Транспортно-экспедиционного предприятия

Состав и содержание транспортно-экспедиторской операции определяется договорами об организации перевозок грузов и транспортной экспедиции.

Транспортно-экспедиционное предприятие заключает с отправителем и получателем груза договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, где они уточняют и конкретизируют права и обязанности сторон, предусматривают условия рациональной организации работы и устанавли­вают степень ответственности сторон за выполнение обязательств. По договору транспортно экспедиционного обслуживания одна сторона (ТЭП) обязуется выполнить все работы, связанные с отправлением или получением грузов, а другая сторона (грузовладелец) уплатить за это определенное вознаграждение, предусмотренное договором. Правовая особенность договора заключается в том, что ТЭП выполняет определенные операции по поручению грузовладельца, от его имени и за его счет.

В договоре указывают подробное наименование сторон, их адреса, расчетные счета и степень ответственности, объем перевозок, условия транспортно-экспедици­онного обслуживания, порядок выполнения расчетов. При подписании договора грузовладелец выдает транспортно-экспедиционному предприятию постоянную до­веренность на выполнение от его имени операций, связанных с отправлением и приемом груза, а также номера телефонов своих складов и фамилии лиц, ответст­венных за прием информации о завозе-вывозе грузов. По согласованию сторон до­говор может охватывать весь комплекс операций по обслуживанию или только часть из них.

По всем другим вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются действующим законодательством, Кодексом ВВТ, уставами автомобильного транспорта, правилами, изданными в развитие уставов, тарифными руководствами и другими нормативными актами.

Для нормального функционирования каждое ТЭП имеет: парк автомо­билей, находящихся на его балансе или предоставляемых ему автохозяйства­ми транспорта общего пользования; соответствующие кадры; служебные помещения, оборудованные средствами связи с отправителями, получа­телями и оперативными подразделениями порта; перегрузочные машины и приспособления; складские помещения и площадки. По договорен­ности с портом ТЭП может арендовать складскую площадь на причале для подготовки груза к транспортированию, ремонта тары, сортировки груза и других операций, которые по какой-либо причине не были выполнены на складах грузовладельца или ТЭП.

В соответствии с договором ТЭП или непосредственно речной порт, если он производит такого рода обслуживание, выполняет следующие работы:

планирует и учитывает завоз-вывоз груза в обычной таре и в контейнерах, а также объем транспортно-экспедиционных операций и получаемых доходов за их выполнение;

оформляет транспортные документы на перевозку;

принимает по завизированным накладным на складах отправителя груз, сопровождает и охраняет его при перевозке автомобилями до складов порта, передает порту к перевозке;

оплачивает провозные платежи и дополнительные сборы, доставляет отправителю квитанции на сданный к отправлению груз;

уведомляет получателя о прибытии в его адрес груза, оформляет (раскредитовывает) документы на прибывший груз, принимает его от порта и сопровождает до склада получателя, вручает транспортные документы и сдает грузы получателю;

перевозит груз со склада отправителя на склад перевозчика или на склад получателя;

упаковывает и маркирует груз, ремонтирует и укрепляет тару, пакетирует и взвешивает груз, снабжает бирками и производит другие работы по подготовке груза к перевозке;

хранит груз на складах ТЭП или перевозчика, группирует, сортирует или распределяет груз по указанию грузовладельца, комплектует контейнерные и судовые отправки;

переадресовывает груз, оказывает справочные и информационные услуги и т.д.

Одним из важнейших условий договора транспортно-экспедиционного обслуживания является обеспечение сохранности груза. Все работы по упаковке, маркировке, погрузке, выгрузке, складированию и хранению следует выполнять с соблюдением действующих правил и положений. Ответствен­ность за сохранность груза лежит на ТЭП с момента принятия им груза до момента сдачи. Принимают или сдают груз непосредственно в процессе загрузки или разгрузки автомобиля. При этом проверяется состояние груза и число мест, а при необходимости - его массу. Перевозчик не принимает груз от ТЭП при нестандартной упаковке, отсутствии пломбы на контейнере, обнаружении порчи или недостачи груза и других нарушениях правил перевозок. ТЭП в свою очередь в случае обнаружения несохранности груза или других серьезных дефектов принимает груз от перевозчика только после составления коммерческого акта или вызывает для приемки представителя получателя.

Перегрузочные операции на причалах порта по загрузке-разгрузке как судов, так и автомобилей выполняют средствами портов.

Многим отправителям и получателям, имеющим небольшой грузо­оборот, содержать свои перегрузочные механизмы экономически нецеле­сообразно. Поэтому ТЭП создает парк передвижной перегрузочной техники, которая выполняет перегрузочные операции на их складах. В результате улучшаются условия, и повышается производительность труда, эффективнее используется техника.

Наиболее важной работой ТЭП является организация контейнерных перевозок, объем которых возрастает. Выполняя договорные обязательства по загрузке-разгру­зке контейнеров, сдаче их в порт или доставке на склад получателя, ТЭП должно стремиться к сокращению времени оборота контейнеров, обеспечению рациональ­ной двусторонней их загрузки и полной сохранности перевозимого груза. При нали­чии в порту ТЭП контейнерный участок (причал) целесообразно передать в его ве­дение, что будет способст­вовать повышению эффективности использования контей­неров.

Важная и сложная задача ТЭП — организация транспортно-экспеди­ционного обслуживания тарно-штучных грузов, перевозимых мелкими отправками. Рассредо­точение этих грузов по большому количеству отправи­телей и получателей в значи­тельной степени затрудняет планирование и организацию их перевозок. Необходи­мо обеспечить сочетание интересов грузовладельцев с интересами транспорта, а также полную согласован­ность их работы, чтобы упорядочить процесс завоза-выво­за мелкопартион­ных грузов, ускорить их доставку и сократить расходы на транс­портирование. Для укрупнения партий грузов и сокращения продолжительности их хране­ния в порту ТЭП организует концентрированный завоз грузов, следующих в определенный пункт или группу пунктов одного направления, в дни, предшествую­щие отправлению соответствующего судна по графику или совпадающие с его от­правлением. Это позволяет быстро загрузить судно, широко использовав прямой ва­риант, и отправить его в пункт назна­чения.

Стороны, заключившие договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, в случае полного или частичного невыполнения принятых обязательств несут взаимную материальную ответственность согласно договору.

Расчеты отправителей и получателей груза с ТЭП за выполняемые им операции, производятся по ставкам, установленным соответствующими договорами.

Наши рекомендации