Цель и задачи информационной логистики
Цель информационной логистики определяется шестью правилами логистики. Для выполнения этих правил нужная информация.
Целью информационной логистики является наличие:
♦ нужной информации;
♦ в нужном месте;
♦ в нужное время;
♦ необходимого содержания (для лица принимающего решение);
♦ с минимальными затратами.
Средства информационной логистики должны позволять планировать материальные потоки, управлять ими и контролировать их.
Основными задачами информационной логистики являются:
♦ планирование потребностей;
♦ анализ решений, связанных с продвижением материальных потоков;
♦ управленческий контроль процессов;
♦ интеграция участников логистической цепочки.
Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля операций.
В логистике выделяют следующие виды информационных потоков (рис. 57):
♦ в зависимости от вида связываемых потоком систем – горизонтальный и вертикальный;
♦ в зависимости от места прохождения – внешний и внутренний;
♦ в зависимости от направления по отношению к логистической системе – входной и выходной;
♦ в зависимости от вида носителя информации – бумажные, электронные, смешанные;
♦ в зависимости от плотности – малоинтенсивные (до 1 Мбит / с), среднеинтенсивные (1 – 2 Мбит / с), высокоинтенсивные (свыше 2 Мбит / с);
♦ в зависимости от периодичности – регулярные, оперативные, случайные, on – line, off – line.
Варианты движения информационного потока:
♦ опережающий информационный поток во встречном направлении содержит сведения о заказе;
♦ опережающий информационный поток в прямом направлении – сообщения о предстоящем прибытии груза;
♦ одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;
♦ вслед за материальным потоком во встречном направлении проходит информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, претензии, подтверждения.
Информационный поток характеризуется следующими показателями:
♦ источник возникновения;
♦ направление движения потока;
♦ скорость передачи и приема;
♦ интенсивность потока и др.
Управлять информационным потоком можно следующим образом:
♦ изменяя направление потока;
♦ ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
♦ ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного участка пути.
Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята двоичная единица – бит. Применяются также килобайт, мегабайт и гигабайт.
Информация может измеряться также:
♦ количеством обрабатываемых или передаваемых документов;
♦ количеством документострок в документах.
29. Информационные системы: понятие, требования и виды
Информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать совокупностью интегративных качеств.
Составными частями информационных систем являются следующие виды обеспечения:
♦ техническое обеспечение, совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
♦ информационное обеспечение, различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
♦ математическое обеспечение, комплекс программ, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.
В информационной системе можно выделить две подсистемы: функциональную и обеспечивающую (рис. 58).
Информационная система – организованная совокупность персонала, средств вычислительной техники, справочников, средств программирования и обеспечивающая возможность планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.
Требования к информационным системам:
♦ стандартизованные интерфейсы и протоколы передачи данных;
♦ возможность доступа к прикладным программам;
♦ объединение существующих систем банков данных;
♦ однократная безошибочная регистрация данных;
♦ организация санкционированного доступа к данным;
♦ обработка или архивация данных;
♦ открытость архитектуры системы.
Информационные системы могут создаваться для управления материальными потоками на уровне предприятия или на территории регионов, стран (рис. 59).
На уровне отдельного предприятия информационные системы делят на:
1. Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений:
♦ создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
♦ управление условно – постоянными, т. е. мало изменяющимися, данными;
♦ планирование производства;
♦ общее управление запасами;
♦ управление резервами и другие задачи.
Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач, что позволяет адаптировать стандартное программное обеспечение.
2. Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения работы логистических систем:
♦ детальное управление запасами (местами складирования);
♦ распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
♦ отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов.
Возможность приспособить стандартный пакет программ низкая, что вызвано рядом причин:
♦ производственный процесс складывается долго и трудно поддается изменениям для стандартизации;
♦ структура обрабатываемых данных различается у разных пользователей.
3. Исполнительные информационные системы создаются на уровне оперативного управления, позволяют получать информацию о движении грузов, выдавать управляющие воздействия, контролировать материальные потоки, управлять обслуживанием производства.
Индивидуальное программное обеспечение применяют часто.