Определение пропускной способности

При определении максимальной пропускной способности одной полосы движения принимается, что автомобили движутся друг за другом с одинаковой скоростью на расстоянии, достаточном для полного торможения при внезапной остановке переднего автомобиля.

Длина участка дороги, приходящаяся на один автомобиль на дороге равна

Определение пропускной способности - student2.ru , (115)

где Sp – расчетный безопасный тормозной путь, м; l4 – длина автомобиля, м.

Определение пропускной способности - student2.ru , (116)

где l1 – путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя, равное одной секунде:

Определение пропускной способности - student2.ru ; (117)

l2 – путь, который дополнительно пройдет задний автомобиль вследствие различия в состоянии тормозов переднего и заднего автомобилей.

Определение пропускной способности - student2.ru , (118)

где Sз и Sп – тормозные пути, соответственно, заднего и переднего автомобилей; lз – некоторый запас расстояния между остановившимися автомобилями; Кз и Кп – коэффициенты эксплуатационного состояния тормозов, соответственно, заднего и переднего автомобилей; V – скорость автомобиля (Vз=Vп=V), км/час; i – уклон элемента профиля, на котором производится торможение, f – сопротивление качению, кгс/т; j – коэффициент сцепления.

Таким образом, безопасное расстояние между автомобилями при торможении равно

Определение пропускной способности - student2.ru . (119)

Количество автомобилей, прошедших через рассматриваемое сечение дороги в одном направлении за час, т.е. пропускная способность одной полосы движения, при скорости движения V км/ч, равно

Определение пропускной способности - student2.ru авт/час . (120)

При мгновенной остановке переднего автомобиля (первое допущение Кп=0) пропускная способность определяется выражением

Определение пропускной способности - student2.ru . (121)

Максимальная пропускная способность по формуле (121) при скорости движения автомобиля, равной 2040 км/ч, составляет 1100 - 1600 авт/ч. При дальнейшем возрастании скорости пропускная способность N медленно снижается (рис.32).

Определение пропускной способности - student2.ru

Рис. 32. Теоретическая пропускная способность полосы движения при разных значениях коэффициента сцепления: 1 – по уравнению 121; 2 – по уравнению 122

При одинаковом состоянии тормозов переднего и заднего автомобилей (второе допущение Кз = Кп) пропускная способность определится выражением

Определение пропускной способности - student2.ru . (122)

Уравнения (121) и (122) не отражают реальных условий движения по дороге разнотипных автомобилей с разными скоростями движения и обгонами, создающими помехи для движения во встречном направлении.

С увеличением интенсивности движения, естественно, пропускная способность уменьшается (так как падает скорость из-за помех), и скорость потока для дорог с двумя полосами движения при смешанном составе движения подчиняется эмпирической зависимости:

Определение пропускной способности - student2.ru , (123)

где Vо – скорость движения одиночного автомобиля при отсутствии помех, км/ч, которая зависит от дорожных и погодных условий;
N – суммарная интенсивность движения в обоих направлениях, авт/ч; a – коэффициент снижения скорости, который зависит от состава движения: a = 0,016 при 20 % легковых автомобилей в составе транспортного потока: a = 0,0012 при – 50% и a = 0,008 при – 80% легковых автомобилей.

Уравнение (123) накладывает ограничение на использование уравнения (121), поскольку средняя скорость потока автомобилей, которой соответствует определенная пропускная способность, должна удовлетворять одновременно уравнению (123).

Определение пропускной способности - student2.ru

Рис. 33. Зависимость пропускной способности дороги от скорости движения транспортного потока: 1 – зависимость скорости транспортного потока от интенсивности; 2 – пропускная способность, рассчитанная по интервалам между автомобилями при разных скоростях движения;
3 – типичная пропускная способность полосы; 4 – скорость при типичной пропускной способности

На рис. 33 Nт – типичная пропускная способность; Vтип – типичная скорость. Строительные нормы и правила на проектирование дорог общего пользования [1] предусматривают для дорог I категории 4, 6, 8 полос движения, для дорог II–IV категории две полосы движения, для V категории одну полосу движения [1, табл.4].

Для обгона на двухполосных автодорогах используются полосы встречного движения. При назначении числа полос на многополосных автомобильных магистралях, а также для выявления мест, где необходимо устройство дополнительных полос движения (на подъемах, у пересечений и т.д.) используется формула:

Определение пропускной способности - student2.ru , (124)

где П – общее число полос движения; N – интенсивность движения на дороге, авт/ч, приведенная к легковым автомобилям; e – коэффициент сезонной неравномерности движения; Z – коэффициент загрузки, соответствующий необходимому для данной дороги уровню удобства работы водителей [7, табл.6.2]; Nпр – типичная пропускная способность полосы движения для дороги данной категории

пропускную способность полосы движения можно определить по формуле: Определение пропускной способности - student2.ru авт/час.,

Где v = 100 - расчетная скорость движения, км/час;

= 0,5- коэффициент сцепления;j

f = 0,02 - коэффициент сопротивления качению;

l2 = 15 - длина автомобиля, м;

lо = 10- запас расстояния, м;

Кэ = 1,4- коэффициент эксплуатационного состояния тормозов.

Наши рекомендации