Определение пропускной способности регулируемого пересечения
Пропускная способность на регулируемом пересечении в сечении стоп-линии определяется пропускной способностью одной полосы, количеством полос движения, организацией движения и режимом регулирования.
Пропускной способностью полосы улиц и дорог регулируемого движения называется зависящее от условий и организации движения максимальное количество транспортных средств, проходящих по полосе через линию-стоп в течении одного часа в одном направлении при соблюдении условий безопасности движения. Условия организации движения выражаются через долю времени от продолжительности цикла, выделяемого для движения транспортных средств в каждом направлении, в котором определяется пропускная способность( ).
При расчете пропускной способности приняты два допущения:
-все автомобили, проходящие через перекресток, могут задержаться перед светофором;
-все автомобили, после включения сигнала, проходят через перекресток с одинаковой скоростью и интервалом движения.
Исходя из этого, пропускная способность одной полосы движения определяется по формуле:
Nn= , где (5.1)
tз-продолжительность зеленого сигнала светофора, с;
ta-отрезок времени между включением зеленой фазы и пересечением стоп-линии первым автомобилем, с;
Tц-цикл светофорного регулирования, с;
tn- интервал времени между автомобилями при прохождении стоп линии, с.
По результатам наблюдений ta составляет 1-3с, рекомендуется принимать 2с;
Величина tn по наблюдениям составляет для легкового транспорта 1-3с, для грузового – 3-5с, для смешанного потока рекомендуется принимать 2-3с.
Для нашего варианта с пересекающимися магистральными дорогами регулируемого движения принято по 5 полосы движения на главной и второстепенной дороге. С учетом этого, на пересечении трехтактное регулирование с дополнительной секцией для левоповоротного движения.
Потоки прямого направления и прямоповоротного пропускаются на основную зеленую фазу продолжительностью tз с, левоповоротные потоки пропускаются на дополнительную фазу tз(л) с.
Пропускная способность проезжей части определяется по формуле:
Nm=N1,2+N3, где (5.2)
N1,2-пропускная способность полос, отведенных для пропуска прямого и правоповоротного направления, авт/час;
N3-пропускная способность полосы левоповоротного движения, авт/час;
N1,2=Nn(n-1); (5.3)
N3= , где (5.4)
n-количество полос движения в сечении стоп-линии.
В нашем случае:
Tц-25+3+17+3=48с;
tзп-25с;
ta-2с;
tn-2,5с;
tз(л)-17с.
Подставляем в формулы наши данные и получаем по (5.1):
Nn= =690 авт/час;
По формуле (5.2) находим:
N1,2=Nn(n-1)=690*2=1380 авт/час;
По формуле (5.3) определяем интенсивность движения на левоповоротном направлении:
N3= =(3600*15)/48*2,5=450 авт/час;
Мы получили интенсивность движения только в одном направлении. В этом случае примем допущение, что на встречных потоках интенсивность движения у нас одинакова.
Пропускная способность пересечения в одном направлении:
N=1380+450=1830 авт/час.
T-образное примыкание
Пропускная способность Т-образных перекрестков определяется в зависимости от количества тактов в цикле регулирования.
2-тактное регулирование
1-й такт 2-й такт
Рис. 1. Распределение потоков разных направлений по полосам и фазам
Пропускная способность проезжей части определяется по формулам:
- в сечении 1 и 3:
N1,3=Nnn; (5.1.1)
-в сечении 2:
при n=2
N2=ηNn(n-1); (5.1.2)
при n>2
N2=ηлNn(n-1);где (5.1.3)
η-коэффициент, снижающий пропускную способность за счет помех от левоповоротного движения и зависящий от доли левого поворота
Рекомендуется принимать:
η | 2,0 | 1,65 | 1,60 | 1,55 | 1,50 |
α, % |
Если в сечении только одна полоса движения для всех направлений:
η | 1,0 | 0,65 | 0,60 | 0,55 | 0,50 |
α, % |
α-доля левоповоротных автомобилей.
ηл-коэффициент, учитывающий пропускную способность полосы левоповоротного движения (при отсутствии данных принимается 1,1-1,2)
3-тактное регулирование
1-й такт 2-й такт 3-й такт
Рис. 2. Распределение потоков разных направлений по полосам и фазам
Пропускная способность проезжей части определяется по формулам:
-в сечении 1:
Nm=N1+N2 (5.1.4)
-в сечении 2:
Nm=N1+N3 (5.1.5)
-в сечении 3:
Nm=N2`+N3`, где (5.1.6)
N1-пропускная способность полос, отведенных для пропуска прямого движения;
N2-то же, для правоповоротного движения;
N3-то же, для левоповоротного движения.
N1=Nn(n-1); (5.1.7)
Nn= (5.1.8)
N2` = N3= (5.1.9)
N3` = N2= (5.1.10)
Рассмотрим случай, в котором Tц=20+3+14+3+14+3=57 с.
Тогда по формуле (5.1.8) получаем:
Nn= =454,73 авт/час
Подставляем в (5.1.7) и получаем:
N1=454,73(3-1)=909,46 авт/час;
Так как период зеленого сигнала одинаковый для правого и левого поворота, то по формулам (5.1.9) и (5.1.10) получаем:
N2` = N3= N3` = N2= =303,15 авт/час;
Определяем пропускную способность сечений по формулам (5.1.4), (5.1.5), (5.1.6):
1)Nm=N1+N2 =1212,61 авт/час;
2)Nm=N1+N3=1212,61 авт/час;
3)Nm=N2`+N3`=606,3 авт/час.
Обоснование выбранного варианта пересечения
При проектировании пересечения нужно соблюдать требования безопасности и учитывать организацию движения транспортных средств, чтобы не возникало аварийных ситуаций.
Тип нашего пересечения на дороге-регулируемый, вопрос устройства направляющих островков на нашем пересечении не рассматривается, так как потоки во время пересечения улицы не пересекаются. Имея по три полосы на главной и второстепенной дороге, не требуется устройство переходно-скоростных полос на подходах к пересечению, так как для правого поворота выделена своя полоса движения. Организация движения на пересечении будет определяться дорожными знаками, установленными на перекрестке и светофорным регулированием. То же самое можно сказать по организации движения на Т-образном примыкании. Так как выбран 3-тактный тип светофорного регулирования, потоки при прохождении перекрестка не пересекаются, поэтому необходимость устройства дополнительных средств организации движения исключается (в виде направляющих островков). Организация движения и планы пересечения показаны на рисунке 3 и 4.