Определение технической возможности предотвратить наезд на препятствия, движущиеся в попутном направлении

При движении препятствия в попутном направлении расстояние от транспортного средства до места наезда (столкновения) в момент возникновения опасности для движения зависит от того, когда водитель начинает тормозить. Чем раньше он затормозит, тем на большее расстояние успевает продвинуться препятствие, тем дальше будет место наезда. При определенных условиях это препятствие вообще может оказаться за пределами досягаемости транспортного средства.

Такая дорожная обстановка нередко возникает при внезапном выезде велосипедистов на полосу движения автомобиля, движущегося с более высокой скоростью. Аналогичная обстановка может возникнуть, когда водители при ограниченной обзорности, выезжая на У-образный перекресток, не пропускают транспортные средства, следующие в том же направлении по главной дороге (рис. 16).

определение технической возможности предотвратить наезд на препятствия, движущиеся в попутном направлении - student2.ru

Рис.16

Расстояние до места наезда в момент возникновения опасности для движения, если бы водитель своевременно затормозил, может быть определено по следующей формуле:

  определение технической возможности предотвратить наезд на препятствия, движущиеся в попутном направлении - student2.ru (54)
где VП скорость препятствия, км/час;
  J замедление при экстренном торможении, м/сек2;
  DV разность скоростей транспортного средства и препятствия, км/час;
  T время, необходимое для приведения тормозов в, действие, сек;
  S’a расстояние от транспортного средства до препятствия в момент возникновения опасности для движения, м.
           

Расстояние S’a может быть определено путем расчета по приведенным ниже формулам:

при наезде в процессе торможения транспортного средства:

  определение технической возможности предотвратить наезд на препятствия, движущиеся в попутном направлении - student2.ru (55)
где S”Т расстояние, на которое продвинулось бы заторможенное транспортное средство после наезда до остановки, если бы оно не было задержано при ударе, м;
           

при наезде до начала торможения:

  определение технической возможности предотвратить наезд на препятствия, движущиеся в попутном направлении - student2.ru (56)
где SП расстояние, которое преодолело препятствие с момента возникновения опасности для движения до наезда, м.
           

При наезде тяжелых транспортных средств на велосипедистов, мотоциклистов величина S”Тпрактически равна действительному перемещению заторможенного транспортного средства после наезда до остановки.

При столкновении автомобилей величина S”Т может быть определена по формуле:

  определение технической возможности предотвратить наезд на препятствия, движущиеся в попутном направлении - student2.ru (57)
где S’Ю длина следа юза транспортного средства до момента удара, м;
  t3 время нарастания замедления при экстренном торможении, сек.
           

При выведении формулы (54) учитывается, что за время преодоления препятствием расстояния Sп транспортное средство преодолевает расстояние Sa = S’a + Sп и что при своевременном торможении транспортного средства Sп = Vп*(Т + t’т).

Расчет по формуле (54) целесообразен лишь при установлении механизма происшествия. Для решения вопроса о технической возможности у водителя предотвратить происшествие достаточно установить лишь знак подкоренного выражения. Если подкоренное выражение отрицательно, значит при своевременном торможении транспортного средства действительных значений расстояния Sa, не существует, т. е. наезда на препятствие быть не могло, и наоборот, если подкоренное выражение положительно, то наезд произошел бы и при своевременном торможении. Однако для решения этого вопроса удобнее пользоваться следующей формулой:

  определение технической возможности предотвратить наезд на препятствия, движущиеся в попутном направлении - student2.ru (58)

Вывод о наличии у водителя технической возможности предотвратить наезд можно сделать, если х < 0; если же х > 0 следует сделать вывод об отсутствии такой возможности.

Величина х определяет то отклонение от разности скоростей транспортного средства и препятствия, при котором вывод меняется на обратный. Поэтому, если эта величина оказалась незначительной, а в расчетах были использованы средние или недостаточно достоверные значения исходных данных, эксперту не следует делать категорический вывод без расчета по уточненным предельным значениям этих исходных данных.

Пример. Автомобиль ГАЗ-21 производил объезд автомобиля «Колхида» с полуприцепом-рефрижератором, стоявшего на правой стороне шоссе. В этот момент из-за передней части автомобиля «Колхида» с грунтовой дороги на полосу движения автомобиля ГАЗ-21 выехал мопед. Водитель автомобиля произвел маневр влево, но предотвратить наезд не смог.

Имел ли водитель автомобиля ГАЗ-21 техническую возможность предотвратить наезд при следующих исходных данных:

¾ проезжая часть на участке происшествия покрыта укатанным снегом (замедление J = 2—3 м/сек2);

¾ в поле зрения водителя автомобиля мопед продвинулся в попутном направлении на Sп = 17 м;

¾ скорость автомобиля Va = 55 км/час;

¾ скорость мопеда Vм = 30 км/час.

Для решения поставленного вопроса определяем величину хпо формуле (58):

  определение технической возможности предотвратить наезд на препятствия, движущиеся в попутном направлении - student2.ru  
где DV разность скоростей движения автомобиля и мопеда:
  определение технической возможности предотвратить наезд на препятствия, движущиеся в попутном направлении - student2.ru  
  T время, необходимое для приведения тормозов в действие:
  определение технической возможности предотвратить наезд на препятствия, движущиеся в попутном направлении - student2.ru  
  S’a расстояние от транспортного средства до препятствия в момент возникновения опасности для движения:
  определение технической возможности предотвратить наезд на препятствия, движущиеся в попутном направлении - student2.ru  
           

Поскольку значение х оказалось положительным, следует сделать вывод об отсутствии у водителя технической возможности предотвратить наезд на мопед.

Расчеты были проведены по предельным значениям исходных данных, в наименьшей степени способствующим этому выводу (минимально возможное значение скорости автомобиля, максимально возможные значения замедления и скорости мопеда), поэтому данный вывод является вполне обоснованным, несмотря на малое значение величины х (1 км/час). Расчеты по любым другим возможным значениям исходных данных могут дать только большие значения этой величины и, следовательно, не повлияют на вывод.

Наши рекомендации