными работами допускаются лица, имеющие закон-
ченное среднее или высшее горнотехническое образование, либо специальные учебные заведения или курсы,дающие соответствующие право.
К производству работ по зарядке, забойке, коммутации взрывной сети
допускаются лица, имеющие "Единую книжку взрывника".
Персонал, участвующий в подготовке и производстве взрыва, должен быть
ознакомлен с проектом на массовый взрыв под роспись.
Заряжаемые блоки должны быть очищены от посторонних предметов.
Доставка ВВ на блоки осуществляется согласно "Требований по учету
ВМ при подготовке их на складах и доставке на блоки для производства
массового взрыва в условиях карьера".
При заряжании скважин необходимо руководствоваться "Инструкцией
для взрывников по безопасным методам ведения взрывных работ на карье-
рах Кривбасса и ПГОКа".
При заряжании и забойке скважин разрешается использовать механизмы, допущенные к применению Госгортехнадзором.
Постовые будки на блоках устанавливаются за границей 20-ти метровой
зоны.
Подача звуковых сигналов осуществляется согласно проекта на массо-
вый взрыв. Звуковые сирены должны располагаться таким образом и в таком
количестве, чтобы обеспечить слышимость подаваемых сигналов.
Проверка блоков на полноту взрывания и допуск людей к местам работы
должны проводиться в соответствии с "Инструкцией о порядке допуска
в карьер лиц, ответственных за проверку блоков, и людей на рабочие места
после массового взрыва".
Ликвидация отказавших скважинных зарядов осуществляется согласно
"Инструкции по ликвидации отказавших скважинных зарядов".
Запрещается взрывание блока совместно с негабаритом на одном блоке
и одновременное взрывание блоков на различных горизонтах, когда развал
взорванной горной массы вышележащего блока перекрывает развал нижеле-
жащего блока (каскадное взрывание).
Т РА Н С П О Р Т
Автомобильный транспорт
Основными достоинствами автотранспорта, в условиях ОГР, является:
-высокая маневренность;
-способность двигаться со значительными скоростями по подъемам до
80-100%;
-увеличение производительности экскаваторов на 15-25%,благодаря сокра-
щению простоев в ожидании погрузки;
-упрощение отвальных работ;
К числу недостатков автотранспорта относятся:
-значительные затраты на эксплуатацию и ремонт подвижного состава и
дорог, и следовательно, относительно высокая стоимость перевозок;
-стоимость перевозок резко возростает с увеличением длины откатки более
2,5-3км.
-зависимость работы автотранспорта от климатических условий;
По своему назначению автомобильный транспорт горнодобывающих пред-
приятий разделяется на технологический и хозяйственный.
Технологический - предназначается для перевозки горной массы от пунк-
тов добычи или перегрузки до пунктов разгрузки на рудоподготовительных
фабриках, отвалах, складах и т.д.
Хозяйственный - предназначается для перевозки оборудования, материалов,
топлива ,воды, запасных частей и т.д.
Соответственно дороги, по которым осуществляется перевозка горной
массы, называются технологическими а прочие - хозяйственными.
Перевозка горной массы из забоев до перегрузочных пунктов, концентра-
ционных горизонтов, осуществляется автосамосвалами БелАЗ-75191(110),
БелАЗ-7512(120). БелАЗ-75131(130)
Автосамосвалы меньшей грузоподъемностью(75т.,42т.,40т.,30т.,) за-
действованы на хоз.работах (обволовка дорог, поливка забоев, дорог, заправка буровых станков).Также БелАЗ-7523,работает на дамбе шламохранилища,щебзаводе, на погрузке концентрата.
Автомобильные дороги должны обеспечить движение автомашин с высоки-
ми скоростями. Хорошее состояние дорог является залогом безопасного и
экономического движения автомобилей.
Для устройства дорожной одежды, в качестве строительного материала
используется скальная горная масса, на вскрышных участках, и рудная на
добычных участках.
Строительство автодорог осуществляется с применением автосамосвалов,
бульдозеров, грейдеров.
Поперечный профиль дороги - двускатный, с уклоном проезжей части в
обе стороны 2%,на съездах и транспортных бермах -односкатный с уклоном-
2%, в сторону нижней бровки нижележащего уступа.
Организация работы автотранспорта оказывает исключительно большое
влияние на скорость движения автомашин и на их рациональное использова-
ние.
Основными факторами, определяющими эффективность использования автотранспорта, является: - применение рациональных схем движения и оперативное диспетчерское руководство;
-согласованность в работе экскаваторов и автомашин;
-хорошее состояние откаточных дорог;
-качественное содержание и ремонт автопарка.
Управление движением автотранспорта в карьере осуществляют операто-
ры светового табло. Которые расположены: -одно табло на въезде в карьер,
и два на подземных трактах "Восточный" и "Западный".
Железнодорожный транспорт
На карьере ИнГОКа широкое применение имеет рельсовый транспорт
к достоинствам, которого следует отнести:
-возможность использования любого вида энергии и малый расход ее
благодаря относительно небольшого сопротивления, возникающего при движении подвижного состава по рельсовым путям;
-высокая прочность и продолжительный срок службы подвижного состава
благодаря чему расходы по его ремонту, содержанию и аммортизации
невелики;
-высокая производительность;
-неограниченность расстояния перевозки грузов;
-высокая надежность в работе и незначительная зависимость от времени
года и климатических условий;
Основные недостатки рельсового транспорта:
-большие кап. затраты;
-небольшая допустимая величина подъема путей в грузовом направлении;
-большие радиусы закругления путей;
-значительные затраты денежные и трудовые по ремонту и поддержанию
путей.
По своему назначению ЖДТ разделяется на технологический и хозяйствен-
ный.
Технологический ЖДТ предназначается для перевозки горной массы от
пунктов добычи или перегрузочных узлов, до пунктов разгрузки на рудо-
подготовительных фабриках, отвалах, складах и т.д.
Хозяйственный ЖДТ предназначается для перевозки материалов, обору-
дования, горючего и т.д., а также обеспечивает связь производственных и
транспортных объектов между собой.
Соответственно пути, по которым осуществляются технологические пере-
возки, называются технологическими, а прочие пути - хозяйственные.
В качестве транспортных единиц приняты тяговые агрегаты переменного
тока, ОПЭ1А,напряжением 10 кВ в модификации Э+Д+М.
Состав состоит из 11 думпкаров 2ВС-105 и тягового агрегата ОПЭ1А.
По состоянию горных работ на 1.01.97г. железнодорожные пути в
карьере введены на 8 горизонтах(+56,+46,+36,+24,+12,+0,-15,-30),на
отвале N2 на 3-х ярусах(отм.+70,+90,+110),на отвале N3 на отметках
+76 и +86м.
Вскрышные породы из карьера транспортируются электрифицированным
ЖДТ.
По северному и северо-западному борту карьера, вскрышные породы транс-
портируются комбинированным автомобильно-железнодорожным транспортом.
Экскаваторные перегрузочные пункты расположены на гор.-60,45,+40,+54м..
Выезд с горизонтов +36,+24,+12,+0,-15,-30м.осуществляется через
+24м.по двухуступному перегону на пост "Отвальный 1".
Выезд на отвал N3 осуществляется с поста " Карьерный". На отвале
N2 железнодорожные пути расположены с северной стороны отвала, с уклоном 40º и разъездом по телескопической схеме на гор.+90м. С западной стороны отвала построена станция "Отвальная-2".
На территории станции расположены:
-пункт тех. осмотра; - экипировочный пункт; -пост ЭЦ.
От станции "Отвальная 1" до станции "Отвальная 2" построен двух-
путный перегон за предельным контуром карьера.
КОНВЕЙЕРНЫЙ ТРАНСПОРТ.
Транспортирование ленточными конвейерами находит на ОГР все более
широкое распространение. Это объясняется следующими преимуществами
конвейерного транспорта перед другими видами транспорта:
-способность транспортировать материал на подъем до 18град.,благо-
даря чему, значительно сокращается длина транспортных коммуникаций, объем
горнокапитальных работ и разнос бортов карьера;
Так при пуске в работу подземного тракта -180м., расстояние транс-
портирования горной массы будет в 4 раза меньше, чем при автомобильном.
-малые габариты конвейерных установок ,допускают их применение в
стесненных условиях.
На карьере ИнГОКа технологический комплекс транспорта руды, состоит
из конвейерных трактов "Восточный" и "Западный",предназначенных для
приема, дробления и транспорта, руды в количестве 36,53млн.т./год.
При нормальной работе конвейерных трактов годовая производительность
каждого из них составит-18,265млн.т.
Транспорт руды по конвейерным штольням и стволам трактов, осущест-
вляется специальными ленточными конвейерами Сызранского турбостроительного завода. Для дробления руды крупностью 0...1200мм. до крупности 0...400мм. приняты конусные дробилки крупного дробления ККД-1500/180ГРЩ.
Вся дробленая руда конвейерными трактами "Западный" и "Восточный"
подается на дальнейшую обработку. Через тракт "Западный",руда поступает
на II-IY стадии дробления, доводится до крупности -20..+0мм.(класса +20м.
не более 11,5%) и затем на обогатительную фабрику N1.
"Восточный" тракт обеспечивает обогатительную фабрику N2 рудой
в крупности -350+0мм.
Глубина колодцев "Западного" и "Восточный 2"-30 м.
Диаметр колодцев: -"Западный"-60м-24м, "Восточный 2" на гор.-180м
-21м.
Ширина ленты на горизонтальных конвеерах-1600мм.,а на наклонных-
2000мм.
Общая длина конвеерного тракта "Восточный"-1700м., "Западного"-1815м..
Для разработки нижних горизонтов в карьере ИнГОКа и для поддержа-
ния его мощностей, производится строительство дробильно-перегрузочного
пункта на концентрационном горизонте(-240)м.
Широкое применение на карьере ИнГОКа получили бульдозеры, скрепера
и грейдеры.
В настоящее время тракторный парк насчитывает:
ДЭТ-250-10шт., Т-330-22шт., К-700-14шт.,Т-500-2шт.,грейдер-1шт.,скрепер-
2шт., трубоукладчик-3шт., погрузчик-5шт..
Бульдозеры на карьере выполняют следующие работы:
-планировку рабочих площадок и буровых блоков; устройство насыпей для
железнодорожных путей; уборку просыпей, на формировании ярусов на отвале N1; зачистку предохранительных берм, хозяйственных съездов и при строительстве дорог.
Грейдеры и скреперы применяются на строительстве и ремонте карьерных
дорог, на рекультивации земель.
Бульдозеры К-700 занимаются зачисткой подъездов к экскаваторам,
буровых блоков.
Два бульдозера Т-330 оснащенные гидроударниками "Rammer Sr44",
используются для дробления негабаритов.
Два бульдозера К-700,переоборудованы под опоровозы, для работы на
передвижных ЛЭП.
Один К-700-кабеленамотчик, предназначен для транспортировки силовых кабелей на буровом участке.
ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕ.
Складирование вскрышных пород производится в отвалы N1,2,3 и на
дамбу шламохранилища.
ЗА 2011г на дамбу и отвалы вывезенно 13556,9 тыс. м3 вскрышных пород,
из них в тело дамбы шламохранилища вывезено автомобильно-железнодорожным транспортом-1254,9тыс.м3 и на пригруз дамбы ЖДТ-522,5 тыс.м3.
Отвал N1-бульдозерно-автомобильный. В настоящее время отсыпан верх-
ний ярус (+160)м. Высота отвала составляет 70м., занимаемая площадь -135га.
Отвал отсыпан рыхлыми наносными и известняковыми породами.
Отвал намечается к наращиванию до отм.+170м. Емкость отвала с нара-
щиванием составит-36,6млн.м3.
Отвал N2 -железнодорожный, состоит из двух участков: западного и восточ-
ного. В западную часть отвала складируются окисленные кварциты. В восточ-
ную остальные скальные породы, а после окончания отсыпки отвалов будут
складироваться и рыхлые породы.
В настоящее время отвал отсыпан до отм.+160м. Общая емкость отвала N2
составляет 170,0млн.м3.Фактически складировано в отвал по состоянию на
1.01.10г.-30млн. м3 окисленных кварцитов, 10млн.м3 бедной руды и
71,47 млн. м3 скальной вскрыши. Остаточная емкость отвала составляет
88,17млн.м3.При этом емкости нижних ярусов (+50,+70,+90)почти исчерпаны,
а имеющаяся емкость отвала, в основном на верхних ярусах(+110,+130,+150)
отстают в развитии. Отставание развития отвалов связано с необходимостью
раздельного складирования окисленных железистых кварцитов в западной
части отвала по отм.+90м. Остальная вскрыша отсыпается по отметке+110,
+120,+130м в восточной части отвала. Нормальному развитию ж.д.путей на
отвале препятствует участок складирования окисленных кварцитов. Отстава-
ние складирования окисленных кварцитов вызвано использованием их в дру-
гих целях, для строительства дамбы хвостохранилища, производства щебня.
Отвал намечается расширить в восточном направлении и на юг со сносом
пос. Николаевка и Сельхозтехники.
Отвал N3-отсыпан до отм.+81м., а проектная отм.+105м не достигнута
из-за образования оползней. Поэтому работы по отвалообразованию прекра-
щены, кроме северной части отвала.
В северной части досыпается последний ярус до отм.+100м.
Отвал N3а (зоны обрушения) расположен севернее от карьера в зоне обру-
шения ш."Центральная",которая засыпается вскрышными породами и восста-
навливается до дневной поверхности отм.+75м. Емкость отвала составляет-
5,76 млн.м3.
Перегрузочные пункты
Место расположения перегрузочного пункта, а также порядок его образо-
вания и эксплуатации, должны определяться специальным проектом, предус-
матривающим необходимое число и размеры секторов, пути передвижения лю-
дей, необходимую сигнализацию.
Перегрузочные пункты, на которых в качестве промежуточного звена исполь-
зуется экскаватор, должны отвечать следующим требованиям:
- высота яруса должна устанавливаться в зависимости от физико-механи-
ческих свойств горной массы, но не должна превышать высоту черпания
экскаватора;
- автомобили должны разгружаться в местах, предусмотренных паспортом,
за призмой обрушения породы, размеры которой устанавливаются маркшей-
дерской службой и доводятся до сведения работающих на перегрузке;
- угол откоса яруса, при заполнении сектора, должен соответствовать
углу естественного откоса складируемой горной массы;
- погрузочные ж.д.п. должны иметь превышение над уровнем стояния экс-
каватора: при вместимости ковша до 6 м3 не менее 1м, при вместимости
ковша свыше 6 м3 не менее 1,8 м;
Работа в секторе должна производиться в соответствии с паспортом
ведения работ и регулироваться специальными знаками и аншлагами.
Размеры разгрузочных площадок перегрузочного пункта должны обеспе-
чивать нормальную безопасную работу всех машин и механизмов, занятых
производством работ при их передвижениях, разминовках и маневрах.
Длина фронта разгрузки и ширина разгрузочной площадки должны опреде-
ляться, исходя из габаритных размеров транспортных средств (автомобилей,
бульдозеров и т.п.), принятых схем маневров и радиуса поворота, с
учетом безопасного расстояния между стоящими на разгрузке и проезжаю-
щими транспортными средствами, которое во всех случаях должно быть
не менее 5 м.
На карьере в работе находится 4-5 перегрузочных пунктов, через которые
ежегодно перегружается 6-7 млн. м3 горной массы.
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ
Карьер ИнГОКа запитан от подстанции "Прикарьерная" N3 и "Восточная"N8
С п/ст. "Прикарьерная"N3- 18 питающих линий 6кВ.,N1,2,16,17,18,6,7,9,19,20,
21,10,11,12.С этой п/ст. запитана п/ст.N65 с которой выходят ЛЭП-6кВ "За-
падная"-1,"Западная"-7.
С п/ст.N65 запитана п/ст.N150 которая питает водоотлив карьера .К каж-
дой ЛЭП-6кВ карьера подключено не более 4-х потребителей. Протяженность высоковольтных ЛЭП-6кВ-209,5км в один провод. Протяженность н/в ЛЭП-0,4кВ(освещение)-153,0 км .
Используются опоры для строительства стационарных ЛЭП-6кВ-ОЛ-8(ж/б);
для строительства передвижных ЛЭП используются деревянные опоры с подножниками.
Освещение карьера производится лампами ДКсТ-20000, ДКсТ-50000, ДКсТ-10000
с осветительных мачт. Съезды и а/дороги освещаются лампами ДРЛ-700,-400,
ДРЛ-250.На перегрузочных узлах и отвалах установлены осветительные мачты
с лампами ДКсТ-20000 в количестве 12шт. и ДКсТ-10000-4шт. Питание освети-
тельных мачт осуществляется от КТП (мощ.трансформаторов-63-100кВ).Ежемесячно рудник в среднем потребляет 5,5 млн.кВ/час. Удельные нормы потребления -руда-0,78кВт/т; -вскрыша-3,6кВт/м3.
Установленная потребляемая мощность карьера-6-8 мгватт/час, в часы мак-
симума. Контактная сеть карьера питается с двух п/ст."Тяговая"-2,"Тяговая"3
С п/ст."Тяговая-2" выходят 9 питающих линий на отвал N2 c п/ст."Тяговая-3"
-9 питающих линий на гор.+110,+90,+70,+0,-15,-30,-45м.
Протяженность карьерной сети : -стационарная к/сеть-дамба и все станции
-50км; -передвижная (боковая) к/сеть -отвал и карьер-80км,700м
Для боковой к/сети используются деревянные опоры, для центральной к/сети -металлические и ж/бетонные опоры, а также металлические жесткие поперечины
Освещение к/сети осуществляется прожекторами электровозов.
Энергоснабжение и освещение
──────────────────────────────
На территории промплощадки комбината сооружают главную стационарную
понизительную подстанцию( ГСПП ), откуда по воздушным ЛЭП эл.энергия
распределяется на Прикарьерную, Северную, Восточную и тяговую п/ст.
От них по воздушным ЛЭП эл.энергия распределяется по уступам карьера.
Для эл.снабжения карьера сооружаются стационарные и передвижные ЛЭП.
Для строительства стационарных ЛЭП используются металлические или
ж.б.опоры, для передвижных ЛЭП - деревянные опоры на металлических
или ж.б. подножниках.
Для распределения эл.энергии к потребителям( экскаваторы, буровые
станки, водоотлив, освещение и др.) применяют передвижные распредели-
тельные устройства РВНО, ЯКНО, КРУНК, КТП соответствующей мощности.
От распределительных устройств эл.энергия подается гибкими кабелями
КШВГ и ГТШ.
Для электротяги имеется тяговая п/станция N2 на восточном борту
карьера напряжением 10кв переменного тока и контактные сети в карьере
и на отвалах.
Для боковой контактной сети применяются деревянные опоры, для цент-
ральной - металлические и ж.б.опоры, а также жесткие металлические
перемычки.
Карьер запитан от п/станции ГПП-3 по ЛЭП-35кВ N39 и N40. П/ст N3
"Прикарьерная" 35/6 с 2-мя трансф-ми по 16000 кВа и п/ст "Восточная N8"
c 2-мя трансф-ми по 6300 кВа и п/ст 84" Тяговая". С п/ст "Прикарьерная"
выходят линии 6кВ карьера N7,N6,N9,N11,N12,N19, погрузка руды N21,N2,
"Южная-1" N10 . С ЛЭП 6кВ карьера N6,N7,N9,N11 и п/руды питается по
2 экскаватора ЭКГ-8И и по 2 СБШ-250.
От ЛЭП 6кВ N19,N21 питается на отвале N2 по 2 экскаватора ЭКГ-8И.
От ЛЭП-6Кв N2,N10,N12 питается освещение карьера, диспетчерская карьера
и рем. площадка для кап.ремонтов экскаваторов, питается подземный тракт
дробильной фабрики.
От п/ст N3 "Прикарьерная" идет 4 кабеля на п/ст 150
"Водоотлив","Перекачка", на которой установлено 7 насосов с эл.двигат.
630кВТ и с п/ст 150 выходят 2 ЛЭП -6кВ "Водоотлив-1" и "Водоотлив-2".
На 2-ве передвижные водоотливные установки , где на одной установлено
3 насоса с эл.дв. 630кВт на второй 4 насоса с эл.дв. 630 кВт для откачки
технической воды с карьера.
От п/ст N8 "Восточная"питаются линии карьера 6Кв N В-3,В-4,В-6 и В-7.
От В-3 ,В-4, и В-7 питается по 2-3 экс-ра и по 2 СБШ-250. По В-6 запитан
1 экс-р ЭКГ-8И.
От п/ст 84 "Тяговая" питается к/сеть 10,5 кв для питания электровозов.
П/ст 4А запитана от ГПП -1 по ЛЭП 35кв N35 и 36.
С п/ст 4А 4-мя кабельными вводами ч/з п/ст 3 запитана п/ст 65 "Западная"
с нее выходят ЛЭП -6кв З-1,3-2,3-3,3-5;3-6;3-7;3-8,3-1 в резерве.
От остальных линий питаются по 1-2 эк-ра и по 1-2 СБШ-250 и освещение
карьера. С п/с 4-А выходят ЛЭП-6 N 20 и 22 на отвал N 2 от которых
запитано по 1 экс-ру.
П/с N 89 35/6 "Северная" запитана по одной цепи ЛЭП-35 кв N 311 c п/с
35/6 "Южная".
С п/с N 89 выходят ЛЭП-6кв С-1,С-2,С-4,С-5 от выше перечисленных линий
запитано от 1 до 2 экс-ров и по 1 ст.СБШ и КТП освещения карьера.
Станки СБШ питаются от КТП-6/0,4кв с тр-рами от 320 ква-630 ква.
Экскаваторы питаются от переключательных пунктов КРУНК-6кв.
Для освещения карьера применяются КТП6/0,4кв с тр-рами 10ква-100ква
и применяются светильники ИСИ-5000 с лампами КГ-5000 ватт.
П/ст N 6 "1-го водоподъема" запитана от п/с ГПП-3 по ЛЭП-35кв N 49 и
N 50 с п/с N 6 выходят ЛЭП-6кв " Отвальная-1" от которой запитано
2 экс-ра ЭКГ-8И на отвале N 2 и ЛЭП-6кв дамба N 3 и дамба N 5 от
которых запитано по одному экс-ру ЭКГ-8И на дамбе.
П/с N 87 35/6 "Тяговая" питается по ЛЭП-35кв N 49,50 с п/с ГПП-3
для питания контактной сети 10,5кв для работы эл.возов.
Электроснабжение открытых горных работ имеет свои особенности:
1. Работа на открытом воздухе.
2. Значительная территория разработки.
3. Разбросанность и систематическое перемещение вскрышных и добыч-
ных работ.
4. Значительная глубина и уступная форма разработки.
5. Ведение взрывных работ.
При устройстве освещения необходимо учитывать следующие особенности:
- освещению подлежат большие открытые пространства;
- освещение должно быть эффективным при любой погоде ( дождь, снег,
туман, пыль ).
Вся территория карьера и отвалов освещается полустационарными све-
тильниками, установленными на мачтах по периметру карьера и отвалов,
а при большой глубине и на транспортных бермах.
В настоящее время широкое распространение получили ксеноновые лампы
ДКсТ - 10000,20000,50000. При системах местного освещения освещаются
отдельные виды работ на незначительной площади ( буровые площадки,
экскаваторные забои, перегрузочные площадки и др.) Освещение осу-
ществляется светильниками, установленными на рабочих машинах и опорах.
Карьер оборудуется комплексом технических средств связи, обеспечива-
ющих контроль технологических процессов, управление ими и безопас-
ность работ.
К таким средствам относятся:
1. Административно-хозяйственная связь.
2. Диспетчерская связь.
3. Громкоговорящая поисковая связь.
4. Сигнализация, централизация, блокировка на ЖДТ (СЦБ).
5. Охранная сигнализация.
6. Пожарная сигнализация.
7. Радиосвязь с горнотранспортным оборудованием.
Карьер запитан от подстанции ГПП-3 по ЛЭП-35кВ
На основных участках есть энергослужбы, которые производят профи-
лактические работы и устраняют аварии.
ППР эл.оборудования экскаваторов и буровых станков производят
бригады участка энергослужбы согласно утвержденному графику.
Капитальные ремонты экскаваторов, буровых станков и приключательных
пунктов выполняют подрядные организации.
Ремонт ЛЭП и осветительной сети, профилактические ремонты и осмот-
ры, строительство передвижных ЛЭП осуществляет линейная служба
участка энергослужбы.
Запасные части и узлы к ремонту г/оборудования производит бригада
участка энергослужбы.
ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ
На ИнГОКе предусмотрено диспетчерское управление.
Диспетчерская служба построена по иерархическому принципу.
Во главе комбината предусмотрен главный диспетчер комбината, кото-
рому подчиняются диспетчера всех цехов комбината. Диспетчерам цехов,
в свою очередь, подчиняются операторы участков, технологических линий,
дежурные по подстанциям и постам и т.д.
Во главе службы энергоснабжения предусмотрен диспетчер энергоснаб-
жения комбината.
В карьере предусмотрена радиосвязь: экскаваторы - диспетчер карьера;
буровые станки - оператор бурового участка.
ПРОМЫШЛЕННАЯ САНИТАРИЯ И ОХРАНА ТРУДА
Основными источниками загрязнения воздушного бассейна при производ-
стве горных работ считаются:
-массовые взрывы в карьере;
-технологические выбросы рудообогатительных фабрик;
-автомобильный транспорт;
-энергетические установки.
При выборе мероприятий по защите воздушного бассейна от различных
источников загрязнения необходимо учитывать следующие вредные вещества:
-массовые взрывы: пыль,окись углерода, двуокись азота;
-технологический автотранспорт: пыль, окислы азота, альдегиды;
-энергетические установки: пыль, сернистый ангидрид.
Требования к технологическим процессам и оборудованию, удовлетворя-
ющие условиям защиты атмосферы и необходимые мероприятия, следует принимать в соответствии с "Указаниями по проектированию мероприятий для
защиты атмосферы от выбросов рудников и ГОКов"
В состав службы защиты воздушного бассейна и наблюдения за состоя-
нием атмосферы следует предусматривать лабораторию, оснащенную всеми
необходимыми приборами и оборудованием.
Все рабочие и служащие должны пройти инструктаж по промышленной
санитарии, личной гигиене и по оказанию неотложной помощи на месте
пострадавшим при несчастном случае и поражении эл.током.
При карьере имеется пункт первой медицинской помощи. Для доставки
пострадавшего или внезапно заболевших на работе в лечебное учреждение
имеется санитарная машина.
На предприятии организована стирка спецодежды не реже 2-х раз в мес.
а также починка обуви и спецодежды.
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА
Строительство цехов, складов горючих и легковоспламеняющихся веществ
должно осуществляться в соответствии с категорией пожарной опасности,
согласно классификации строительных норм и правил и действующих поло-
жений.
Горюче-смазочные и обтирочные материалы на рабочих местах должны
храниться в закрытых металлических емкостях в количестве, не выше
суточной потребности в каждом из видов материалов.
Хранение легковоспламеняющихся веществ(бензин керосин и т.д.)
на рабочих местах запрещается.
Все производственные и подсобные помещения, установки, сооружения
и склады, должны быть обеспечены первичными средствами тушения пожаров.