Наветренная поверхность груза и вагона
S г.в = Sгр + Sваг £ 50, м2. (2.5.)
где hгр – центр тяжести груза над уровнем головок рельсов (УГР), м;
hгр = (hпол + Нп + hцт), м (2.6.)
где hпол – высота уровня поверхности пола над УГР, м;
Нп - высота подкладки, м;
hцт - высота ЦТ груза над основанием груза, м;
Sгр - наветренная поверхность груза (высота умножается на длину), м2;
Sваг - наветренная поверхность вагона (можно принять 11 м2);
hв - высота ЦТ порожнего вагона (платформы), 0,8 м;
Qв- масса тары вагона – 22 т;
Qогр - общая масса груза, т.
Если вышеуказанные предварительные условия не обеспечиваются, то производится проверка поперечной устойчивости согласно требованиям ТУ [4].
2.3. Расчет сил, действующих на груз и на крепления.
Для расчетов устойчивости груза и прочности крепления принимаются следующие наиболее невыгодные сочетания действующих одновременно сил:
первое сочетание – продольная инерционная сила, возникающая при соударениях движущихся вагонов с неподвижно стоящими, а также при трогании и осаживание поезда и сила трения;
второе сочетание – сила ветра, инерционные силы (вертикальная, поперечная) и сила трения.
Силы по первому сочетанию действуют на груз при выполнении маневровой работы на станциях толчками или роспуске вагонов на сортировочных горках, а сила по второму сочетанию – при движении по перегону с максимальной скоростью.
Точками приложения инерционных сил является центр тяжести груза, а сила ветра – центр наветренной поверхности.
Для определения величин сил, действующих на грузы различного веса, установлены удельные значения этих сил на основании большого экспериментального материала.
Величина продольной инерционной силы определяется по формуле
Fпр = aпр * Qгр, КГС (2.7.)
где Qгр – масса одного места, т;
aпр - удельная величина продольной инерционной силы в КГС на 1 т массы
груза; принимается для различных типов крепления при массе брутто
одиночных вагонов 22 и 94 т.
Промежуточные значения удельных величин продольной инерционной силы определяем путем линейной интерполяции:
(aпр22 - aпр94) * Qогр
aпр = aпр22 - ______________________________ , (2.8.)
где aпр22 , aпр94 – удельные величины продольного усилия в кгс/т для ваго-
нов массой брутто соответственно 22 и 94 т;
Qогр - общая масса мест груза на вагоне, т;
Согласно Техническим условиям [4].
aпр22 = 1200 кгс/т; aпр94 = 970 кгс/т.
Поперечную горизонтальную инерционную силу с учетом действия центробежной силы находят по формуле:
(aш - aср ) * 2С
Fп = aп * Qгр = [aп + _____________________ ] * Qгр, КГС (2.9.)
lв
где lв – база вагона, м;
С - расстояние от центра тяжести груза до вертикальной плоскости, про-
ходящей через поперечную ось вагона, м;
aср - удельная величина поперечной инерционной силы в кгс на 1т веса грузу
при расположении центра тяжести груза в вертикальной плоскости, в ко-
торой проходит поперечная ось вагона (для V = 100 км/ч,aср = 330кгс/т);
aш - удельная величина поперечной инерционной силы в кгс на 1 т веса груза
при расположении центра тяжести груза над шкворневой балкой (для
V = 100 км/ч aш = 550 кгс/т);
Вертикальная инерционная сила:
Fв = aср * Qгр, КГС (2.10.)
где aср – удельная величина вертикальной силы в кг на 1 т веса груза, определя-
ется по формуле для V = 100 км/ч:
aв = 250 + К * С + ________ , кгс/т (2.11.)
Qогр
где К – коэффициент, учитывающий способ погрузки (с опорой на один вагон
К = 5).
Ветровая нагрузка
Wв = g * Sв, (2.12.)
где g – удельное давление ветра, принимаемое равным 50 кгс/м2 (для грузов с хо-
рошей обтекаемостью (трубы и т.д.) 25 кгс/м2;
Sв - площадь проекции поверхности груза, подверженной действию ветра, на
вертикальную плоскость, проходящую через продольную ось вагона в м2.
Величину сил трения определяют по формулам:
а) при первом сочетании сил (в продольном направлении) для грузов, размещенных с опорой на один вагон
Fпртр = 1000 m Qгр; (2.13.)
б) при втором сочетании сил (в поперечном направлении) для грузов, размещенных с опорой на один вагон
Fпртр = m * (1000 - aв ) * Qгр (2.14.)
где m – коэффициент трения груза по полу вагона.
Величина коэффициента трения между опорными поверхностями груза, подкладок и пола вагонов, очищенным от грязи, снега, льда и смазки при посыпке тонкого слоя песка на поверхность подкладок и пол вагона в местах опирания подкладок груза, принимается равным: для дерева по дереву – 0,45; для железобетона по дереву – 0,55; для стали по дереву – 0,4; для стали по стали – 0,3.
2.4. Определение типа креплений и требуемого их количества
Для решения этого вопроса необходимо прежде всего установить устойчивость груза от опрокидывания вдоль вагона определяется по неравенству
a
hпр = _______________ ³ 1,25 (2.15.)
hцт - hу
где a – расстояние от проекции ЦТ груза до ребра опрокидывания в продоль-
ном направлении;
hу - высота упорного бруска (0,15 м).
То же в поперечном направлении
Qгр * в
hп = ____________________________________ ³ 1,25 (2.16.)
Fп (hцт - hу) + Wв (hн.п. - hу)
где в - расстояние от проекции ЦТ груза до ребра опрокидывания в поперечном
направлении;
hн.п. - высота центра наветренной поверхности груза от пола вагона.
При соблюдении указанных неравенств в формулах (2.15. и 2.16) опрокидывания груза относительно пола вагона не произойдет.
Усилие в растяжках, расположенных под углом к продольной и поперечной осям вагона определяется из рис. 2.10. по формулам.
Fп
пр
Fпр Qгр F тр Продольная ось вагона
п
Wв F тр bпр Rр
bп a
Поперечная ось вагона
Рис. 2.3. Расчетная схема крепления груза растяжками
а) в продольном направлении
Fпр – Fпртр
Rпр = ______________________________________, кг (2.17.)
Кпрр (m sina + cosa * cosbпр)
б) в поперечном направлении
1,25 * (Fп – Wв) - Fптр
Rп = ______________________________________, кг (2.18.)
Кпр (m sina + cosa * cosbп)
где 1,25 - коэффициент запаса устойчивости;
Кпрр, Кпр - количество растяжек, работающих одновременно продольном и по-
перечном направлениях;
a - угол наклона растяжек к полу вагона;
bпр, bп - углы между проекциями растяжки на горизонтальную плоскость
и продольной или поперечной осями вагона.
Сечение и диаметр проволоки выбирается из таблицы [4].
Усилие в обвязках определяется из рис. 2.11. и формулам 2.19 и 2.20.
Применение обвязок для крепления котла цилиндрической формы показано на рис. 2.11.